Архитектурные элементы интерьера Кул Шарифа — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектурные элементы интерьера Кул Шарифа

2020-05-06 135
Архитектурные элементы интерьера Кул Шарифа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще одно условие, которое поставили перед собой архитекторы мечети: отразить архитектурными методами традицию тысячелетнего зодчества татар. Эта идея переплетается в конструкции стрельчатых арок, которые обрамлены в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. Арки подчеркивают сходство с конструкцией юрт. Ведь юрты были первыми мобильными мечетями кочующих турок. В стены вписаны окна, которые заполнены цветными витражами. Таким образом, восьмилучевое пространство покрывается кровлей из восьми лотков.

Еще одним художественным элементом, который органично вплелся в архитектуру мечети, можно смело считать тюльпан. Этот цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания. В форме тюльпана прорезаны окна на куполе.

План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов. Они пересечены в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находятся пять этажей, это включая цокольный этаж и технический. Цокольный этаж образует стилобат здания, в нем запроектированы женский вестибюль, здесь же располагаются помещения для омовений.

В цокольном этаже также находится Музей ислама и гардеробы. Имеются также несколько промежуточных уровней, они используются по техническим или вспомогательным назначениям. Ритуальное и музейное помещение разделены как бы на две зоны – мужскую и женскую. Для мужчин и женщин предусмотрено два входа и два выхода.

Мечеть украшают восемь полумесяцев, их столько же, сколько было минаретов у исторической мечети 16 века.

Детали внутреннего убранства "Кул-Шарифа"

Что касается отделки, то здесь можно увидеть отделочные работы, которые уникальны в своем роде. Здесь и панно из керамики, и росписи, которые были выполнены по технологии 16 века (времени знаменитого сеида Кул Шарифа, в честь которого и названа эта мечеть), резной ганч (ганч это такой прочный материал, который податливее камня и дерева, его еще называют алебастром).

Интерьер украшен также римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву, здесь уникальные витражи, цветные стекла, которые были изготовлены по технологии запекания. Очень много позолотных работ, золотого шитья.

Фасад облицован мрамором и гранитом. В отделке были также применены такие камни как мраморный оникс и змеевик (серпентин).

Красивый внешний вид и уникальный интерьер комплекса были достигнуты благодаря разработке архитекторами смысловых элементов, деталей, которые сблизили мечеть с местными традициями. Восьмиминаретный собор украшен гранитом и мрамором, которые были привезены из Урала.

Интерьер в 2000 квадратных метров пестрит коврами – даром иранского правительства.

Огромная чешская цветная люстра из хрусталя имеет диаметр в 5 метров, весит около 2 тонн. Красивейшие витражи и мозаика, позолота и лепнина добавляют храму величие. Кул-Шариф возводили строители из Турции. Вообще весь храм возводился чуть ли не всем миром. На строительство ушло около 400 млн. рублей, эти деньги пожертвовали 40 тысяч граждан и множество организаций.

Восстанавливая мечеть, архитекторы не только старались реабилитировать утраченную градостроительную и композиционную целостность Кремля, но, важно также было архитектурными элементами показать и символизировать мир, мир между двумя главными конфессиями Татарстана – мусульманской и православной.

Римско-католический приход Воздвижения Святого Креста

История

Первые католики в Казани появились в XVIII веке, в основном это были выходцы из Германии и Прибалтики. В 1835 году в Казани был основан постоянный католический приход, окормлявшийся польскими священниками. Из-за отсутствия храма приход совершал богослужения в различных зданиях города и часто менял своё местоположение.

В 1855 году священник Остиан Галимский подал ходатайство о постройке католической церкви, аргументируя прошение сильным ростом числа прихожан. Через два года вопрос был решён положительно, с условием, что внешний вид храма не будет отличаться от окружающих домов и не иметь характерный католический облик. Строительство каменной церкви по проекту А. И. Песке началось в 1855 году, а освящена она была 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

Согласно результатам переписи населения 1897 года в Казанской губернии проживали 1591 мужчина и 433 женщины католического вероисповедания, в том числе 1760 человек в Казани. Прихожанами храма были многие знаменитые люди, в частности лингвист Н. В. Крушевский, востоковед О. М. Ковалевский, ряд других профессоров Казанского университета.

После выхода в 1905 году указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», отменявшего среди прочего и ограничения на внешний облик неправославных храмов, казанская католическая церковь была расширена и перестроена. Проект перестройки составил губернский инженер Л. К. Хрщонович (англ.)русск., внешний облик здания сильно изменился. 14 сентября 1908 года церковь была открыта для богослужения и повторно освящена. В это же время при храме открыта приходская школа.

После установления советской власти приход некоторое время продолжал работу, в 1921 году в храме были реквизированы все ценности «в помощь голодающим Поволжья». В 1927 году церковь была закрыта, приход распущен. Здание храма после периода запустения было передано лаборатории Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева, а в центральном нефе бывшего храма была расположена аэродинамическая труба.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. Историческое здание храма не было возвращено католикам, вместо этого городские власти передали католическому приходу небольшую часовню «Страстей Господних», расположенную на Арском кладбище, которая была отреставрирована с финансовой поддержкой католических приходов нескольких стран. Часовня была освящена после реставрации в сентябре 1998 года епископом Клеменсом Пиккелем.

В связи с трудностью переноса аэродинамической трубы из исторического католического храма в 1999 году мэрия Казани приняла решение выделить казанским католикам участок в центре города на пересечении улиц Островского и Айдинова для строительства новой церкви. После ряда проволочек строительство началось в 2005 году, месса освящения краеугольного камня состоялась 11 сентября 2005 года.

Строительство шло три года, 29 августа 2008 года состоялось торжественное освящение церкви Воздвижения Святого Креста. Мессу освящения возглавил Декан коллегии кардиналов Анджело Содано, ему сослужили епископ Клеменс Пиккель, нунций Антонио Меннини и несколько других епископов и священников. Освящение церкви Воздвижения состоялось ровно через 150 лет после освящения первой казанской католической церкви. В храме служат священники Общества Воплощённого Слова. По данным на 2020 год настоятелем является отец Андрей Старцев, также в приходе служит викарным священником отец Данило Магела.

Архитектура

Храм построен в стиле классицизм. За основу проекта был принят фасад исторического храма Воздвижения. Автор проекта постарался максимально приблизить архитектуру нового храма к старому. В плане церковь имеет форму креста с размерами в осях 43,5 х 21,8 м. Главный вход храма ориентирован на угол улиц Островского и Айдинова. Площадь здания — 1812 м². Главный фасад украшен выступающим четырёхколонным портиком, по бокам от него находятся две двухъярусные четырёхугольные колокольни.

Внутренняя отделка выполнена с использованием белого гранита. Из него же сделаны алтарь, амвон и купель для крещения. В пресвитерии размещён деревянный крест высотой 4 метра и шириной 3 метра. По бокам от него находятся картины религиозной тематики и статуи Девы Марии и Христа Спасителя, выполненные польскими мастерами. В храме установлен орган итальянского производства.

Еврейская синагога

История появления евреев на территории современного Татарстана стоит начинать с 20-30-х годов XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников, подтверждающих это.

Несмотря на существование в VIII-X веках в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории нашего края нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.

Евреи стали появляться в Казанской губернии в 1820-1830-е годы, что было связано с существовавшем при императоре Николае I института военных кантонистов. К отбыванию военной повинности евреи впервые были привлечены в России в 1844 году. Кантонистами часто становились еврейские подростки, забираемые на военно-гарнизонную службу из семей западных областей Российской империи, то есть из отдаленных от мест рождения регионов страны.

«Именно с этого времени, то есть рубежа 1820-1830-х годов, – пишет казанский историк Игорь Алексеев, – следует вести отсчет существования в Казани так называемой постоянной еврейской диаспоры».

Часто такие кантонисты (а это были в большинстве своем элементарно дети в возрасте 9-12 лет) принимали православие в силу того, что были оторваны от своего дома, не имели возможности совершать без взрослых религиозные обряды, а также, как считает цитируемый уже Алексеев, имело место «обнаруживавшееся стремление молодых евреев хоть как-то компенсировать «потерю» своей прежней семьи, заведя родственные связи и пустив корни в новой для них среде, было вполне понятным как с чисто человеческой, так и с сугубо прагматической точек зрения, что нередко и предопределяло их выбор в пользу принятия христианства».

Как пишет Борис Милицын, еврейское население до революции состояло главным образом из ремесленников и потомков так называемых николаевских солдат.

В 1832 году в городе был учрежден батальон кантонистов (как тогда говорили – запасных солдат) как воинской части и учебное заведение для детей с 12 лет. Кантонистами называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рожденья за военными ведомствами, а также взятых принудительно детей евреев, цыган, польских повстанцев и прочих. Считалось, что они призваны по рекрутскому набору на военную службу в детском возрасте.

После 17 лет они переводились в действующие воинские части Казанского гарнизона, в основном рядовыми. Положение семей запасных очень печально.

В соответствии с законодательством, солдаты-евреи, у которых закончился срок службы, могли селиться только в городах, в которых они проходили службу, и имели право на исполнение религиозных обрядов. В 1865 году в Казани число солдат-евреев, бывших кантонистов, превысило 300 человек.

Нормативным актом – Высочайшим указом Государственного Совета от 18 июня 1865 года – позволялось поселяться вне черты оседлости евреям – квалифицированным ремесленникам по определенному списку специальностей. А в 1867 году уже позволялось отставным солдатам поселяться в любом месте Российской империи. Кроме того, повсеместно могли проживать евреи, получившие высшее образование, купцы первой гильдии и их приказчики.

Надо отметить, что евреи-кантонисты и заложили начало формирования еврейской общины Казани. Пусть многие из них в дальнейшем ассимилировались с принятием православия, но если мы говорим об этнической, а не конфессиональной диаспоре, то именно с этого времени стоит начинать отсчет истории казанских евреев.

В ходе изучения истории местной еврейской общины удается придти к различным, весьма любопытным открытиям. Так, например, восприемником одного из кантонистов Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший в то время ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея.

Относительно самого Лобачевского можно много найти весьма любопытного для иудаики: и то, что он добивался преподавания иврита в Казанском университете, и то, что он был масоном (исторический факт: на дворянском гербе Лобачевского изображена шестиконечная звезда Давида).

Среди казанских евреев в 80-е годы лишь несколько человек обладали высшим образованием. Среди них врачи, строители, адвокат, землемер. Торговлей занимались в основном отставные солдаты, ремеслами – гражданские лица. Некоторые реализовали свои знания работой по найму. Были тут и музыканты.

После расформирования института кантонистов при Александре II, а также с общим курсом его либеральных реформ (здесь сыграли роль два правовых акта: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, дозволявшее поселяться вне черты оседлости евреям из числа квалифицированных ремесленников по определенному списку специальностей, и закон 1867 года, по которому отставным солдатам разрешалось поселяться в любом месте Российской империи), появилась возможность поселиться за пределами черты оседлости.

Именно поэтому формирование еврейской иудейской общины стоит относить к 1850-м годам, когда заканчивается правление Николая I.

О численности еврейской общины в XIX веке мнений достаточно много. Православных евреев-кантонистов было 996 человек. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года иудеев насчитывалось 1558 человек (0,1 % от всего населения Казанской губернии). По другим сведениям, в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев.

Игорь Алексеев склоняется к мысли, что в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками. Подавляющее их число проживало в Казани, но были и те, что селились в других городах Казанской губернии: в 1884-1885 годах в Чебоксарах проживало 10 евреев (или 0,2 % от общей численности всего его населения), в Чистополе – 8 евреев (менее),1 %), в Лаишеве – 6 евреев (или 0,1%), в Козьмодемьянске – 5 евреев (или 0,1%). В Тетюшах был один еврей.

Вплоть до 1889 года Казанский молельный дом имел статус военного. В том же году изменился и его юридический статус. Теперь во главе общины становился выборный общественный раввин, который осуществлял хозяйственное управление молельного дома. Казанский историк М. Пинегин в книге «Казань в ее прошлом и настоящем» (1890) упоминал две иудейские молельни в городе: первая – молельня «ашкиназим» в доме Ульянова на Булаке; вторая – «хасидим» в доме Садовского на Московской улице. Выборным духовным раввином (а также резником) был Гершон Менделевич Кассиль.

Из-за отсутствия казенного раввина до второй половины 1890х иудейская община Казани не имела «официального статуса», что создавало множество затруднений как для евреев, так и для местных властей. «Легальное» учреждение иудейской общины состоялось только в 1897 году, когда было получено официальное разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нем Правлением».

В марте 1897 года в помещении Казанской городской думы состоялись выборы членов и кандидатов в члены правления. Официальным главой общины – казенным общественным раввином – был избран агент Александровского сахарного товарищества инженер-механик Эдуард Тицнер. Первым председателем хозяйственного правления стал Арон Израилевич Ратнер, которого вскоре сменил Абрам Залманович Персон, занимавший эту должность до 1917 года. Большую роль в общине играл Наум Циммерлинг – казначей общины и староста молельного дома.

К 1890 году евреев иудейского вероисповедания в Казани насчитывалось 1121 душа мужского пола и 851 – женского.

15 марта 1897 года было получено разрешение на устройство «Молитвенного дома с хозяйственным при нем правлением». Раввину вручались метрические книги, ведение которых впоследствии подвергалось периодическим ревизиям.

В Национальном архиве РТ сохранились документы, отражающие регистрацию общины, и другие юридические документы.

В начале ХХ века в Российской империи стала развиваться благотворительность, которая особенно связана с именами таких крупных меценатов, как Третьяков и Морозов. В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Возглавлял эту организацию, просуществовавшую до 1913 года, казанский нотариус Александр Гедеонович Бат.

Благодаря Обществу беднейшие слои еврейского населения Казани смогли получить материальную и духовную поддержку, а сама идея взаимопомощи в условиях национальной дискриминации евреев России в начале ХХ века, ставшая целью этой благотворительной организации, способствовала консолидации диаспоры в Казани, сглаживанию социальных различий между евреями и появлению чувства защищенности и заботы со стороны собратьев по крови и вере.

В день обнародования царского Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», подготовленного С.Ю. Витте, после всяких демонстраций, приветствий с бросаньем шапок и криками «Ура!». в Александровском пассаже собрался митинг.

Тысячная толпа монархистов с портретами государя и хоругвями двинулась по улицам. Напряжение было страшное. Была пропета песнь на мотив Бетховенского марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой... Толпа состояла из очень грубых людей.

20 октября 1905 года в результате спровоцированной властями Казани в смутное время провокации подняли голову черные силы. В это ужасное время, когда черная сотня кричала «Бей жидов и студентов!», реакция охватила всю страну. Черносотенцы подбивали людей не только истребить жидов и семинаристов, но и вообще всех студентов. Описывая личности черносотенцев, чаще всего говорилось о том, какие у них «рожи зверские». Черносотенцы устраивали в городе погромы в магазинах, частных домах. Ураган прошелся по центральным улицам – Воскресенской (Кремлевской), Рыбнорядской (Пушкина), Университетской, Большой Проломной. В синагоге в доме Смоленцева били камнями, гирями стекла, дубинками – людей, громили их имущество. Кучки громил врывались в земскую больницу на ул. Покровской (К. Маркса, д. 17) и на Красной улице (Большая Красная, д. 20/6). В ходе казанской смуты, продолжавшейся десять дней октября, было убито и покалечено около полусотни человек.

Страшно вспомнить все ужасы прошедшего 1905 года. Сколько крови пролито, сколько жизней загублено было. Но люди осознавали, что они – дети, хотя и гонимого, но одаренного и сильного духом народа.

К 1917 году число евреев только в самой Казани превысило 3 тыс. человек. Однако средств на возведение собственной молельни у общины недоставало, и с 1897 по 1912 год помещение арендовали. Затем, после долгих поисков, в марте 1913го под строительство молельного дома был определен участок на Малой Проломной улице с двухэтажным жилым домом на нем.

Эта земля находилась в самом центре города, недалеко от Кремля, а потому казанским евреям не разрешили возводить «полноценную» синагогу – только молельный дом, внешне ничем не отличавшийся от окружающей застройки: без куполов, башен, эмблем и тому подобного. Строительство тщательно контролировалось властями. Открытие Казанского еврейского молельного дома состоялось 12 марта 1915 года.

Так закончилось вековое хождение верующих людей по чужим квартирам.

С началом Первой мировой войны произошло резкое увеличение численности евреев в Казанской губернии, что было связано с потоком беженцев-евреев из Польши. Количество еврейского населения в Казани достигло 3 тысяч человек.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года окончательно уравняли в правах евреев. Однако полученное равноправие не означало свободу вероисповедания и избавления от проблем, которые вскоре встали перед евреями теперь уже Татарской АССР. В 1929 году была решена судьба синагоги.

В середине 1920-х годов в СССР был создан Союз воинствующих безбожников (председатель – Емельян Ярославский), который развернул активную антирелигиозную работу. В ходе проверки Дома еврейской культуры (бывшая синагога) выяснилось, что среди евреев существует «отсутствие заинтересованной массы в антирелигиозной работе». Судя по этому отчету, в Казани существовало 6 молитвенных домов и 1 синагога.

В итоге на заседании Президиума ТатЦИКа от 27 февраля 1929 года было принято решение закрыть ряд религиозных храмов, среди которых значилась и синагога.

В 1937 году по доносу председателя Татарского Общества землеустройства еврейских трудящихся Вениамина Иосифовича Шмулевича в Отдел агитации и пропаганды Казанского горкома ВКП(б) была свернута религиозная деятельность еврейской общины города. Лишь после войны удалось возродить этот процесс, и в 1947 году было зарегистрировано Еврейское религиозное общество, которое не имело своей синагоги, а в качестве молитвенного дома арендовало пристрой частного дома по улице Дегтярной, 35/7.

Что же было потом? Потом были долгие годы прозябания. Здание ветшало. В нем находились последовательно: Дом еврейской культуры, Дом пионеров, Народный театр, Дом работников просвещения (Дом учителя). В 1940 году по проекту архитектора Р.М. Муртазина в здании была проведена капитальная реконструкция, чем испортили здание и нарушили главную цель строительства молельного дома. Был уничтожен молельный зал, который разделили на два этажа.

После закрытия синагоги на улице Профсоюзной в июле 1929 года община семь лет снимала квартиру на набережной озера Кабан (ул. Дегтярная, д. 5/30, кв. 4). В сентябре 1937 года органам НКВД было дано предписание проверить и выявить «врагов народа» среди евреев. Эти и другие события положили конец легальной религиозной деятельности.

Великая Отечественная война внесла коррективы в государственно-религиозные отношения. С наступлением «атеистической оттепели» с 1943 года верующим было дозволено открывать молитвенные дома и перерегистрировать общества. Но уже рубеж 1940-1950-х годов стал началом новой волны антирелигиозных настроений.

В едином строю на всех фронтах, армии и флотах сражались воины всех национальностей Советского Союза, в том числе и воины-евреи. Их было свыше 500 тысяч человек. Из них погибло 205 тысяч.

131 еврей был удостоен почетного звания Героя Советского Союза (среди них татарстанец Наум Григорьевич Пейсаховский). 12 евреев стали кавалерами трех степеней ордена Славы. Среди евреев было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов армий и округов, 12 командиров корпусов, 30 командиров дивизий, 23 командира танковых бригад, 31 командир полков. 55 тысяч евреев сражались в партизанских отрядах.

Попечительский совет еврейской общины Казани создал и издал «Книгу Памяти» воинов-евреев Татарстана.

Постановлением Совета Министров ТАССР от 13 марта 1953 года еврейское религиозное общество вообще было снято с регистрации. Даже обращение к депутату Верховного Совета СССР академику А.Е. Арбузову с просьбой оказать содействие в разрешении открыть молитвенное здание и восстановить регистрацию не возымело результата. Религиозная иудейская община была зарегистрирована в 1990 году, однако первоначально за отсутствием раввина и синагоги все обряды совершались на частной квартире.

С самого начала перестройки началась борьба за возвращение синагоги, активно велись переписка, переговоры. Только в июле 1996 года евреям вернули их родной дом.

3 сентября 1996 года в переданном синагоге здании начался ремонт. А уже в декабре здесь, в здании на улице Профсоюзная, 15, прошло торжественное заседание Конгресса Российского еврейского народа.

Официальное возвращение произошло позднее, в ноябре 1997 года. сентября 1994 года раввинами Казани были Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром, представители движения «Хабад Любавич», а затем их сменил раввин Ицхак Горелик, который и поныне является раввином Татарстана. Кстати, он член Общественной палаты Республики Татарстан.

Сегодня еврейская община объединяет несколько общественных организаций и учреждений. Самая представительная из них – Татарстанская еврейская национально-культурная автономия (ТЕНКА). Она создана 5 августа 1996 года на учредительном собрании видных представителей еврейской общины. С 2001 года Казань является членом Федеральной еврейской национально-культурной автономии (председатель – Михаил Абрамович Скоблионок. Он же председатель общины).

Постепенно в Казани появлялись представительства различных организаций. Сейчас все они находятся в одном здании. Ситуация по-своему уникальна.

При синагоге есть миква, построенная еще в конце 1990х. Решены проблемы и с кошерным питанием: сюда приезжает шойхет, и теперь кур из Казани поставляют в Нижний Новгород, Москву и даже Хабаровск. А недавно при общинном центре открылся магазин кошерных продуктов.

Отдельной уникальной «изюминкой» татарстанских евреев является единственный в республике Клезмерский ансамбль «Симха» («Радость»), который исполняет еврейские песни. Ансамбль был создан в 1989 году и сумел завоевать популярность не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Еврейская община Казани издает свою газету «Еврейская улица» (главный редактор – Анна Сандлер), а молодежный еврейский клуб «Афифон» («Воздушный змей») издает газету «Бумка».

В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде – живая память ушедших эпох. Здесь же хранится история общины в документах: копии всех архивных бумаг. Все сделано со вкусом и большой любовью.

С июня 2007 года в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.

Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.

Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея (ашкеназы), то в 2002 году их было 3472 человека. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России (в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург).

Численность остальных субэтнических групп евреев изменилась незначительно, да и самих их было немного. Так, горских евреев в 1989 году было 9 человек, в 2002 году стало 7; среднеазиатских евреев было в 1989 году 2 человека, теперь всего 1 человек; татов (интересно, что они не обозначали себя в переписных листах как горские евреи) было 4 человека, а осталось 2. Отдельным особняком стоят караимы, которых в 1989 году было 3 человека, то сейчас всего 1 караим на весь Татарстан.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.