Тема: Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ (практическое занятие) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ (практическое занятие)

2020-05-07 522
Тема: Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ (практическое занятие) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ (практическое занятие)

Изучив текст учебника и дополнительные материалы ответьте на вопросы:

1. Что такое ЕС и СНГ?

2. Чем вызвана и в чем состоит суть структурной перестройки экономики большинства стран мира? Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга?

3. Почему в современном мире углубляются процессы интеграции? Как они связаны с глобализацией мировой экономики?

4. Охарактеризуйте современные противоречия мирового развития. Чем они отличаются от противоречий начала XX в. на международной арене?

Тема: «СССР в системе международных отношений» (практическое занятие)

Цель: проанализировать основные события внешней политики и международных отношений в 70-80-е гг.; выявить причины перехода отнапряжённости к конфронтации между СССР и США; выяснить какое значение имела политика «нового мышления» М.С. Горбачёва на взаимоотношения со странами Запада.

Оборудование: карта, учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н,, История- для студентов СПО.

Задания: Используя материалы учебника и дополнительную литературу ответьте на вопросы:

1) Раскройте суть понятий: разрядка международной напряжённости, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, новое политическое мышление, военно-стратегический паритет.

2) В чем на практике проявлялась политика разрядки между СССР и странами Запада? Приведите примеры.

3) Какие основополагающие принципы содержались в «новом политическом мышлении»?

4) Приведите факты, свидетельствующие о том, что внешняя политика СССР со странами Запада осуществляемая М.С. Горбачёвым в 80-е гг. кардинально изменилась по сравнению с Брежневским курсом.

5) На что была направлена главная ставка в политике США и НАТО в 1980-х гг. в отношении СССР?

6) Какие цели ставили перед собой СССР и США на международной арене?

7) Что заставило нового советского лидера М.С. Горбачёва кардинальным образом перестроить весь внешнеполитический курс СССР во второй половине 80-х гг.?

8) К чему привела внешняя политика М.С. Горбачёва во взаимоотношениях со странами Запада? Какие можно выделить положительные и отрицательные итоги?

 

Тема: Перестройка в СССР (практическая работа)

Используя материалы учебника и дополнительную литературу выполните задания.

Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:

1.Каковы причины, основные задачи и последствия перестройки? Почему «перестройка» закончилась крахом?

2.Что такое демократизация, гласность, плюрализм?

3.Что изменилось в сознании людей, в духовной культуре общества?

Задание 2. Решите тесты:

1. Укажите хронологические рамки перестройки:

1. 1983 – 1985 гг. 2. 1984 – 1989 гг.

3. 1985 – 1991 гг. 4. 1982 – 1986 гг.

2. Основной целью перестройки являлось:

1. «новое мышление» во внешней политике

2. быстрый переход к рыночным отношениям

3. изменение политической системы общества

4. обновление на базе социалистических ценностей

3. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала...

1.расширение самостоятельности предприятий; постепенное возрождение

частного сектора; либерализацию цен.

2.внедрение хозрасчета и самофинансирования; отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок.

3.расширение самостоятельности предприятий; постепенное возрождение

частного сектора; разгосударствление собственности (приватизацию),

акционирование.

4. К последствиям политики перестройки относились:

1. расширение политических свобод

2. создание постоянно действующего парламента

3. разрушение тоталитарной системы

4. укрепление власти в центре и на местах

Концепцию нового политического мышления в международных

отношениях выдвинул:

1. Ю.В. Андропов 2. Л.И. Брежнев

3. М.С. Горбачев 4. Н.С. Хрущев

6. Либерализация цен – это:

1. освобождение цен от государственного регулирования

2. установление государством цен на товары массового спроса

3.установление цен в разных регионах с учётом конкретной экономической \ситуации

4. установление цен с учётом европейских стандартов.

Перевод военнопромышленных предприятий на сокращение

Выпуска военной продукции и увеличение выпуска потребительских

товаров назывался:

1.модернизацией 2. конверсией

3. коррекцией 4. аннексией

С именем какого советского лидера связано окончание «холодной

Войны»?

1. Л.И. Брежнев 2. Н.С. Хрущев 3. М.С. Горбачев 4. Ю.В. Андропов

34. «Новое политическое мышление» - это…

1. внешнеполитический курс М. С. Горбачева;

2. реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина;

3. реформа политической системы;

4. программа перехода к рыночным отношениям

 

 

Тема: Распад СССР (практическая работа)

 

Цель практической работы: закрепить и углубить знания о политике перестройки, о распаде СССР, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. приведшую к распаду союза.

Используя теоретический материал по теме: «Распад СССР» (Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Академия, 2013г.) выполните задания.

Задание 1. Схематично изобразите территориальное устройство СССР, обозначив на нем все государства, входящие в его состав.

Задание 2. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте.

1. С чем связано обострение в СССР межнациональных противоречий? Почему от требования республиканского и регионального хозрасчета республики и регионы переходят к провозглашению суверенитета?

2. Определите историческое место августовских событий 1991г. Как они повлияли на судьбу СССР?

3. Проанализируйте причины распада (развала) СССР? Какие социальные и политические силы были в нем заинтересованы?

4. Почему на ваш взгляд М.С. Горбачев не вернулся в Москву после того как ГКЧП заявил о переходе власти в его руки? Почему большая часть советских граждан поддержали Б.Н. Ельцина?

5. Как вы думаете, мог ли разрешить назревший кризис между союзными республиками проект нового Союзного договора, предложенного М.С.Горбачевым?

6. Почему на ваш взгляд не удалось предотвратить распад Союза?

Задание 3. Проанализируйте документ.

Постановление № 1. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной войны гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет: … 2. Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законами СССР…. 4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки…. 7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается. В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирование территории, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению пограничного и таможенного режима… 8. Установит контроль над СМИ, возложив его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП.

Вопросы к документу:

1. Какими методами члены ГКЧП предполагали установить порядок в стране и не допустить распада государства?

2. Чем методы предлагаемые ГКЧП отличались от методов управления М.С. Горбачева?

3. Как вы думаете, мог ли ГКЧП рассчитывать на массовую поддержку граждан СССР? Почему?

Задание № 4. Постройте логическую цепочку событий распада СССР.

Контрольные вопросы: 1. Что такое августовский путч и распад СССР? 2. Что такое «парад суверенитетов»? Какова его цель? 3. Каково значение распада СССР для стран мира?

 

 

Тема: Конституция 1993 года (практическая работа)

Используя текст основного закона страны выполните задания.

Задание № 1.  Определите форму государства, политического режима и форму государственного устройства России, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции

Форма государства -

Форма государственного устройства –

Политический режим -

Задание № 2. На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

Задание № 3. На основании ст. 94,95, 110,118 составьте схему: «Структура власти в РФ».

Задание № 4. Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:

«Парламент в РФ называется __________________, он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: _______________________________________________________________. Совет Федерации формируется __________________________________________________________________

________________________________________________________________.

В Государственную думу входит_________________________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)

 

Задание №2 Используя текст учебника и дополнительные материалы составьте хронологическу таблицу «Этапы западноевропейской интеграции»

 

Дата Событие
   

 

Задание №3. Объясните явления и понятия:

- Понятие мирового рынка труда, шенгенское соглашение, МОТ

- Виды региональных рынков труда

Контрольные вопросы:

1) Что вы знаете о Евросоюзе? Какую роль он играет в международных отношениях?

2) Как осуществлялось создание единого образовательного и культурного пространства вььЕвропе? Когда Россия присоединилась к этому процессу?

3) Какие плюсы и минусы  влечет за собой участие в интеграционном процессе (Евросоюзе)?

 

 

Международное влияние ШОС

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала испытание временем. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьезным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. Сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии.

На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х. взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ. ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия Иран. Пакистан и Монголия.

Вопросы:

1. Каковы причины и цели возникновения СНГ?

2. Какие договоры и соглашения между странами заключались еще в рамках СНГ?

3. Каково назначение создания Организации договора о коллективной безопасности для России и стран-участниц?

4. Причины неустойчивости договоров между Россией и некоторыми странами СНГ?

5. В чем отличие ШОС от остальных договоров России и стран СНГ?

6. В чем новизна и особенность договора о создании Союза России и Белоруссии, подписанного 2 апреля 1997 года?

 

 

Задание № 2.

Прочитайте текст и выполните задание.      

В 1944 г. Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией, но сегодня она является реальной альтернативой. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития.

Она была принята международным сообществом на конференции в Рио де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно­техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Российский ученый Ю.В.Яковец выделили следующие факторы устойчивого развития:

а) ограничение темпов роста совокупных потребностей населения за счет

снижения темпов его прироста в развивающихся странах; б) повсеместное освоение малоотходных и безотходных, экологически чистых технологий, прекращение загрязнения окружающей среды; в) распространение реального демократического правления; г) обуздание милитаризма, исключение войн из арсенала средств

решения конфликтов; д)поэтапное уничтожение опасных видов вооружений и жесткий международный контроль за оставшимся;

е) объединение усилий мирового сообщества в преодолении опасного

разрыва между развитыми и развивающимися странами;

Задание: Подумайте и запишите, каким образом человечество

Задание №3.

Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем – предложения свои обоснуйте.

 

 

Тема: Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ (практическое занятие)

Изучив текст учебника и дополнительные материалы ответьте на вопросы:

1. Что такое ЕС и СНГ?

2. Чем вызвана и в чем состоит суть структурной перестройки экономики большинства стран мира? Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга?

3. Почему в современном мире углубляются процессы интеграции? Как они связаны с глобализацией мировой экономики?

4. Охарактеризуйте современные противоречия мирового развития. Чем они отличаются от противоречий начала XX в. на международной арене?


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.