Печатается по решению методического Совета — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Печатается по решению методического Совета

2020-05-07 100
Печатается по решению методического Совета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кировского медицинского колледжа

 

 

Первая медицинская помощь детям при неотложных состояниях: Учебное пособие. /Составитель: к.м.н., преподаватель высшей категории М.Р. Куимова – Киров: Кировский медицинский колледж, 2011. – 62 с.

 

 

В учебном пособии по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии» и «Педиатрия с детскими инфекциями» представлены алгоритмы оказания первой медицинской помощи. Приведена дифференциальная диагностика угрожающих состояний у детей. Большое внимание уделено этапам оказания первой доврачебной медицинской помощи в зависимости от клинической ситуации.

Пособие имеет большое количество таблиц, рисунков, примечаний, что облегчает самостоятельное изучение учебного материала и ориентировано на эффективное его усвоение.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело», выпускников и преподавателей медицинских училищ и колледжей.

 

Рецензент:

Л.А. Лопатин – главный врач детской клинической городской поликлиники № 1 г. Кирова.

 

© Куимова М.Р. – Киров, 2011.

 


Содержание

Пояснительная записка.. 4

Введение.. 5

1. Гипертермический синдром... 7

2. Бронхиальная астма (БА) 9

3. Сахарный диабет (СД) 12

4. Первичная сердечно-легочная реанимация у детей.. 17

5. Острые кишечные инфекции (ОКИ) 19

6. Кровотечения.. 21

7. Острые отравления.. 23

8. Почечная и мочеточниковая колика.. 27

9. Срыгивания.. 28

10. Рвота.. 29

11. Запор.. 30

12. Метеоризм... 30

13. Боль в животе.. 31

14. Менингококковая инфекция.. 32

15. Тепловой и солнечный удары... 33

16. Укусы пчел (ос, шмелей), клещей, собак.. 35

17. Отморожение.. 37

18. Ожоги термические.. 38

19. Анафилактический шок (АШ) 39

20. Острые аллергические реакции (ОАР) 41

21. Судороги у детей.. 43

22. Острый стеноз верхних дыхательных путей у детей.. 45

23. Острая сосудистая недостаточность у детей (ОСН) 48

24. Вегето-сосудистые кризы у детей (ВСК) 50

25. Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях                               в педиатрии с эталонами ответов.. 52

26. Задания в тестовой форме.. 58

Список литературы... 62

 


 

Пояснительная записка

Учебное пособие «Первая медицинская помощь детям при неотложных состояниях» составлено согласно типовой учебной программе, утвержденной генеральным директором ГОУ Всероссийский учебно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию Минздрава России П. А. Душенковым в 2003 году и в соответствии с требованиями единого государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения РФ регистрационный №02-0406-Б, 2001 г.

Учебное пособие ориентированно на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии».

Дисциплина изучается студентами на 3 курсе в V-VI семестрах в общем объеме 192 часов, из которых на изучение темы «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях у детей» отведено 6 часов практических занятий и 2 часа лекционных занятий.

В соответствии с требованиями Программы студент должен знать причины развития, первые признаки неотложных состояний у детей, характеристику терминальных состояний и принципы проведения реанимационных мероприятий, роль медицинской сестры в оказании доврачебной помощи при неотложных состояниях у детей. Студент должен уметь: оказывать первую медицинскую помощь согласно стандарту при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях у детей, обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинской сестры.

Цель учебного пособия – закрепить у студентов знания экстренной диагностики угрожающих состояний, уверенное выполнение манипуляций в строгой последовательности и четкое выполнение назначений врача.

В учебном пособии представлены алгоритмы оказания неотложной помощи, в зависимости от угрожающего состояния. Особое внимание уделено этапам первой доврачебной медицинской помощи. Большинство угрожающих состояний представлены в дифференциальной диагностике, где полностью освещены причины, кинические проявления заболевания и представлены алгоритмы оказания неотложной помощи, в зависимости от клинической ситуации.

Пособие имеет большое количество таблиц, рисунков, примечаний, что облегчает самостоятельное изучение учебного материала и ориентировано на эффективное его усвоение. Одним из методов предупреждения ошибок в оказании первой доврачебной медицинской помощи в условиях дефицита времени при развитии угрожающего состояния является разумное использование алгоритмов оказания неотложной помощи, схем и таблиц по дифференциальной диагностике.

Вопросы первой доврачебной медицинской помощи в педиатрии включены в промежуточную и государственную аттестацию выпускников.

 


Введение

Угрожающие жизни состояния – это состояния, при которых существует декомпенсация жизненно важных функций организма пациента (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется опасность её возникновения.

Развитие угрожающих жизни состояний у детей обусловлены рядом факторов:

· анатомо-физиологическими особенностями;

· несовершенством нейрогуморальной регуляции функций организма;

· отягощенным преморбидным фоном;

Перед медицинским работником, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи:

· диагностика угрожающего состояния;

· оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать состояние пациента;

· принятие решения о необходимости и месте госпитализации.

Важной составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе является анамнез. В анамнезе болезни у детей раннего возраста особое внимание обращается:

· на сведения, позволяющие определить причину угрожающего состояния;

· сколько времени прошло с момента развития угрожающего состояния;

· на изменение поведения ребенка;

· гиподинамию, вялость или гиперактивность;

· изменение аппетита, нарушение сна, появление сонливости, вялости у обычно активного ребенка;

· срыгивания, рвота;

· появление жидкого стула у маленьких детей;

· выявить наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы;

· выяснить, как протекали беременность и роды;

· наблюдается ли ребенок у специалистов;

· аллергологический анамнез;

· информация о прививках, поствакцинальных реакциях;

· о контактах с инфекционными больными;

· важным считается, социальный статус семьи.

В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50 % случаев ставится по данным анамнеза и только в 30 % - по результатам физикального обследования.

Первоочередная задача физикального обследования у пациентов детского возраста направлена на выявление:

· признаков угрожающего состояния;

· степени нарушения витальных функций и необходимости проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;

· определение состояние центральной нервной системы, гемодинамики, дыхания и при необходимости выполнения неотложных мероприятий;

· области повреждения, ведущего патологического синдрома и постановки диагноза.

Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе – оказать минимально достаточный объем помощи, без которого жизнь пациентов может остаться под угрозой.

На догоспитальном этапе важно выбрать путь введения лекарственных средств. В основном используется внутривенный путьвведения, который наиболее предпочтителен в тех ситуациях, когда по характеру заболевания и (или) тяжести состояния пациента требуется экстренное воздействие препарата на какие-либо функции организма. В случае необходимости неоднократного введения препаратов, проведения инфузионной терапии, транспортировки, в процессе которой будет осуществляться терапия.

 


 

 

 


Рисунок 1. Алгоритм действия при неотложных состояниях.

 

 

 

 


Рисунок 2. Структура обучающей программы.


1. Гипертермический синдром

 

Гипертермический синдром следует считать патологическим вариантом лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно-важных органов и систем.

В клинической диагностике у детей рассматриваются два основных варианта гипертермии (таблица 1).

Показания к проведению жаропонижающей терапии:

1. во всех случаях высокой температуры (39°С) вне зависимости от возраста больного;

2. при умеренном повышении температуры (38°С) у детей с эпилепсией, судорожным синдромом (фебрильными судорогами), выраженным гипертензионным синдромом при перинатальной патологии и других неблагоприятных факторах риска;

3. во всех случаях «бледной» лихорадки;

4. при умеренном повышении температуры у детей первых трех лет жизни.

 

Проводить терапию необходимо от простого к сложному!


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.