Организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент).

2020-05-07 243
Организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для решения поставленных задач исследований нами были использованы методики диагностики творческих способностей детей (В. Синельников, В. Кудрявцев).

Педагог оценивает дикцию, жесты, мимику, движения детей в знакомых им этюдах, наблюдает за ними в играх- драматизациях, умение детей общаться с куклой, наблюдает, как они справляются с ролями в кукольном спектакле.

Оценка уровней развития творческих способностей детей проводилась по следующим направлениям:

- Этюдный тренаж (мастерство актера)

- Дикция (потешки, чистоговорки)

- Жесты («Расскажи стихи руками», выразительность жестов)

- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера)

- Движения (этюды с музыкальным сопровождением)

- Игры – драматизации

- Желание участвовать в играх – драматизациях

- Желание играть с куклой, игрушкой

- Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра

- Способность создавать образ, используя куклу.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями.

Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями.

Низкий уровень – ребёнку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

После проведения диагностики и анализа данных, полученных в результате проведения методик мы схематически представили результаты в таблицах 1,2 и диаграммах 1,2.

Таблица 1. Уровень развития творческих способностей у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Ф.И. ребёнка Этюдный тренаж Дикция Жесты, мимика, движения Желание участвовать в играх – драматизациях
1. Женя А. В С С С
2. Глеб Ш. С Н Н Н
3. Саша Ф. С Н Н С
4. Даша Ч. В С С С
5. Вика К. С С С С
6. Вадим Ш. С Н Н С
7. Катя В. В С С С
8. Адель Б. В В С С
9. Алина Р. В В В С

 

Таблица 2. Уровень развития творческих способностей у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования.

Ф.И. ребёнка Этюдный тренаж Дикция Жесты, мимика, движения Желание участвовать в играх – драматизациях
1. Ксения Н. В В В В
2. Глеб Б. С Н С С
3. Софья И. В С С С
4. Вадим М. С Н Н Н
5. Толя М. Н С С С
6. Полина С. В С С В
7. Вилена Н. С Н Н Н
8. Алеша П. В С Н Н
9. Яна И. Н С С С

 

Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

 

Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования.

 

Итак, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что 58% исследуемых экспериментальной группы имеют средний уровень развития творческих способностей, 20% детей имеют низкий уровень показателей развития творческих способностей, и лишь у 22 % детей отмечается высокий уровень развития творческих способностей.

В контрольной группе результаты исследования распределились следующим образом: высокий уровень развития творческих способностей показали 20% детей, средний уровень развития творческих способностей обнаружен у 42% детей, низкий уровень зафиксирован у 38 % детей.

Из диаграмм 1 и 2 видно, что и в контрольной, и в экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровни развития творческих способностей.

Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (формирующий эксперимент).

Цель формирующего эксперимента предполагала развитие творческих способностей детей раннего возраста с помощью театрализованной деятельности на основе разработанного нами перспективного плана работы с детьми раннего возраста. Для развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности в группе был создан театральный кружок «В гостях у сказки». Нами был составлен план кружковых занятий, которые организуются систематически один раз в неделю.

Форма организации занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятия с детьми 2-3 лет - 10 минут.

Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.

В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях.

При проведении занятий используются следующие методы и приемы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядный (показ образца, рассматривание картинок, показ сказки), практические.

По содержанию работы выделяем следующие формы организации театральной деятельности:

-прослушивание сказок, стихов, потешек;

-проигрывание отрывка;

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-пальчиковые игры;

-разучивание чистоговорок.

 

Перспективный план работы театрального кружка

«В гостях у сказки» для детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Тема занятия Задачи Материал

Сентябрь

ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР — Познакомить детей с театральной студией. — Вызвать интерес и желание играть с куклами студии. — Вырабатывать умение следить за развитием дей­ствия в кукольном спектакле. куклы театральной студии; игрушки к на­стольному кукольному спектаклю «Весёлый оркестр»; буб­ны и барабаны (по количеству детей в группе).
НАШИ УТОЧКИ С УТРА — Формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и подпевая отдельные слова песни. — Вызвать желание принимать участие в игре с му­зыкальным сопровождением, эмоционально реагируя на происходящее. — Продолжать знакомить детей с театром картинок на фланелеграфе. — Побуждать принимать участие в кукольном спекта­кле, повторять за педагогом отдельные реплики действую­щих лиц потешки. — Учить малышей использовать трещотки в шумовом оркестре для сопровождения движений театральной куклы. мягкая игрушка — кошечка; шапочка кош­ки для педагога и шапочки котят для детей; фланелеграф
Барашеньки Пирожки — Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле пальчикового театра, на картинке фланелеграфа. — Продолжать развивать двигательную активность детей. — Побуждать малышей принимать участие в свобод­ной пляске. куклы пальчикового театра — Ваня, зайка, бычок, лошадка; фланелеграф и набор картинок.
Упрямые козы — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Вызвать желание слушать потешку, выполнять дви­жения согласно тексту. — Поддерживать интерес к театру картинок. Разви­вать умение сопереживать персонажам народной сказки. — Побуждать детей наблюдать за действиями педагога с картинками на фланелеграфе. фланелеграф и набор картинок.

Октябрь

АЛЁНУШКА И ЛИСА — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Поддерживать устойчивый интерес к кукольному спектаклю. Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки. — Поощрять игры с музыкальными игрушками. фланелеграф и набор картинок; маленькие бубны (по количеству детей).
ВОЛК НА ЛУЖАЙКЕ ЛИСА-ЛИСОНЬКА-ЛИСА — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Вызвать желание следить за развитием действия в потешке, пословицах, в русской народной сказке. — Привлекать малышей к участию в кукольном спек­такле. — Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками. фланелеграф и набор картинок; маракаси-ки, бубны (по количеству мальчиков в группе), трещотки для девочек.
КТО СКАЗАЛ «МЯУ»? — Вызвать желание отгадывать загадки: ответ может быть подсказан картинками на фланелеграфе. — Побуждать детей принимать участие в кукольном спектакле «Кто сказал "мяу"?» (по В. Сутееву). — Поддерживать стремление участвовать в шумовом оркестре, используя маракасики. фланелеграф и набор картинок; маракаси­ки (по количеству детей).
МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД Пес и щенок — Вызвать желание слушать песенки, подпевать от­дельные слова, наблюдая за действиями педагога с игруш­кой. — Привлекать детей к участию в спектакле театра кар­тинок. — Поощрять желание танцевать с платочками, по по­казу педагога и самостоятельно. мягкие игрушки — кошка, щенок, петушок, большая собака; фланелеграф и набор картинок; платочки (по количеству детей).

Ноябрь

КОЛОСОК — Вызвать желание слушать народные потешки, на­блюдая за действием педагога с настольными куклами. — Побуждать детей отвечать на вопросы по содержа­нию сказки. куклы настольного театра — петушок, два мышонка; декорации, атрибуты, необходимые для прове­дения кукольного спектакля «Колосок».
ХОЛОДНО ЗАИНЬКЕ — Побуждать детей к двигательной активности под стихотворное сопровождение. — Вызвать желание подпевать отдельные слова. — Поддерживать интерес к театру картинок. шапочки-маски птичек (по количеству де­тей); кукла, лежащая в люльке; мягкая игрушка — медведь; фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно за­иньке».
Умница Танечка — Вызвать желание слушать колыбельную, подпевая отдельные слова и выполняя движения руками в соответ­ствии с текстом песни (то же о потешках), плясать вместе с педагогом. — Поддерживать стремление детей принимать уча­стие в спектакле театра картинок. кукла, фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно заиньке».
ЗАЙЧИК В ЯМКЕ — Напомнить детям способы управления настольны­ми игрушками. — Разучить одну из потешек. — Познакомить ребят с настольным кукольным спек­таклем «Зайчик в ямке». — Вызвать желание принять участие в танцевальной импровизации с лентами. куклы настольного театра — зайчик, соба­ка, охотник; белые ленты (по количеству детей).

Декабрь

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ — Учить детей запоминать небольшие стихотворения с помощью взрослого. — Познакомить малышей с кукольным спектаклем «Зимовье зверей» и предложить ответить на вопросы по содержанию сказки. — Поощрять желание ребёнка принимать участие в танцевальной импровизации с лентами. куклы настольного театра — Маша и Петя в зимней одежде, бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, волк, медведь; белые ленты (по количеству детей).
РЕПКА — Побуждать детей создавать игровые образы с помо­щью движения. — Поощрять стремление малышей участвовать в играх с музыкальным сопровождением. — Вызвать желание играть на детских музыкальных инструментах, самостоятельно выбирать музыкальный инструмент для создания заданного образа. — Познакомить ребят с театром кружек, с приёмами кукловождения. детские музыкальные инструменты — дуд­ка, балалайка, барабан, металлофон; настольная ширма; игрушки театра кружек к спектаклю «Репка».
НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК — Создать на новогоднем празднике радостную ат­мосферу, способствующую раскрытию способностей де­тей. — Поддерживать желание малышей выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. атрибуты, декорации костюмов, театраль­ные куклы, необходимые для конкретной обстановки праздника, досуга.

Январь

ЗАЯЦ-ХВАСТА — Поддерживать интерес к театрально-игровой дея­тельности. — Совершенствовать двигательную активность ма­лышей в играх со стихотворным сопровождением, фор­мировать желание перевоплощаться в изображаемый об­раз. — Вызвать желание следить за развитием действия в спектакле театра кружек. мягкая игрушка — зайчик, шапочка-маска зайчика; комплект кружек к спектаклю «Заяц-хваста»; де­корации зимнего леса.
Бабушкины забавушки — Формировать устойчивый интерес к устному на­родному творчеству. — Вызвать желание отгадывать загадки, слушать по­тешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с на­стольными игрушками, повторять показанные движения. — Поощрять стремление детей участвовать в народ­ной пляске по показу педагога и самостоятельно. настольные игрушки — корова, козленок, утка, гусь, воробей; платок для Бабушки-забавушки.

Февраль

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ — Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произнесения слов при разучивании произведений устного народного творчества (на усмотрение педагога). — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра кружек. паровозик с вагончиками; игрушки театра кружек — мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.
СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ — Познакомить детей со спектаклем театра «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака. паровозик с вагончиками; комплект кружек к кукольному спектаклю «Сказка о глупом мышонке».
КРОШКА-МАЛЫШКА — Продолжать обучать детей приёмам кукловождения театра кружек. — Познакомить со спектаклем театра кружек «Крош­ка-Малышка». — Вызвать желание следить за развитием действия. набор кружек к спектаклю «Крошка-Ма­лышка».
КРОШКА-МАЛЫШКА — Продолжать работу по обучению детей способам кукловождения театра кружек. — Закреплять умение вовремя включаться в действие. — Поддерживать стремление детей участвовать в спек­такле «Крошка-Малышка». — Развивать речь малышей средствами кукольного театра. Учить запоминать (с помощью взрослого) неболь­шие стихотворения. — Совершенствовать двигательную активность ребят в играх со стихотворным сопровождением. — Побуждать детей принимать участие в свободной пляске. комплект кружек и атрибуты, необходи­мые для повторного проведения спектакля «Крошка-Малышка».

Март

ПРАЗДНИК МАМЫ — Побуждать детей принимать активное участие в «Празднике мам». — Развивать инициативу и самостоятельность, вы­звать желание участвовать в кукольном спектакле. костюмы, театральные куклы, атрибуты, декорации для проведения праздника.
Зайчик Медведь — Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, сопровождая движение игрушки. — Знакомить ребят с приёмами кукловождения театра народной игрушки. — Продолжать развивать речь малышей средствами кукольного театра. большая машина, комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
ТЕРЕМОК — Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действием педагога с игрушкой. — Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, воспринимать большая машина, комплект народных игру­шек к сказке «Теремок», шапочки-маски кота, мышат (по количеству детей).содержание, отвечать на вопросы педагога. — Развивать стремление участвовать в игре со стихо­творным сопровождением, выполнять движения по пока­зу педагога и самостоятельно. комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
КАК У НАШЕГО ДАНИЛЫ — Побуждать детей принимать участие в игре со сти­хотворным сопровождением. — Вызвать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле и подыгрывать персонажам на дет­ских музыкальных инструментах. пригласительный билет; комплект народ­ных игрушек — Данила, овцы, тараканы, утки, сверчки, комары, козёл, журавли; детские музыкальные и шумовые инструменты — бубны, барабанчики, дудки, донцы, скри­почки, чугунки, трещотки.

Апрель

Петушок Зайчик — Закреплять интерес детей к театрально-игровой деятельности. — Вызвать желание наблюдать за действием педагога с народными игрушками, отгадывать демонстрируемые за­гадки, подпевать отдельные слова в колыбельной и плясо­вой. — Поощрять стремление ребят участвовать в свобод­ной пляске с куклой. кукла Маша; комплект народных игрушек: петух, заяц, собака, медведь, лиса.
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ — Вызвать у ребят желание следить за развитием дей­ствия в кукольном спектакле. Развивать умение сопережи­вать персонажам сказки. — Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольном спектакле для со­провождения движения персонажей. — Побуждать детей участвовать в свободной пляске с куклой, совместно с педагогом и самостоятельно. кукла Маша; другие куклы (по количеству детей в группе); декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух»; детские музы­кальные инструменты — барабан, треугольник, свистуль­ка, трещотки, бубен.
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ — Вызвать у малышей желание петь вместе с педаго­гом небольшие попевки, песенки. — Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопрово­ждением. — Побуждать принимать участие в кукольном спек­такле. бутафорские цветы (по количеству детей в группе); игрушка — мотылёк на гибкой проволоке; декора­ции, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух».
ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА — Побуждать детей принимать участие в весеннем празднике. — Вызвать желание выступать перед родителями, со­трудниками детского сада. — Поощрять стремление малышей участвовать в ку­кольном спектакле, в играх и плясках. декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медве­жонка».

Май

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА — Закрепить навыки кукловождения народной игрушки. — Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка». — Вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы. декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медве­жонка».

 

Конспекты занятий, сценарии развлечений представлены в приложении 1.

Для эффективного развития театральной деятельности детей раннего возраста необходимы следующие педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы по театральной деятельности.
  2. Создание творческой среды для занятий театральной деятельностью.

Для проведения занятий нами было использовано следующее оборудование: игрушки, репродукции, различный театр по сказкам:

Оборудование:

  • Пальчиковый театр
  • Театр би­ба­бо
  • Картонажно-настольный театр
  • Масочный театр
  • Сказки на фланелеграфе
  • Кукольный театр
  • Оснащение для инсценирования сказок (театральные атрибуты)
  • Теневой театр
  • Вязаные и театральные куклы
  • Мягкие и резиновые игрушки
  • Уголок ряженья
  • Картинки для показа сказок

В группе имеется театральный уголок, где отводено место для режиссерских игр с пальчиковыми, настольным театром:

-театр шапочек;

-настольный театр;

-вязаный театр;

-театр игрушек;

-театр Би-би-бо;

-театр на фланелеграфе;

-теневой театр;

-театр сказки на картинках.

Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами: сказки нарисованные на картинке «Как коза себе игрушку построила», «Маша и медведь», «Вот и люди спят», «Храбрый утенок».

В уголке ряжения имеются разнообразные театральные костюмы, шапочки, маски животных, фартуки, бусы и другие украшения.

Дети раннего возраста любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. Знакомые произведения мы включаем во все занятия по развитию речи, в развлечения.

В повседневной жизни используем знакомые детям игрушки для инсценировки стихов («Игрушки» А.Барто); потешек («Как у нашего кота», «Огуречик-огуречик», «Мы купили кошке…), пальчиковых игр («По реке плывет кораблик», «У оленя дом большой», «Стоит терем большой», «Топором дрова колю»).

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители являлись активными участниками образовательной работы.

Для родителей мы провели консультации, родительские собрания:

1. «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с трудными в эмоциональном развитии детей».

2. «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр и родители».

3. «Роль игрушки в жизни ребенка. Выбираем игрушки вместе».

Сценарии родительских собраний, консультаций, совместных праздников представлены в приложении 2.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.