Аннотированный словарь имен, названий и терминов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Аннотированный словарь имен, названий и терминов

2020-05-06 96
Аннотированный словарь имен, названий и терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Авгур – древнеримский жрец, предсказывавший будущее по полету птиц.

Аид – см. Плутон.

Акиба – (ок. 50–132 гг.) – «отец талмудического иудаизма», видный религиозный и общественный деятель Иудеи.

Александр Янай (103–76 гг. до н. э.) – иудейский царь из династии Хасмонеев.

Александрийская библиотека – крупнейшее собрание рукописей древности. Была основана в Египте в г. Александрии в начале III в. до н. э.

Альбин – римский прокуратор Иудеи в 61–64 гг.

Амон – верховный бог древнеегипетского пантеона, покровитель царской власти.

Анан – первосвященник иерусалимского храма в 62 г.

Антиохия – город в древней Сирии, один из крупных центров раннего христианства.

Антоний Марк (ок. 83–30 гг. до н. э) – участник второго триумвирата.

Антонин Пий (86–161 гг. н. э) – римский император.

Анубис – древнеегипетский бог, участник загробного суда Осириса.

Аполлон – древнегреческий бог солнца, мудрости, искусства.

Апологет – защитник; раннехристианскими апологетами называют христианских писателей II–III вв. н. э.

Апулей (род. ок. 125 г. н. э.) – римский писатель, автор ряда широко известных произведений («Метаморфозы», «Апология», «Флориды»), в которых запечатлены некоторые черты религиозных представлений его времени.

Асклепий – древнегреческий бог врачевания, сын Аполлона. «Владел» искусством воскрешения умерших.

Асс – римская разменная монета.

Аттис – фригийский бог умирающей и воскресающей природы.

 

Баур Фердинанд Христиан (1792–1860) – немецкий теолог, глава тюбингенской школы. Применив методы научной критики к писаниям Нового завета, пришел к значительным для своего времени выводам.

Бауэр Бруно (1809–1882) – немецкий историк и философ; автор ряда работ по истории происхождения христианства, которые были высоко оценены Энгельсом.

Библ – древнефиникийский город.

Библия – собрание разнородных и разновременных «священных» книг иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого завета, включающего 39 (в православном каноне), и Нового завета, насчитывающего 27 произведений.

Богораз‑Тан В. Г. (1865–1936) – советский ученый, этнограф, автор ряда работ, посвященных истории религии.

Брандес Георг (1842–1926) – датский публицист и литературный критик, автор нескольких работ по первоначальному христианству.

 

Варрон Марк Теренций (116–27 гг. до н. э.) – римский ученый, энциклопедист, автор многих сочинений, в частности и о римских богослужебных древностях.

Венера – древнеримская богиня весны, любви и красоты.

Веспасиан Тит Флавий (9–79 гг. н. э.) – римский император.

Ветераны – в древнем Риме так назывались солдаты, прослужившие длительный срок, по окончании которого они получали земельные наделы и денежное вознаграждение.

Ветхий завет – иудейская часть Библии (см. Библия).

Виппер Р. Ю. (1859–1954) – академик, историк, автор ряда работ по истории происхождения христианства.

Виссон – тонкая дорогостоящая ткань, в Библии – символ роскоши.

Вифиния – римская провинция в северо‑западном углу Малой Азии.

Вифлеем (Бет‑Лехем) – город в Палестине, неподалеку от Иерусалима.

Вольтер Франсуа (1694–1778) – всемирно‑известный французский писатель, автор множества произведений, направленных против религиозного мракобесия католической церкви его времени.

Всадническое сословие – второе (после сенаторов) привилегированное сословие в древнем Риме, обладавшее значительным имуществом.

Второисайя – см. Исайя.

 

Галатия – римская провинция в центральной части Малой Азии.

Галлия – римская провинция, современная Франция.

Ганимед – в греческой мифологии виночерпий Зевса.

Ганнибал (ок. 247–183 гг. до н. э.) – знаменитый карфагенский полководец.

Гарнак А. (1851–1930) – видный немецкий теолог, автор ряда работ по истории раннего христианства.

Гаруспик – древнеримский жрец, предсказывавший будущее по внутренностям животных.

Геркулес (греч. Геракл) – знаменитый герой античной мифологии.

Гермес – древнегреческий бог дорог, торговли, красноречия.

Гностицизм – религиозно‑философское течение первых веков христианства.

Гогель М. (род. 1880 г.) – французский теолог, автор многочисленных работ по происхождению христианства.

 

Даламбер Жан (1717–1783) – французский математик и философ, участник французской «Энциклопедии».

Диаспора – рассеяние. В истории иудаизма и происхождения христианства еврейские поселения, рассеянные по различным районам древнего мира (кроме Палестины).

Домициан (51–96 гг. н. э.) – римский император.

Древс А. (1865–1935) – немецкий буржуазный философ, автор многих работ по истории раннего христианства, среди которых наиболее известна книга «Миф о Христе».

Дюжарден Э. (1861–1949) – французский писатель; написал несколько работ по раннему христианству, сторонник мифологи‑ческой школы.

 

Евсевий Кесарийский (ок. 264–340 гг.) – епископ, автор многочисленных сочинений; наиболее известна его «Церковная история» – официальная версия истории церкви первых веков христианства.

Евхаристия – таинство причащения, а также связанное с ним богослужение.

 

Зевс – древнегреческий верховный бог, царь богов и людей.

Зоровавель – библейский персонаж, руководитель евреев, возвратившихся из Вавилонского пленения в Иудею (VI в. до н. э.)

 

Иероним (ок. 640–420 гг) – отец церкви. Ему принадлежит перевод Библии с греческого на латинский, так называемая Вульгата.

Иерусалим – столица Израильского, а со второй половины X в. Иудейского царства. Первые упоминания о нем восходят к XV в. до н. э.

«Илиада» – древнегреческая поэма, авторство которой традиция приписывает Гомеру.

Интерполяция – вставка в текст рукописи отрывков, не принадлежащих данному автору.

Иосиф Флавий (ок. 37–100 г.) – древнееврейский историк, автор «Иудейской войны», «Древностей» и других исторических сочинений.

Ипостась – сущность, основа В догматическом богословии этот термин употребляется для выражения различных образов христианского бога (бог‑отец, бог‑сын, святой дух).

Ирод (73–4 гг. до н. э.) – царь Иудеи, возведенный на иудейский престол римлянами.

Исайя – пророк, именем которого названа одна из книг Ветхого завета. Научная критика установила, что книга Исайи, состоит по крайней мере из трех разновременных частей. Главы 1 – 39 принято называть книгой Первоисайи; главы 40–56 – книгой Второисайи; главы 56–66 – книгой Третьеисайи.

Исида – египетская богиня плодородия, один из прообразов христианской Богородицы.

Иудея – государство в южной части Палестины, существовало со второй половины X в. до н. э.

Иштар – вавилонская богиня плодородия и любви.

 

Каббала – мистическое толкование священных текстов, при котором отдельным словам и числам придавалось особое символическое и магическое значение.

Калигула Гай Цезарь (12–41 гг.) – римский император.

Капитолий – один из семи холмов, на которых был расположен Рим.

Катилина Луций Сергий (108–62 гг. до н. э.) – римский политический деятель, организовавший заговор с целью установления личной диктатуры.

Кибела – «Великая матерь богов», фригийская богиня плодородия.

Киркисани Якоб (X в. н. э.) – караимский писатель.

Клавдий (10 г. до н. э. – 54 г. н. э.) – римский император.

Клеопатра (69–30 гг. до н. э.) – последняя царица Египта из династии Птолемеев.

Климент Александрийский (ум. ок. 215 г. н. э.) – отец церкви, глава церковной школы в Александрии.

Ковалев С. И. (1886–1960) – советский историк, автор ряда работ по истории происхождения христианства.

Когорта – подразделение пехоты (600 чел.) в древнем Риме.

Кушу Поль (род. 1879) – французский врач, сторонник мифологической школы.

 

Лары – римские божества охранители полей; позднее лары почитались как души предков.

Левират – обычай, согласно которому вдова умершего бездетного человека должна выйти замуж за его брата, чтобы родившийся от этого брака сын стал продолжателем семьи умершего.

Легион – высшее войсковое соединение, состоявшее из 10 когорт.

Леда – в греческой мифологии возлюбленная бога Зевса, мать Елены Прекрасной.

Литургия – в христианстве церковное богослужение, связанное с таинством причащения.

Лукиан (ок. 120–180 гг. н. э.) – древнегреческий писатель, автор многих произведений, отображавших религиозные и идейные движения его времени. Энгельс назвал Лукиана «Вольтером классической древности».

Лукреций Тит Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.) – древнеримский философ‑материалист, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

 

Маны – первоначально божества подземного царства, позднее обожествленные души умерших.

Мардук – вавилонский верховный бог.

Марк Аврелий (121–180 гг. н.э) – римский император и философ, приверженец стоической философской школы.

Марс – римский бог войны.

Мелье Жан (1664–1729) – французский священник, автор знаменитого «Завещания», в котором он с материалистических позиций критикует вероучение христианства.

Минерва – римская богиня, покровительница ремесел, наук и искусств.

Мистерии – религиозные таинства, к участию в которых допускались лишь посвященные.

Мишна – см. Талмуд.

Монотеизм – единобожие.

 

Навуходоносор II (604–562 гг. до н. э.) – вавилонский царь. В 586 г. до н. э. разрушил Иерусалим и увел в плен часть его населения.

Немоевский Анджей (1864–1919) – польский писатель. Некоторые из его сочинений посвящены раннему христианству, сторонник мифологической школы.

Нерон (37–68 гг.) – римский император, прославившийся своим террористическим режимом.

Никейский собор – первое «вселенское» собрание христианских епископов. Был созван в 325 г. в Никее императором Константином.

Новый завет – христианская часть Библии.

Нундины – рыночный, свободный от полевых работ день недели, состоявшей из семи рабочих дней, заключенных между двумя нундинами.

 

Обол – древнегреческая медная разменная монета.

«Одиссея» – древнегреческая поэма, автором которой традиция называет Гомера.

Олимп – горный массив в северной Греции, который мифотворчество сделало жилищем верховных богов греческого Пантеона.

Опресноки – пресные лепешки, важный элемент обрядности древнееврейской пасхи.

Оргиастические культы – в древности были связаны с тайными религиозными обрядами.

Ориген (185–254 гг.) – известный христианский писатель; автор трактата «Против Цельса».

 

Палеография – вспомогательная историческая наука, которая по форме букв, способу написания и другим внешним факторам датирует рукописи.

Паннония – римская провинция на Дунае, современная Венгрия.

Пантеон – грандиозный храм в древнем Риме, посвященный «всем богам».

Пантикапей (ныне Керчь) – столица Боспорского царства.

Пекулий – недвижимое и движимое имущество (земельный надел, мастерская и др.), которое передается во временное владение членам семьи или рабам на условиях выплаты определенного оброка.

Первоисайя – см. Исайя.

Петроний Гай (ум. ок. 66 г. н. э.) – римский сановник, автор романа «Сатирикон».

Плиний Младший (ок. 62–113 гг.) – римский чиновник и писатель, наместник Вифинии.

Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) – известный римский ученый, автор «Естественной истории» – своего рода энциклопедии знаний того времени.

Плутарх (ок. 46–126 гг.) – древнегреческий писатель‑моралист.

Плутон (или Аид) – греческий бог подземного царства.

Помпей Гней (106–48 гг. до н. э.) – участник первого триумвирата (союза трех политических деятелей – Цезаря, Красса и Помпея).

Понтий Пилат – римский наместник Иудеи в 26–36 гг. н. э.

Порфирий (ок. 232–304 гг.) – античный философ, критик христианства, автор сочинения «Против христиан».

Претор – одно из высших должностных лиц в древнем Риме. В ряде случаев преторы назначались наместниками провинций.

Префект – высокое должностное лицо в древнем Риме.

Приап – римское божество полей, садов, деторождения.

Провинция – территории, завоеванные Римом вне Апеннинского полуострова и управлявшиеся наместниками.

Прозерпина (греч. Персефона) – дочь Деметры и Зевса; согласно греческой мифологии она была похищена Плутоном и сделалась его женой.

Прокуратор (в древнем Риме) – управляющий имением, позднее – должностное лицо, управляющее данной территорией от имени императора.

Птолемеи – династия египетских царей, основателем которой был Птолемей сын Лага (323–283 гг. до н. э.), один из полководцев Александра Македонского.

Пунические войны – три войны между Римом и Карфагеном, закончившиеся разрушением Карфагена (264–241 гг. до н. э; 218–201 гг. до н. э.; 149–146 гг. до н. э.).

 

Ранович А. Б. (1885–1948) – советский историк древнего мира, автор ряда работ по истории иудаизма и христианства.

Робертсон А. (1886–1961) – английский ученый‑марксист, автор работ по истории происхождения христианства.

Робертсон Дж. (1856–1933) – английский исследователь раннего христианства.

Реймарус Г. С. (1694–1768) – немецкий ученый‑семитолог, автор «Апологии, или Защитительного сочинения для разумно верующих в бога», в котором он подверг критическому разбору содержание евангелий.

Ренан Э. Ж. (1823–1892) – французский историк, автор ряда работ по истории раннего христианства и иудаизма.

Рея Сильвия – в римской мифологии жрица храма богини Весты, родившая от бога Марса основателей Рима Ромула и Рема.

Ригведа – сборник древнеиндийских гимнов.

Ромул и Рем – см. Рея Сильвия.

 

Саддукеи – религиозно‑философское течение в Иудее конца республики – начала империи.

Сакральная трапеза – священная трапеза.

Светоний Гай Транквилл (75–160 гг) – римский писатель, автор биографий 12 первых римских императоров.

Селевкиды – династия царей, правивших эллинистической Сирией и смежными территориями.

Сенат – высший государственный орган древнего Рима.

Сенека, Луций Анней (ок. 6 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – крупнейший римский философ стоик, согласно определению Энгельса «дядя христианства».

Сентенция – этико‑моральное изречение, нравоучение.

Серапис – важнейшее синкретическое божество эллинистического Египта, в образе которого слились черты Осириса, Асклепия, Аида и др.

Силен – низшее греческое божество.

Синедрион – верховный суд Иудеи, председателем которого являлся первосвященник иерусалимского храма.

Смит В. Б. (1850–1934) – американский математик; автор нескольких работ по проблемам происхождения христианства.

Соломон – царь объединенного Израильско‑Иудейского царства середины X в. до н. э.

Спартак – глава крупнейшего восстания рабов в Риме в 74–71 гг. до н. э.

Стоик – последователь античной философской школы стоиков, получившей свое название оттого, что ее основатель Зенон выступал перед своими слушателями у портика (Стоа).

 

Талмуд – собрание религиозных, этических, правовых законоположений и раввинских поучений иудаизма, составившееся на протяжении II–V вв. н. э.

Тацит Публий Корнелий (ок. 55–120 гг.) – крупнейший римский историк периода империи.

Тертуллиан (ок. 160 – ок. 222 гг.) – видный христианский писатель, автор ряда апологетических работ, остро полемизирующих с «языческими» оппонентами и противниками христианства.

Тиберий (42 г. до н. э. – 37 г. н. э.) – римский император.

Траян Марк Ульпий (53–117 гг.) – римский император.

Трибун – одно из высших должностных лиц в древнем Риме.

Толанд Джон (1670–1722) – английский философ‑материалист, автор ряда работ, в которых он отвергает многие религиозные взгляды на мир и выступает против духовенства.

Тора – древнееврейское название первых пяти книг Ветхого завета, авторство которых приписано Моисею.

 

Унция – в терминологии римского права двенадцатая часть наследства.

 

Фавн – римский бог полей и лесов, покровитель стад и пастухов.

Фарисеи – религиозно‑философское течение в Иудее II в. до н. э. – I в. н. э.

Федр (I в. н. э.) – древнеримский баснописец.

Фест – римский прокуратор Иудеи в 60–62 гг.

Филон Александрийский (ок. 20 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.) – древнееврейский философ, согласно определению Энгельса «отец христианства».

Фортуна – римская богиня судьбы и удачи.

Фракия – обширная область севернее Греции, завоеванная римлянами в I в. до н. э., современная Болгария.

Фрэзер Дж. Дж. (1854–1941) – английский ученый, крупный специалист в области сравнительной истории религий.

 

Хтонические божества – божества подземного царства.

 

Цельс (II в. н. э.) – римский философ, античный критик христианства, автор «Правдивого слова».

Центурион – командир центурии – «сотни».

Цицерон Марк Туллий (106–43 гг. до н. э.) – крупный римский оратор, политический деятель и писатель.

 

Шофар – трубач, который в ритуале предания анафеме трубит в бараний рог.

Штраус Д. Ф. (1808–1874) – немецкий историк раннего христианства, автор нашумевшей книги «Жизнь Иисуса», в которой он подвергает критическому анализу евангельские мифы.

 

Эпикур (341–270 гг. до н. э.) – выдающийся греческий философ‑материалист, подвергший резкой критике религиозные представления его времени.

Эпикурийцы – последователи древнегреческого философа‑материалиста Эпикура.

Эпитафия – надгробная надпись.

Эскулап – римское наименование греческого бога врачевания Асклепия.

Эссены – религиозно‑философское течение в Иудее II в. до н. э. – I в. н. э.

 

Ювенал – римский поэт‑сатирик второй половины I – начала II в. н. э.

Юнона – римская богиня, жена Юпитера.

Юпитер – верховный римский бог. Почитался как управитель богов и людей.

 

Ягве – древнееврейский верховный бог.

 


[1] Письмо, адресованное кюре соседних приходов – Ж. Meлье. Завещание, т. III. М., Изд‑во АН СССР, 1954, стр. 388.

 

[2] Ориген. Против Цельса, I, 8. Здесь и далее цит. по кн.: А. Ранович. Античные критики христианства М, 1935.

 

[3] Ориген. Против Цельса, 1, 68.

 

[4] Ориген. Против Цельса IV, 33.

 

[5] Там же, V, 2.

 

[6] Ж. Мелье. Завещание, т. I, гл. I, М., Изд‑во АН СССР, 1954, стр. 55 и сл.

 

[7] Ж. Мелье. Завещание, т. I, гл. II, стр 68.

 

[8] Там т. II, гл ХХХI, стр 9 и сл.

 

[9] Там же, т. II, гл. XXXII, стр. 15.

 

[10] Там же, т. II, гл. XXXI, стр. 10 и сл.

 

[11] Там же, т I, гл XXXIV. стр. 34.

 

[12] Ж. Мелье. Завещание, т. 1, гл. XXI, стр. 231 и сл.

 

[13] Ж. Мелье. Завещание, т. I, гл. XVIII, стр. 184 и сл.

 

[14] Даламбер – Вольтеру, Париж, 31 июля 1702 г. – Завещание, т. III, стр. 410.

 

[15] См. об этом: А. Ранович. О раннем христианстве. М., 1959, стр. 198–205; С. И. Ковалев. Из истории критики христианства. – «Ежегодник Музея истории религии и атеизма», т. III, М. – Л., 1959, стр. 46–61; Я. А. Ленцман. Происхождение христианства. М., 1960, стр. 5–21.

 

[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 22, стр. 473–474.

 

[17] В. М. Браун. Коммунизм и христианство. Пг., 1923, стр. 171.

 

[18] «Журнал Московской патриархии», 1959, № 8, стр. 73.

 

[19] Там же, 1960, № 9, стр. 42.

 

[20] И. Д. Амусин. Рукописи Мертвого моря. М., 1960; С. И. Ковалев, М. М. Кубланов. Находки в иудейской пустыне. М, 1960.

 

[21] Doresse Les Iivres secrets des Gnostiques d’Egypte. Paris, 1958; M. К. Трофимова. Из истории идеологии II в. н. э. – «Вестник древней истории» (далее – ВДИ), 1962, № 4, стр. 66–90.

 

[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 21, стр. 7–13.

 

[23] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 310.

 

[24] Е. М. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М, 1967, стр. 53 и сл.

 

[25] Формин – городок в Лации.

 

[26] Плиний Младший. Письма, III, 14.

 

[27] Сенека. Письма к Луцилию, 107.

 

[28] Ювенал. Сатиры, XIV, 15–25.

 

[29] Е. М Штаерман. Рабы и отпущенники в социальной борьбе конца республики – ВДИ, 1962, № 1, стр. 24.

 

[30] Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, стр. 27.

 

[31] Тацит. Анналы, II, 39–40.

 

[32] Там же, IV, 27.

 

[33] В состав фамилии в древнем Риме входили, кроме возглавляющей ее семьи свободных граждан, также и принадлежащие им рабы.

 

[34] Тацит. Анналы, XIV, 44.

 

[35] Тацит. Анналы, I, 31,

 

[36] Там же, I, 32.

 

[37] Тацит. Агрикола, 30.

 

[38] Иосиф Флавий Древности, XVIII, 1, 4.

 

[39] Там же, XVII, 2, 4.

 

[40] Иосиф Флавий. Древности, XVIII, 1, 5.

 

[41] Там же, XVIII, 1, 6.

 

[42] Иосиф Флавий. Иудейская война, II, 17, 6.

 

[43] Там же, IV, 9, 4.

 

[44] Там же, II, 13, 6.

 

[45] Там же, VII, 8, 2.

 

[46] Иосиф Флавий. Древности, XVIII, 5, 2.

 

[47] Там же, XVIII, 4, 1.

 

[48] Иосиф Флавий. Древности, XX, 5, 1.

 

[49] Его же. Иудейская война, II, 13, 5.

 

[50] Его же. Древности, XX, 8, 6.

 

[51] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 311.

 

[52] Ювенал. Сатиры, I, 37–41, 63–70, 73–76. 87–90, 92–93.

 

[53] Здесь и далее мы пользуемся огромным фактическим материалом, собранным и обработанным Е. М. Штаерман в ее книге «Мораль и религия угнетенных классов Римской империи» (М., 1961).

 

[54] Тацит. Анналы, XIII, 32.

 

[55] Сенека. О блаженной жизни, 24.

 

[56] Лукиан. Сновидение, или Жизнь Лукиана, 9, 13.

 

[57] Цит. по кн.: Е. М. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя…, стр. 129.

 

[58] Там же, стр. 131.

 

[59] Е. М. Штаерман. Мораль и религия…, стр. 92.

 

[60] Там же, стр. 93.

 

[61] Цит. по кн.: А. Б Ранович. О раннем христианстве, стр. 264.

 

[62] Сенека. Письма к Луцилию, 31.

 

[63] Сенека. Письма к Луцилию, 65.

 

[64] Подробнее см.: А. Ранович. О раннем христианстве, стр. 323 и сл.

 

[65] Иосиф Флавий. Древности, XVIII, 1, 4.

 

[66] Там же, XVIII, 1, 3.

 

[67] Цицерон. О природе богов, I, 44.

 

[68] Там же, I, 22.

 

[69] Там же.

 

[70] Петроний. Сатирикон, 17.

 

[71] Августин. О граде божьем, IV, 8.

 

[72] Там же, IV, 23.

 

[73] Плиний. Естественная история, II, 22.

 

[74] Августин. О граде божьем, IV, 23.

 

[75] Е. М. Штаерман. Мораль и религия… стр. 108 и сл.

 

[76] Гораций. Сатиры, I, 8.

 

[77] М. М. Кубланов. Религиозный синкретизм и появление христианства на Боспоре. – «Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР», т. II, 1958, стр. 63.

 

[78] Цит. по кн.: А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль М. – Л., 1950, стр 322–323.

 

[79] Плутарх. Об Исиде и Осирисе, XVII.

 

[80] Дж. Фрэзер. Фригийский культ Аттиса и христианство. М., 1924, стр. 23.

 

[81] Лукреций. О природе вещей, II, 618 сл.

 

[82] Апулей Метаморфозы, XI, 9–11, 16–17, 23–25.

 

[83] А. Б. Ранович. Образование синагоги и возникновение Талмуда. – Сб. «Критика иудейской религии», М., 1962, стр. 162–164.

 

[84] Лукиан. Собрание богов, 16.

 

[85] Н. А. Машкин. Принципат Августа. М., 1949, стр. 564 и сл.

 

[86] Светоний. Жизнеописания двенадцати Цезарей, Август, 94.

 

[87] Цит. по кн.: Е. М. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя…, стр. 135.

 

[88] Там же, стр. 134.

 

[89] Там же.

 

[90] Эпикур приветствует Менекея. – Сб. «Материалисты древней Греции», М., 1955, стр. 209.

 

[91] Е. М. Штаерман. Мораль и религия… стр. 95.

 

[92] Тацит Истории, III, 81.

 

[93] Иосиф Флавий. Древности, VIII, 2, 5.

 

[94] Лукиан. Александр, или Лжепророк, 12, 13.

 

[95] Лукиан. О кончине Перегрина, 18.

 

[96] Там же, 17.

 

[97] Там же, 39–40.

 

[98] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т 22, стр. 475.

 

[99] Тертуллиан. О возражении еретикам, 40.

 

[100] Б. А. Тураев. История древнего Востока, т. I. Л., 1936 стр. 123.

 

[101] Дж. Фрэзер. Золотая ветвь, вып. III. Л., 1928, стр. 41.

 

[102] Иезекииль, 8; 14.

 

[103] Лукиан. О сирийской богине, 6, 8.

 

[104] Дж Фрэзер. Золотая ветвь, стр. 53.

 

[105] Там же, стр. 60.

 

[106] Б. А. Тураев. История древнего Востока, т. I, стр 187.

 

[107] Б. А. Тураев. История древнего Востока, т. I, стр 283.

 

[108] Дж. Фрэзер Золотая ветвь, т. III, стр. 76.

 

[109] A. Dupont‑Sommeг. Aperçus sur les manuscrits de la Mer Morte. Paris, 1950, p. 121.

 

[110] J. Daniélоu. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1957, p. 41.

 

[111] И. Д. Амусин. Рукописи Мертвого моря, стр. 242.

 

[112] Иосиф Флавий. Иудейская война, II, 8, 5.

 

[113] Цит. по кн.: И. Д. Амусин Рукописи Мертвого моря, стр 226.

 

[114] П. Кушу. Загадки Иисуса. М., 1939, стр. 31.

 

[115] Иосиф Флавий. Древности, XX, 9, 1.

 

[116] Тертуллиан. О возражении еретикам, 13.

 

[117] Д. Штраус. Жизнь Иисуса. Перевод с 18‑го немецкого издания В. Ульриха, кн. 1. Лейпциг – СПб., 1907, стр. 166.

 

[118] «Журнал Московской патриархии» 1961, № 4, стр 40–41.

 

[119] В. Г. Богораз‑Тан. Христианство в свете этнографии. М – Л… 1928, стр. 46.

 

[120] К. Маркс и Ф Энгельс. Сочинения, т. 3, стр. 25.

 

[121] «Журнал Московской патриархии», 1961, № 4, стр. 48.

 

[122] Ориген. Против Цельса, II, 26–27.

 

[123] Ориген. Против Цельса, VII, 9.

 

[124] Иосиф Флавий. Древности, XVIII, 3, 3.

 

[125] Ориген. Против Цельса, I, 47.

 

[126] Иосиф Флавий. Древности, XX, 9, 1.

 

[127] Иосиф Флавий. Древности, XVIII, 5, 2.

 

[128] Тацит. Анналы, XV, 44.

 

[129] Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство, стр. 174.

 

[130] Светоний. Жизнеописания двенадцати цезарей, Клавдий, 25.

 

[131] Там же, Нерон, 16.

 

[132] Плиний. Письма, X, 96.

 

[133] Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство, стр. 179 и сл.

 

[134] Тертуллиан. Апология, 2.

 

[135] Ср. А. Ранович. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. н. э. М. – Л., 1949, стр. 83, примеч.

 

[136] Цит. по кн.: А. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933, стр. 171–172.

 

[137] А. Ранович. Первоисточники… стр. 172.

 

[138] Там же.

 

[139] Там же.

 

[140] Там же, стр. 174.

 

[141] Там же.

 

[142] Там же, стр. 172–173.

 

[143] Термином «мин» («миней») Талмуд обозначает христиан, которых прямо нигде не называет.

 

[144] Там же, стр. 173.

 

[145] А. Робертсон. Происхождение христианства (Здесь и далее цит. по 2‑му изд., М., 1959), стр. 131–132.

 

[146] Цит. по кн.: И. Д. Амусин. Рукописи Мертвого моря, стр. 46.

 

[147] Там же, стр. 209.

 

[148] Ориген. Против Цельса, I, 26.

 

[149] Там же, I, 32.

 

[150] Там же, II, 7.

 

[151] Там же, II, 79.

 

[152] Там же, IV, 75.

 

[153] Там же, VII, 63.

 

[154] Цит. по кн.: А. Ранович. Античные критики христианства, стр. 175.

 

[155] Там же, стр. 203, 222 и др.

 

[156] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр. 139.

 

[157] Там же, стр. 9.

 

[158] Светоний. Клавдий, 25.

 

[159] Тацит. Анналы, XV, 44.

 

[160] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр. 14–15.

 

[161] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр. 293–294.

 

[162] Там же, стр. 184.

 

[163] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр. 294.

 

[164] Там же, стр. 1131–132.

 

[165] Там же, стр. 135.

 

[166] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр. 135.

 

[167] Там же, стр. 300.

 

[168] А. Робертсон. Происхождение христианства, стр 22.

 

[169] Там же, стр. 287.

 

[170] Там же, стр. 299.

 

[171] Государственный музей истории религии и атеизма, Рукописный отдел, КОП, оп. № 195.

 

[172] J. Daniélоu. Les manuscrits…, стр. 47.

 

[173] М. Burrows. More Light on the Dead Sea Scrolls. N. Y., 1958, стр. 55.

 

[174] «Historia Mundi. Ein Handbuch der Weltgeschichte in Zehn Bändern», IV. – «Römisches Weltreich und Christentum», Bern, 1956, стр. 308.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.383 с.