Паспорт экскурсионного маршрута — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Паспорт экскурсионного маршрута

2020-05-06 234
Паспорт экскурсионного маршрута 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАСПОРТ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

 

1. Тема экскурсии: многорелигиозность Республики Татарстан

2. Цель экскурсии: познакомить экскурсантов с религиями и историей народов Республики Татарстан

3. Наименование экскурсионного маршрута: Многоликая Казань

4. Протяженность маршрута: 6 км

5. Предлагаемое время прохождения маршрута: 2 часа.

6. Способ передвижения по маршруту: комбинированный (автобусный, пешеходный).

7. Сезонность использования маршрута: всесезонный.

8. Предельно допустимое число человек в группе: 7 человек.

9. Требования к режиму пребывания на маршруте: инструктаж по поведению в объектах религиозного характера.

10. Краткое описание маршрута: Благовещенский собор, Мечеть Кул-Шариф, Синагога, Лютеранская кирха, Католический храм.

11. Рекомендуемая целевая аудитория: верующие, паломники, интересующиеся. 

12. Обустройство и оборудование маршрута: асфальтированная, грунтовая дорога.

13. Автор-разработчик: студент группы Тур-31 Шушенского сельскохозяйственного колледжа Мамаев Р.П.

14. Маршрут экскурсии: Благовещенский собор – Мечеть Кул-Шариф – Римско-католическая церковь Воздвижение Святого Креста – Еврейская синагога – Евангелическо-Лютеранская Церковь Святой Екатерины.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Добрый день, меня зовут Родион, сегодня мы познаем многонародность Республики Татарстан, а также посетим места их духовного поклонения.

Начнем мы с объекта, под название Благовещенский собор. Он расположен на территории Казанского кремля. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии, здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов, здесь были посвящены в епископский сан Антоний Храповицкий, Андрей Ухтомский.

Благовещенский собор Казанского Кремля — самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестово-купольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор, изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казани.

Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин. Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь, и через 9 лет, в 1561 году, по указу царя Ивана Васильевича из Пскова прибыли 80 каменщиков во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, строителями Собора Василия Блаженного. Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги.

За свою многовековую историю собор неоднократно горел — в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах. В 1742 г. мощи Св. Гурия даже выносились за канал Булак. Несмотря на пожары сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI—XVII веках — это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века.

 В XVIII ряд переделок изменил облик собора.

Страшный городской пожар 1815 году, после которого перестраивался весь центр Казани, сильно повредил и Благовещенский собор, простоявший 2 года после пожара в запустении. В этом пожаре сгорел и весь губернский архив, хранившийся в храме. Реставрацию собора начал архиепископ Амвросий Протасов. Резьбу для нового иконостаса выполнил московский мастер Быковский. Окраску и позолоту иконостаса выполнил московский мещанин Гавриил Львов. иконы для нового иконостаса были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.

19 июня 1821 года состоялось торжественное освящение обновленного храма.

По указанию императора Николая I были также выделены средства для восстановления Архиерейского дома, и уже в 1841 году архиепископ Казанский и Свияжский Владимир Ужинский переехал из Воскресенского Иерусалимского монастыря в кремль.

24 августа 1842 года в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 году были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев.Очередное поновление было выдержано в византийском стиле.

После реконструкции середины XIX века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя, сидящего на престоле, Св. Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую — Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия.

Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами — Тайная вечеря.

В третьем, деисусном ряду в центре — Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвёртом, пророческом ряду в центре — Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре- Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест.

Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предстоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия Московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

Раскрытые в ходе реставрации рубежа XX—XXI века фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н. Л. Софонова, расписавшего многие храмы в XIX веке. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 года по 8 ноября 1879 года) Антоний (Амфитеатров), который лично контролировал работу артели.

Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора.

Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.

Перейдем к следующему объекту, который находится также на территории Казанского кремля и является самым известным туристическим объектом, он также носит статус религиозного объекта и является визитной карточкой города Казани и Республики Татарстан, это знаменитая мечеть Кул-Шариф.

Начнем мы с истории мечети. После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа, почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. 

Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Все же кто такой Кул-Шариф? Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель.

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения.

Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» с арабского это слово переводится как «руководитель».

 

 

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф.

Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру.

Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества.

Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ну а теперь, после посещения визитной карточки Казани и узнав много интересного об объекте, мы отправляемся в Римско-Католический церковь Воздвижения Святого Креста, которая является приходом уже для католиков.

Первые католики в Казани появились в XVIII веке, в основном это были выходцы из Германии и Прибалтики. В 1835 году в Казани был основан постоянный католический приход, окормлявшийся польскими священниками. Из-за отсутствия храма приход совершал богослужения в различных зданиях города и часто менял своё местоположение.

В 1855 году священник Остиан Галимский подал ходатайство о постройке католической церкви, аргументируя прошение сильным ростом числа прихожан. Через два года вопрос был решён положительно, с условием, что внешний вид храма не будет отличаться от окружающих домов и не иметь характерный католический облик. Строительство каменной церкви по проекту А. И. Песке началось в 1855 году, а освящена она была 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

После установления советской власти приход некоторое время продолжал работу, в 1921 году в храме были реквизированы все ценности «в помощь голодающим Поволжья». В 1927 году церковь была закрыта, приход распущен.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. Историческое здание храма не было возвращено католикам, вместо этого городские власти передали католическому приходу небольшую часовню «Страстей Господних», расположенную на Арском кладбище, которая была отреставрирована с финансовой поддержкой католических приходов нескольких стран.

Храм построен в стиле классицизм. За основу проекта был принят фасад исторического храма Воздвижения. Автор проекта постарался максимально приблизить архитектуру нового храма к старому. В плане церковь имеет форму креста с размерами в осях 43,5 х 21,8 м. Главный вход храма ориентирован на угол улиц Островского и Айдинова. Площадь здания — 1812 м². Главный фасад украшен выступающим четырёхколонным портиком, по бокам от него находятся две двухъярусные четырёхугольные колокольни.

Внутренняя отделка выполнена с использованием белого гранита. Из него же сделаны алтарь, амвон и купель для крещения. В пресвитерии размещён деревянный крест высотой 4 метра и шириной 3 метра. По бокам от него находятся картины религиозной тематики и статуи Девы Марии и Христа Спасителя, выполненные польскими мастерами. В храме установлен орган итальянского производства.

Ну что же, после посещения надеюсь вы узнали, что-то новое для себя, так же в церковь может прийти любой человек уединится и помолится, это не будет считаться ошибкой. А теперь мы отправимся к объекту, который очень долго пытался отстоять свои права и в итоге с очень долгим ожиданием все получилось, это молитвенный дом или же еврейская синагога.

История появления евреев на территории современного Татарстана стоит начинать с 20-30-х годов XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников, подтверждающих это.

Евреи стали появляться в Казанской губернии в 1820-1830-е годы, что было связано с существовавшем при императоре Николае I института военных кантонистов. К отбыванию военной повинности евреи впервые были привлечены в России в 1844 году. Кантонистами часто становились еврейские подростки, забираемые на военно-гарнизонную службу из семей западных областей Российской империи, то есть из отдаленных от мест рождения регионов страны.

Постепенно в Казани появлялись представительства различных организаций. Сейчас все они находятся в одном здании. Ситуация по-своему уникальна.

При синагоге есть миква, построенная еще в конце 1990х. Решены проблемы и с кошерным питанием: сюда приезжает шойхет, и теперь кур из Казани поставляют в Нижний Новгород, Москву и даже Хабаровск. А недавно при общинном центре открылся магазин кошерных продуктов.

Отдельной уникальной «изюминкой» татарстанских евреев является единственный в республике Клезмерский ансамбль «Симха» («Радость»), который исполняет еврейские песни. Ансамбль был создан в 1989 году и сумел завоевать популярность не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Еврейская община Казани издает свою газету «Еврейская улица» (главный редактор – Анна Сандлер), а молодежный еврейский клуб «Афифон» («Воздушный змей») издает газету «Бумка».

В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде – живая память ушедших эпох. Здесь же хранится история общины в документах: копии всех архивных бумаг. Все сделано со вкусом и большой любовью.

С июня 2007 года в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.

Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.

Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея, то в 2002 году их было 3472 человека. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России.

После того как мы узнали большую историю этого замечательного объекта, мы отправимся к заключающей части нашей экскурсии, это объект под названием Евангелическо-Лютеранская церковь Святой Екатерины.

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей ученых, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине.

 Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558–1582 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относится упоминание о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь пасторе Скультете.

В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.

Последние два месяца 1929 года стали последними и в функционировании в Казани лютеранской церкви и самом существовании лютеранской общины. 10 ноября 1929 года общее собрание прихожан постановило «сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины».

На этом наша экскурсия подходит к концу, вы можете посетить церковь повторно, приобрести в лавке что-нибудь на память. Спасибо, до новых встреч.

 


 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ

История

Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин. Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь, и через 9 лет, в 1561 году, по указу царя Ивана Васильевича из Пскова прибыли 80 каменщиков во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, строителями Собора Василия Блаженного. Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги. 15 августа 1562 года храм был освящен первосвятителем казанским Гурием.

Новый белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально имел в длину 18 сажень, в ширину 7 сажень 2 аршина, почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Стены имели килевидные завершения и заканчивались закомарами. Свод покоился на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля, столпах. Вместо традиционных парусных переходов центральный купол поддерживали тромпы.

Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объём собора.

В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены.

За свою многовековую историю собор неоднократно горел — в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах. В 1742 г. мощи Св. Гурия даже выносились за канал Булак. Несмотря на пожары сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI—XVII веках — это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века.

В XVIII ряд переделок изменил облик собора. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в стиле украинского барокко, так называемая «баня»; с западной стороны собора пристроили одноэтажную трапезную и крыльцо с лестницей. В таком виде собор запечатлён на гравюрах В. Турина, А. Дюрана, Э. Турнерелли, сделанных до новой реконструкции 1841 года.

Страшный городской пожар 1815 году, после которого перестраивался весь центр Казани, сильно повредил и Благовещенский собор, простоявший 2 года после пожара в запустении. В этом пожаре сгорел и весь губернский архив, хранившийся в храме. Казанский историк Пинегин так описывает это событие: «3 сентября 1815 г. в Казани произошел восьмой по счету крупный пожар в истории города, истребивший 166 улиц с переулками и в них 1179 домов. Выгорел кремль и лучшие части города. В этом пожаре погибли ценные в историческом отношении казанские архивы». См.: Пинегин М. Н. Казань в её прошлом и настоящем. — СПб. 1890.

Реставрацию собора начал архиепископ Амвросий (Протасов). Резьбу для нового иконостаса выполнил московский мастер Быковский. Окраску и позолоту иконостаса выполнил московский мещанин Гавриил Львов. иконы для нового иконостаса были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.

19 июня 1821 года состоялось торжественное освящение обновленного храма.

Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная при митрополите Казанском Маркелле в 1694 году. К 1821 году храм сильно обветшал, в связи с чем техническая комиссия предложила разобрать церковь и построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Благовещенский собор 20 августа 1836 года предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив его на запад. В 1841 году император утвердил проект казанского губернского архитектора (1834—1844) Фомы Петонди (1794—1874), по которому собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо.

Бывшие приделы стали частью главного храма, были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы. Левый был освящен в честь Рождества Христова, в память о разобранном храме XVII века, а правый — во имя Бориса и Глеба. В новой двухсветной трапезной была устроена лестница на хоры.

С тех пор облик собора не изменился, если не считать построенного по проекту Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной большевиками колокольни.

По указанию императора Николая I были также выделены средства для восстановления Архиерейского дома, и уже в 1841 году архиепископ Казанский и Свияжский Владимир Ужинский переехал из Воскресенского Иерусалимского монастыря в кремль.

24 августа 1842 года в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 году были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное поновление было выдержано в византийском стиле.

После реконструкции середины XIX века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св. Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую — Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами — Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре — Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвёртом, пророческом ряду в центре — Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре- Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест. Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предстоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия Московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

Раскрытые в ходе реставрации рубежа XX—XXI века фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н. Л. Софонова, расписавшего многие храмы в XIX веке. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 года по 8 ноября 1879 года) Антоний (Амфитеатров), который лично контролировал работу артели.

Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора.

Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора (1894—1912) Федора Николаевича Малиновского (1864-?) пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.

Мечеть Кул-Шариф

История мечети Кул-Шариф

Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа, почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм.

В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались. Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол.

Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф.

Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру.

Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества.

Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кто такой Кул-Шариф

Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения.

Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» (с арабского это слово переводится как «руководитель»).

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе.

Композиция мечети Кул Шариф

Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два павильона, которые как бы связывают в пространстве здание бывшего юнкерского училища и комплекс мечети.

Таким образом, архитекторы придали особую градостроительную значимость и обогатили панораму Кремля.

Купольное здание имеет четыре минарета по углам – это и есть центр задуманной композиции. Идея построения минаретов заключалась в том, чтобы символически показать воссоздавшийся разрушенный нес<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.