Педагогические условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Педагогические условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика

2020-05-07 144
Педагогические условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимость введения инноваций в образовательную практику все чаще возникает даже на уровне массовой школы. В последние годы к числу направлений, требующих достаточно быстрого освоения и внедрения, относятся следующие приоритетные направления развития нашей школы: индивидуализация обучения, в том числе профилизация старшей школьной ступени, новая система оплаты труда педагогических работников, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, государственно-общественное управление образованием, новые подходы к аттестации школ и учителей, новые механизмы финансирования школ. В сложившейся ситуации, требующей быстрого понимания, освоения и внедрения, педагогические работники оказались перед проблемой создания новых продуктов (элективных курсов и курсов по выбору, отбора содержания непрофильных предметов в профильных классах и др.), отработкой способов организации сетевого взаимодействия, привлечения родителей, учащихся и общественности к выработке стратегии развития образовательного учреждения. Несвойственные ранее для педагогов и школьной администрации задачи каждый решает в меру своих способностей и возможностей. Закономерен вопрос: при каких условиях инновации могут быть успешно внедрены в практику с наибольшим эффектом? Частично ответ дает зарубежный опыт внедрения аналогичных инноваций в реальную образовательную практику.

Два аспекта: ценностный и внедренческий.

Особенностью рассмотрения инноваций в западной научной литературе является интерес к прикладным проблемам, к вопросам неразрывной связи с образовательными и социальными изменениями. Анализируя причины возникновения изменений в области образования, американские ученые М. Фуллан и С. Штигельбауэр отмечают, что в плюралистическом обществе всегда будет существовать определенное давление со стороны общества, бизнеса, производства, побуждающее к инновациям в образовании. При этом, по их мнению, важно рассматривать два аспекта инноваций: ценностный (кому выгодны инновации) и внедренческий (реалистичность замысла инновационного проекта и подхода к его реализации).

Исходя из данных аспектов можно выделить четыре типа возможных результатов.

Тип I (ДА, ДА) означает, что программа технически и технологически качественно разработана, внедрена в практику и ее эффективность в соответствии с ценностным аспектом оценивается как высокая.

Тип II (ДА, НЕТ) относится к спланированной и технически хорошо разработанной инновационной программе, которая, однако, по каким-либо причинам не была внедрена в практику.

В типе III (НЕТ, ДА) возможны варианты: а) изменения не были в должной мере технически разработаны, б) инновации были внедрены, но их ценность оказалась невысокой, привела к негативным последствиям, и это чаще всего связано с некачественной разработкой и излишней торопливостью при апробации.

Тип IV (НЕТ, НЕТ), в сущности, является позитивным. Он характерен для случаев, когда плохо разработанные и недостаточно продуманные инновации отвергаются образовательной практикой и не подлежат внедрению. Несмотря на временные и ресурсные потери, впоследствии такой путь приводит к новым конструктивным инновациям на основе отрицания старого. Именно такой путь, отмечают М. Фуллан и С. Штигельбауэр, был характерен для американского образования шестидесятых годов прошлого века.

Вообще, при введении инноваций в образование, как убедились исследователи, встречаются две характерные основные проблемы: правомерность изменений и предубеждение, а зачастую и игнорирование необходимости, поскольку на практике они оказываются не столь значительными, какими были первоначально заявлены.

Наряду с такими параметрами инновации, как ценность и техническая проработанность, можно выделить еще ряд других, в частности готовность работников к введению инноваций. Основные трудности, с которыми встречаются практики, это: невозможность разработать адекватную схему внедрения; технические и технологические проблемы; слабая проработанность и способность управления изменениями; спорный характер развивающей функции инноваций. Ученые делают вывод о неправомерности инновационной деятельности в случае неподготовленности персонала школы к ее введению. Более того, приводят конкретные факты, когда за счет инноваций руководители образовательных учреждений получают повышение по службе, но после их ухода вся инновационная деятельность школы полностью прекращается.

Замыслы и их реальное воплощение.

Для зарубежной педагогики характерны попытки широкомасштабного сравнительного анализа инновационной образовательной деятельности. В частности, установлено, что решения на уровне школ и школьных округов относительно участия в определенных реформах можно разделить на два типа: группа приверженцев оппортунизма, когда школьные округа мотивированы в основном на получение дополнительных федеральных средств, и группа так называемых «разрешающих проблемы», для которых инновации – это способ разрешения имеющихся местных противоречий и реализации определенных потребностей. Как следствие, проекты второй группы являются более успешными с точки зрения получения желаемых результатов и продолжения проектной деятельности после окончания федерального финансирования.

Вместе с тем исследователями делается вывод о том, что зачастую школьные округа не соотносят в должной мере имеющиеся образовательные потребности и внедряемые инновации, что приводит к определенным противоречиям. Часто они используются для создания прогрессивного имиджа школьного округа в глазах местного сообщества или как ответ на определенное политическое давление, то, что характерно для первой группы внедрения инноваций. А слабый учет ценности инновации и конкретных потребностей образовательной практики и влияет на жизнеспособность изменений. Так, по мнению М. Фуллана и С. Штигельбауэра, движение эффективных школ, характерное для США в 80-е годы XX века, является примером неудачного внедрения в практику потенциально позитивных инноваций. Сущность «эффективной школы» заключалась в усилении контроля над обучением, повышении уровня требований к достижениям и дисциплине учащихся, более четкой формулировке учебных целей, в частом проведении мониторинга, вовлечении родителей в деятельность школы, создании внутри школы «команд» по совершенствованию ее деятельности. Данная инновация быстро стала очень популярной, в 1983 г. ею было охвачено 875 школьных округов в 25 штатах. Несмотря на целый ряд педагогических исследований по проблемам эффективности школ и вопреки значительным ожиданиям, данная инновация не принесла значительных результатов. Подобного рода изменения привели к сужению образовательных целей, что является наглядным подтверждением спорного характера развивающей функции инновации. Потенциально позитивная инновация на деле оказалась неэффективной, потому что ее ценности были понятны и важны для всех субъектов образовательного процесса, за исключением ученика, который подвергался постоянному контролю и потерял долю свободы и самостоятельности.

Вопрос о взаимозависимости принятия решений о введении инноваций с причинами их провала на практике характерен не только для уровня управления школьными округами и конкретными школами, но также и для содержания образования в целом. Хорошо известен пример возникновения движения по разработке новых образовательных стандартов в США в шестидесятые годы, связанного, с одной стороны, с запуском спутника в СССР, а с другой — с инициативой университетской профессуры, стремившейся повысить качество обучения естественно-научным дисциплинам. Именно эти два фактора определили направления инноваций в американском образовании на последующие два десятилетия (введение компетентностного подхода в образовании, внедрение методов обучения, основанных на разрешении проблем и др.). Ценность инноваций, заявленная на уровне государства и понятная всем субъектам образовательного процесса, их техническая проработанность университетской профессурой, раскрытая от алгоритма внедрения до уровня технологий, позволила осуществить эффективное внедрение в реальную образовательную практику. Многие из этих инноваций, разработанные в тот период, сегодня прочно вошли в практику образования США и имеют в основе хорошо разработанную теоретическую базу. Вместе с тем многие инновации, возникшие в рамках движения по разработке стандартов, оказались нежизнеспособными, и это произошло из-за оторванности теоретических университетских исследований от реальной школьной практики, а также из-за того, что реформаторы при проектировании своей деятельности так и не ответили на важнейшие вопросы: на что направлено образование? Какой тип человека и какой тип общества мы хотим производить? Какие методы обучения и организации учебного процесса нам необходимы для получения данного результата? Какие знания имеют наибольшую ценность? Все это является наглядной характеристикой III типа, когда недостаточная техническая и технологическая проработанность не вписалась в практику работы школы.

Ради чего проводятся изменения?

Исследователи указывают на значительную роль правительств в инициировании инноваций в образовании, «профессионализации реформ», когда решения об инновационных изменениях в образовании должны приниматься на правительственном уровне, и при этом важна квалификация экспертов, проектирующих образовательные реформы. Вместе с тем отмечается, что зачастую разработчиками реформ движут политические интересы или карьерные амбиции, что приводит к поспешным и непродуманным решениям. Американские исследователи, анализируя роль федерального правительства и правительств штатов и провинций, отмечают, что в условиях децентрализованных систем образования возрастает роль последних. В частности, существуют реформы интенсивного типа, например, введение в начале девяностых годов тестирования в штатах Мэриленд и Пенсильвания, когда непроработанность инновации привела к сужению содержания образовательных программ, натаскиванию на конкретные тесты, что вызвало серьезную критику со стороны практиков, и таким образом стала, как отмечают исследователи, проблемой образовательной политики уже не на уровне штата, а страны в целом.

В научно-педагогической литературе США отмечается в этой связи, что необходимо усиление внимания к проектированию инноваций как на федеральном, так и на уровне штатов, школьных округов и отдельных образовательных учреждений, требуется постоянный мониторинг инновационных процессов. Следовательно, в качестве еще одного условия эффективного введения инноваций можно назвать уровень их инициирования (проектирования).

Еще одной проблемой является игнорирование необходимости введения одних инноваций и предпочтение других, которые на практике оказываются не столь значительными, какими они были первоначально заявлены. В этой связи М. Фуллан приводит следующий пример. Большинство современных инноваций в области содержания образования направлены на развитие когнитивных (академических), а не личностных и социальных умений и навыков. Первые инновации более конкретны, их проще внедрять и измерять, и они более важны по своему значению для последующей жизни человека. А вот индивидуальные, межличностные и социальные отношения и навыки, имеющие важное значение для демократического общества, не получают должного внимания и не становятся приоритетом политиков при проектировании образовательных реформ. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с ярко выраженным игнорированием необходимости важнейших инноваций и приоритетом тех, которые на практике оказываются не столь значимыми для развития общества в целом. В США это особенно верно по отношению к стандартизации и спецификации тестирования на уровне штатов. Исследователи отмечают, что зачастую инновации в области тестирования и мониторинга видоизменяют содержание образования в негативную сторону, приводят к сужению объема необходимых ребенку знаний.

Таким образом, рассматривая проблему изменений в образовании, зарубежные ученые отмечают, что инновация не должна проводиться ради инновации. Необходимо учитывать, какие ценности формируются в результате ее внедрения, кто выиграет в результате, каковы приоритеты, насколько они достижимы, какие области потенциальных изменений недооцениваются. Все это напрямую связано с необходимостью тщательного анализа причин и следствий инновационных процессов в образовании.

Реформы образования зачастую страдают перегруженным содержанием, нереалистичным временным планированием, отсутствием координации потребностей, упрощенными решениями. Ученые выделяют инновации первого порядка, те, что повышают эффективность и результативность образования без нарушения базовых организационных принципов, без значительного изменения способа выполнения своих ролей взрослыми и детьми, и инновации второго порядка, направленные на изменение фундаментальных основ деятельности организаций, включая новые цели, структуру, роли. Большинство изменений в образовании прошлого века были первопорядковыми, направленными на повышение качества того, что уже существует. Реформы второго порядка, как правило, заканчивались неудачно, наталкивались на сопротивление учителей и администраторов и были вынуждены трансформироваться и адаптироваться под объективную ситуацию. И, как следствие, в целом системы образования не претерпели значительных изменений.

Вместе с тем, начиная с девяностых годов, возрастает значение реформ второго порядка, связанных с изменениями культуры и организации школ, с реструктуризацией ролей и обязанностей учителей, родителей и учеников. Во многом, на наш взгляд, это связано с процессами глобализации, оказывающими значительное влияние на национальные системы образования.

Опираясь на материалы анализа зарубежного опыта, можно выделить основные условия, позволяющие осуществить эффективное внедрение инноваций. К ним относятся: ценность, техническая проработанность; готовность персонала к изменениям; направленность на решение проблем, уровень инициирования; характер инноваций (первого или второго порядка, то есть модификационный или радикальный).

Что показывает российская практика.

А сейчас вернемся на нашу землю и на основе выделенных параметров постараемся оценить изменения, вводимые в рамках модернизации российского образования, на примере предпрофильной подготовки и единого государственного экзамена (ЕГЭ). Можно констатировать успешность введения предпрофильной подготовки не только в экспериментальных учреждениях, но и в массовой практике. Этот факт объясняется тем, что были выполнены основные условия: цели и ценности; техническая и технологическая разработанность; подготовленность кадров; направленность на решение конкретных проблем и, наконец, поддержка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что и способствовало эффективности введения инноваций.

Первое – четко определены и ясно сформулированы ценности. Основная ценность – создать условия и научить школьников осуществлять самостоятельный обоснованный выбор дальнейшего пути обучения или построения трудовой карьеры. Все инновации, вводимые в рамках предпрофильной подготовки, к числу которых относятся новый базисный учебный план, информационная работа, профильная ориентация, новая форма итоговой аттестации, портфолио, муниципальные образовательные сети, были направлены на реализацию данной ценности.

Второе – каждая составляющая предпрофильной подготовки была технически и технологически детально проработана и обеспечена механизмами ее введения в практику на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и образовательного учреждения. Проводимый мониторинг введения инноваций с позиции всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений, муниципальных и региональных органов) позволил своевременно реагировать на потребности и возможности реальной практики и осуществлять необходимую корректировку.

Третье – работа с педагогическими кадрами по снятию сопротивления и мотивации к внедрению инновации включала информационную работу: публикации в профессиональных педагогических изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для широкого круга читателей, информационные письма Минобрнауки и т. п.; семинары-совещания для руководителей субъектов Российской Федерации, курсовую подготовку и др.

Четвертое – инновация была направлена на решение конкретных проблем: неготовности ученика оценить свои возможности и перспективы, отсутствие опыта осуществлять обоснованный выбор дальнейшего обучения или работы.

По характеру изменения инновация рассматривалась как модификационная (первого порядка) с поддержкой как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. С учетом классификации эта инновация относится к I типу.

Более сложная и неоднозначная ситуация складывается с единым государственным экзаменом. Его целью является обеспечение единого подхода к оценке знаний учащихся и прозрачность и независимость процедур проведения, создание равных возможностей для учащихся при поступлении в высшие учебные заведения. Ценность, на первый взгляд, не вызывает сомнений, но, к сожалению, не до всех субъектов образовательного процесса она доведена в понятной и однозначной трактовке.

Одним из самых слабых мест ЕГЭ является техническая и технологическая проработанность. Технически не все регионы Российской Федерации могут своевременно получить материалы для проведения экзамена (удаленность и труднодоступность ряда районов). В ряде регионов подвоз учащихся осуществлялся на сплавах и вертолетах, что представляет реальную опасность для жизни и здоровья детей. Также необходимо учитывать сложность выполнения учащимися тестирования после такой транспортировки. Технологически же самый большой просчет ЕГЭ заключается в том, что при ответе на минимум вопросов с результатами соответствующими отметке «2», учащийся все равно получает «3».

Подготовка кадров не является слабым звеном, так первые результаты, не всегда утешительные, мотивировали большинство педагогов на изменение подходов к процессу обучения. Однако, как показал зарубежный опыт и как отмечают российские педагоги, при подходе к процессу обучения с жесткой ориентацией на ЕГЭ впоследствии вероятны неутешительные результаты обучения и сужение образовательных целей до натаскивания на конкретные вопросы.

Решение проблемы поступления учащихся в вузы на основе результатов тестирования вызвало сопротивление у большинства из них и нежелание зачислять абитуриентов по результатам ЕГЭ. Исключение при дополнительном усилии федеральных властей составили лишь непрестижные факультеты большинства вузов. На основе рассмотренной выше классификации данная инновация относится к III типу.

Как показывает анализ, для эффективного внедрения инновации в образовательную практику желательно обеспечить все вышеназванные условия. Таким образом, по своей природе и последствиям инновации не являются нейтральными, и на их проектирование оказывают влияние не только сфера образования, но и политики, а также личностные факторы.

Любая инновация должна критически анализироваться с точки зрения происходящих в результате ее введения изменений, так как далеко не всякое изменение ведет к развитию. Исторические события и процессы не подтверждают линейность, неизбежность прогресса, и сами по себе инновации не являются панацеей от образовательных проблем и противоречий. Поэтому сущность образовательных инноваций должна быть исследована в связи с целями, ценностями, последствиями, которые возникают в конкретной ситуации, связанной с нововведениями. Необходимо различать как позитивные, так и негативные последствия инновации, и на этой основе прогнозировать дальнейшее развитие образования.

 

6. Инновационное развитие образования Новосибирской области: теория и практика системного управления

 

Мы живем в мире полном противоречий, сотканном из бинарных оппозиций, часто мешающих быстро и своевременно определить приоритеты и направления деятельности в наибольшей степени отвечающие задачам полноценной адаптации человека, общества и государства к условиям меняющейся среды. К числу таких оппозиций можно отнести идеалистический пафос альтруистического гуманизма, с одной стороны, и эгоистическую конкуренцию за ресурсы, необходимые для постоянного удовлетворения постоянно развивающейся сферы как общественных, так и индивидуальных потребностей.

Именно эта конкурентная борьба за лидерство дифференцирует всех участников этой гонки на лидеров и аутсайдеров. Первым достаются не только лавры победителя, но приоритетный доступ к жизненно важным ресурсам, как материального (например, рынки ресурсов и сбыта), так и нематериального (например, социальный статус и политическое влияние) характера. Вторые довольствуются крохами, способными обеспечить, в лучшем случае, минимальные социальные запросы и потребности.

Особое значение приобретает лидерство в период интенсивных изменений, когда устоявшаяся картина мира начинает стремительно меняться, ставя под вопрос не только сложившуюся систему отношений, но и основанные на ней способы деятельности. Раскручивание «пружины» социального развития началось в период динамичного становления индустриального общества и обозначило фундаментальный исторический разрыв между традиционными (аграрными) обществами, с присущими им типичными чертами социальных отношений, моделями хозяйствования и культурными образцами и обществами модернизированными (индустриальными). Системный экспансионизм последних обозначил исторический вектор конкуренции на макросоциальном уровне, влиявший на жизнь миллиардов людей последние пять столетий.

Переход от экстенсивного (аграрно-традиционного) экономического развития к интенсивному (индустриально-капиталистическому) сопровождался болезненной трансформацией социальных структур и институтов и его особенности в значительной степени определялись той культурной почвой, на которой разворачивались модернизационные процессы. Анализируя влияние социальных, культурных и психологических факторов на динамику модернизации национальных социально-экономических систем, один из наиболее интересных современных экономистов, Дипак Лал, считает, что связь между культурой и социально-экономическим лидерством не так очевидна, как кажется, а зачастую возникает или как следствие сложного переплетения материальных и идеальных факторов, или как «непреднамеренные последствия» предпринятых историческими деятелями культурно-политических мероприятий, направленных на достижение целей совершенно не экономических, а часто откровенно эгоистических, вроде личной выгоды. При этом автор дистанцируется как от марксистов, так и от сторонников чикагской школы, которые, по его мнению, «разделяют убежденность в том, что на человеческую деятельность оказывают влияние материальные интересы, а не идеи, и что идеи, или «идеологии», можно объяснить интересами».

Д. Лал выделяет два типа интенсивного экономического развития — роста, свойственного современному капитализму: рост «смитовского»[20] типа и рост «прометеевского» (или шумпетерского[21]) типа. Первый основан на смитовском разделении труда и на ресурсе ископаемого топлива. Второй — на инновациях и предпринимательской свободе. Первый тип роста освоили уже многие страны, второй пока удел избранных.

При этом, необходимо понимать условность противопоставления понятий «традиция» – «инновация». Такое жесткое противопоставление абсолютизирует, переоценивает инновационность современного общества, завышая и оставляя вне поля зрения то, что инновации осуществляются на базе определённых традиций, что инновация, если она должна стать социально признанной, может стать таковой лишь в том случае, если формируется на основе определённых инвариантных характеристик.

Другим ключевым понятием, отражающим социологическую сущность понятия инновации является «институционализация». В контексте социологического подхода под инновацией понимается форма индивидуального или группового поведения, реализация которой отдельным человеком или группой приводит к достижению социально признанной цели средствами, которые ещё не были институциализированы в предшествующем обществе или типе общественных отношений. Инновация в этом контексте оказывается связанной не просто с диффузией культурных нововведений, а с процессами институциализации новых форм поведения.

Динамика современного социально-экономического развития российского общества диктует переход от индустриальной парадигмы функционирования системы образования к инновационной, постиндустриальной парадигме. Такая трансформация предполагает существенное повышение качества и доступности образовательных услуг.

Одним из ключевых механизмов решения актуальных задач развития образования являются федеральные и региональные проекты и программы, реализуемые на территории Новосибирской области. Важнейшим целевым ориентиром этих программ является создание условий для системной поддержки институциональных и технологических изменений в образовании, направленных на удовлетворение потребностей личности, общества, государства.

Для определения результатов изменений, происходящих в системе образования как инновационных и системных необходимо соответствие трем ключевым условиям:

- инновационная компонента любой деятельности должна приводить к существенным, по сравнению с существующей традицией, изменениям ее основного содержания;

- инновация деятельности должна быть направлена на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и ещё только становящихся норм практики либо — несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;

- инновационный опыт должен становится доступным другим людям посредством его фиксации, культурного оформления и механизмов трансляции.

К настоящему моменту на территории НСО создана и успешно функционирует структура инновационных образовательных учреждений, включающая в себя школы-победители ПНПО, экспериментальные площадки (областного, муниципального и районного уровней), сеть базовых школ. Образовательные учреждения, являющиеся структурными элементами инновационного образовательного комплекса, инициируют апробируют и распространяют новации в области управления, организации, содержания, технологии, методики и мониторинга качества образовательного процесса.

Мотивационными основами инновационной деятельности является с одной стороны, широко распространенная социально-профессиональная установка на творческий характер педагогической деятельности. С другой стороны – объективно создаваемые на различных уровнях управления условия (экономические, организационные, социальные), стимулирующие и поддерживающие инновационную активность.

В Новосибирской области функционирует комплексный механизм определения точек инновационной активности. По своей природе этот механизм носит конкурсный характер. К числу методологически значимых принципов организации конкурсного отбора относятся: открытость, общественно-государственный характер экспертизы, конкурентность.

Открытость конкурных процедур позволяет повысить уровень доверия профессионального сообщества к конкурсным процедурам и мероприятиям. Общественно-государственный характер экспертизы позволяет добиться вовлечения представителей общественности и общественных организаций в решение проблем и согласовать с ними цели развития образования. Конкурсность позволяет обеспечить отбор наиболее эффективных новшеств.

В соответствии с этими принципами отбираются образовательные учреждения, реализующие в практике своей опытно-экспериментальной деятельности новшества, отвечающие следующим требованиям:

- существенные позитивные изменения в повседневной практике учебной и воспитательной деятельности;

- ориентированность на решение практических, насущных проблем;

- технологичность, т. е. возможность использования в широкой педагогической практике организационных и индивидуальных разработок.

Анализ программ инновационных образовательных учреждений позволяет выделить ряд актуальных направлений в области создания инновационной системы управления и финансирования:

- новая система оплаты труда учителей;

- переход к нормативному подушевому финансированию;

- образовательные стандарты: требования к условиям реализации, результативности освоения и структуре образовательных программ;

- расширение общественного участия в управлении школой;

- сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные проекты и программы;

- модернизация системы повышения квалификации работников образования;

- модели развития сети дошкольного образования.

Особым направлением инновационной деятельности являются разработки по модернизации содержания и предметных методик. К ним относятся наработки педагогических коллективов в области патриотического воспитания, здоровьесбережения, оптимизация учебно-воспитательного процесса (методика безотметочного оценивания, преподавания иностранного языка со 2-го класса, личностно-ориентированное обучения, проектная деятельность, портфолио и т. д.).

Следует отметить также, что если первая группа нововведений носит, по преимуществу, собственно инновационный (системный) характер, то разработки, относящиеся ко второй группе по преимуществу можно отнести к классу новаций, т. е. изменений, носящих локальный частный характер и обладающий значимостью для конкретного педагога (группы) или образовательного учреждения.

С целью отсева неэффективных и бесполезных псевдоноваций созданные наработки проходят комплекс процедур верификации (внутренней и внешней критики со стороны профессионального сообщества). В структуру этого комплекса входят: рецензирование конкурсных работ, обсуждение методологии, методик и достижений в рамках семинаров, круглых столов, конференций. Создается институт общественно-профессиональной экспертизы.

Основными механизмами распространения инновационного опыта в системе образования Новосибирской области являются: курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, научно-практические и методические семинары, круглые столы, выставки, конференции, публикации в общественной и профессиональной прессе, Интернет, выступления по телевидению и радио.

Как правило, школы-лидеры выступают в качестве конкурентов только в рамках конкурсных процедур и регламентов. В обычной практике школы широко открывают двери для своих менее опытных коллег: проводят обучающие семинары, открытые мероприятия, уроки, распространяют свои наработки посредством публикаций и школьных сайтов.

К настоящему моменту основными системными эффектами реализации задач инновационного развития системы образования Новосибирской области можно считать:

- формирование и закрепление в общественном сознании (как профессионального, так и непрофессионального сообщества) установок на инновационную деятельность школы как на неотъемлемую черту хорошей школы;

- социальные ожидания родительской общественности к инновационной школе являются фактором, обеспечивающим дополнительную устойчивость тренду инновационного развития;

- создание системы «точек роста» и адекватной инфраструктуры их поддержки, которая позволит в среднесрочной перспективе перейти большинству образовательных учреждений на инновационную парадигму развития;

- налаживание системы обмена образовательными ресурсами в рамках функционирования и развития сети инновационных образовательных учреждений, что позволяет повысить эффективность использования государственных инвестиций в сфере образования;

- транспарентность управления образовательными системами (от школы и до муниципальных органов управления образованием) осуществляемая посредством механизмов государственно-общественного управления позволит повысить уровень доверия к школе, повысить ответственность родителей за результаты образовательной деятельности школы, повысить инвестиционную привлекательность образования;

- повышение доступности современного качественного образования как важнейшего условия будущей профессиональной и личной успешности жителей Новосибирской области;

- повышение качества жизни как комплексного показателя, отражающего доступ населения Новосибирской области к основным социальным благам, к числу которых относится и образование

Для придания инновационному опыту статуса основного источника системного развития образования в процессе его инкорпорирования должен присутствовать элемент «институциализации», т. е. организационно-управленческого оформления нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.

С целью закрепления устойчивых эффектов инновационного развития образования Новосибирской области представляется необходимым:

- систематизировать и согласовать нормативно-правовую и методическую базу, регулирующую деятельность инновационных образовательных учреждений;

- институционально закрепить комплексные механизмы выявления и поддержки «точек развития»;

- предпринять комплекс мер по институционализации экспертного сообщества;

- сформулировать социальный заказ к системе профессиональной педагогической подготовке, а также к повышению квалификации работников образования – использовать в учебном процессе результаты инновационной деятельности ОУ.

- создать систему мониторинга инновационной образовательной деятельности и использование его результатов для принятия стратегических управленческих решений.

- провести инвентаризацию и каталогизацию инноваций и создать на этой основе общедоступный как для профессионалов, так и для общественности банк инновационного педагогического опыта.

 


 

Рекомендации по созданию и наполнению банка инновационного педагогического опыта

 

Одной из наиболее актуальных проблем системы общего среднего образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. К настоящему моменту на территории НСО создана и успешно функционирует структура инновационных образовательных учреждений, включающая в себя школы-победители ПНПО, экспериментальные площадки (областного, муниципального и районного уровней), сеть базовых и опорных школ. Образовательные учреждения, являющиеся структурными элементами инновационного образовательного комплекса, инициируют, апробируют и распространяют новации в области управления, организации, содержания образования, информационных и образовательных технологий, методики и мониторинга качества образовательного процесса и т. д.

Под инновационным опытом понимаются результаты образовательной деятельности, направленные на:

- существенные позитивные изменения в повседневной практике учебной и воспитательной деятельности;

- решение практических, насущных проблем образовательной среды;

- возможность использования в широкой педагогической практике организационных и индивидуальных разработок.

Уже в самой сути понятия инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового. Слово инновация (ин-нове) появившееся в латинском языке где-то в средине 17 века означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельн


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.