Т.е. с высока, не из самих небес, т.к. дождь нисходит из дождевых облаков. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Т.е. с высока, не из самих небес, т.к. дождь нисходит из дождевых облаков.

2020-05-07 78
Т.е. с высока, не из самих небес, т.к. дождь нисходит из дождевых облаков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Предлог «в» [фи], приходит в смысле “на” [‘аля], и смысл будет, что Аллах на небесах, подобным образом предлог “в” как “на” пришел несколько раз в Коране и хадисах:

“Посему странствуйте по [на] земле …”. Сура ат-Тоуба 2 аят.

✔️ 7. Вознесение Аллаха на Трон.

 

Вознесение [аль-Истава] в арабском языке используется в смыслах, указывающих на совершенство и завершенность.

 

В Коране это пришло в трех видах:

Абсолютно, - безусловно [Мутлакь]; как в Слове Всевышнего: “Когда он достиг зрелого возраста…” Сура аль-Кьасас 14 аят. - Здесь приходит в смысле, полноценности.

 

Связанное с предлогом, - “ к”إلى [иля]; как в Слове Всевышнего: “…а затем обратился к небу и сделал его семью небесами”. Сура Корова 29 аят. - Здесь приходит в смысле, направился своей полной волей.

 

Связанное с предлогом, - “ на”على [‘аля]; как в Слове Всевышнего: “…чтобы вы поднимались на их спины (или палубы)…”. Сура аз-Зухрув 13 аят. - Здесь приходит в смысле возвышения.

Вознесение Аллаха на Троне, — смысл этого Возвышение Его на нем. Возвышение подобающее Величию и Всемогуществу Аллаха. Это относится к Его Атрибутам Действия, на которые указал Коран, Сунна и Иджма.

Доказательством из Корана является Слово Аллаха:

“Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)”. Сура Та-ха 5 аят.

 

Доказательством из Сунны является то, что передает аль-Халяль в своей книге “ас-Сунна” с достоверным “иснадом” [Цепочкой передатчиков], на условиях Имама аль-Бухари, от Катады ибн ан-Нуьмана, что он сказал: Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Когда Аллах завершил творение, [Он] Вознесся на Трон”. [Приводится так же у Ибн Каийима в книге Иджтима аль-Джуюшь аль-Ислямия стр. 34].

 

Сказал Шейх ‘Абд аль-К’адир аль-Джилани: “Поистине это упомянуто в каждом священном Писании, ниспосланном Аллахом к Пророкам”. [Смотрите аль-Гьунья стр. 96. Глава: Познание Творца].

 

Сошлись в едином мнении все приверженцы Сунны [Ахлю-ас-Сунна]. На том, что Аллах Всевышний над Аршем Своим. Никто из них не говорил, что Он не над Аршем, и никто не сможет привести от них ничего подобного из утверждений, ни текстом, ни внешним смыслом.

 

Сказал однажды один мужчина Имаму Малику, да смилуется над ним Аллах: “О Абу АбдаЛлах, Милостивый Возвысился над Троном. Каким образом возвысился?” Склонил свою голову Имам Малик, и выступил пот на его лбе, затем он ответил: “Вознесение не безызвестно, каким образом не познаваемо разумом, вера в это обязательна, а спрашивать об этом есть новшество, и я вижу в тебе приверженца этого новшества”. Затем Имам приказал выпроводить этого мужчину из мечети. [Приводится в книге Сияр Имама аз-Захаби 8/100-101. А также в книге Асмау ва Сифат Имама аль-Байхакьи стр. 516].

 

Такая же история пришла от Рабиа ибн Абд ар-Рахмана, Шейха Имама Малика.

[Приводится в книге Асмау ва Сифат Имама аль-Байхакьи стр. 516].

 

Слова Имама Малика: “Вознесение не безызвестно”, - означают, не безызвестен смысл этого в арабском языке, и смысл этого Возвышение и Утверждение.

 

Слова Имама: “…каким образом не познаваемо разумом”, - означают что мы не можем познать разумом образ Вознесения Аллаха над Троном Его, т.к. путь познания этого лежит через “сам’а” [Тексты Корана и Сунны], но не упоминается образ этого в Коране и Сунне, а если отсутствуют оба пути познания, разум и “сам’а”, то это становится неизвестным, а, следовательно, необходимо остановиться на этом.

 

Слова Имама: “… вера в это обязательна”, - означают, что вера в Вознесение Аллаха над Троном [Аршем] Его, так как подобает Ему, - обязательна, потому что Аллах этим самым оповестил нас о Себе, и нам обязательно следует это подтверждать и уверовать в это.

 

Слова Имама: … а спрашивать об этом есть новшеств, - означают что вопрос о образе Вознесения, - это ересь и новшество, потому что подобное не было известно во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников.

 

То, что сказал Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в вопросе Вознесения [Истива], является общим правилом во всех Качествах и Атрибутах Аллаха, которые Он утвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Поистине, смысл их известен нам, однако образ-форма [кейфият]* их неизвестен, т.к. Аллах оповестил нас о них, но Он не оповестил нас о их образе-форме. Так же потому что разговор о Атрибутах Аллаха, есть ветвь от разговора о Сущности Аллаха. И если мы подтверждаем Аллаху Всевышнему Сущность, без утверждения и определения для нее образа-формы, то таким же образом необходимо подтверждать Атрибуты Его, без определения и утверждения для них образа-формы [кейфият].

 

*[Сказал Шейх ‘Абд аль-Кьадир Джилани: “ Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а также пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 74. Глава: “Познание Творца”. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г.].

 

Говорили некоторые Ученые: “Если сказал тебе джахмит: “Аллах нисходит на нижнее небо. Каким образом нисходит?” Скажи ему: “Поистине Аллах оповестил нас о том, что Он нисходит, но Он не оповестил нас каким образом нисходит”!

 

Другие Ученые говорили: “Если скажет тебе джахмит о каком-нибудь Атрибуте Аллаха, каким образом он”? Скажи ему: “А каким образом Он в Сущности Своей?” А ведь невозможно задаваться вопросом в определении формы-образа Сущности Его. Скажи тогда ему: “Если невозможно определение и познание формы-образа Его Сущности, то так же невозможно определение и познание Качеств и Атрибутов Его, потому что Качества и Атрибуты принадлежат описываемому ими”!

 

Если кто-то скажет: “Если Аллах Вознесся над Троном в смысле Возвысился, над ним, то отсюда следует что Он должен быть больше чем Трон, либо меньше, либо равным ему, а это требует описание Его как тело, а тело не присуще Аллаху”.

Ответ на это следующий: Нет сомнения, что Аллах, Величественнее Трона, и величественней чем что-либо, и из этого, ни коим образом не вытекает ничего из неприсущих Аллаху утверждений, от которых Он Пречист.

 

А слова: “тело не присуще Аллаху“, ответ на это следующий:

Рассуждения о «теле» и употребление этого в отношении Аллаха, утверждением и отрицанием, - есть новшество, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, а также ничего не известно о подобном из слов Салафов, и это относится к словам совокупным [суммарным], которые нуждаются в подробном разборе.

 

Если под «телом» подразумевается что-то сотворенное, составное, каждая часть и которого испытывает нужду в другой его части, то это отрицаемо от Господа Сущего.

 

Если же под телом подразумевается, то, что не нуждается в чем-либо, что самодостаточно [якьуму би нафсихи] и описываемо тем, что подобает ему, то это не воспрещено в отношении Аллаха.

 

Поистине, Аллах не нуждается ни в чем, Он Самодостаточен [кьаим би нафсихи], и описываем Совершенными Качествами и Атрибутами, подобающими Ему, Свят он и Велик.

 

Однако из-за того, что слово «тело», может подразумевать как истинный, так и ложный смысл в отношении Аллаха, употребление его, подтверждением или отрицанием, стало недопустимым.

 

Эти, вытекаемые принадлежности, которые упоминают приверженцы нововведений, и используют их чтоб посредством их упоминания, добиться отрицания того, что Аллах утвердил о Самом Себе из Качеств и Атрибутов Совершенства, делятся на два вида:

 

1- Истинные вытекаемые принадлежности, не воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Они Истина, и обязательно следует говорить о них, и пояснять, что они не воспрещены в отношении Аллаха.

2- Ложные вытекамые принадлежности, воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Это есть ложь, которую необходимо отрицать от Аллаха, и пояснять, что они не могут вытекать из Корана и Сунны, потому что Коран и Сунна есть Истина, и смыслы, пришедшие в них истинные, а Истина не может быть таковой, чтоб из нее вытекала несостоятельная ложь.

 

Если кто-то скажет:Толкуя Вознесение [Истива] Аллаха над Троном, как Возвышение над ним, то отсюда представляется, что Аллах является как бы нуждающимся в Троне, чтоб тот Его нес”.

Ответ на это следующий:

Поистине, каждый, кто познал Величие Аллаха Всевышнего, и совершенство Его Могущества и богатство Его от всего, тому никогда не придет на ум, что Аллах может нуждаться в Троне несущем Его. Да как такое возможно, ведь Трон, и все остальные творения нуждаются в Аллахе, нет им существования, кроме как посредством Него.

 

“Среди Его знамений то, что небо и земля держатся по Его воле”. Сура ар-Рум 25 аят.

А если спросят: “Будет ли верным толкование Вознесения [Истива] Аллаха над Троном, как овладение им, как это делали некоторые “муаттыля”, стараясь избежать, на их взгляд нечто вытекающее из этого?”

Ответ:

Подобное будет неверным, а поясним это следующим:

1- Если эти вытекающие выводы являются истинными, то это не воспретит толкование Вознесения [Истива] в его истинном смысле, а если они являются несостоятельными, то они не могут быть тем, что вытекает из Корана и Сунны. Тот, кто посчитал их неизбежно вытекающими из священных текстов, тот заблуждается.

2- Толкование этого как овладение, требует утверждения из этого несостоятельным выводов, которые никак невозможно избежать. Из них; явное противоречие Иджма всех Салафов, верность утверждения, что Аллах Вознесся [муставин] [В смысле, - овладел - Иставля] над землей, и т.д. и т.п., от чего Аллах Пречист, а так же то, что Аллах Всевышний, якобы не был владеющим Троном, когда создавал небеса и землю.

3- Толкование этого как овладение, является неизвестным в арабском языке, и ложью. Коран ниспослан на языке арабов, и невозможно толковать его, чем-либо из того, что не известно в этом языке.

 

[Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдаЛлаха, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. И умершего в 231 г. Однажды его спросил один человек: Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном как об этом и оповестил нас”.

 

Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого, есть – овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи. Не говорят ни на что, - овладел чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят, - овладел”. И привел ему доказательства из стихов времен джахилии.

 

Передается от Мухаммада ибн ан-Надзра: “Я слышал, как Ибн аль-А’раби говорил, что однажды Ибн Абу Давуд попросил найти для него в языке арабов для слова Вознесся [Истива], смысл овладел [истиля]. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, что такого нет, и я ничего не смог найти подобного”.

Смотрите в “Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджара 13/407; “Асмау ва Сифат”, Байхаки стр. 415; “Шарх Усуль И’тикьад”, Ляликаи стр. 399. “Иджтима джуюшь аль-Исламия”, Ибн Каийима 265 стр.].

 

4- Те, кто толковал это как овладение, подтверждали, что это аллегорический смысл [маджазий], а аллегория не утверждается кроме как после следующих четырех условий:

(1) Верное доказательство [из контекста], указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.

(2) Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.

(3) Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому-либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.

(4) Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается.

 

А Аллаху об этом ведомо лучше.

✔️ 8. Трон [аль-Арш] в арабском языке значит: Трон власти.

 

Сказал Аллах о Юсуфе (мир ему): “Он поднял своих родителей на трон …” Сура Юсуф 100 аят.

И сказал о Королеве Саба: “Ей даровано все, и у нее есть великий трон ”. Сура Муравьи 23 аят.

 

А Трон Милостивого, над которым Он Вознесся, это великий Трон, объемлющий собой творения, он над всеми ними, и он больше них, как это пришло в хадисе от Абу Зарра, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Семь небес и семь земель, не представляют из себя ничего по отношению к Престолу [аль-Курсий], кроме как подобие колечка, брошенного в пустыню. Поистине, величие Трона [аль-Арш] над Престолом [аль-Курсий] как величина пустыни над этим колечком”. [Приводит Ибн Хиббан, Книга Знания 13; Глава Вопрос к пользе. Так же Абу Наим в “Хулья” 1/167].

 

Сказал сам автор, Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в своем послании “Рисаля Аршия”: “Этот хадис известен в нескольких передачах. Его приводили Абу Хатим, Ибн Хиббан в своем “Сахихе”, Имам Ахмад в своем “Муснаде”, и другие”.

 

Престол [аль-Курсий] в арабском языке значит: Ложе и то на чем сидят.

 

Престол же, который Аллах упомянул, говоря о Себе, есть то, на чем Его Стопы [Кьадам].

Сказал Ибн Аббас: “Престол - это то, на чем Его Стопы [Кьадамейн], а Трон не знает его величия никто кроме Аллаха”. [Приводит Хаким 2/272; АбдуЛлах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге “Сунна” 1/301. Имам аз-Захаби в “’Улюв”. На достоверность этого придания указал Шейх Албани в сокращении книги “’Улюв” стр. 45].

 

Это приводит Хаким в “Мустадраке”, сказав, что эта передача на условиях двух Шейхов [Имама Бухари и Муслима]. Он привел его, указав на поднимаемый [марфуа] к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, хукм этого предания, однако верным является его остановка [мавкьуф] на Ибн Аббасе.

 

Смысл, который упомянул Ибн Аббас, о Престоле, есть общеизвестный смыл у приверженцев Ахлю-Сунны, и передается от них, а то, что передают от него же что Престол [аль-Курсий] есть Знание, то это слабо и малоизвестно, так же как то, что относят к словам Хасана [аль-Басри], что Престол есть Трон, это слабо и не достоверно, как сказал Ибн Касир аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, в своем Тафсире. [Тафсир Ибн Касира 1/311].

✔️ 9- О нахождении вместе [ма’ият (معية)].

 

Аллах подтвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что Он вместе со Своими творениями.

 

Из доказательств Корана, Слова Его: “Он с вами, где бы вы ни были”. Сура Железо 4 аят.

 

Слова Его: “Воистину, Аллах с верующими”. Сура Трофеи 19 аят.

 

Слова Его: “Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу”. Сура Та-ха 46 аят.

 

Доказательствами из Сунны являются слова посланника Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует: “Лучшей верой, является знать, что Аллах вместе с тобой, где бы ты ни был”. [Приводит ат-Табарани в “Кабире”, “Авсате”. Так же приводится в “Маджма аз-Заваид” 1/60. Так же аль-Байхакьи в “Асмау ва Сифат” 908 и Абу Наим в “Хулья” 6/124].

 

А также слова его, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижнику своему Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, когда они оба находились в пещере:

«Не скорби, ибо Аллах с нами». Сура Покаяние 40 аят.

 

И на этом единогласно объединились Салафы и Имамы этой Уммы.

“Ма’ият” [ معية ] в арабском языке, означает абсолютность соединения и сопровождения, однако указание его и вытекаемое значение, различается в соответствии добавкой, контекстом и обстоятельствами:

(1) Иногда означает смешивание; как если сказать: “я сделал воду вместе с молоком”.

(2) Иногда угрозу и предупреждение; как если скажет воспитатель для проказника: “Ступай, а я вместе с тобой”!

(3) Иногда означает помощь и поддержку; как если сказать тому, кто прибегает к тебе за помощью: “Я вместе с тобой”.

 

И многое другое, что вытекает по смыслу в зависимости от контекста и обстоятельств.

 

Если это понятно, то должно так же стать ясным, что выражение ма’ият [ معية ], употреблено в отношении Аллаха в его истинном смысле, а не в аллегории. Ма’ият [ معية ] Аллаха к творениям, является тем, что подобает Его Величию, она не подобна ма’ияту [ معية ] творений к творениям, она величественней, совершенней и пречиста от всех недостатков, и не причастны к этому никакие ложные вытекающие выводы из того, что присуще в этом творениям.

 

Некоторые Салафы толковали ма’ият [ معية ] Аллаха с творениями, Знанием Его о них, и цель их была в том, чтоб опровергнуть “джахмитов” и “хулюлитов”, которые говорили, что Аллах Сущностью Своей повсюду в каждом месте, и привели в доказательства аяты Корана о ма’ият [ معية ].

 

Салафы же пояснили что из текстов о ма’ияте [ معية ], не выходит то что Аллах вместе с нами Сущностью Своей, это невозможно утверждать, ни разумом, ни Шариатскими текстами, т.к. это опровергает то что ему присуще из абсолютной Возвышенности, и приводит к тому, что Его окружают творения, что невозможно и от чего Пречист Аллах.

✔️ 10- Виды ма’ията [معية] нахождения Аллаха вместе с творениями.

 

Нахождение Аллаха вместе с творениями, - ма’ият [ معية ], делится на два вида: общее и конкретное.

Общее означает, что Аллах охватывает все творения, из верующих, неверующих, благочестивых и грешников Знанием, Могуществом, Властью и Управлением, а также другими смыслами, что включает в себя Его эпитет Господства [Рубубия].

 

И тот, кто уверовал в этот вид ма’ията [ معية ], обязательно познает совершенное наблюдение [муракьаба] Аллаха, Свят Он и Велик. Поэтому и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Лучшей верой, является знать, что Аллах вместе с тобой, где бы ты ни был”. [Приводит ат-Табарани в “Кабире”, “Авсате”. Так же приводится в “Маджма аз-Заваид” 1/60. Так же аль-Байхакьи в “Асмау ва Сифат” 908 и Абу Наим в “Хулья” 6/124].

 

Примерами этого вида являются следующие Слова Аллаха: “Он с вами, где бы вы ни были”. Сура Железо 4 аят.

 

А также: “Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше. Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи”. Сура Муджадаля 7 аят.

Конкретное же, подразумевает помощь и поддержку тому, в отношении кого это было употреблено. Оно касается тех, кто имеет к этому право из посланников и их последователей.

И тот, кто уверует в этот вид ма’ията [ معية ], познает совершенство твердости о силы.

 

Примерами этого вида являются следующие Слова Аллаха:

“Воистину, Аллах с верующими”. Сура Трофеи 19 аят.

 

А также:

«Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро». Сура ан-Нахль 128 аят.

 

А так же слова Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) сподвижнику своему Абу Бакру,да будет доволен им Аллах, когда они оба находились в пещере:

«Не скорби, ибо Аллах с нами». Сура Покаяние 40 аят.

 

Если спросят: Ма’ият[ معية ]являетсяСущностнымАтрибутомАллахаилиАтрибутомЕго Действия?

 

Ответ следующий: Ма’ият общий [ المعية العامة ], является Сущностным Атрибутом, потому что включающий смысл этого, присущ Аллаху всегда и в предвечности.

 

А ма’ият конкретный [ المعية الخاصة ], является Атрибутом Его Действия, потому что включает

смысл этого, зависит от причин, в присутствии которых это есть, а в отсутствии которых, отсутствует.

✔️ 11 Согласование между текстами о Вознесении Аллаха Сущностью Своей и Его «нахождения вместе [с творениями]».

 

Прежде чем мы скажем у согласования, между этими текстами, мне хотелось бы предоставить для вашего внимания полезное правило, на которое указал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “аль-Акль ва ан-Накьль”, 1/43-44.

 

Вкратце оно заключает в себе следующее:

 

Если говорят о противоречии между двумя доказательствами, то либо они оба будут абсолютно категоричными [кьат’иейн], либо оба основаны на предположении [зонниейн], либо один из них категоричный, а второй предположительный, и таким образом у нас три положения.

Первое, — когда оба доказательства категоричные [кьат’иейн]. То есть разум категорично и полностью уверен в том, на что они указывают. Подобное противоречие невозможно, потому что допущение возможного противоречия между ними указывает, либо на то, что один из них следует устранить, а это невозможно, т.к. категоричный довод обязательно утвержден [Шариатом], либо на утверждение обоих их вместе с противоречием, что так же невозможно, т.к. согласовывает два взаимоисключающих аспекта.

 

И если предполагается противоречие в них, то либо они оба не являются категоричными, либо между ними нет противоречия, в том смысле, что один из них следует понимать так, чтоб другой ему не противоречил. К этому не относятся те из доказательств, в которых стало известно об отмене [насx] одного из них, т.к. отмененный довод не утвержден [Шариатом], и он не ставится в противоречие.

 

Второе, - когда оба доказательства основаны на предположении [зонниейн]; либо с точки зрения довода в них, либо с точки зрения степени доверительного источника. В таком случае необходимо провести анализ для выявления более приоритетного из них, с последующим его утверждением.

Третье, - когда один из них категоричный [кьатий], а второй основан на предположении [зонний]. В таком случае, по единогласному мнению, всех благоразумных, опираются на категоричный довод, потому что ясность не устраняется предположением.

 

Если это стало ясным, то скажем следующее:

 

Нет сомнения, что священные тексты пришли с утверждением Возвышенности Аллаха Сущностью Его над творениями и то, что Он вместе с ними, и все они категоричны в своем содержании и указании.

 

Аллах согласовал их и собрал вместе в Своих Словах: «Он Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете». Сура Железо 4 аят.

 

В этом аяте Аллах Всевышний указал на Возвышенность Свою над Троном [Аршем], который является высочайшим из творений, а также сказал, что Он вместе с нами, и нет между ними противоречия и согласование между ними возможно.

Возможность этого согласования можно пояснить с нескольких сторон:

Первая: Эти священные тексты и ясные указания в них пришли вместе, следовательно, нельзя говорить о невозможности их согласования, т.к. священные тексты не могут указывать на невозможное и несостоятельное. Тот же кто, читая их, видит их указывающими на невозможность, тот глубоко ошибается и ему, необходимо обратившись к Аллаху с мольбой о помощи и верном руководстве, вновь взглянуть на эти священные тексты и приложить все старания для понимания Истины.

 

Если после этого он познает её, то пусть он возблагодарит Аллаха за это, а если нет, то пусть оставит знание и пояснение этого Знающим и скажет: «Я уверовал в это. Все от нашего Господа. Свят Ты о Аллах, мы не обладаем знанием, кроме того которым Ты наделил нас. Поистине, Ты Знающий Мудрый».

Вторая: Нет никакой несовместимости между текстами «Возвышенности» и «нахождения вместе». «Нахождение вместе», не делает обязательным смешивание и проникновение в определенное место – как мы говорили и раньше, - вполне возможно, чтоб что-то было сущностью своей в высоте и вместе с тем, на это что-то говорили, что оно вместе с нами, как это в примере с луной: «Пока мы шли, луна была вместе с нами».

 

Это говорится в то время, когда луна находится в небесах, и никто не считает это выражение невозможным и противоречивым не слогом, не смыслом. Говорящий эти слова, прекрасно понимает смысл «нахождения вместе» в своих словах и осознает, что они не несут противоречивый смысл того, что луна находится вместе с ними на земле. Посему, если возможно согласование «Возвышенности» и «нахождения вместе» в отношении творений, то в отношении Высочайшего и Пречистого Аллаха это возможно в первую очередь.

 

Третья: Даже если предположить, что между смыслами «возвышенности» и «нахождения вместе» в отношении творений есть указание на невозможность и противоречие, то это никак не указывает на необходимость утверждения подобного в отношении Творца.

 

Ведь мы знаем, что Аллах Всевышний, нет ничего подобного Ему, во всех Его Качествах, ведь нельзя сравнивать Его «нахождение вместе» с чьим-либо другим из творений. Его «нахождение вместе» не означает, что Он смешан с ними или находится с ними в определенном месте, т.к. Он Высочайший Сущностью Своей, ничто не объемлет Его, а напротив Он Всеобъемлющ.

 

[ «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь». Сура Женщины 126 аят].

 

Таким же образом можно согласовать и те тексты, которые достоверно указывают на Возвышенность Аллаха и на то, что Он перед молящимся, когда тот совершает молитву.

 

[Абдуллах Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидев плевок на стене михраба, стер его, а потом по­вернулся к людям и сказал: «Когда молитесь, то не плюйте перед собой, по­тому что во время молитвы перед вами — Аллах». Передал Имам Муслим, номер хадиса 547].

 

Объяснение и согласование этих текстов следующее:

1- Священные тексты пришли, соединяя в себе два этих указания, а они не могут указывать на невозможное.

2- Нет никакой несовместимости между «возвышенностью» и «расположением перед (напротив)». Вполне возможно, чтоб что-то было сущностью своей в высоте, а вместе с тем, было напротив.

 

Разве не говорится на солнце, когда оно восходит из-за горизонта, что оно прямо передо мной, хотя в данный момент оно находится в небесах!? Ведь никто не считает это выражение невозможным и противоречивыми по смыслу.

 

Посему, если возможно согласование «Возвышенности» и «расположения перед (напротив)» в отношении творений, то в отношении Высочайшего и Пречистого Аллаха это возможно в первую очередь.

3- Даже если предположить, что между смыслами «возвышенности» и «расположением перед (напротив)» в отношении творений есть указание на невозможность и противоречие, то это никак не указывает на необходимость утверждения подобного в отношении Творца.

 

Ведь мы знаем, что Аллах Всевышний, нет ничего подобного Ему, во всех Его Качествах. Его «расположение перед (напротив) молящимся» не означает, что Он находится с ним в определенном месте и является некой оградой для него в молитве, т.к. Он Высочайший Сущностью Своей, ничто не объемлет Его, а напротив Он Всеобъемлющ.

✔️ 12. О Снисхождении Аллаха на ближайшее небо.

 

Приводится в двух сборниках «Сахиха» от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждую третью часть ночи, Господь наш нисходит к ближайшему небу и говорит: «Я — Владыка! Кто же хочет воззвать ко Мне? Я отвечу ему! Кто же хочет попросить у Меня? Я дам ему! Кто же хочет попросить Меня о прощении? Я прощу ему!»

[Приводит Имам Бухари под номером 1145 и Имам Муслим под номером 758].

 

Этот хадис передают от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, около двадцати восьми сподвижников, да будет доволен ими Аллах и все Ученые Ахлю Сунны единогласны в принятии этого хадиса.

 

Снисхождение Всевышнего на ближайшее небо относится к Его Качествам Действия (ас-Сифа аль-Фиълийя), которое связано с Его Волей и Мудростью, и это Снисхождение в истинном смысле, так как подобает Его Величию.

 

Неправильным будет искажение смысла на то, что здесь идет речь о снисхождении Его повелений или Его Милости, или Его ангелов, а не состоятельность подобных утверждений поясняется следующим:

1 - Утверждение подобного является противоречием того, на что указывает внешний смысл хадиса. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, употребил и связал снисхождение с Аллахом.

 

В основе своей, действие связывается с тем, от кого оно исходит, и кто его совершает, а если утверждать, что оно относится к кому-то другому, то это будет изменением, противоречащим основе.

2- Толкование этого подобным образом, подразумевает, что что-то в речи было упущено, а основой считается отсутствие каких-либо упущений.

3- Снисхождение Его повелений и Его Милости не выделяется этим промежутком времени ночи, как известно, Его повеления и Милость снисходят постоянно.

 

А если кто-то скажет: Здесь подразумевается Его определенное повеление и определенная Милость и посему не обязательно, чтоб это происходило постоянно.

 

То ответ будет следующим: Если предположить верность подобного толкования, то из хадиса, мы понимает, что конечным пунктом снисхождения является ближайшее небо, так какая же польза от снисхождения Милости на ближайшее небо, и для чего нас об этом оповещает Пророк, мир ему и благословение Аллаха?

4- Хадис указывает на то, что Тот, Кто Снисходит говорит: «Кто же хочет воззвать ко Мне? Я отвечу ему! Кто же хочет попросить у Меня? Я дам ему! Кто же хочет попросить Меня о прощении? Я прощу ему!» — и не может быть, чтоб кто-то помимо Аллаха говорил подобное!

✔️ 13. Раздел о отсутствии противоречия между текстами о Возвышенности Аллаха Всевышнего Сущностью Своей, и Снисхождения Его на ближайшее небо.

 

Возвышенность Аллаха, относится к Его Сущностным Качествам (ас-Сифа аз-Затийя) и это невозможно отрицать, и это не противоречит пришедшим текстам о снисхождении на ближайшее небо.

Согласование между этими двумя текстами можно выразить в следующем:

Во-первых, эти священные тексты пришли вместе, и не может быть, чтоб они содержали в себе невозможное и взаимоисключающее, как мы уже поясняли ранее.

Во-вторых, нет ничего подобного Аллаху во всех Его Качествах, а посему Его Снисхождение не является подобным снисхождению творений, которое исключает возможность одновременного возвышения.

 

А Аллаху об этом лучше знать.

[Примечание не из книги]:

Ответ на следующий вопрос: «Когда Аллах нисходит к ближнему небу, остается ли Его Трон пустым или нет?»

 

Здесь необходимо разобрать этот вопрос более подробно.

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймия передал в этом вопросе три мнения от приверженцев хадиса (см. «Шарх хадис ин-нузуль» с. 149, 231; также «Минхадж ус-Сунна» 2/639):

 

1) Приостановка в этом вопросе, и отсутствие слова об опустошении Трона, или, наоборот, о его не опустошении. Это мнение АбдульГъани Аль Макдиси. Также и Хафиз ибн ‘Абдульбарр посчитал, что разговор на подобные темы – не что иное, как затрагивание темы образа данного атрибута, что является запрещенным. (см. «ат-Тамхид» 7/144).

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймия указал на то, что многие мухаддисы приостановились в этом вопросе, либо по причине его неясности, либо по причине страха перед нападками (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 232).

 

2) Слово о том, что Трон остается пустым. Шейх уль-Ислям указал на то, что это мнение малого количества поздних мухаддисов, и, при этом, назвал из них только сына известного имама ибн Манды – ‘Абдуррахмана (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 161, 232).

 

Более того, ‘Абдуррахман ибн аби ‘Абдиллях ибн Мандах даже написал целую книгу, в которой делает опровержение тем, кто говорит, что Трон не остается пустым, и сравнивает это мнение с тем, кто говорит, что Аллах везде, или что Всевышнему не приписывается место. Также этого мнения придерживался абу ‘Абдиллях аль-Хасан ибн Хамид из ханбалитов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.