Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

2020-05-07 628
Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность.

Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры.

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию внимания пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, формирует связную речь. Всякую свою выдумку впечатлений из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия.

Входя в образ он играет в любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало и получает огромное эмоциональное наслаждение.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Ее исследователи Л.И.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, А.И.Волков, О.М.Дьяченко и другие.

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому многие педагоги заняты поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

-как научить ребенка всему, что ему пригодится в современной жизни;

-как воспитать и развивать основные его способности: фантазировать, придумывать, слышать, видеть;

-как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным.

К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала (инсценировка к празднику).

Игра-ведущий вид деятельности детей раннего возраста, а театр -один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Широки воспитательные возможности театральной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

По утверждению В.А.Сухомлинского "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые".

Актуальность избранной нами темы на современном этапе определяется ФГОС ДО, т.е. педагогика из "дидактической становится развивающей".

Цель исследования: определить особенности развития творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели определили ряд задач:

1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Изучить процесс развития творческих способностей.

3) Изучить особенности театрализованной деятельности детей раннего возраста.

Объект исследования: театрализованная деятельность детей раннего возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использован при проведении развлечений, праздников, на занятиях в театральных кружках.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческих способностей детей раннего возраста будет осуществляться более эффективно в театрализованной деятельности.

База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования;

- эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент;

- статистические – математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в том, что проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;теоретическое изучение особенностей развития творческих способностей у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность получила новый толчок в развитии детей раннего возраста с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В целевых ориентирах образования в раннем возраста выделены следующие интегративные качества: «С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх. Стремится к общению со взрослыми и сверстниками».

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и внедренные в педагогическую практику методические материалы (перспективный план, конспекты организованной образовательной деятельности, сценарии развлечений, план работы с родителями, консультации и пр.) способствуют повышению эффективности применения театральной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

Данная работа может представлять интерес для работников дошкольных учреждений, специалистов в области дошкольной педагогики.

Структура и объем работы. Основное содержание работы заключается в введении и двух главах. Во введении обоснована актуальность исследования, определены его, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены методы исследования, база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава посвящена театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

В ней рассматриваются понятие творчества, содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Во второй главе рассматриваются организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент), реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) и результаты опытно – экспериментальной работы (контрольный эксперимент).

В приложении приведены результаты диагностических исследований: таблицы, диаграммы.

 

Вывод по 1 главе

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Форма организации занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятия с детьми 2-3 лет - 10 минут.

Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.

В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях.

При проведении занятий используются следующие методы и приемы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядный (показ образца, рассматривание картинок, показ сказки), практические.

По содержанию работы выделяем следующие формы организации театральной деятельности:

-прослушивание сказок, стихов, потешек;

-проигрывание отрывка;

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-пальчиковые игры;

-разучивание чистоговорок.

 

Перспективный план работы театрального кружка

«В гостях у сказки» для детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Тема занятия Задачи Материал

Сентябрь

ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР — Познакомить детей с театральной студией. — Вызвать интерес и желание играть с куклами студии. — Вырабатывать умение следить за развитием дей­ствия в кукольном спектакле. куклы театральной студии; игрушки к на­стольному кукольному спектаклю «Весёлый оркестр»; буб­ны и барабаны (по количеству детей в группе).
НАШИ УТОЧКИ С УТРА — Формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и подпевая отдельные слова песни. — Вызвать желание принимать участие в игре с му­зыкальным сопровождением, эмоционально реагируя на происходящее. — Продолжать знакомить детей с театром картинок на фланелеграфе. — Побуждать принимать участие в кукольном спекта­кле, повторять за педагогом отдельные реплики действую­щих лиц потешки. — Учить малышей использовать трещотки в шумовом оркестре для сопровождения движений театральной куклы. мягкая игрушка — кошечка; шапочка кош­ки для педагога и шапочки котят для детей; фланелеграф
Барашеньки Пирожки — Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле пальчикового театра, на картинке фланелеграфа. — Продолжать развивать двигательную активность детей. — Побуждать малышей принимать участие в свобод­ной пляске. куклы пальчикового театра — Ваня, зайка, бычок, лошадка; фланелеграф и набор картинок.
Упрямые козы — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Вызвать желание слушать потешку, выполнять дви­жения согласно тексту. — Поддерживать интерес к театру картинок. Разви­вать умение сопереживать персонажам народной сказки. — Побуждать детей наблюдать за действиями педагога с картинками на фланелеграфе. фланелеграф и набор картинок.

Октябрь

АЛЁНУШКА И ЛИСА — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Поддерживать устойчивый интерес к кукольному спектаклю. Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки. — Поощрять игры с музыкальными игрушками. фланелеграф и набор картинок; маленькие бубны (по количеству детей).
ВОЛК НА ЛУЖАЙКЕ ЛИСА-ЛИСОНЬКА-ЛИСА — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок. — Вызвать желание следить за развитием действия в потешке, пословицах, в русской народной сказке. — Привлекать малышей к участию в кукольном спек­такле. — Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками. фланелеграф и набор картинок; маракаси-ки, бубны (по количеству мальчиков в группе), трещотки для девочек.
КТО СКАЗАЛ «МЯУ»? — Вызвать желание отгадывать загадки: ответ может быть подсказан картинками на фланелеграфе. — Побуждать детей принимать участие в кукольном спектакле «Кто сказал "мяу"?» (по В. Сутееву). — Поддерживать стремление участвовать в шумовом оркестре, используя маракасики. фланелеграф и набор картинок; маракаси­ки (по количеству детей).
МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД Пес и щенок — Вызвать желание слушать песенки, подпевать от­дельные слова, наблюдая за действиями педагога с игруш­кой. — Привлекать детей к участию в спектакле театра кар­тинок. — Поощрять желание танцевать с платочками, по по­казу педагога и самостоятельно. мягкие игрушки — кошка, щенок, петушок, большая собака; фланелеграф и набор картинок; платочки (по количеству детей).

Ноябрь

КОЛОСОК — Вызвать желание слушать народные потешки, на­блюдая за действием педагога с настольными куклами. — Побуждать детей отвечать на вопросы по содержа­нию сказки. куклы настольного театра — петушок, два мышонка; декорации, атрибуты, необходимые для прове­дения кукольного спектакля «Колосок».
ХОЛОДНО ЗАИНЬКЕ — Побуждать детей к двигательной активности под стихотворное сопровождение. — Вызвать желание подпевать отдельные слова. — Поддерживать интерес к театру картинок. шапочки-маски птичек (по количеству де­тей); кукла, лежащая в люльке; мягкая игрушка — медведь; фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно за­иньке».
Умница Танечка — Вызвать желание слушать колыбельную, подпевая отдельные слова и выполняя движения руками в соответ­ствии с текстом песни (то же о потешках), плясать вместе с педагогом. — Поддерживать стремление детей принимать уча­стие в спектакле театра картинок. кукла, фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно заиньке».
ЗАЙЧИК В ЯМКЕ — Напомнить детям способы управления настольны­ми игрушками. — Разучить одну из потешек. — Познакомить ребят с настольным кукольным спек­таклем «Зайчик в ямке». — Вызвать желание принять участие в танцевальной импровизации с лентами. куклы настольного театра — зайчик, соба­ка, охотник; белые ленты (по количеству детей).

Декабрь

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ — Учить детей запоминать небольшие стихотворения с помощью взрослого. — Познакомить малышей с кукольным спектаклем «Зимовье зверей» и предложить ответить на вопросы по содержанию сказки. — Поощрять желание ребёнка принимать участие в танцевальной импровизации с лентами. куклы настольного театра — Маша и Петя в зимней одежде, бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, волк, медведь; белые ленты (по количеству детей).
РЕПКА — Побуждать детей создавать игровые образы с помо­щью движения. — Поощрять стремление малышей участвовать в играх с музыкальным сопровождением. — Вызвать желание играть на детских музыкальных инструментах, самостоятельно выбирать музыкальный инструмент для создания заданного образа. — Познакомить ребят с театром кружек, с приёмами кукловождения. детские музыкальные инструменты — дуд­ка, балалайка, барабан, металлофон; настольная ширма; игрушки театра кружек к спектаклю «Репка».
НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК — Создать на новогоднем празднике радостную ат­мосферу, способствующую раскрытию способностей де­тей. — Поддерживать желание малышей выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. атрибуты, декорации костюмов, театраль­ные куклы, необходимые для конкретной обстановки праздника, досуга.

Январь

ЗАЯЦ-ХВАСТА — Поддерживать интерес к театрально-игровой дея­тельности. — Совершенствовать двигательную активность ма­лышей в играх со стихотворным сопровождением, фор­мировать желание перевоплощаться в изображаемый об­раз. — Вызвать желание следить за развитием действия в спектакле театра кружек. мягкая игрушка — зайчик, шапочка-маска зайчика; комплект кружек к спектаклю «Заяц-хваста»; де­корации зимнего леса.
Бабушкины забавушки — Формировать устойчивый интерес к устному на­родному творчеству. — Вызвать желание отгадывать загадки, слушать по­тешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с на­стольными игрушками, повторять показанные движения. — Поощрять стремление детей участвовать в народ­ной пляске по показу педагога и самостоятельно. настольные игрушки — корова, козленок, утка, гусь, воробей; платок для Бабушки-забавушки.

Февраль

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ — Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произнесения слов при разучивании произведений устного народного творчества (на усмотрение педагога). — Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра кружек. паровозик с вагончиками; игрушки театра кружек — мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.
СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ — Познакомить детей со спектаклем театра «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака. паровозик с вагончиками; комплект кружек к кукольному спектаклю «Сказка о глупом мышонке».
КРОШКА-МАЛЫШКА — Продолжать обучать детей приёмам кукловождения театра кружек. — Познакомить со спектаклем театра кружек «Крош­ка-Малышка». — Вызвать желание следить за развитием действия. набор кружек к спектаклю «Крошка-Ма­лышка».
КРОШКА-МАЛЫШКА — Продолжать работу по обучению детей способам кукловождения театра кружек. — Закреплять умение вовремя включаться в действие. — Поддерживать стремление детей участвовать в спек­такле «Крошка-Малышка». — Развивать речь малышей средствами кукольного театра. Учить запоминать (с помощью взрослого) неболь­шие стихотворения. — Совершенствовать двигательную активность ребят в играх со стихотворным сопровождением. — Побуждать детей принимать участие в свободной пляске. комплект кружек и атрибуты, необходи­мые для повторного проведения спектакля «Крошка-Малышка».

Март

ПРАЗДНИК МАМЫ — Побуждать детей принимать активное участие в «Празднике мам». — Развивать инициативу и самостоятельность, вы­звать желание участвовать в кукольном спектакле. костюмы, театральные куклы, атрибуты, декорации для проведения праздника.
Зайчик Медведь — Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, сопровождая движение игрушки. — Знакомить ребят с приёмами кукловождения театра народной игрушки. — Продолжать развивать речь малышей средствами кукольного театра. большая машина, комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
ТЕРЕМОК — Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действием педагога с игрушкой. — Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, воспринимать большая машина, комплект народных игру­шек к сказке «Теремок», шапочки-маски кота, мышат (по количеству детей).содержание, отвечать на вопросы педагога. — Развивать стремление участвовать в игре со стихо­творным сопровождением, выполнять движения по пока­зу педагога и самостоятельно. комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
КАК У НАШЕГО ДАНИЛЫ — Побуждать детей принимать участие в игре со сти­хотворным сопровождением. — Вызвать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле и подыгрывать персонажам на дет­ских музыкальных инструментах. пригласительный билет; комплект народ­ных игрушек — Данила, овцы, тараканы, утки, сверчки, комары, козёл, журавли; детские музыкальные и шумовые инструменты — бубны, барабанчики, дудки, донцы, скри­почки, чугунки, трещотки.

Апрель

Петушок Зайчик — Закреплять интерес детей к театрально-игровой деятельности. — Вызвать желание наблюдать за действием педагога с народными игрушками, отгадывать демонстрируемые за­гадки, подпевать отдельные слова в колыбельной и плясо­вой. — Поощрять стремление ребят участвовать в свобод­ной пляске с куклой. кукла Маша; комплект народных игрушек: петух, заяц, собака, медведь, лиса.
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ — Вызвать у ребят желание следить за развитием дей­ствия в кукольном спектакле. Развивать умение сопережи­вать персонажам сказки. — Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольном спектакле для со­провождения движения персонажей. — Побуждать детей участвовать в свободной пляске с куклой, совместно с педагогом и самостоятельно. кукла Маша; другие куклы (по количеству детей в группе); декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух»; детские музы­кальные инструменты — барабан, треугольник, свистуль­ка, трещотки, бубен.
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ — Вызвать у малышей желание петь вместе с педаго­гом небольшие попевки, песенки. — Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопрово­ждением. — Побуждать принимать участие в кукольном спек­такле. бутафорские цветы (по количеству детей в группе); игрушка — мотылёк на гибкой проволоке; декора­ции, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух».
ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА — Побуждать детей принимать участие в весеннем празднике. — Вызвать желание выступать перед родителями, со­трудниками детского сада. — Поощрять стремление малышей участвовать в ку­кольном спектакле, в играх и плясках. декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медве­жонка».

Май

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА — Закрепить навыки кукловождения народной игрушки. — Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка». — Вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы. декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медве­жонка».

 

Конспекты занятий, сценарии развлечений представлены в приложении 1.

Для эффективного развития театральной деятельности детей раннего возраста необходимы следующие педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы по театральной деятельности.
  2. Создание творческой среды для занятий театральной деятельностью.

Для проведения занятий нами было использовано следующее оборудование: игрушки, репродукции, различный театр по сказкам:

Оборудование:

  • Пальчиковый театр
  • Театр би­ба­бо
  • Картонажно-настольный театр
  • Масочный театр
  • Сказки на фланелеграфе
  • Кукольный театр
  • Оснащение для инсценирования сказок (театральные атрибуты)
  • Теневой театр
  • Вязаные и театральные куклы
  • Мягкие и резиновые игрушки
  • Уголок ряженья
  • Картинки для показа сказок

В группе имеется театральный уголок, где отводено место для режиссерских игр с пальчиковыми, настольным театром:

-театр шапочек;

-настольный театр;

-вязаный театр;

-театр игрушек;

-театр Би-би-бо;

-театр на фланелеграфе;

-теневой театр;

-театр сказки на картинках.

Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами: сказки нарисованные на картинке «Как коза себе игрушку построила», «Маша и медведь», «Вот и люди спят», «Храбрый утенок».

В уголке ряжения имеются разнообразные театральные костюмы, шапочки, маски животных, фартуки, бусы и другие украшения.

Дети раннего возраста любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. Знакомые произведения мы включаем во все занятия по развитию речи, в развлечения.

В повседневной жизни используем знакомые детям игрушки для инсценировки стихов («Игрушки» А.Барто); потешек («Как у нашего кота», «Огуречик-огуречик», «Мы купили кошке…), пальчиковых игр («По реке плывет кораблик», «У оленя дом большой», «Стоит терем большой», «Топором дрова колю»).

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители являлись активными участниками образовательной работы.

Для родителей мы провели консультации, родительские собрания:

1. «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с трудными в эмоциональном развитии детей».

2. «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр и родители».

3. «Роль игрушки в жизни ребенка. Выбираем игрушки вместе».

Сценарии родительских собраний, консультаций, совместных праздников представлены в приложении 2.

 

Выводы по 2 главе.

Во второй главе нами проведено экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей у детей раннего возраста. Целью исследования являлось изучение и выявление творческих способностей в театрализованной деятельности детей раннего возраста.

На начальном (констатирующем) этапе исследования мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу, отобрали методики обследования уровня развития творческих способностей у детей раннего возраста, определили контрольную и экспериментальную группы, провели диагностику уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

По результатам констатурующего эксперимента было выявлено, что у детей раннего возраста низкий уровень развития творческих способностей составляет довольно большой процент. Это дало нам основание провести формирующий эксперимент.

Задачей формирующего этапа было развитие творческих способностей с помощью театрализованной деятельности в экспериментальной группе. Для достижения поставленной цели и решения задачи формирующего эксперимента, нами был разработан и апробирован перспективный план работы по развитие творческих способностей детей раннего возраста с помощью театрализованной деятельности, а также разработаны конспекты занятий, игр, бесед с детьми экспериментальной группы, составлен и реализован план работы с родителями по развитие творческих способностей детей, создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в группе.

На заключительном (контрольном) этапе исследования мы провели повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп с целью выявления эффективности разработанных нами методических материалов: в экспериментальной группе он оказался намного выше, чем на первоначальном этапе исследования, в контрольной группе детей изменения незначительны.

На основании математической обработки полученных результатов и качественных изменений можно сделать вывод о том, что разработанная нами формирующая система занятий является эффективной для внедрения в практику работы ДОУ.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Цель исследования достигнута.

Заключение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной работе мы, на основе изуче­ния лите­ратуры по данной теме, попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию актерских способностей в до­школьном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Педагогические рекомендации

Педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации образовательной работы по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности рекомендуем руководствоваться следующими требованиями:

  • Необходимо составить план работы, определить цели и задачи, которые вы будите реализовывать в процессе воспитания и обучения дошкольников средствами театрального искусства;
  • Внимательно следить за научно – методической литературой, вести библиографию по интересующим вопросам;
  • Воплощать в действительность свои творческие способности и желания;
  • Создавать условия для формирования своего творческого потенциала и творческого потенциала ребенка;
  • Учить ребенка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить;
  • Открывать в ребенке маленького артиста.

 

 

Список литературы

  1. Акулова О.В. Театрализованные игры. – 2016.
  2. Ануфриев А.А. Психология творчества. — М.: Инфра-М, 2013.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – 2014.
  4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Эксмо, 2014.
  5. Ветрова В. Ладушки, ладушки. – 2014.
  6. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2014.
  7. Доронова Т.Н. Развитие детей театрализованной деятельности. - 2015.
  8. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013.
  9. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2014.
  10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – 2015.
  11. Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 2013.
  12. Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.
  13. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  14. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013.
  15. Курто, Р. М. Пальчиковые куклы: сделай куколок своими руками и устрой театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
  16. Маханёва Майя. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Издательство: Сфера Серия: Вместе с детьми Год: 2012.
  17. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  18. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры: методическое пособие: [методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений] / Светлана Мерзлякова. – Москва: Обруч, 2014.
  19. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я [Текст] /А.М.Нахимовский. - М.: АРКТИ, 2014.
  20. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. Театрализованные игры в детском саду. – 2013.
  21. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2014.
  22. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. – 2015.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – 2016.
  24. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. Издательство: Корифей ISBN: 978-5-93312-771-0 Год: 2014.
  25. Уликова Н.А. Словом душа растет. – 2013.
  26. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – 2016.
  27. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э. Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013.
  28. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2015.
  29. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 

Приложение 1

Игра «Магазин»

Приготовьте картинку на большом листе бумаги с красочным изображением полок и Ле­жащих на них игрушек

Ведущим может быть взрослый или ребенок. Ведущий — продавец, остальные — покупа­тели. В течение одной минуты покупатели смотрят на игрушки, запоминают, потом закры­вают глаза. Ведущий закрывает одну из игрушек бумажным прямоугольником. Покупатели открывают глаза и пытаются угадать, какую из игрушек купили (закрыли прямоугольником). Если игрушка названа верно, то угадавший берет прямоугольник себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше прямоугольников.

Игра «Запомни свое место»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

Игра «Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-ни­будь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

Для развития воображения и фантазии придумано великое множество игр. Найдите вре­мя для них на театральных разминках, включите игры такого рода в игровую деятельность детей.

Игра «Я садовником родился»

Цели и задачи: развивает слуховую и зрительную память, воображение, выразительность интонаций.

Познавательный характер: знакомство с названиями цветов, их внешним видом и профес­сией садовника.

Приготовьте карточки с нарисованными или наклеенными на них изображениями цве­тов: ромашка, василек, мак, незабудка, роза, тюльпан и др.

Выбирается ведущий из детей, ис


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.