Раздел 3. Конспекты проблемных бесед — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раздел 3. Конспекты проблемных бесед

2020-05-07 117
Раздел 3. Конспекты проблемных бесед 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОДЕЛЬ БЕСЕДЫ №1 ПО ТЕМЕ «ВОЛК И ЯГНЕНОК (ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ)» В алентина  Павловна  Пентина, педагог-организатор, педагог дополнительного образования объединения «Детвора» КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал». Закончила ВПШК (г. Санкт-Петербург). Высшая квалификационная категория. Общий педагогический стаж 40 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ «за значительные успехи в образовании и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образовани я.  

Цель беседы: формирование способов эффективного и безопасного поведения подростка в ситуации травли со стороны сверстников.

Технология: проблемная беседа.

Материалы для занятия: басня «Волк и ягненок», статья в газете или новостная заметка в Интернете о резонансном случае, презентация по теме «Волк и ягненок - предотвращение школьной травли» (см. электронное приложение), памятка «План разговора с обидчиком по разрешению ситуации травли», памятка «Вопросы обидчику», раздаточный материал «Сцены травли», бумага, маркеры, ножницы.

Этап занятия Содержание
    1 часть
1.1 Начальный этап   Обсуждение басни. Дети  прослушивают басню И.А. Крылова «Волк и ягненок» и обсуждают следующие вопросы: · Кто жертва, а кто агрессор в этой басне? Судя по басне, опишите характер типичной жертвы и типичного агрессора. · Что такое травля? Какие роли участников в ситуации травли можно назвать? · Какие имеются различные способы травли? · Почему волк травит ягненка? Почему люди травят других? · Как травля воздействует на людей, которых травят? На людей, которые травят? На всю группу (класс, коллектив) и общество?
1.2. Этап проблематизации Проблемная ситуация. Подросткам зачитывается статья из газеты, описывающая недавнюю реальную историю в Кировской области, демонстрирующую травлю ребенка со стороны его сверстников. «Не так давно многие мы с вами узнали о том, что в Кировской области девочки-подростки избили шестиклассницу. Первой об инциденте рассказала мать девочки, сообщив в соцсетях, что в воскресенье около 16 часов возле местного катка группа девочек-подростков, находившихся в пьяном состоянии, напала на ее дочь и жестоко избила. Девочки заявили, что Оксана три года назад дёргала за волосы какую-то их знакомую. Мать Оксаны не подтверждает прежней истории. Девочку били, предъявляли претензии. Через некоторое время Оксану отпустили и она, пошла домой с подругой, но у ворот ФОКа те же девочки вновь догнали её. В этот раз школьницы потребовали от Оксаны встать на колени и просить у них прощения. Перепуганная девочка выполнила требование, однако пьяным школьницам не понравилось, как именно это сделала девочка, и они снова стали требовать извинений. Оксана отказалась и попыталась уйти от обидчиц прочь. Но школьницы накинулись на нее и стали ее избивать руками по голове, пинать в живот коньками и дергать за волосы. Еще две девочки стояли рядом и снимали происходящее на телефон. Избиение продолжалось до тех пор, пока происходящее не заметил случайный прохожий и не разогнал нападавших. После этого подруга дочери позвонила маме Оксаны. Та вызвала полицию.Пострадавшая от побоев школьниц Оксана была госпитализирована в больницу, где медики диагностировали у нее сотрясение мозга, а также ушибы мягких тканей живота». Дискуссия Давайте обсудим ситуацию. · Шокировала ли вас данная история или подобные ситуации встречаются уже довольно часто? · Что могло послужить причиной конфликта? · Могла ли Оксана избежать данной ситуации? · Можно ли предотвратить подобную ситуацию? · Что она должна была сделать для этого? Проблемный вопрос:  Какие способы поведения можно применить в ситуации травли?
    2 часть
2.1. Теоретический этап Актуализация социального опыта детей. · Могли бы вы оказаться в подобной ситуации? · Какие чувства и эмоции может испытывать человек в подобной ситуации? Основные понятия (слайд 2-3). Педагог, используя мультимедийную презентацию, раскрывает основные понятия темы и способы выхода из ситуации риска. При этом форма подачи материала может быть как «мини-лекция», так и «лекция с элементами беседы или дискуссии». В конце работы над теоретической частью детям выдаются памятки. Школьная травля – это всегда очень сложный процесс, в котором принимают участие разные стороны: жертвы, обидчики или преследователи, наблюдатели, сочувствующие той или иной стороне. Все они находятся в непрерывном процессе взаимодействия, характер которого во многом обусловлен позицией по отношению к происходящему взрослых и школы. Под школьным насилием понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей и подростков, а также учителей. В этом же значении используется термин «буллинг»: чаще он описывает издевательства со стороны группы сверстников по отношению к ребенку, который не способен защитить себя. Виды травли (слайд 4-6) - вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; - намеренная социальная изоляция – бойкот, отторжение, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.); - физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. Признаки школьной травли (слайд 7). Черты участников травли (слайды 8-12). Причины школьной травли (слайд 13-14).   Способы поведения. План разговора с обидчиком по разрешению ситуации травли (слайд 15): 1. Начинать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает. 2. Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе. 3. Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. 4. Предложить другой вариант поведения, устраивающий тебя. 5. Сказать, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение. Памятка «Вопросы обидчику» (слайд 16): 1. «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает. 2. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?». 3. «Что тебе мешает...?». Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.
2.2. Практический этап (ролевая игра) Упражнение «Волк и ягненок» Дети ищут, обсуждают и применяют на практике способы выхода из ситуации травли. Педагог обозначает четыре угла в комнате цифрами 1-4. Дети должны свободно передвигаться из одного угла в другой, в зависимости от выбранной ими варианта поведения в каждой конкретной ситуации травли. Педагог читает описание ситуации травли.  Для каждой ситуации даются три возможных ответа. Четвертый угол - для тех, у кого есть другой ответ.  Каждый угол комнаты пронумерован. После того, как дети прослушают ситуацию и ответы, они выбирают угол, который представляет собой то, что, по их мнению, надо делать в этой ситуации. Как только дети заняли свои позиции, педагог просит объяснить выбор. Вопросы для обсуждения: · Было ли трудно реагировать на некоторые сцены? На какие и почему? · Нужна ли помощь и поддержка людям, которых травят? Почему? · Что можно сделать, чтобы помочь людям, которые занимаются травлей, изменить их поведение? · Что происходит, если никто не останавливает людей, которые травят? Что происходит с тем, кто травит? Что происходит с обществом? Альтернативный вариант. Вместо упражнения «Волк и ягненок» возможно провести отработку способов выхода из ситуации травли из реального опыта детей. Педагог предлагает кому-нибудь из участников группы рассказать, а потом разыграть ситуацию, когда его чем-то обидели. Этот участник и выступает в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Ситуация моделируется, но главная задача «обиженного» попытаться использовать схему конструктивного общения и с достоинством выйти из ситуации. Моделирование ситуации предлагается нескольким парам участников. Упражнение «Поддержка в ситуации травли» Педагог предлагает обвести свою ладонь на цветном листе бумаге и вырезать ее. Дети должны подумать об одном человеке для каждого пальца, к кому бы они могли обратиться за поддержкой в случае травли (например, друг, один из родителей, учитель, социальный педагог/психолог, полиция, медиатор, брат или сестра). Попросите детей объяснить свой выбор защитников. Вопросы для обсуждения: · Есть ли у кого-нибудь право травить другого? Почему да или почему нет? · Какие права человека нарушаются, когда кого-то травят? · Как искоренение травли улучшает соблюдение прав человека для каждого?
    3 часть
  Рефлексивный этап Заканчивая анализ, попросите детей оглянуться назад на «руки поддержки» и подумать, к какому еще человеку или организации они смогут обратиться за помощью при травле. Оставьте «руки поддержки» где-нибудь в комнате, чтобы дети могли обратиться к ним в будущем.
  Варианты домашнего задания Для всех. 1) Узнайте, существует ли местная «горячая линия» или телефон доверия для детей, куда могут позвонить пострадавшие от травли дети. Узнайте, к каким службам могут обратиться дети за помощью. Оформите эту информацию в виде памяток или для доски информации, для сайта нашего учреждения, для доски Вконтакте. Распространите эту информацию. Пригласите кого-нибудь из такой службы поговорить с группой. По выбору. 2) Придумайте акцию «Нет травле!» Например, можно организовать выставку, пригласить профессионала из организации по оказанию поддержки детям для встречи или назвать взрослого в школе, к кому можно обратиться за помощью. Можно поставить театральное представление, которое показывало бы, как дети могут реагировать на случаи травли, и покажите его другим группам детей. Можно создать в школе службу медиации, которая будет помогать разрешать школьные конфликты. 3) Разработайте и реализуйте социальны проект по теме.

Памятка «План разговора с обидчиком


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.