Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 256 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В гносеологическом аспекте наука предстает как одна из форм познания мира. Разумеется, наука не единственная форма познания мира, существуют и иные, например, мифология, религия, философия и т.д. Выявление сущностных оснований науки связано, в первую очередь, с определением специфики научного познания, его отличия от иных форм познания.
Специфика научного познания раскрывается, в первую очередь, посредством дифференциации различных форм мышления. Мышление, будучи активным процессом обработки информации о мире, неоднородно. Современные исследователи выделяют две основные стратегии обработки когнитивной (познаваемой) информации: правополушарную, образно-эмоциональную, обобщающую знания о мире при помощи системы эмоционально окрашенных образов; и лево-полушарную, логико-вербальную, рациональную, обобщающую информацию о мире при помощи системы понятий, символов(13). Искусство, миф как формы познания опираются, по преимуществу, на правополушарную образно-эмоциональную стратегию, при этом искусство имеет в своей основе большей частью опытное знание, а миф - сверхопытное. Философия и наука как формы познания опираются на лево-полушарную рациональную стратегию обработки информации, при этом наука базируется преимущественно на опытном знании, а философия обобщает опытное и формирует сверхопытное – отвлеченное, спекулятивное, умозрительное знание. Религия, особенно если речь идет от мировых религиях, является собой синтетическое знание. В нем, несомненно, преобладает образно-эмоциональные стратегии обработки информации, однако определенную роль играет и рациональная стратегия. При этом религия есть знание по определению сверхопытное.
|
Рациональная (логико-вербальная стратегия обработки когнитивной информации
| Образно-эмоциональная стратегия обработки когнитивной информации | ||
Сверхопыт-ное знание | Философия Рели | гия Миф | Сверхопыт-ное знание |
Опытное знание | Наука | Искусство | Опытное знание |
Разумеется, предложенная схема в достаточной степени условна - в реальности любое знание синтетично, речь может идти только о приоритетах.
Развитие науки связано с актуализацией и выдвижением на первый план логико-вербальной, аналитико-синтетической, рациональной когнитивной стратегии при этом образно-эмоциональная составляет второй план этого процесса.
Основными компонентами рациональной когнитивной стратегии – являются рассудок, разум, рефлексия, интеллектуальная интуиция.
Рассудок – «конечное» мышление (Г.В.Ф. Гегель) - исходный уровень рационального мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах заданной схемы, неизменного образца, строгих принципов. Логикой рассудка является формальная логика, задающая определенные правила высказываний, доказательств, определяющая не столько содержание, сколько форму сложившегося знания. В сущности, рассудок есть умение последовательно рассуждать, правильно анализировать, классифицировать и систематизировать факты. Главная функция рассудка – упорядочение и организация когнитивного материала. Основными формами рассудочного мышления являются: понятие – определение, отражающее в обобщенной форме общие и специальные признаки явлений действительности и существенные связи между ними; суждение – высказывание, отражающее отдельные вещи, явления, процессы, их свойства, связи и отношения и индуктивные и дедуктивные умозаключения - мыслительные действия, посредством которых выводится новое знание.
Разум – «бесконечное» мышление (Г.В.Ф. Гегель) - высший уровень рационального мышления, для которого характерно творческое оперирование сложившимися абстракциями, критическое их переосмысление. Разум направлен на постижение сущности и закономерностей различных явлений и процессов мира. Главная функция разума – адекватное отображение информации в системе понятий, категорий, концептов, представленных в их взаимосвязи и развитии. Логикой разума является диалектика – логика перехода от одной системы знания к другой более высокой посредством синтеза и снятия противоречий, выявляющихся как в объекте познания, так и в самом процессе познания, во взаимодействии объекта и субъекта познания.
|
Рациональное познание есть процесс взаимодействия рассудка и разума. Переход рассудка в разум осуществляется в результате преодоления исторически сложившейся понятийной системы на основе выдвижения новых идей, формирования новых категорий. Переход разума в рассудок связан с формализацией и схематизацией знания, полученного в результате творческой активности разума.
Научный рационализм неотделим от такого способа мыслительной деятельности как рефлексия. Рефлексия – «мысль о мысли, догоняющая мысль» (Ю.Шрейдер) или «способность мышления сделать своим предметом мышление» (К. Ясперс), умение размышлять не только о предметах, но и о мыслях, сущностях. Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии - критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений. Философия науки может быть определена как рефлексия второго порядка, «самопознание науки» (И.Г.Фихте).
Существенную роль в процессе познания играет интеллектуальная интуиция, которая в терминах психологии может быть интерпретирована как инсайд – «пиковое переживание», вследствие которого осуществляется прорыв к новому знанию. В современной гносеологии (учении о познании) интеллектуальная интуиция рассматривается как свернутое рассуждение, осуществляемый подсознательно мыслительный скачок. Таким образом, понимание интуиции освобождается от налета спиритизма и иррационализма.
Таким образом, научное знание – это знание опытное и рефлексивное, доказательное и критическое, опирающееся на разумно-рассудочные стратегии мышления, которые могут отливаться в форму интеллектуальной интуиции.
|
Научный рационализм следует также отличать от философского рационализма. Различия между этими двумя формами рацонализма следует усматривать в степени отвлечения мысли от конкретного опытного знания. Наука анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует и концептуализирует конкретную фактологическую информацию. Она выступает как рефлексия первого порядка – рефлексия по поводу тех или иных явлений, процессов. Философия - рефлексия второго порядка, обобщение обобщения, концептуализация концептуализаций, теория теорий или метатеория. Между наукой и философией существуют прямые и обратные связи. Наука, будучи знанием конкретным, выступает для философии как некий исходный эмпирический базис, а философия, в свою очередь, выступает для науки как мировоззренчески-методологическое основание. Граница между собственно-научным знанием и знанием философским достаточно условны и прозрачны, скажем, такой раздел научного знания как методология науки во многом пересекается и даже совпадает с философией науки.
Научный рационализм следует отличать от обыденного, обыденное знание также может оперировать логико-вербальными методами обработки информации, однако оно не является доказательным, обыденная рациональность рассудочна, она являет собой логику здравого смысла, основанного на убеждении в очевидности каких либо явлений или процессов. Нельзя рассматривать обыденное знание как ошибочное или вредоносное, оно представляет собой иную форму познания, без которой существование культуры было бы проблематичным. Более того, современные исследователи рассматривают обыденное знание как источник информации для научного знания. И. Пригожин и И. Стенгерс, например, утверждают, что: «В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге»(14).
Научный рационализм следует отличать от практического рационализма. Практика (греч. prakticos - деятельный, активный) – предметная, целеполагающая деятельность человека направленная на освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика опирается, по преимуществу, на рассудочное мышление, связанное с использованием уже имеющегося знания. Наука имеет в своем основании разумно-рассудочное мышление, направленное на формирование нового знания.
|
Необходимо подчеркнуть, что научное познание нельзя абсолютизировать - оно не подменяет, не исключает и не конкурирует с иными формами знания. Исключением в этом плане является такое знание, которое, будучи ненаучным, стремиться выдавать себя за таковое. Речь идет о псевдо - или квазинауке, лже - или антинауке, паранауке, попнауке и иных видах ненаучной интеллектуальной активности, облекаемых в научные формы. Остановимся на их характеристике.
Лженаучное или антинаучное знание – знание фиктивное, искажающее реальное положение вещей, основанное на дезинформации, практикующее методы познания, отвергаемые научным сообществом как противоречащие требованиям научной рациональности.
Псевдонаучное или квазинаучное знание – наукообразное знание, эксплуатирующее научные формы, язык науки, создающее видимость научности тех или иных идей. Такого рода склонность придавать наукообразную форму ненаучным по своей сути идеям, чаще всего обусловлена соображениями идеологического характера – стремлением сделать более авторитетными те или иные политические программы, принципы.
Попнаука – феномен современной массовой культуры, в русле которой определенные научные идеи приобретают вульгаризированную форму. В сущности, попнаука – это разновидность обыденного знания, с той разницей, что последнее не претендует на статус научности.
Паранаучное или околонаучное знание – знание, обращенное к паранормальным объектам, онтологический статус которых до конца не прояснен. Психокинез и экстрасенсорика – наиболее известные формы паранаучного знания. Впрочем, околонаучное знание потому так и называется, что в перспективе оно может стать научным. Современная научная культура формирует идеал толерантного отношения к околонаучным суждениям, рассматривая околонаучное знание как потенциальный источник новых научных идей.
Для дифференциации научного и ненаучного знания необходим некоторый универсальный принцип, универсальное основание – критерий (греч. critёrion – отличительный признак, мерило). который позволял бы квалифицировать те или иные идеи как научные или ненаучные по своей сути. В целом, научное знание – способ приобщения субъекта к истине, обладает объективностью, общезначимостью, универсальностью, доказательностью. Однако очевидно, что эти требования не абсолютны, но относительны. В истории науки существовали различные критерии научности. Среди них: критерий эмпиризма - экспериментальной проверяемости выдвигаемого научного положения; критерий рационализма – логической непротиворечивости и корректности научных теорий; критерий конвенционализма – общепринятости тех или иных научных теорий; критерий фальсифицируемости – опровержимости научных теорий фактуальными данными; критерий верифицируемости – лингвистической проверяемости объективности научных положений, критерий прагматичности – операциональности научных идей и др. Разумеется, можно говорить о том, что научное знание есть знание объективное, общезначимое и универсальное, но при более детальной проработке этих критериев возникает множество вопросов. Скажем, что считать критерием объективности, если современная наука выдвигает принцип соотнесенности получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами познающего субъекта и выявляет связи внутринаучных целей с вненаучными социальными ценностями и целями? Или что считать критерием общезначимости, если специфической особенностью социально-гуманитарного познания является его полипарадигмальность, т.е. синхронное бытования различных парадигм – теорий, принципов, положений? Эти вопросы не имеют однозначных ответов. Очевидно, такого рода неопределенность оправдана, поскольку она делает науку открытой, не создавая препятствий и жестких барьеров ее развитию, возникновению новых научных теорий и дисциплин, не вписывающихся в существующую структуру научного знания и расширяющих его пространство.
|
В целом, целесообразно говорить о комплексе критериев, различая парадигмальные критерии – критерии легитимные на том или ином этапе развития науки, действующие в рамках той или иной научной парадигмы; и универсальные критерии – метакритерии, определяющие наиболее общие параметры научного знания безотносительно к какой-либо его парадигмальной принадлежности. В качестве парадигмальных критериев выступают критерии, формируемые в рамках той или иной научной парадигмы, например, позитивизма, прагматизма, структурализма, феноменологии. В качестве метакритериев можно выделить такие требования как: рациональность, логическая непротиворечивость, интерсубъективность, воспроизводимость, опытная проверяемость(15). Научным, в таком контексте, является знание, отвечающее требованиям большего числа метакритериев и наоборот, знание, относительно которого не работает большая часть метакритериев, едва ли может претендовать на статус научного
Наука в социальном аспекте
В социальной ипостаси наука предстает как форма общественного сознания, совокупность учреждений, институтов, соответствующих социальной структуре общества. Институциональная структура науки формируется в ходе развития и усложнения системы образования, возникновения академических профессий, становления академически-университетской структуры, института публикаций, библиотек. К наиболее существенным предпосылкам этого процесса Т. Парсонс относит возникновение специализированного, поддающегося кодификации и хранению в письменной форме, корпуса знаний; дифференциацию сакрального и светского знания, обретение интеллектуальной свободы от религиозного контроля. Анализ социальных механизмов интеграции автономной системы образования дополняется у Т. Парсонса изучением процессов внутренней дифференциации академических организаций, появления различного рода подразделений (факультетов). Ключевое событие социальной истории науки - отделение научной деятельности от преподавательской, рождение профессии ученого(16).
Особый аспект социологии науки - исследование роли интеллектуальной элиты как социальной силы. Здесь существуют противоположные точки зрения. К. Мангейм рассматривает интеллигенцию как творческую, созидательную силу общества, призванную «создавать интерпретации мира»(17). А. Гулднер, напротив, характеризует интеллектуалов как Новый эксплуататорский класс, вызывающий к жизни новую деспотическую форму господства - меритократию (англ. merit - способность) (18).
В отечественной интеллектуальной культуре сложилась традиция словом «интеллигенция» обозначать определенную социальную группу, отличающуюся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, сохраняющую и несущую в другие социальные группы ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующуюся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами(19). Некоторые отечественные исследователи, помимо этого, рассматривают интеллигенцию как часть интеллектуального слоя общества, продукт его усложнения, дифференциации, отличая ее от интеллектуальной элиты, на том основании, что последняя является генератором идеей, а первая - их транслятором(20). Наконец, достаточно распространена точка зрения, согласно которой интеллигенция как таковая отсутствует в обществе Традиции, она – активный член общества Модернизации. Занимающая в социальной иерархии срединную между народными массами правящей и интеллектуальной элитами позицию, интеллигенция формируется в ответ на потребность массового распространения новых технологий деятельности, новых форм социального взаимодействия. Призванная аккумулировать и тиражировать новые знания об окружающем мире, интеллигенция выполняет функцию информационного посредника, одного из агентов модернизации(21).
Важнейший раздел социологии науки – этос научного творчества. Этосом наукиназывается разделяемый учеными комплекс ценностей и норм.
Этос науки сравнительно недавно стал предметом специального рассмотрения. Первые попытки систематического изучения этоса науки относятся к середине прошлого века, они связаны с осмыслением того факта, что развитие науки обусловлено не только внутринаучной логикой, но – факторами. Приоритет в «открытии» этоса научного творчества принадлежит классику американской социологии Р.К. Мертону. Именно Мертон осуществил первую систематическую и наиболее существенную идентификацию основных норм деятельности ученых и показал, как эти нормы воздействуют на продвижение научного знания.Принципы научного этоса квалифицируются Мертоном как необходимые для ученых, не только потому, что процедурно эффективны, но и потому, что считаются благими и целесообразными(22).
Ученый формулирует основные принципы научного этоса: принцип универсализма, из которого следует, что истинность научных утверждений оценивается независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их выдвигает; принцип коммунализма, который утверждает недопустимость монополий в науке, (что не отрицает авторского права); принцип незаинтересованности, согласно которому первичным стимулом деятельности ученого является, свободный от соображений личной пользы, бескорыстный поиск истины; принцип организованного скептицизма, который отвергает стратегию слепого подчинения авторитету предшественников как ненаучную(23).
Мертона упрекали в беспочвенном идеализме и отсутствии эмпирического обоснования выдвинутых им принципов. Его оппонент - Р. Богуслав - отвергает мертонианскую этическую систему как мифологическую, не сочетающуюся со структурой существующих исследовательских сообществ и ценностными ориентациями их членов, предлагает свою систему норм, в его видении, более адекватно описывающую социетальный этос современного исследовательского сообщества. Богуслав формулирует принципы, представляющие собой антитезу мертонианским.
Так в качестве антитезы принципу универсализма предстает принцип партикуляризма, из которого следует, что персональные, этнические, социальные и др. характеристики ученого влияют как на саму деятельность ученого, так и на оценку ее результатов.
Принципу коммунализма противопоставлен принцип скупости, который гласит, что необходимо хранить в тайне собственные изыскания, чтобы предотвратить их использование коллегами.
Принципу незаинтересованности противостоит принцип заинтересованности, из которого следует, что ученый и его профессиональное сообщество должны получать прибыль от собственного исследования.
Наконец смысловой оппозицией принципу организованного скептицизма выступает принцип организованного догматизма, согласно которому ученый не должен ставить под сомнение сделанные его предшественниками фундаментальные предположения(24).
Сформированная Богуславом система ценностно-смысловых оснований науки как социального института подобно мертонианской системе отличается известным максимализмом – от абсолютизации внеличностного подхода к абсолютизации личностного. Как представляется этот максимализм преодолевается в концепции И. Митрофа, представляющего научный этос как систему дуальных оппозиций. В сущности, Митроф выдвигает идею антиномичности научного этоса, в его видении рациональность науки изначально создается в игре личностных и внеличностных сил: универсализма и партикуляризма; коммунализма и скупости; незаинтересованности и заинтересованности; организованного скептицизма и организованного догматизма и т. д. Любопытно, что Мертон отвечает Митрофу тем, что формулирует идею функциональной ценности напряжения между полярностями норм. По его мнению, деятельность в согласии только с одной компонентой в паре амбивалентностей ведет к обреченному на неудачу, одностороннему развитию, которое подрывает основные цели научной деятельности.
В целом, социальный анализ науки - направление новое и очень перспективное, однако и его нельзя абсолютизировать. Целостный образ науки рождается лишь в результате синтеза различных его ипостасей.
Резюме
Итак, наука, будучи автономной сферой культуры, формой общественного сознания, социальным институтом имеет в своем основании особый тип познания – научный рационализм. Научная рациональность есть основанное на опыте, рефлексивное, ориентированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, разумно-рассудочное мышление.
Вопросы для размышления:
1. В чем заключается специфика научного рационализма как формы мышления?
2. Возможна ли ненаучная рациональность?
3. Какие критерии научности представляются вам наиболее убедительными?
4. Чем отличаются обыденная, научная, философская рациональность?
5. Каковы отличия науки и паранауки?
6. Можно ли сформулировать некий универсальный принцип отношений науки и иных форм культуры?
Примечания
1. Вебер М. Наука как призвание и профессия //Самопознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве.- М., 1991.- С. 140.
2. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование.- М., 1988. - С. 151- 162.
3. Лекторский В.А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии) // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления.- СПб.: 1999.- С. 214.
4. См. об этом: Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. - М., 1998.
5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. - С. 208.
6. Панофский Э. Галилей: наука и искусство (эстетические взгляды и научная мысль)// У истоков классической науки. Сб. ст. - М., 1968.- С. 13 -35.
7. См.: Рапп Ф. Перспективы философии техники // Философия техники в ФРГ. – М., 1989. – С.89.
8. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С.158-159.
9. Цит. изд.- С.160-161.
10.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т.2. – Теория и методология. Словарь. – Новосибирск, 1998. – С. 266.
11. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. 20 век: Антология. – М., 1995. – С.486.
12. Адорно Т.В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ.– М., 1989. – С.370.
13. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция.- М., 1999.- С. 56-62.
14. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.- С. 259
15. Ильин В.В. Критерии научности.- М., 1989.- С. 34.
16. Parsons T. The academic system: a sociologists view //Confrontation student rebellion and the Universities. N.V., 1969.
17. Мангейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.-С. 15.
18. Э. Гулднер. Будущее интеллектуалов и восхождение Нового класса//Рубежи.-1997.-№4.-С.3-39.
19. Элбакян Е.С. Интеллигенция//Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. Словарь/Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др. - М., 2001.- С. 78.
20. См.: Диденко Д. Опыт исторической типологии русских интеллектуальных слоев // Рубежи. - 1998. - № 1. - С.65-71.
21. См.: Кузьминых Ю.С. Атеизм как пространство бытия интеллигента/Интеллигенция России и Запада в XX-XXI вв.: выбор и реализация путей общественного развития. - Екатеринбург, 2004.- С. 38-39
22. Merton R.K. The sociology of science: Theoretical and empirical investigations / Ed. and with an intro. by N.W. Storer. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1973. 44, p. 270.
23. См.: Merton. R. The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. – The University of Chicago Press, Chicago. 1972;
24 Демина Н.В. Концепция этоса науки: Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм// Cоциологический Журнал.-№4.- 2005.
ГЛАВА II.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!