Смотреть на проблемы с юмором — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Смотреть на проблемы с юмором

2020-05-07 123
Смотреть на проблемы с юмором 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

26 декабря 2014

«Если вы не можете посмеяться над собой,

вы не проникнете в Дао».

                                              Лао Цзы «Дао Дэ Цзин»

 

 

Бывали ли у вас плохие дни? Когда всё, кажется, идёт не так, и вы поддаетесь гневу, разочарованию и жалости к себе. Чем дальше, тем всё хуже и хуже, пока в последний момент вы ещё и пропустили последний автобус. Существует некоторая критическая точка, где всё становится настолько плохо, что абсурдность происходящего переполняет вас. И остается только рассмеяться. В этот момент вы поднимаетесь над своими проблемами, вы видите космическую шутку в собственном страдании.

Медитация создает вокруг события некоторое пространство и даёт вам шанс увидеть юмор в своих бедах. Осознание собственной жизни, как череды актов драмы, позволяет ощутить лёгкость того, что немного раньше воспринималось тяжестью.

Юмор отодвигает вещи в перспективу. Есть много его уровней – юмор выживания, юмор эротический, юмор, связанный с властью... Над всем этим стоит юмор, наполненный состраданием. Он отражается в едва заметном подъеме уголков губ Будды, ибо Будда видит юмор в универсальной проблеме: в том, что все существа опутаны иллюзией. Однако Будда знает, что, рано или поздно, они пробудятся от иллюзии, ибо, в глубине души, уже являются просветлёнными. Он знает: кажущееся для них безмерно трудным является, на взгляд продвинутого существа, всего-навсего ступеньками на их пути к освобождению.

Когда, с помощью медитации, вы увидите себя и свои проблемы в перспективе Вселенной, вы поневоле расхохочетесь. Это беззлобный хохот. Это космическое посмеивание, которое я отождествляю с моим гуру Махарадж-джи. Ну да, его хихиканье подчас выглядело не от мира сего. Он посмеивался не над кем-то или чем-то. Это был космический смех, восторг, веселье от происходящего. Он смеялся, возносясь над бренным миром, ощущая «лилу» – божественный танец жизни.

 

ПРИВЯЗАННОСТЬ

30 декабря 2014

 

Что касается привязанности, у ищущего обычно возникают вопросы: как мы стали столь несвободными, или – почему?.. У меня нет на это ответа, кроме разве что отговорки. Я имею в виду невозможность дать ясный ответ, потому что, как я уже сказал, законы Вселенной непознаваемы рационально, так как выстроены не в логической системе. Существуют подсистема и метасистема, содержащая подсистему как часть. Они включают в себя парадоксы и противоположности. Почти в каждой религии имеются изречения о существовании вопросов, которые не могут быть поставлены именно так или иметь определённый ответ. В иудаизме (текст «В начале») говорится, что все разделы Талмуда можно изучить, однако учителя Торы утверждают, что есть нечто, чему научить не в состоянии никто, этому не может помочь и книга. Вы можете узнать об этом только с помощью медитации, когда вы идёте внутрь, чтобы найти место, где вы сами становитесь ответом. Другими словами, пусть и несколько грубовато, то же сказал Будда: «Это не наше дело» – в том смысле, что это не касается человека, который спрашивает или отвечает на вопрос.

Я могу дать вам сотни ответов в русле религий всего мира. В чём начало всего? Почему появилось страдание? Почему отсчёт идёт от нуля к единице, и далее – к множеству? Вы знаете, что некоторые системы основаны на цикличности. Всё просто идёт, идёт, от нуля ко множеству, затем возвращаясь к нулю, и так далее, и далее. С другого места видится, что ничего не происходит, потому что всё неподвижно во времени. И существует несколько уровней безвременья, когда всё всегда было и всегда будет, и ничего ещё не случилось. Я имею в виду, что есть столь много уровней бытия, что, чтобы ответить на какой-то вопрос, нужно определиться, на каком уровне я нахожусь, а я этого не знаю. Я просто не знаю. Это не означает непознаваемости; это просто значит, что я не знаю.

Но появляются вопросы, который вы рано или поздно всё же задаёте: так почему же всё началось? Что всё это значит? В чём смысл страдания? Существует определённый этап развития, когда вы пытаетесь избежать страданий, и вы боитесь смерти. Вся ваша жизненная философия построена на страхе страданий и страхе смерти. Затем вы продвигаетесь к уровню, где вы видите немного больше, и вы не так боитесь смерти. Вы даже испытываете определённый интерес к этой теме. Затем вы продвигаетесь к уровню, где начинаете видеть, что страдание – это очищение: оно подобно огню и закаляет вас, становится стимулом для духовной работы. И тогда, в этой точке, страдание приобретает совершенно новый смысл, и у вас появляется новый взгляд на вселенную. Мне было несложно находиться рядом с юношей двадцати трех лет, который умирал от болезни Ходжкина в Калифорнии, мы говорили о его скорой смерти и подготовке к ней. Говорили очень спокойно, прямо в больничной палате. Вокруг слышались разговоры: «Разве это не ужасно, что такой молодой человек должен умереть?». Но я воспринимал смерть совсем не так. Откуда мне было знать, когда человек закончил свою работу? Я не знаю, что это за работа. Только наш страх смерти заставляет продлевать жизнь умирающего дольше и дольше. Но я просто хочу быть рядом, поддерживая человека, когда его жизнь уходит. Я не привязан к этому.

Представьте себе, что жизнь – учебная программа, школа, зачастую весьма невысокого уровня. Предположим, человеку нужно сделать что-то довольно незначительное, и он может осуществить это в течение трёх лет. Таким образом, он приходит, он делает это в течение трёх лет, а затем умирает от менингита или коклюша. Мы говорим: «Боже, как ты мог допустить такое, почему забираешь дитя от нас так рано?». Но что делать человеку, который, будучи ребёнком, завершил свою работу? Это совершенно другая философия, чем та, которой обычный человек привержен – с жалобами на судьбу. Тяжкое страдание великого существа в Библии... «О Боже, Боже, почему?..». Бог мог бы ответить: «Потому что ты мною избран». Ты мною избран. Потому что страдание очищает. Вы доходите до точки: когда вы страдаете (а вы не выбираете страдание, вы не мазохист), когда вы страдаете, вы не просто страдаете, но работаете со страданием. Вы наблюдаете страдание.

Философская позиция ищущего постоянно меняется. Поскольку вы развиваетесь на духовном пути, ответы на ваши вопросы со временем изменяются, и причины появления вопросов меняются тоже. С одной точки зрения страдание – это бремя, с другой – радость, со следующей – ничто.

 

Фрагмент из книги «Это только танец»

 

ИДЕЯ «ВТОРОЙ ПОЛОВИНКИ»

31 декабря 2014

 

Вопрос: когда вы находитесь в отношениях, вначале всё, что происходит, кажется прекрасным, но стоит вам жениться, вы видите, что человек меняется. Я был в нескольких отношениях, глубоких, был женат и развёлся дважды. Я искал нечто особенное, то, что называется «родственной душой». Вы верите в такие отношения между людьми, и что это означает? Как я узнаю своего?..

Рам Дасс: Ну да! Продолжайте искать!.. Сначала я дам вам общий ответ, а затем мы подойдем к тому, что каждый может применить в своей жизни. В принципе, мы все были воплощены здесь так много раз, что каждый из нас уже был всем со всеми. Так что, когда я смотрю на тебя, вижу, что ты и я, вместе мы были во множестве отношений. Просто мы этого не помним. Знаете ли вы, сколько раз мы родились и умерли? Помните историю про шарфик и гору? Это всё продолжается и продолжается. В Индии ведут отсчёты по югам и кальпам, по сотням тысяч лет, а затем циклы их начинаются и проходят снова и снова. И мы проходили через все кальпы снова и снова, снова и снова.

Так вот, этой долгой дорогой идет Один. И в этом всё. Каждый из нас здесь – один, появляющийся время от времени, чтобы быть многими. Так что, мы все – «родственные души». Существует только один во множестве. Это даже не то, что не пара, это даже не две отдельности. Это лишь Один. Лишь один из нас. Так что вы, действительно, на самом глубоком Божественном уровне словно бы постоянно женитесь сами на себе, вступаете в брак с Богом. Сейчас ваша душа спустились сюда. При этом каждая душа имеет уникальный кармический оттиск (вы могли бы назвать его психическим кодом ДНК), который направляет и определяет сюжет нашей жизни. И вполне возможно, что душа, приняв рождение от родителей, являющихся частью её кармы, в какой-то момент встретит существо, с которым она договорились заранее вместе спуститься вниз и встретиться здесь. Таких людей мы называем единомышленниками.

Из опыта ваших прошлых браков вы обнаружили, что вас привлекает в человеке не то, что в конечном итоге позволяет хорошо жить вместе. После медового месяца с его страстями наступает некоторый покой в отношениях, который тоже имеет привлекательность, но и эта фаза проходит. Тогда ты остаешься со своей работой, которая заключается поддерживании отношения. Это тоже работа. Когда вы взаимодействуете как партнёры, вы тоже выполняете работу. Рано или поздно вы должны будете научиться этому – после стихания любовной страсти. И только работа помогает вам идти вместе дальше. Вы не можете пребывать в романтических отношениях слишком долго, если становитесь более сознательными. Есть нечто поинтереснее, чем они. Это действительно так. Но люди продолжают желать романтики всю жизнь. Это часть культуры. Однако процесс пробуждения начинается, показывая вам пустоту подобного образа жизни. И вы начинаете искать чего-то более глубокого. Вы поистине начинаете идти навстречу другому человеку. И эта правда страшновата. Правда – вы ощущаете порой неприятный запах изо рта; правда – иногда с ним скучно; правда – его организм перерабатывает пищу, со всеми последствиями... И в этом во всём есть правда. Истина нелицеприятна, но так оно и есть. Однако вы остаетесь в отношениях, вы продолжаете работать над ними, вы открываетесь партнёру и углубляете ваши отношения. Каждый раз, когда вы взаимодействуете с ним, вы понимаете, что в нём нет ничего хорошего или плохого. Этому следовало бы быть.

Но обычно вы замечаете, что продолжаете наступать на те же грабли, и тогда, как правило, прекращаете отношения. Поскольку происходящее становится слишком тяжёлым для вас. Поскольку вашей личности слишком многое угрожает. Для отношений, чтобы перейти к следующему уровню истины, требуется дальнейшее открытие и уязвимость, к чему вы не совсем готовы. И вы тормозите, экономите силы, тянете назад. И тогда вы начинаете осуждать, разрываете отношения, а затем переходите к следующим. И тогда, в начале периода нового романтизма, у вас есть прилив открытости, а затем то же самое начинает происходить. И вы задаётесь вопросом: «Где мне найти единственного, с кем такого не случалось бы?». Но это произойдёт только тогда, когда изменения коснутся вас, когда вы начнёте полностью принимать окружающее и видеть вещи в истинном свете, когда вы достигнете достаточной тишины внутри себя, такой, чтобы вы вошли в процесс налаживания отношений, поняли, как это происходит, и начали работать с ними, прозревая истину в себе и в другом человеке, хотя порой это страшно и тяжело.

 

ЦЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЛИНИЙ

 

2 января 2015

 

Мой собственный духовный путь отражается в имени «Рам Дасс», что означает «раб Божий». Это путь преданности Богу/Гуру, которая выражается в служении всем существам. Мать Тереза имела в виду эту линию, когда говорила о служении прокажённым на улицах Калькутты, как служении Христу, которого д о лжно видеть в каждом страдающем человеческом существе.

В конечном счёте, каждый человек находит свой собственный путь или направление. И когда вы взываете: «Господи, ответь мне!» или «Дай мне Просветление!», или выражаете страстное стремление к Нирване, в этот момент вы призываете вашего духовного руководителя, или Гуру, которого вы можете не знать и можете никогда не узнать до момента Просветления. Это может быть Христос, может быть любой из великих существ – не обязательно на физическом плане. И на самом деле, для большинства из нас наш реальный гуру, или Сатгуру пребывает не на физическом плане. Наш гуру помогает нам в той мере, в какой чисты наши помыслы. И происходит это через следование различным учениям.

Обучение может происходить в виде наставлений учителей, каких-либо ситуаций или переживаний. И когда мы верим, что находимся в связи с нашим гуру, мы постоянно учимся: как обратиться к нему внутри себя и услышать его, как настроиться на осознание присутствия наставника и позволить ему вести нас, и мы начинаем видеть, как каждая ситуация организовывается гуру так, чтобы привести нас Домой.

Каждый наш гуру, или духовный руководитель, представляет собой уникальную, специфическую линию развития. Христос представляет линию. Падмасамбхава представляет собой линию. Мухаммед представляет собой линию. Авраам представляет собой линию. Махарадж-джи представляет собой линию. Не все гуру обязательно отождествляются с какой-либо основной религией. Многие из самых высоких существ действительно соответствуют официальной религии. Другие из сходящих к нам представляют линии разных религиозных традиций, таких как тулку в тибетском буддизме или гуру в индуизме, раввинов в иудаизме или монашеских традиций в христианстве. Так же, как Лука отличается от Иоанна, Павла или Петра, так Миларепа отличается от Тилопы, а Желтое Облако отличается от Кочиса в традициях американских индейцев. Каждый цадик в мистической традиции иудаизма представляет собой отдельную линию. В конце концов, это может быть совершенно особенное направление. Это может быть руководство не в виде существа, имеющего форму, а нечто из ряда адвайты, недуального, бесформенного, что привлечёт вас. Возможно, это будет дзен-буддизм или джнана-йога. В конечном счёте, мы начинаем движение по какой-то линии не потому что так делает кто-то из знакомых, не потому что наш интеллект уверяет, что это интересно, не потому что это соответствует ожиданиям социума или нам нравятся одеяния той или иной традиции, но потому что этот путь влечёт нас неодолимо.

Когда мы настраиваемся на определённую линию, наше восприятие смещается, и мы начинаем замечать изменения в отношении всего окружающего. Мы видим учителей, на которых не обращали внимание прежде; мы замечаем рядом людей, которых не замечали прежде. Этот процесс суживает наше восприятие, и мы начинаем следовать по прямому пути, который теософы называют «лучом, исходящим от Бога». Даже преданно работая с концепцией Божественного луча, вы приближаетесь к слиянию с Богом. Но знание того, что все пути ведут к желаемому концу, не отменяет необходимости выполнения тех или иных обязательств. Требуется процесс отдачи себя.

Мы идем по линии духовности, которая может представляться чем-то вроде катапульты, стоящей в начале пути – она предназначена не для того, чтобы сделать нас последователем определенного религиозного направления, а чтобы дать стремительный толчок к конечному Освобождению.

 

Фрагмент из книги «Зерно на мельницу»

 

ПОТЕРЯ СМЫСЛА

 

7 января 2015

 

«С точки зрения эго, достижение просветления –

это конец, смерть, смерть личности,

смерть меня и всего мне присущего,

смерть свидетеля.

Это конечное и окончательное разочарование».

Чогьям Трунгпа «Миф Свободы»

 

Очень часто люди сообщают мне, что медитация принесла пустоту в их жизни. Всё кажется бессмысленным. И нужно иметь большую веру, чтобы преодолеть такие тяжёлые периоды духовной трансформации.

Я помню своё негодование в отношении духовности, когда увидел, что мои любимые приверженности отпадают. Вещи, от которых я ранее получал удовольствия и самые острые ощущения, теряют свое значение. Например, много лет назад одним из моих эстетических наслаждений было посещение в Тэнглвуде музыкального фестиваля, где играет Бостонский симфонический оркестр. Я помню прекрасный вечер, когда я лежал под вязами на одеяле, с вином и сыром, и слушал на открытом воздухе, как оркестр играл «Реквием» Берлиоза. Я был в экстазе.

Какое-то время назад и лет двадцать после вышеописанного, я, проходя мимо Тэнглвуда, вспомнил дивный момент и решил заглянуть на вечерний концерт. К моему удовольствию, я узнал, что в тот вечер должны были сыграть и «Реквием» Берлиоза. Я сразу же купил немного вина и сыра, взял одеяло и пришел туда пораньше, чтобы выбрать удобное местечко под вязами. Вечер был прекрасным, мягким и теплым. Музыка заиграла.

Но, как ни старался, я не мог вернуть ощущения экстаза. Всё было невероятно красивым, восхитительным и приятным. Но отнюдь не таким, как мне помнилось. Я должен был понять, что моя память давнего момента была настолько высока лишь относительно гораздо более низкой остальной части моей жизни. Но теперь всё изменилось, каждый момент каждого нынешнего дня стал приобретать качество новизны, сияние и интенсивность. Посещение концерта, покупка вина, лежание под вязом были столь же хороши, как и прежде. Но в своих восприятиях я уже пребывал не на горных пиках и в долинах, а на ровном плато.

Эти изменения приносит медитация. Каждый момент начинает приобретать собственное богатство и весомость. Меньше моментов становятся проходными, больше – яркими. Всё это уменьшает количество перепадов – максимумов и минимумов. С их исчезновением мы иногда чувствуем печаль и депрессию, потерю романтики жизни. Действительно, пробуждённое существо не романтично, не реагирует на происходящее слишком остро. Каждый момент охватывает всё сущее. Нет романтики. Мгновения и события просто приходят и минуют нас. Приходят и уходят.

В некотором смысле грустно видеть линию своей жизни, сводящуюся к пустоте. Это тёмная ночь души, когда вы потеряли вкус жизни, но ещё не получили всю полноту Божественного. И мы должны пережить это тёмное время периода трансформации, когда то, что знакомо, исчезает, а новое богатство ещё не становится нашим.

 

РЕАКЦИИ УМА

14 января 2015

 

«Фактически, когда человек начинает

практиковать медитацию, он замечает,

что все его проблемы обостряются.

Все скрытые аспекты становятся явными

по той простой причине, что вы, наконец-то,

позволяете себе увидеть состояние своего ума

таким, каково оно есть».

                                                                                     Чогьям Трунгпа

 

 

На протяжении многих лет у нас формируются жёсткие привычки воспринимать вселенную так или иначе, и мы под защитой этих привычек чувствуем себя в безопасности. Мы воспринимаем окружающую среду весьма избирательно, таким образом, что усиливаем их. Этот набор привычек мы называем «эго». Но медитация ломает эго. Когда мы начинаем видеть сквозь него, нам случается потеряться в реальности. То, что когда-то казалось абсолютным, теперь видится относительным. Когда это происходит, некоторые люди приходят в замешательство; другие опасаются, что могут сойти с ума.

Вы должны ожидать, что рост потребует изменений – так же, как организм ребёнка с возрастом меняется, поскольку эндокринная система начинает функционировать иначе в период полового созревания. А это приводит иногда к некоторым нарушениям и эмоциональным расстройствам. Так же и с медитацией – вы становитесь более сознательным существом, ваши старые реалии рушатся, и возможно появление моментов дезориентации. Лучшая стратегия для борьбы с этой дезориентацией – просто отметить её, и пусть она происходит. Не пытайтесь избавиться от неё и погрузиться опять в знакомые привычки. Большинству людей не следует бояться этого нарушения. Хотя вы можете почувствовать некоторую тревогу, защитные механизмы эго, как правило, срабатывают не быстрее, чем вы можете справиться с беспокойством. Однако если вы найдёте эти реакции слишком болезненными, можете несколько сократить интенсивность медитаций, или даже вовсе прекратить их на некоторое время. Когда же вы почувствуете себя более спокойным и расслабленным, лёгкость вернется и в медитации.

Путь к свободе лежит через отрешённость от старых привычек вашего эго. Постепенно вы придете к новой, более глубокой, интеграции вашего опыта в более развитые структуры Вселенной. То есть вы будете выступать за пределы своего эго, пока, в конечном счёте, не сольетесь со вселенной. В этот момент вы и выйдете за пределы эго. А пока нужно прорываться через старые сети, развивать более широкие структуры, прорываться и через них, и разрабатывать ещё более широкие структуры.

 

УЧАСТВУЙТЕ В ЖИЗНИ

 

21 января 2015

 

«Истина в том, что святой ходит среди людей,

ест и спит с ними, покупает и продаёт на рынке,

женится и принимает участие в социальном общении,

но никогда не забывает Бога, ни на одно мгновение».

                                                               Абу Саид ибн Аби л-Ткайр

 

Если вы чувствуете себя свободным, лишь когда медитируете, на самом деле вы не свободны. Свобода не приходит от поворота спиной к вашим обязанностям. Ваш танец должен быть в мир у, но не вне его. Даже если вы чувствуете себя разбитым, дезориентированным или не желающим общаться, вы можете сделать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить потребности момента, будь то замена подгузников у ребёнка, оформление налоговой декларации и так далее. Не делайте медитацию отговоркой от жизни.

Однако вы можете позволить себе отдельные периоды, когда будете работать меньше, чем в другое время, особенно сразу после интенсивных ритритов. В конце концов, вы научитесь работать в мир у даже сразу после глубокой медитации. Ваша цель: добиться баланса между внутренним и внешним. Вы – часть общества, часть семьи, часть различных объединений. Делайте то, что д о лжно, исполняйте свои обязанности, но делайте это также и в качестве упражнения на пути к достижению Освобождения. Истинная свобода осознания в духовных поисках возможна только тогда, когда вы признаёте и выполняете с честью все аспекты танца жизни. В этом и состоит совершенство нашей свободы.

 

ПРЕДАННОСТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ

 

28 января 2015

 

«Христос всецело пребывал в любви».

                                     Ним Кароли Баба

 

Молитва перед изображением святого, воспевание Возлюбленного, всё это – религиозные медитативные практики, следующие путем сердца. Преданность уравновешивает более отвлечённую мудрость, доставляемую большинством видов медитации. Она позволяет нам развивать человечность наряду с преобразованием сознания. Энергия, истекающая из сердца к объекту нашей преданности, поток любви, облегчает работу большинства других методов.

В качестве примера представьте себе Существо, стоящее перед вами, то, которое вам особенно близко, с кем вы чувствуете сонастроенность – Авраама, Христа, Марию или Ханумана – существо сияющее, светящееся, чьи глаза преисполнены состраданием, Существо, в котором вы чувствуете мудрость, происходящую от полной гармонии с Вселенной.

Несмотря на все ваши несовершенства, на помехи, которые вас цепляют, несмотря на обуревающее иногда чувство никчемности, это Существо любит вас безусловно. Сидеть перед Ним или представить Его пребывающим в вашем сердце, быть с Ним и вернуть ему любовь, увидеть себя отражённым в сострадании неосуждающих глаз, открываться Ему всё больше и больше... И Возлюбленный в воображаемых беседах подарит вам сострадание, спокойствие, тепло, терпение – те качества, которыми обладает свободное существо.

Такие межличностные отношения преданного с Возлюбленным в медитации позволят начать трансформацию, основываясь на ваших психологических потребностях – любить, быть любимым, искать присутствия мудрости, сострадания и мира. Когда вы находитесь с Существом, воплощающим эти качества, вы делаетесь чище, прозрачнее, ощущаете продвижение и признаёте наличие сияющего света внутри себя. Это признание своей красоты позволяет открываться в ней всё больше – для Возлюбленного, пока, наконец, не произойдет ваше слияние с Ним, и пока вы не поймете: виденное вами, как внешнее совершенство, отражает вашу истинную сущность.

Есть более низкие и более высокие ступени преданности. В более низких вы романтизируете своё духовное путешествие. Вы просто смещаете акцент вашей мелодрамы от рынка к храму. Изображения в храме, сам храм, ваше участие в богослужении, любовь, допустим, к Христу, к Кришне, к Будде – привлекает и заботит вас. Вам нравится думать, говорить, играть с ними и открывать им своё сердце. Это уровень романтичности. Вы влюбились в ваш автомобиль для поездки к Богу. Но ваша любовь растёт, и любимым становится всё окружающее вас. Вы настраиваетесь на более глубокую область внутри себя. Тогда эмоциональные, романтичные качества преданности уступают новому виду любви, где, наконец, вы видите всех людей, как возлюбленных.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.