Эпилептоид педантичен, скуп, садистичен — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эпилептоид педантичен, скуп, садистичен

2020-05-07 217
Эпилептоид педантичен, скуп, садистичен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Три качества, которые Фройд называл анальным характером, потому что работать или жить с эпилептоид — это полная жопа. Бессмысленное накопительство, постоянные придирки, патологическое стремление к чистоте, нудное морализаторство. И это минимум.

Почему эти качества попали на пересечение Эдипа и анти-Хроноса? Потому что накопительство и стремление к стабильному порядку, к старым устоям — это слабая версия бессмертия. Эпилептоид не ставит глобальных целей, не стремится что-то создать. Он просто сгребает все объекты под себя, расставляет в “правильном” порядке и охраняет, периодически смахивая пыль. Что до ценности, то от нее осталась одна цена. Эпилептоид ценит своих подчиненных и свои накопления, но сугубо в материальном смысле.

Незрелый Эдип, если вдруг кто-то не читал “Три очерка о теории сексуальности”, начинается с догенитальной сексуальности, которая включает в себя оральную, анальную и фаллическую фазы. Фазы включаются почти одновременно, но наибольшее “социальное” значение имеет анальная. В самом деле, раздражение оральной области не располагает к социальным контактам: если хочешь быть здоровым, ешь один и в темноте. И тянуть в рот всякие несъедобные предметы лучше, пока социум (то бишь мать) не видит. Фаллическая фаза активно включается уже под занавес Эдипа и, как мы помним, ведет к его разрушению. Поэтому в незрелом Эдипе первая агрессия и первые социальные скандалы формируются по анальным законам. Что имеется в виду?

Во-первых, жадность. Невротичный ребенок может вполне закатить истерику, не желая делиться камушками на пляже*. В борьбе за территорию дите с формирующимся анальным характером будет яростно выталкивать других детей из песочницы. В школьном возрасте это фанатичный отказ дать списать. Наконец, анальные господа и дамы вырастают в борцов за авторские права и отравляют жизнь и творцам, и потребителям.

*сноска* Об особой роли камушков и прочих ракушек можно прочитать в небольшой статье Шандора Ференци “К онтогенезу символов”.

Во-вторых, садизм. Изначально ребенок не понимает, что он может кому-то сделать больно. Потасовки со сверстниками начинаются из-за фундаментального желания контролировать ситуацию, территорию, других людей. А как контролировать? Телесным контактом, ведь о других средствах ребенок еще не знает. По ряду причин (которые мы здесь не обсуждаем) удовольствие от прямого контроля и причинения боли может зафиксироваться в психике, что впоследствии ведет к развитию садизма.

Лишний раз напомним, что у невротиков садистические черты проявляются в ответ на вполне определенный набор стимулов. Эпилептоидный психопат садистичен всегда, независимо от обстоятельств.

В-третьих, педантизм и стремление к чистоте. Это классическое реактивное образование, то есть вывернутый наизнанку интерес к анальным процессам и продуктам. Нередко от конченого педанта можно услышать упрек: “Я для чего здесь полы до блеска натер? Чтобы вы пришли и нагадили?”. Он прав. Именно для этого он горбатился с тряпкой: чтобы на контрасте с чистым полом посмотреть на чужое символическое испражнение. Как заметил Михаил Задорнов, “только наш человек принюхается, брезгливо скажет фуууу и принюхается еще раз”.

У читателя, незнакомого с психоанализом, глаза на лоб лезут от наших странных рассуждений. Как, черт возьми, все это связано с анальной эрогенной зоной? Спокойно. Верните глаза на место и порассуждайте вместе с Фройдом.

Какой процесс ребенок учится контролировать в возрасте от двух до четырех лет? Процесс дефекации. Проще говоря, ребенка приучают к горшку. И это весьма важное событие, так как психика учится контролировать сфинктер и случайно обнаруживает, что этот контроль сопряжен с приятными и неприятными ощущениями. Обучившись анальному контролю, ребенок может увлечься этим процессом и использовать процесс дефекации не по назначению. Например, пачкать себя, стены, ковры и родителей. Или из вредности задерживать стул. У Фройда (например, в работе “Анальный характер”) и Ференци (в сборнике “Психоанализ сексуальных привычек”) можно найти немало подробностей на этот счет. Не будем лишать вас кайфа от работы с первоисточниками.

Весь этот анальный беспредел рано или поздно подвергается внешнему запрету (со стороны родителей), и анальные влечения вытесняются в бессознательное, где пускают ассоциативные корни. Достаточно “облагородившись”, видоизмененное влечение может пробиться в сознание под маской бережливости (удержание стула), склонности к рисованию (красками, а не фекалиями, хотя за современное искусство автор поручиться не может), накопительству (цепочка фекалии — глина — песок — камешки — монеты) и т.д. У психопатов корни прорастают не вглубь Оно, а “наружу”, на поверхность Я. Так что эпилептоид демонстрирует не одно-два, а сразу все анальные качества в их примитивной форме.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.