Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-05-06 | 1148 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (25/I/1938 - 25/VII/1980)
Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
в наших спорах баз сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас –
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал –
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить!" - а в ответ - тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих...
Все теперь - одному. Только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
(1969)
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
В 1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.
|
В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.
Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.
Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...
Когда-то он писал:
... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
На заслуженный и нежный покой...
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радио спектаклях.
Песни его делятся на циклы: спортивные, сказочные, военные, блатные, песни для кинофильмов и спектаклей.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".
|
Корабли постоят - и ложатся на курс, -
Но они возвращаются сквозь непогоды...
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.
Возвращаются все - кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах, -
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах, -
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.(1967)
Д/З: конспект лекции
Урок 1.Герои и проблематика «военной прозы»
Тема войны всегда была важной составной частью школьной программы по литературе. Предлагаемый обзор поможет сориентироваться в основных направлениях и проблематике военной прозы ХХ века.
Отечественная война - незаживающая рана в памяти народа. Нет, наверное, семьи, где она не оставила бы свой страшный след. Писатель, берущийся за тему войны, получает возможность показать, как в экстремальных обстоятельствах обостряются чувства, до конца раскрываются характеры, обнажаются самые потаенные мотивы поведения, скрытые подчас даже от самого человека.
В первые послевоенные годы художественных книг о войне появилось мало. Шел процесс осмысления происшедшего, освоения сложного материала. Не простыми были отношения писателей и цензуры. На первый план вышли документальные книги участников партизанского движения Д. Медведева, А. Федорова, П. Вершигоры и др. Рядом с ними расположились художественно-документальные, как их тогда называли, произведения писателей на героическую тему: "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, "Чайка" Н. Бирюкова и т.п. Лучшие произведения послевоенных лет - повести "Звезда" и "Двое в степи" Э. Казакевича, "Спутники" В. Пановой, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова.
Середина 50-х и начало 60-х годов ознаменованы приходом в литературу большой группы писателей фронтового поколения. Впервые в отечественной прозе так мощно зазвучали голоса участников войны.
|
Говоря от имени поколения и выверяя сказанное собственным писательским опытом, Юрий Бондарев так характеризовал несколько «затянувшееся» молчание вчерашних «людей окопов», наделенных художническим даром: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все было слишком горячо, слишком близко - детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное».
Прошло время. Появилась историческая дистанция, которая позволяла видеть прошедшее в истинном свете.
Спустя десять лет после войны вышли первые произведения писателей-фронтовиков, герои и образы которых были во многом биографичны. Писательница Ольга Кожухова в повести «Не бросай слов на ветер» делилась своими размышлениями по этому поводу: «Я обязана написать обо всем на войне: и плохом и хорошем, потому что все эти люди - мои товарищи. Я их знаю по именам. Я знаю, как они кружились весь вьюжный февраль и весь снежный март, и половину сырого апреля в тылу врага. Я знаю от начала до конца их мрачную эпопею...
Но как написать обо всем этом? События того времени нельзя осквернять неопытным, робким прикосновением. И если уж начинать говорить, то надо же говорить все до конца!..».
Как видим, непосредственное участие писателя в событиях нисколько не упрощало задачу изобразить правду пережитого. Но он выполнял воинский долг, свою трудную обязанность солдата. Потому-то в процессе работы перед ним один за другим встают вопросы, связанные с необходимостью постичь нравственную природу войны и ратного подвига.
Нельзя, конечно, абсолютизировать значение биографии писателя при «расшифровке» его художественного наследия. Но совершенно очевидно: отсветы автобиографического можно встретить в каждой книге художника.
|
В период оттепели, в 50-60-е годы ХХ века, важным этапом в эволюции военной прозы был приход в литературу "поколения лейтенантов" – А. Ананьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева. Все они прошли войну в младших офицерах и в своих произведениях отталкивались от личных впечатлений. Официальная критика заклеймила их сочинения ярлыком "окопная правда", посчитав, что правду о войне, правду большую, настоящую, не могут нести люди, чей кругозор ограничен обзором из окопа. Нужна иная правда - масштабная, видимая с высших командных постов. Сегодня ясно, что эти писатели возродили в военной прозе очень важное качество - достоверность, подлинность характеров и отношений. В блестящем окружении "лейтенантских повестей" публикуются романы "Живые и мертвые" и "Солдатами не рождаются" К. Симонова, "Жизнь и судьба" А. Гроссмана.
В повестях конца 50-х и начала 60-х годов была несколько гипертрофированная нота трагизма, что возникало в результате изображения жесточайших боев с превосходящими силами врага, гибели в них совсем юных ребят, не имевших порой не только опыта противостояния врагу, но и достаточного вооружения и боеприпасов. И все же почти в каждой повести набирал силу и креп по мере развития действия мотив необоримости человека, обретавшего в ходе боя жгучее желанием, презрев смерть, продолжать драться с ненавистным захватчиком и в конце концов одолеть его. Отсюда жизнеутверждающий пафос повестей. А жизнеутверждение, как мы знаем, не обязательно всегда связано с мажорной тональностью произведения. Оно характерно и для высокой трагедии, ибо по природе своей трагедия борьбы за освобождение Родины, человечества всегда оптимистична.
Значительность проблематики в повестях о молодом человеке на войне в конечном счете требовала выхода прозы за пределы личного опыта и преодоления локального взгляда на события. Вот почему к рубежу 70-х годов военная проза подошла с четко выявившейся тенденцией к синтезу всего лучшего, что было достигнуто литературой в предшествующие годы. Преодолевая ограниченность и замкнутость локального взгляда на войну, бытовизм и определенный натурализм, иллюстративность и поверхностную панорамность, литература пополнилась рядом значительных произведений о минувшей войне.
И прежде всего роман К.Симонова «Живые и мертвые», давший название трилогии, в которую вошли еще два романа - «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1970). В трилогии повествуется о трех годах Великой Отечественной - от первых дней наших трагических неудач до победоносного наступления в последнее лето войны в Белоруссии. В ходе романного действия поле боя сменяется картиной штабной работы, раздумья героев о себе и своих близких переходят в философские размышления автора о судьбе страны, мира, героизм офицеров и солдат подкрепляет философию сражений, в которых концентрируется мысль полководцев.
|
Пафос человечности в бесчеловечных условиях войны определяет основное идейное содержание романа Юрия Бондарева «Горячий снег» (1969). Роман посвящен событиям под Сталинградом зимой 1942 года. Как и его товарищи по перу, писатель свидетельствует о том, что к созданию этого произведения его подвигла солдатская память: «Я вспоминал многое, что за протяженностью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони...
Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-я гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».
И вместе с тем это произведение далеко не документальное, а его герои - лица вымышленные. Роман, по признанию самого писателя, «старший брат» предыдущих его повестей о войне «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Только у «старшего брата больше седины на висках».
К моменту создания романа Юрий Бондарев был уже признанным мастером отечественной прозы. И это мастерство проявилось прежде всего в раскрытии психологии подвига защитника Родины. Герои его не просто совершают деяния, но и осмысливают свои действия. И потому роман этот - произведение не только о героизме и мужестве, но и о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне.
Действие романа происходит в течение суток, начиная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда на реке Мышкова и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окруженному в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу и его 6-й армии, и кончая тем часом, когда батарейцы, почти полностью павшие у своих орудий, все же не пропустили врага.
По мере того как разгорается пламя боя, мы все больше понимаем трагизм артиллеристов батарей лейтенантов Дроздовского, Кузнецова, Давлатяна. Запоминающимися фигурами среди них предстают на страницах романа старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненко, санинструктор Зоя Елагина. Всех этих людей, с которыми мы знакомимся уже в самом начале романа, несмотря на разность их возраста и характеров, свела воедино святая обязанность - защищать Родину. «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять - и о смерти забыть!» - скажет им командарм Бессонов перед боем, из которого живыми выйдут единицы. Именно в бою каждый из них обнаружит свою человеческую сущность. И прежде всего двое однокашников по училищу - Кузнецов и Дроздовский.
Для Дроздовского главным в жизни было желание
выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. Другой тип человека и офицера являет собой лейтенант Кузнецов. Он не мыслит себя вне людей и над ними. Нравственная чистота, человечность, понимание ответственности за судьбы товарищей - вот что определяет сущность молодого лейтенанта. Вместе с Кузнецовым мы ощущаем, что в Дроздовском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие, истеричность, неумение воевать. Распоряжения и поступки его приводят к гибели ездового Сергуненко, Зои Елагиной (Дроздовский боится открыть перед товарищами, что она - его жена), с которой он обращается, как с рядовым подчиненным. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.
Роман «Горячий снег» был принципиально важным для Ю. Бондарева и в том смысле, что впервые на страницах его произведения равноправно зажили рядовые солдаты и военачальники. Среди них член Военного Совета Веснин, командарм Бессонов, Верховный Главнокомандующий. Это позволило художнику преодолеть локальность в раскрытии событий ночного боя артиллеристов армии Бессонова с танками Манштейна, выйти к масштабному взгляду на саму войну.
Пожалуй, наибольшей удачей среди образов военачальников стал генерал Бессонов. Он строг с подчиненными, сух в общении с окружающими. Такое представление о нем подчеркивают уже первые портретные штрихи - «глубокие складки возле властно сжатого рта, «худощавые сизые щеки», «что-то знающий, усталый взор много пережившего пятидесятилетнего, человека». А знал он, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Вот почему он готов отдать под трибунал командира танка, в панике бежавшего от немцев, так как «после трагедии первых месяцев сорок первого года намеренно выжал из себя снисхождение и жалость к человеческой слабости».
Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем все более отчетливо начинаем обнаруживать в нем черты человека незаурядного, совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает глубоким интеллектом, талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью, которые передаются его бойцам. Надо во что бы то ни стало, считает он, выбить как можно больше немецких танков. Надо забыть о смерти. Это не значит, что он безразличен к цене, какой будет достигнута победа. Когда командир батареи Дроздовский заявил, что его батарейцы готовы умереть на занятом рубеже, Бессонов резонно спросил: «Почему же умереть?..» И выговорил суть своего понимания предстоящего боя: «Вместо слова «умереть» хотел бы, чтобы вы употребили гораздо лучшее слово - «выстоять».
Не прощая слабостей, Бессонов не приемлет и жестокость, которую принесли с собой немцы на нашу землю. В ответ на оправдание немецкого офицера, что в любой войне нет правых, Бессонов жестко заметил: «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом и в этом вижу смысл добра».
Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине. И особенно при встрече с оставшимися в живых батарейцами лейтенанта Дроздовского. «Обжигающий ветер неистово набрасывался на огневую, загибал воротник, полы полушубка, выдавливал из его воспаленных век слезы, и Бессонов, не вытирая этих благородных и горьких, обжигающих слез, уже не стесняясь внимания затихших вокруг командиров, тяжело оперся на палочку, повернулся к Божичко. И потом, вручая всем четверым ордена Красного Знамени от имени верховной власти... он насилу выговаривал: «Все, что лично могу... Все, что могу...»
Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабного. В самом локальном изображении всенародной, священной войны, если оно исторически верно и одухотворено теплотой патриотизма художника, непременно проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живет в сердце ее защитника, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, генерал Серпилин или лейтенант Кузнецов.
Со страниц военной прозы 70-х гг. постепенно исчезают собственно военные реалии - всё меньше описываются сражения, всё реже стреляют, и всё больше возникает внутренних психологических коллизий. Одним из лучших произведений этих лет, безусловно, является "Сашка" В. Кондратьева, где в центре повествования не повороты военной судьбы героя, а перипетии его внутренних переживаний. Тяжелые последствия войны описывает В. Распутин в повести "Живи и помни". О любви, долге и смерти - повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...", Г. Богомолова "Момент истины", Б. Полевого "Золото".
В 80-е годы вновь возрос читательский интерес к документальным книгам: вышли в свет мемуары многих полководцев Великой Отечественной. Подлинным событием явились произведения А. Адамовича "Хатынская повесть", "Каратели", "Блокадная книга", написанная совместно с Д. Граниным. Большой общественный резонанс вызвала книга С. Алексиевич "У войны не женское лицо".
Военная проза последних лет - новый сложный и уникальный феномен в литературе. Естественно, первую скрипку, по-прежнему, играют фронтовики. "Бермудский треугольник" Ю. Бондарева и "Прокляты и убиты" В. Астафьева в критике называют "новым словом" в художественном эпосе о войне. Солдат остался главным их персонажем, но углубились трагические перипетии войны, что усилило нравственный пафос героической темы. Но современная военная проза это не только книги о Великой Отечественной. Нашла своих авторов и война в Афганистане. С. Алексиевич создала свою знаменитую книгу "Цинковые мальчики". Как талантливые мастера, со своим видением мира заявили о себе О. Ермаков "Афганские рассказы", Э. Пустынин роман "Афганец" и С. Каледин "Стройбат".
Вся история российской военной прозы ХХ столетия есть драматическая история поисков правды и борьбы за истину.
Д/З: Письменно ответить на вопрос: Кто из литературных героев в произведениях о Великой Отечественной войне мог бы стать или стал для вас образцом мужества и героизма и почему?
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!