Раздел 2. Методика проблемной беседы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Раздел 2. Методика проблемной беседы

2020-05-07 152
Раздел 2. Методика проблемной беседы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(автор С.В. Кудинова)

 

Для формирования социальной компетентности как способности противостоять агрессивным вызовам социума нами разработана технология проблемной беседы [2;47-52], которая представляет собой сочетание метода бихевиорального психологического тренинга и метода проектов.  Методика согласуется с Дж.Дьюи, который считал, что ребенка следует учить действовать в различных «проблематических» ситуациях по разработанной им инструментальной схеме, включающей пять этапов: 1) переживание чувства затруднения, замешательства, сомнения.; 2) предварительная интерпретация известных данных и предположения о возможном решении возникшего затруднения (выдвижение гипотезы); 3) поиск, отбор, анализ существующих данных, позволяющих уточнить, прояснить проблему; 4) дальнейшая проработка предварительной гипотезы на основе новых данных; 5) принятие гипотезы как плана действия, экспериментальная проверка предполагаемого решения.

Проблемная беседа в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка - это дискуссионная социально-активная компетентностно ориентированная технология организации занятия, в рамках которой подросток ставит и решает ключевые задачи возраста [2;50].

Важнейший эффект занятия в режиме проблемной беседы - создание ситуаций личностного общения со сверстниками, ценностно-смыслового диалога подростка с педагогом.

В основе содержания проблемной беседы лежит проблемная ситуация, отражающая типичную возрастную трудность. В рамках нашего методического проекта проблемная беседа связана с созданием ситуации социального риска, а её эффективное разрешение предполагает обсуждение способов безопасного поведения и накопление первичного социального опыта. В процессе работы на занятии подростки выполняют коммуникативный эксперимент, дискутируют и находят личностно-значимые ответы на свои вопросы при активной фасилитативной позиции педагога рядом.

Результат проблемной беседы – компетентность как тот или иной способ жизнедеятельности, а в нашем методическом проекте - социальная компетентность как меню способов безопасного и конструктивного выхода из ситуаций социального риска  либо способов их недопущения.

В структуре проблемной беседы три части (схема 1).

Первая часть беседы включает начальный этап и этап проблематизации. Начальный этап представляет собой психологическую разминку, которая имеет целью снятие напряжения, усталости, создание атмосферы доверия, стимулирование спонтанности для работы в социально-активных формах, стимулирование речевой активности для эффективности дискуссий и рефлексивных процедур. На начальном этапе применяются психологические разминочные игры, которые обязательно сопровождаются рефлексией. Именно рефлексия устанавливает связь разминки с темой занятия и обеспечивает вхождение в проблемную беседу.

Этап проблематизации включает проблемную ситуацию, связанную с актуальной типичной возрастной темой, с то или иной ситуацией социального риска. Средством создания проблемной ситуации может служить видеоролик, письмо подростка, заметка в газете, отрывок из литературного произведения, событие из жизни исторического персонажа, прочитанная или проиллюстрированная притча, высказывания известных людей и другое. Проблемная ситуация сопровождается дискуссией и завершается постановкой проблемного вопроса: Как не поддаться групповому давлению в ситуации риска? Как не стать зависимым от компьютера? Как избегать ситуации насилия? Как распознать ситуацию, граничащую с отклоняющимся поведением? Проблемный вопрос задаёт содержание следующих этапов проблемной беседы и носит компетентностный характер, то есть вопрошает о конкретных способах выхода из подростковой проблемной ситуации.

Вторая часть включает теоретический и практический этапы. Теоретический этап реализуется последовательно по трём шагам: 1) актуализация социального опыта подростка по проблеме и установление личностной значимости проблемного вопроса для подростков, 2) введение основного понятия темы, 3) выявление способов конструктивного и безопасного поведения в ситуации риска. Последнее может происходить как предъявление эффективных способов педагогом (предложение педагогом готовых памяток, выведения способов эффективного поведения самим подростком на основе анализа предложенных дидактических материалов). В других случаях возможен поиск эффективных способов в опыте подростков через применение дискуссии и коммуникативных проб. Второй и третий выриант мы считаем, бесспорно, более эффективными, однако в условиях необходимости краткой беседы (протяженностью в один академический час) отдаём предпочтение первому варианту предъявления теоретического материала.

Практический этап имеет целью отработку подростком способов разрешения конструктивного и безопасного поведения в ситуации риска, отбор из них эффективных и подходящих для себя. Этот этап может быть представлен ролевой игрой, которая погружает подростка в ту или иную ситуацию риска. Например, обсудив конструктивные способы реакции на интолерантное, агрессивное поведение, возможно разыграть ситуацию агрессии со стороны сверстников и применить новые способы в игре. Эффективно проигрывать те ситуации, которые предложат сами подростки как наиболее актуальные для них.

Третья часть проблемной беседы - рефлексивный этап. Рефлексии подвергается степень удовлетворённости подростка найденными способами разрешения подростковой проблемы. Домашнее задание очень конкретно и предполагает социализацию опыта проблемной беседы - применение в реальной жизни способов недопущения / преодоления ситуации риска. Вариативная часть домашнего задания носит индивидуальный характер и предполагает проявление подростком социальной активности в виде социальных акций, проектов на основе самоопределения подростка в проблеме и его первичного социального опыта, полученного в рамках проблемной беседы.

Схема 1.

Структура проблемной беседы

 

1 часть                                        2 часть                                  3 часть

 

 

 


Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

2. Белорыбкина Е.А., Кудинова С.В. Классные часы в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка: Учебно-методическое пособие для педагогов /Е.А. Белорыбкина, С.В. Кудинова. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – 129 с. – (Воспитание и развитие личности в условиях ФГОС)

3. Кальней, В.А. Мониторинг качества образования [Текст]/ В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М. – Вологда, 1998.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.