Характеристика научного (методологического) аппарата выпускной квалификационной работы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Характеристика научного (методологического) аппарата выпускной квалификационной работы

2020-05-07 146
Характеристика научного (методологического) аппарата выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

4.1. Актуальность – основное требование к исследованию; это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной общественно и/профессионально значимой проблемы, задачи или вопроса. Актуальность характеризуется востребованностью ожидаемых результатов теорией и практикой деятельности по направлению подготовки.

Обосновать актуальность исследования – означает объяснить необходимость изучения данной темы.

Актуальность исследования может быть обусловлена:

- наличием определенных пробелов в конкретной области теории и практики;

- потребностью постановки новых научных проблем для развития научного направления или практической сферы деятельности;

- отсутствием единого мнения по исследуемому вопросу;

- необходимостью обобщения накопленных эмпирических научных данных и/или практического опыта и др.

Например, актуальность исследования по теме «Внеурочная деятельность по основам безопасности жизнедеятельности как средство повышения учебной мотивации обучающихся» может заключаться в необходимости апробирования новых методов (методических приемов, методических или организационно-педагогических условий) для решения поставленной задачи, ввиду того, что фиксируется пониженная учебная мотивация школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

4.2. Степень научной изученности проблемы – это анализ результатов, полученных другими исследователями, и краткий перечень пробелов в исследуемой области.

Анализ степени изученности проблемы требуется для того, чтобы определить, какое место изучаемый в ВКР вопрос занимает в системе научных знаний.

Этот элемент научного аппарата бакалаврской работы очень важен, так как он наглядно демонстрирует научную эрудицию автора ВКР.

В работе обязательно необходимо перечислить авторов, которые изучали упомянутые проблемы ранее, косвенно и прямо касающиеся предмета исследования. Причем сноска со ссылками ставится после перечисления всех инициалов и фамилий авторов, работы которых положены в основу рассматриваемого исследования.

4.3. Объект исследования в педагогике– это педагогический процесс, педагогическое явление или педагогическая система, на которые обращено внимание исследователя. Объект исследования нередко определяют как область поиска; при выявлении объекта исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется?». Объект педагогического исследования, очевидно, следует искать в рамках учебно-воспитательного процесса.

4.4. Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта; именно предмет определяет тему исследования.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта; в виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».

Для вышеприведенного примера:

объект исследования – внеурочная деятельность педагога; предмет исследования – роль внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в повышении учебной мотивации обучающихся.

4.5. Цель бакалаврской работы – это желаемый результат исследования; результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности.

Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот результат будет.

Ясно и четко сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы.

    Для рассматриваемого примера:

цель исследования – изучение дидактических возможностей (выявление организационно-педагогических условий) внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для повышения уровня учебной мотивации обучающихся.

    4.6. Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.

В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

Задачи исследования для нашего примера:

1) Изучить теоретические основы учебной мотивации обучающихся и основные способы ее повышения.

2) Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.

3) Определить влияние занятий внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности на уровень успеваемости и учебной мотивации учащихся, охарактеризовать их мотивационную доминанту.

4) Разработать практические рекомендации, направленные на повышение учебной мотивации.

    4.6. Методы исследования – важная характеристика исследования.

В практической части бакалаврской работы используется большой спектр эмпирических методов исследования: ретроспективное изучение опыта отечественной и зарубежной школы; наблюдение; измерение; устный опрос; письменный опрос (анкетирование); метод экспертных оценок; тестирование; обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

Ретроспективное изучение опыта представляет собой анализ учебных материалов и документов (программ общеобразовательных учреждений, протоколов методических комиссий, программно-методических материалов для общеобразовательных учебных заведений, текстов контрольных работ учащихся и т.п.), педагогических взглядов и методических теорий в свете рассматриваемой проблематики.

Наблюдение или метод систематического наблюдения за процессом обучения – наиболее информативный метод исследования, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.

Современная методика располагает для этой цели разнообразными техническими средствами (аудиовизуальной техникой), что расширяет возможности этого метода и дает более объективные результаты.

Устный опрос (беседа, интервью) имеет целью получение информации о проводимом исследовании или об определенном исследуемом явлении путем установления прямых контактов с испытуемыми и другими участниками эксперимента в условиях, приближающихся к естественному общению. Этот метод не может использоваться изолированно, если методист-исследователь стремится к высокой степени точности и объективности ожидаемых результатов.

Письменный опрос (анкетирование) заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках обучения, предложений и пожеланий по их улучшению.

Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяется спецификой исследования.

Метод экспертных оценок – разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга позволяют достаточно объективно оценить исследуемое.

Тестирование – метод, заимствованный из психологии, эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test – задача, проба). В методике обучения основам безопасности жизнедеятельности он используется для определения и измерения психологических характеристик обучающихся в русле исследуемой проблематики.

Обследование представляет собой изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Мониторинг понимается как постоянный сбор данных, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Обобщение положительного опыта преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школах предполагает изучение опыта ряда учителей и выделение в нем общих, наиболее существенных для методики обучения, положений.

Опытная работа – метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Экспериментальные процессы могут быть исследованы по внешним и внутренним критериям анализа и, соответственно, внешними и внутренними методами. Внешние и внутренние методы должны применяться в комплексе.

Внешние методы исследования экспериментальных процессов предполагают использование серий промежуточных срезов, цифровой учет ошибок по урокам, фрагментам уроков и заданий.

Внутренние исследования экспериментальных процессов включают:

а) методы регистрации явлений, которые не предполагают активного вмешательства в ход эксперимента;

б) методы активного вмешательства в эксперимент.

4.7. Апробация работы включает в себя участие автора в тех или иных мероприятиях, в ходе которых с результатами его исследования было ознакомлено научное педагогическое сообщество или же эти результаты нашли практическое воплощение.

Данный раздел «Введения» обязателен лишь для тех из них, кто в той или иной форме осуществил апробацию.

Описывая апробацию своего исследования, студент может перечислить, на каких конференциях, научных семинарах и иных мероприятиях им были представлены результаты выполненного исследования, где они были опубликованы и каково число его публикаций по теме данного исследования.

Это помогает очертить значимость ознакомления с этим исследованием научного педагогического сообщества.

Показать апробацию своего исследования можно, указав на то, где конкретно на практике были внедрены результаты (это нередко имеет место, если студент проводит исследование по заказу конкретной организации). Тогда именно данная организация выступает потребителем полученных педагогических данных, отраженных в форме предлагаемых им рекомендаций, и использует их для улучшения своей деятельности.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1. Ответственность за качество оформления текста бакалаврской работы и списка литературы несет обучающийся.

5.2.Работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 с помощью компьютерного набора.

Поля:  левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см.

Междустрочный интервал – 1,5.

Шрифт – TimesNewRoman. Размер шрифта – 14.

На странице – около 1800 знаков.

5.3. Требование к размеру шрифта касается как основного текста работы, так и заглавий параграфов. Шрифт для заголовков глав и параграфов желательно оформлять прописными (заглавными) буквами и выделять жирным шрифтом.

5.4. Оформление бакалаврской работы должно соответствовать требованиям к оформлению результатов научно-исследовательских работ, составлению списка использованной литературы и источников в соответствии с действующими стандартами по информации, библиотечному и издательскому делу.

5.5. Заголовки глав печатают симметрично тексту прописными (заглавными) буквами.

Заголовки параграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), не делая абзацного отступа.

Заголовки выделяют жирным шрифтом.

Все заголовки работы выравниваются по центру страницы и отделяются от текста или других заголовков двумя интервалами сверху и снизу.

Переносы слов в заголовках исключают ся.

Знаки (точку или двоеточие) в конце заголовка не ставят.

Не допускается выделение заголовка другим цветом, подчеркиванием, отведением для него отдельных страниц работы.

Расстояние между заголовками структурных элементов работы и глав (разделов) основной части и заголовками первого пункта должно быть не менее 3 интервалов, между заголовками пунктов (подпунктов) и текстом – 2 интервала, между текстом последнего пункта предыдущей главы (раздела) и заголовком следующей главы – не менее 3-4 интервалов.

5.6. Разделы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т.д. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

Например:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.