Тема: Культура человека как целостная система. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Культура человека как целостная система.

2020-04-03 162
Тема: Культура человека как целостная система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

4.1. Вопросы для обсуждения

1) Самоидентификация личности и соотношение между личностью и культурой.

2)  Понятие культурной идентичности и её проявления.

3) Социально-культурная адекватность личности и самореализация личности.

4)  Инкультурация и формирование культурной компетенции личности.

5) Основные принципы воспитания толерантности у личности в ходе образования.

6) Возникновение христианства и его роль в истории европейской культуры.

7) Мировые религии в истории человечества.

 

         

4.2. Дайте определение понятиям

 

Адекватность культурная

Веротерпимость

Идентичность

Инкультурация

Интолерантность

Культура личности общая

Культурная компетенция

Культура профессиональная

Самоидентификация культурная

Самореализация

Толерантность

Этноцентризм

 

4.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1.Перечислите основные роли личности в культуре.

2.Каковы главные условия формирования социокультурной адекватности личности?

3. Назовите наиболее распространенные проявления толерантности в обществе.

4. Какие Вы знаете формы проявления интолерантности?   

5. Назовите важнейшие принципы воспитания толерантности в условиях поликультурности и полиэтничности.

6. Назовите известные Вам мировые религии. В чём их главные отличия от племенных культов и национальных религий?

 

 

4.4. Тесты для самопроверки

 

1) Процесс вхождения индивида в общество, усвоение человеком норм, правил и социальных ролей:

    а) аккультурация;

    б) ассимиляция;

    в) социализация;

    г) инкультурация.

 

2) Процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализация) или усвоение необходимых для жизни и позитивно воспринимаемых норм и ценностей чужой культуры, происходящее в ходе контактов с представителями других культур:

  а) адаптация;

б) дискриминация;

  в) аккультурация;

  г) ассимиляция.

 

3) Знание социальных, экономических, политических, правовых, религиозных, эстетических норм конкретного общества и культуры:

   а) этноцентризм;

   б) поликультурность;

   в) культурная компетенция;

   г) секуляризация.

 

4) Терпимость и уважительное отношение к культуре и мнениям других людей, не совпадающими с собственными

   а) компетенция;

   б) толерантность;

      в) идентичность;

   г) синкретизм.

 

5)   Соотнесение и отождествление себя с конкретной социальной группой (группами) при осознанном принятии личностью присущих данной группе (группам) культурных норм, языка, ценностей, образцов поведения:

      а) самоидентификация;

      б) самореализация;

      в) социализация;

   г) коммуникация.

 

6) Представление о том, что «наша культура» (религия, общество) - лучшие:

    а) секуляризация

     б) ассимиляция

  в) этноцентризм

    г) поликультурность.

 

7) Приспособление человека или социальной группы к природной и культурной среде, один из основных факторов культурогенеза:

а) самореализация;

б) коммуникация;

в) ассимиляция;

г) адаптация.

 

8) Проявления нетерпимости, основанной на убеждениях в собственном превосходстве, на неприятии «другого», думающего, чувствующего, ведущего себя и выглядящего иначе:

а) изоляция;

б) секуляризация;

в) интолерантность

г) компетенция.

9)  Хронологические рамки византийской культуры:

а) IV–V вв.;

б) IV–XV вв.;

в) IX–XII вв.;

г) VII–IX вв.

 

10) К наиболее долговечным видам византийского искусства, в котором отразилось стремление к красочности, декоративности и великолепию, относится:

а) икона;

б) фреска;

в) книжная миниатюра;

г) мозаика.

 

11) Согласно иконографическому цветовому канону, разработка которого приписывается Дионисию Ареопагиту (ок.в IV в.), пурпурный цвет, включающий в себя красный  и синий, символизирует:

а) Бога-отца;

б) Христа;

в) Богоматерь;

г) Свет.

 

12) Начавшиеся ещё в IX в. противоречия между западной и восточной христианскими церквями, в XI в. закончились расколом на:

а) иудаизм и христианство;

б) католичество и протестантизм;

в) католичество и православие;

г) иконоборцев и иконопочитателей.

 

13) Восточные влияния на художественную культуру Византии предопределили:

а) стремление к объёмности форм;

б) ярко выраженный декоративный характер искусства;

в) аскетическое оформление внутреннего убранства храмов;

г) отсутствие декоративности в искусстве.

 

 

4.5. Справочные материалы к теме 4

 

Адекватность культурная – это состояние, связанное с проявлением личностью активности в обществе, самореализацией и удовлетворением потребностей. Методы самореализации личности и способы удовлетворения её потребностей должны соответствовать традициям, системе ценностей, установлениям, обычаям и другим нормам данного общества. Важнейшим фактором формирования культурно адекватной личности является её социокультурная адаптация.

Веротерпимость – признание права на существование других религий и терпимость к их свободному исповеданию.

Идентичность (культурная) – понятие, характеризующее единство конкретного человека (социальной группы) с определённой культурой. Предполагает усвоение и приятие индивидом (группой) традиций, норм, ценностей, знаковых систем данной культуры.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (группы) к родной культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре; «вхождение в культуру». Понятие, во многом близкое, но не идентичное социализации. В узком смысле термин «инкультурация» обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле понимается как процесс, включающий в себя и усвоение культурных моделей взрослыми индивидами.

Интолерантность - проявления нетерпимости, основанной на убеждениях в превосходстве своего этноса (нации), социальной группы, класса, своих религиозных или политических убеждений и т.д., а также на неприятии «другого», думающего, чувствующего, ведущего себя и выглядящего иначе. Нетерпимость может выражаться различным образом: от проявлений невежливости в общении с представителями других народов и культур, до стремления к господству над ними и даже отказа им в праве на существование.

Культурная компетенция – знание социальных, экономических, политических, правовых, религиозных, эстетических норм конкретного общества и культуры. Важнейшим аспектом компетенции является владение языками и символикой данной культуры, причастность к её семиотическому (знаковому) полю.

Культура личности общая – включает усвоенные личностью культурные нормы и культурное наследие, а также кругозор личности, её картину мира.

Культура профессиональная - включает систему усвоенных личностью специальных знаний, ценностных ориентаций, интересов, навыков и умений самостоятельной творческой деятельности по специальности.

Самоидентификация культурная - соотнесение и отождествление личностью себя с конкретной культурой, этносом, группой (группами), осознанное принятие личностью культурных норм, языка, ценностей, образцов поведения, ощущение себя частью социума.

Самореализация личности – процесс, состоящий в осознании личностью своих задатков, талантов, потенциала и возможностей, а затем – в их практическом осуществлении.

Толерантность - терпимость и уважительное отношение к чужой культуре, к взглядам и мнениям других людей, не совпадающими с собственными.

Этноцентризм - убеждение в том, что «наш» этнос, «наша» нация, культура безусловно «лучшие» по сравнению с «другими».

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ответ в б в б а в г в б г в в б

 

 

    4.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

Практическое занятие №5

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.