Введение в программу (1 час: теория 1 ч) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Введение в программу (1 час: теория 1 ч)

2020-05-07 138
Введение в программу (1 час: теория 1 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание программы 1 года обучения.

Введение в программу (1 час: теория 1 ч)

Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России».

Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей, Новоаннинского района, Волгоградской области.

Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.

Краеведение и экология. Изучение истории своего населенного пункта, Новоаннинского района (3 часа: теория 1ч, практические 2 ч)

Основные сведение о природных условиях: рельеф, климат, реки и озера, растительность и животный мир, почвы, заповедники и заказники.

Сведения об истории своего населенного пункта, Новоаннинского муниципального района: возникновение и развитие.

Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы.

Приметы о природе, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.

Практические занятия.

Подготовка и заслушивание докладов членов объединения о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, Новоаннинского муниципального района.

Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам Новоаннинского района:– 1 экскурсия * 6 ч

3. Топографическая подготовка и ориентирование (8 часов: теория 2 ч, практические 6 ч).

Понятие топографической карты, ее значение для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

Условные знаки.

Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифро­вые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры.

Ориентирование по горизонту, азимут.

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3.

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут ис­тинный и магнитный. Магнитное склонение.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) изме­рение азимутов на карте.

Компас, работа с компасом в Новоаннинском.

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом,

Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентиро­вание карты, прямая и обратная засечка..

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определе­ние азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Измерение расстояний.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как изме­рить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазо­мера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков пе­ревода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстоя­ний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазо­мер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования.

Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени.

Практические занятия

Разработка маршрута туристского похода по топографической карте, с подроб­ным описанием ориентиров, составлением графика.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Суточное движение Солнца по небосводу. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определе­ние азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное оп­ределение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, оп­ределение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

4. Начальная туристская подготовка. (23 часа: теория 6 ч, практические 17 ч)

Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. Кодекс Туриста.

Определение цели и района похода. Спортивное и краеведческое содержание похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, штурмана, завхоза, завпита. Дисциплина в походе.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Личное и групповое снаряжение. Подбор и подготовка группового, личного и специального снаряжения туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.

Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия, уход и хранение палатки.

Практические занятия.

Правильная укладка рюкзаков. Установка палатки в обычных условиях и на скорость. Игры и упражнения, направленные на закрепление данной темы.

Основные узлы, применяемые в туризме.

Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов (проводник, восьмёрка, прямой, встречный, схватывающий).

Практические занятия.

Вязка узлов на время.

Питание в туристском походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Практические занятия.

Расчет продуктов питания для одно-двух-трех дневного похода. Составление меню.

Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваке.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы.

Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Практические занятия.

Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала. Отработка приемов развертывания и свертывания бивака.

Разведение костров разных типов. Простейшие соревнования.

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте.

Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении.

Виды естественных препятствий в пешеходном туризме. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности. Движение по лесу, через кустарники и завалы. Движение по заболоченной местности. Движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различным почвенно-растительным покровом.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Страховка и самостраховка. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах, на коротких привалах.

Обязанности направляющего и замыкающего.

Нормы переходов. Режим ходового дня и режим на дневке.

Практические занятия.

Отработка приемов и способов преодоления различных естественных препятствий: подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчанным, каменистым склонам. Движение через густой подлесок, по заболоченной местности. Переправы по бревнам, кладям, камням, броды.

Страховка и самостраховка.

Игры и упражнения, направленные на закрепление изученного материала.

Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Оформление значков и разрядов.

Практические занятия.

Чистка, ремонт и сдача снаряжения.

Обсуждение похода в группе. Оформление туристского уголка, летописи туробъединения, фотогазеты.

Оформление документации, заполнение учетных карточек (паспорта туриста), награждение участников.

Правила соревнований.

Виды и характер соревнований. Возрастные группы. Допуск к соревнованию. Обязанности участников соревнований. Разрядные требования.

5. Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь. (3 часа: теория 1 час, практические 2 часа)

Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к постели и посуде туриста.

Аптечка, ее состав, замена лекарств, подбор аптечки в зависимости от уровня и продолжительности похода. Выявление причин и устранение простых недомоганий: головная боль, боли в желудке, кашель, применение природных средств.

Клещи, меры профилактики и безопасности.

Практические занятия.

Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.

6. Физическая подготовка. (4 часа: теория 1 ч, практические 3 ч)

Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Значение всесторонней физической подготовки. Общие основы спортивной тренировки. Закаливание, комплекс утренней зарядки. Маршевая подготовка. Техника бега. Специфические особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности.

Практические занятия. Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения, акробатические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабления. Знакомство с приемами техники бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивная ходьба, кроссы.

 

                               Учебный план второго года обучения

 

№ п\п

Наименование темы.

Количество часов

Формы аттестации

всего теория

Практич.

1. Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год. 1 1

-

Беседа 2. Туризм в России. 1 1

-

Беседа 3. Краеведение. 4 1

3

Беседа 4. Топографическая подготовка и ориентирование. 6 2

4

Теоретические, практические задания 5. 5.1. 5.2. 5.3. Туристская подготовка, в т.ч.: Туристское хозяйство. Тактика и техника пешеходного туризма. Подготовка туристских походов. 16 4 6 6 5 1 2 2

11

3

4

4

    Сдача нормативов на местности   6. Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь. 3 1

2

Беседа. Практические задания 7. Физическая подготовка. 8 1

7

Сдача нормативов 8. Экскурсии. 9

2ч+3ч+4ч=9

  9. 3-хдневный зачетный поход 24

24

Практические занятия на местности     Итого: 72

12

60                

Участие в районных туристских соревнованиях – за сеткой часов учебного  плана

                               Содержание программы 2 года обучения.

Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год. (1 час: теория 1 ч)

Беседа об итогах летнего периода - обмен мнениями. Обсуждение плана работы на новый учебный год, распределения работ и обязанностей.

Количество часов

Формы аттестации

  всего теория

Практич.

  1. Азбука туризма. 2 1

1

тестирование 2. Краеведческая подготовка туриста. 5 2

3

Беседа 3. Экологическая подготовка туриста. 5 2

3

Беседа 4. Топография и ориентирование. 8 2

6

  5. Туристское снаряжение. 4 -

4

экзамен

6. Туристские узлы. 4 -

4

7. Техника пешеходного туризма. 23 4

19

8. Безопасность туризма. 6 3

3

Сдача нормативов на местности 9. Туристские соревнования. 5 2

3

Участие в туристических соревнованиях 10. Основы медицинских знаний. 4 2

2

экзамен 11. Физическая подготовка туриста. 6 2

4

Сдача нормативов           Итого: 72

20

52                

Участие в районных туристских соревнованиях, проведение экскурсий и 1-3 дневных походов – за сеткой часов учебно-тематического плана.

                                          Содержание программы 3 года обучения.

Календарный учебный график

На 2019-2020 уч.год

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Пешеходный туризм» для детей 11-16 лет (1- 3 год обучения)

Год обучения/ № группы Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий Сроки контрольных процедур Продолжительность каникул
1 год группа № 1 02.09. 2019 25.05. 2020 36 72 72 2 раза в неделю по 1 часу Декабрь (16 неделя), Май (35 неделя)   1-8 января 2020
2 год группа № 2 02.09. 2019 25.05. 2020 36 72 72 2 раза в неделю по 1 часу Декабрь (16 неделя), Май (35 неделя)   1-8 января 2020
3 год группа № 3 02.09. 2019 25.05. 2020 36 72 72 2 раза в неделю по 1 часу Декабрь (16 неделя), Май (35 неделя)   1-8 января 2020

                              Условия реализации программы:

При реализации данной программы предполагается получение следующих результатов:

  • повысится предполагаемый охват воспитанников;
  • у школьников формируются теоретические и практические навыки туристско-краеведческой деятельности;
  • формируются профессиональные склонности;
  • решится проблема свободного времени у учащихся;
  • изучение программы позволит освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих исследований; подготовит учащихся к службе в армии и способности выживания в экстремальных условиях;
  • повысится уровень знаний по предметам научно-практического цикла;
  • сформируются практические навыки бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры школьников;
  • сформируются жизненно необходимые практические навыки (самоорганизация, самоуправление, дисциплина, выносливость, коммуникабельность и т.д.);
  • укрепится здоровье и повысится спортивное мастерство в таких видах спорта как туризм и спортивное ориентирование.

o турист, виды туризма.

o Требования техники безопасности в походе.

Для теоретических занятий необходим класс или помещение достаточное для письменной работы двенадцати человек.

Для практических занятий благоприятным условием является, находящийся поблизости лес или парк с оврагами, склонами, обрывами. В противном случае естественные препятствия приходится делать условными, что существенно понижает качество отработки преодоления и прохождения вышеперечисленных препятствий.

Занятия по общей физической подготовке требуют спортивный зал, хотя бы на время межсезонья и когда температурный режим не позволяет заниматься на местности.

Походы выходного дня для новичков рекомендуется делать по Березовской горе, Филоновскому, Берёзовскому, Староаннинскому сельским поселениям, чтобы дети лучше знали родной край, любили, берегли его.

В походных условиях руководитель должен добиться, чтобы спортивный фактор не заменил все остальные: радость общения с природой, с товарищами, полезная деятельность на маршруте, экологические акции.

 

 

                    Перечень туристского снаряжения и инвентаря

№ п/п Наименование кол-во единиц

Специальное снаряжение

1. Веревка основная (20 м) 4 шт. 2. Веревка основная (30 м) 6 шт. 3. Веревка основная (40 м) 6 шт. 4. Веревка основная (50 м) 2 шт. 5. Веревка основная (60 м) 2 шт. 6. Веревка вспомогательная (30 м) 2 шт. 7. Веревка вспомогательная (50 м) 2 шт. 8. Веревка вспомогательная (40 м) 2 шт. 9. Петли прусика (веревка 6-8 мм) Компл. 10. Спецполотно (носилки) 2шт. 11. Система страховочная Компл. 12. Карабин туристский (полуавтомат) Компл. 13. Карабин туристский (автомат) Компл. 14. Репшнуры (2-3 м диаметром веревки 6-8 мм) Компл. 15. Каска защитная Компл. 16. Полиспаст 2 шт. 17. ФСУ (универсальное) Компл. 18. Блоки (2-4-кратные) 2 шт. 19. Жумары Компл.

Содержание программы 1 года обучения.

Введение в программу (1 час: теория 1 ч)

Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России».

Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей, Новоаннинского района, Волгоградской области.

Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.