Урок 1.Герои и проблематика «военной прозы» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Урок 1.Герои и проблематика «военной прозы»

2020-05-06 1148
Урок 1.Герои и проблематика «военной прозы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (25/I/1938 - 25/VII/1980)

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

То же небо - опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только - он не вернулся из боя.


Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

в наших спорах баз сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас –

Когда он не вернулся из боя.


Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал –

А вчера не вернулся из боя.


То, что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня - будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.


Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь покурить!" - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.


Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.


Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло - для обоих...

Все теперь - одному. Только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.

(1969)
    Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

В 1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.

В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.

Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

   Когда-то он писал:

... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой

На заслуженный и нежный покой...

Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радио спектаклях.

    Песни его делятся на циклы: спортивные, сказочные, военные, блатные, песни для кинофильмов и спектаклей.

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".

Корабли постоят - и ложатся на курс, -

Но они возвращаются сквозь непогоды...

Чтобы снова уйти,

Чтобы снова уйти на полгода.

 

Возвращаются все - кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -

Я не верю судьбе,

Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

 

Но мне хочется верить, что это не так,

Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах, -

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

 

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах, -

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.(1967)

 

Д/З: конспект лекции

Урок 1.Герои и проблематика «военной прозы»

Тема войны всегда была важной составной частью школьной программы по литературе. Предлагаемый обзор поможет сориентироваться в основных направлениях и проблематике военной прозы ХХ века.

Отечественная война - незаживающая рана в памяти народа. Нет, наверное, семьи, где она не оставила бы свой страшный след. Писатель, берущийся за тему войны, получает возможность показать, как в экстремальных обстоятельствах обостряются чувства, до конца раскрываются характеры, обнажаются самые потаенные мотивы поведения, скрытые подчас даже от самого человека.

В первые послевоенные годы художественных книг о войне появилось мало. Шел процесс осмысления происшедшего, освоения сложного материала. Не простыми были отношения писателей и цензуры. На первый план вышли документальные книги участников партизанского движения Д. Медведева, А. Федорова, П. Вершигоры и др. Рядом с ними расположились художественно-документальные, как их тогда называли, произведения писателей на героическую тему: "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, "Чайка" Н. Бирюкова и т.п. Лучшие произведения послевоенных лет - повести "Звезда" и "Двое в степи" Э. Казакевича, "Спутники" В. Пановой, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова.

Середина 50-х и начало 60-х годов ознаменованы приходом в литературу большой группы писателей фронтового поколения. Впервые в отечественной прозе так мощно зазвучали голоса участников войны.

Говоря от имени поколения и выверяя сказанное собственным писательским опытом, Юрий Бондарев так характеризовал несколько «затянувшееся» молча­ние вчерашних «людей окопов», наделенных худож­ническим даром: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они про­жили не переводя дыхания, и, казалось, концентра­ция деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, по­терь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все было слишком горячо, слишком близко - детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное».

Прошло время. Появилась историческая дистан­ция, которая позволяла видеть прошедшее в истинном свете.

Спустя десять лет после войны вышли первые про­изведения писателей-фронтовиков, герои и образы ко­торых были во многом биографичны. Писательница Ольга Кожухова в повести «Не бросай слов на ветер» делилась своими размышлениями по этому поводу: «Я обязана написать обо всем на войне: и плохом и хоро­шем, потому что все эти люди - мои товарищи. Я их знаю по именам. Я знаю, как они кружились весь вьюжный февраль и весь снежный март, и половину сырого апреля в тылу врага. Я знаю от начала до конца их мрачную эпопею...

Но как написать обо всем этом? События того вре­мени нельзя осквернять неопытным, робким прикос­новением. И если уж начинать говорить, то надо же говорить все до конца!..».

Как видим, непосредственное участие писателя в событиях нисколько не упрощало задачу изобразить правду пережитого. Но он выполнял воинский долг, свою трудную обязанность солдата. Потому-то в про­цессе работы перед ним один за другим встают вопро­сы, связанные с необходимостью постичь нравствен­ную природу войны и ратного подвига.

Нельзя, конечно, абсолютизировать значение био­графии писателя при «расшифровке» его художест­венного наследия. Но совершенно очевидно: отсветы автобиографического можно встретить в каждой книге художника.

В период оттепели, в 50-60-е годы ХХ века, важным этапом в эволюции военной прозы был приход в литературу "поколения лейтенантов" – А. Ананьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева. Все они прошли войну в младших офицерах и в своих произведениях отталкивались от личных впечатлений. Официальная критика заклеймила их сочинения ярлыком "окопная правда", посчитав, что правду о войне, правду большую, настоящую, не могут нести люди, чей кругозор ограничен обзором из окопа. Нужна иная правда - масштабная, видимая с высших командных постов. Сегодня ясно, что эти писатели возродили в военной прозе очень важное качество - достоверность, подлинность характеров и отношений. В блестящем окружении "лейтенантских повестей" публикуются романы "Живые и мертвые" и "Солдатами не рождаются" К. Симонова, "Жизнь и судьба" А. Гроссмана.

В повестях конца 50-х и начала 60-х годов была несколько гипертрофированная нота трагизма, что возникало в результате изображения жесточай­ших боев с превосходящими силами врага, гибели в них совсем юных ребят, не имевших порой не только опыта противостояния врагу, но и достаточного во­оружения и боеприпасов. И все же почти в каждой повести набирал силу и креп по мере развития дей­ствия мотив необоримости человека, обретавшего в ходе боя жгучее желанием, презрев смерть, про­должать драться с ненавистным захватчиком и в конце концов одолеть его. Отсюда жизнеутверждаю­щий пафос повестей. А жизнеутверждение, как мы знаем, не обязательно всегда связано с мажорной тональностью произведения. Оно характерно и для   высокой трагедии, ибо по природе своей трагедия борьбы за освобождение Родины, человечества всегда оптимистична.

Значительность проблематики в повестях о моло­дом человеке на войне в конечном счете требовала выхода прозы за пределы личного опыта и преодоле­ния локального взгляда на события. Вот почему к рубежу 70-х годов военная проза подошла с четко вы­явившейся тенденцией к синтезу всего лучшего, что было достигнуто литературой в предшествующие годы. Преодолевая ограниченность и замкнутость ло­кального взгляда на войну, бытовизм и определенный натурализм, иллюстративность и поверхностную панорамность, литература пополнилась рядом значитель­ных произведений о минувшей войне.

И прежде всего роман К.Симонова «Живые и мерт­вые», давший название трилогии, в которую вошли еще два романа - «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1970). В трилогии повествуется о трех годах Великой Отечественной - от первых дней наших трагических неудач до победоносного наступле­ния в последнее лето войны в Белоруссии. В ходе ро­манного действия поле боя сменяется картиной штаб­ной работы, раздумья героев о себе и своих близких переходят в философские размышления автора о судь­бе страны, мира, героизм офицеров и солдат подкреп­ляет философию сражений, в которых концентрирует­ся мысль полководцев.

Пафос человечности в бесчеловечных условиях войны определяет основное идейное содержание рома­на Юрия Бондарева «Горячий снег» (1969). Роман посвящен событиям под Сталинградом зимой 1942 года. Как и его товарищи по перу, писатель свидетель­ствует о том, что к созданию этого произведения его подвигла солдатская память: «Я вспоминал многое, что за протяженностью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бом­бежки, запах гари и горелой брони...

Конечно, если бы я не принимал участия в сраже­нии, которое 2-я гвардейская армия вела в заволж­ских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».

И вместе с тем это произведение далеко не докумен­тальное, а его герои - лица вымышленные. Роман, по признанию самого писателя, «старший брат» предыду­щих его повестей о войне «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Только у «старшего брата больше седины на висках».

К моменту создания романа Юрий Бондарев был уже признанным мастером отечественной прозы. И это мастерство проявилось прежде всего в раскрытии пси­хологии подвига защитника Родины. Герои его не про­сто совершают деяния, но и осмысливают свои дейст­вия. И потому роман этот - произведение не только о героизме и мужестве, но и о внутренней красоте наше­го современника, победившего фашизм в кровавой войне.

Действие романа происходит в течение суток, начи­ная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста кило­метрах от Сталинграда на реке Мышкова и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окруженному в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу и его 6-й армии, и кончая тем часом, когда батарей­цы, почти полностью павшие у своих орудий, все же не пропустили врага.

По мере того как разгорается пламя боя, мы все больше понимаем трагизм артиллеристов батарей лей­тенантов Дроздовского, Кузнецова, Давлатяна. Запо­минающимися фигурами среди них предстают на стра­ницах романа старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненко, санинструктор Зоя Елагина. Всех этих людей, с которыми мы знакомимся уже в самом начале романа, несмотря на разность их возраста и характеров, свела воедино святая обязанность - за­щищать Родину. «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять - и о смерти забыть!» - скажет им коман­дарм Бессонов перед боем, из которого живыми вый­дут единицы. Именно в бою каждый из них обнаружит свою человеческую сущность. И прежде всего двое однокашников по училищу - Кузнецов и Дроздовский.

Для Дроздовского главным в жизни было желание

выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любо­го его приказания, высокомерие в общении с подчи­ненными. Другой тип человека и офицера являет собой лейтенант Кузнецов. Он не мыслит себя вне людей и над ними. Нравственная чистота, человеч­ность, понимание ответственности за судьбы товари­щей - вот что определяет сущность молодого лейте­нанта. Вместе с Кузнецовым мы ощущаем, что в Дроздовском многое идет от желания произвести впечатле­ние. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувст­вуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоя­тельствах он демонстрирует безволие, истеричность, неумение воевать. Распоряжения и поступки его при­водят к гибели ездового Сергуненко, Зои Елагиной (Дроздовский боится открыть перед товарищами, что она - его жена), с которой он обращается, как с рядо­вым подчиненным. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарей­цев.

Роман «Горячий снег» был принципиально важным для Ю. Бондарева и в том смысле, что впервые на страницах его произведения равноправно зажили ря­довые солдаты и военачальники. Среди них член Воен­ного Совета Веснин, командарм Бессонов, Верховный Главнокомандующий. Это позволило художнику пре­одолеть локальность в раскрытии событий ночного боя артиллеристов армии Бессонова с танками Манштейна, выйти к масштабному взгляду на саму войну.

Пожалуй, наибольшей удачей среди образов воена­чальников стал генерал Бессонов. Он строг с подчи­ненными, сух в общении с окружающими. Такое пред­ставление о нем подчеркивают уже первые портретные штрихи - «глубокие складки возле властно сжатого рта, «худощавые сизые щеки», «что-то знающий, ус­талый взор много пережившего пятидесятилетнего, че­ловека». А знал он, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Вот почему он готов отдать под трибунал коман­дира танка, в панике бежавшего от немцев, так как «после трагедии первых месяцев сорок первого года намеренно выжал из себя снисхождение и жалость к человеческой слабости».

Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем все более отчетливо начинаем обнаруживать в нем черты человека незаурядного, совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияни­ям, трудно сходящийся с людьми, он обладает глубо­ким интеллектом, талантом военного командира, орга­низатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью, которые переда­ются его бойцам. Надо во что бы то ни стало, считает он, выбить как можно больше немецких танков. Надо забыть о смерти. Это не значит, что он безразличен к цене, какой будет достигнута победа. Когда командир батареи Дроздовский заявил, что его батарейцы гото­вы умереть на занятом рубеже, Бессонов резонно спро­сил: «Почему же умереть?..» И выговорил суть своего понимания предстоящего боя: «Вместо слова «уме­реть» хотел бы, чтобы вы употребили гораздо лучшее слово - «выстоять».

Не прощая слабостей, Бессонов не приемлет и жес­токость, которую принесли с собой немцы на нашу землю. В ответ на оправдание немецкого офицера, что в любой войне нет правых, Бессонов жестко заметил: «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом и в этом вижу смысл добра».

Глубина его духовного мира, его душевная щед­рость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о по­гибшем Веснине. И особенно при встрече с оставшими­ся в живых батарейцами лейтенанта Дроздовского. «Обжигающий ветер неистово набрасывался на огне­вую, загибал воротник, полы полушубка, выдавливал из его воспаленных век слезы, и Бессонов, не вытирая этих благородных и горьких, обжигающих слез, уже не стесняясь внимания затихших вокруг командиров, тяжело оперся на палочку, повернулся к Божичко. И потом, вручая всем четверым ордена Красного Знаме­ни от имени верховной власти... он насилу выговари­вал: «Все, что лично могу... Все, что могу...»

Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабно­го. В самом локальном изображении всенародной, свя­щенной войны, если оно исторически верно и одухо­творено теплотой патриотизма художника, непремен­но проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живет в сердце ее защитни­ка, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, гене­рал Серпилин или лейтенант Кузнецов.

Со страниц военной прозы 70-х гг. постепенно исчезают собственно военные реалии - всё меньше описываются сражения, всё реже стреляют, и всё больше возникает внутренних психологических коллизий. Одним из лучших произведений этих лет, безусловно, является "Сашка" В. Кондратьева, где в центре повествования не повороты военной судьбы героя, а перипетии его внутренних переживаний. Тяжелые последствия войны описывает В. Распутин в повести "Живи и помни". О любви, долге и смерти - повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...", Г. Богомолова "Момент истины", Б. Полевого "Золото".

В 80-е годы вновь возрос читательский интерес к документальным книгам: вышли в свет мемуары многих полководцев Великой Отечественной. Подлинным событием явились произведения А. Адамовича "Хатынская повесть", "Каратели", "Блокадная книга", написанная совместно с Д. Граниным. Большой общественный резонанс вызвала книга С. Алексиевич "У войны не женское лицо".

Военная проза последних лет - новый сложный и уникальный феномен в литературе. Естественно, первую скрипку, по-прежнему, играют фронтовики. "Бермудский треугольник" Ю. Бондарева и "Прокляты и убиты" В. Астафьева в критике называют "новым словом" в художественном эпосе о войне. Солдат остался главным их персонажем, но углубились трагические перипетии войны, что усилило нравственный пафос героической темы. Но современная военная проза это не только книги о Великой Отечественной. Нашла своих авторов и война в Афганистане. С. Алексиевич создала свою знаменитую книгу "Цинковые мальчики". Как талантливые мастера, со своим видением мира заявили о себе О. Ермаков "Афганские рассказы", Э. Пустынин роман "Афганец" и С. Каледин "Стройбат".

Вся история российской военной прозы ХХ столетия есть драматическая история поисков правды и борьбы за истину.

Д/З: Письменно ответить на вопрос: Кто из литературных героев в произведениях о Вели­кой Отечественной войне мог бы стать или стал для вас образцом мужества и героизма и почему?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.