Так постигается пространство — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Так постигается пространство

2020-04-03 145
Так постигается пространство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх и вниз

Движения вверх и вниз (то есть перемещение в пространстве в вертикальной плоскости) помогают ребенку получить представление о том, что такое направление, сила тяжести, равновесие.

- 1. Покачайте ребенка, обхватив его руками. Поднимите его до уровня ваших плеч, а потом опустите на пол, приговаривая; "Сейчас ты летишь вверх, а теперь — вниз". В следующий раз спросите его:

"Хочешь полететь вверх?" Дайте ребенку время ответить. Побуждайте его употреблять слова вверх и вниз.

1. Пусть малыш попробует сам двигаться вверх и вниз по ступеням. (Лучше, если ступени будут покрыты ковровой дорожкой.) Поставьте, скажем, на третью ступень одну из любимых игрушек ребенка — ему захочется достать ее. Не исключено, что понадобится ваша помощь; но прежде чем предлагать ее, подождите немного — пусть он сам сделает несколько попыток достать игрушку; при этом он самостоятельно откроет для себя новые положения тела и сообразит, в какой последовательности его движения могут привести к цели.

3. Покатаемся на лошадке? Посадите малыша на свой голеностоп или на колено. Покачивайте его, приговаривая;"По кочкам, по кочкам..." Подчеркивайте слова вверх и вниз, сопровождающие со­ответствующие движения.

4. Когда вы готовите ребенку еду, поднимите его на руки. Дайте ему что-нибудь особенно вкусное — как бы в награду за то) что он сам попросится наверх.

5. Дайте малышу взобраться к вам на колени, держа его за руки и позволяя ему ступать по вашей ноге. Схватите ребенка в объятия, когда он успешно завершит свое восхождение.

Движения и достижения

Можно добраться до предмета, расположенного там-то и там-то, совершив те или иные движения.— к пониманию этого ребенок приходит постепенно.

1.Прокатите мяч под стулом или скамейкой. Убедитесь: стул стоит так, что ребенок, обойдя его вокруг может принести мяч. После того как он принес мяч, поговорите с ним о том, что он сделал, чтобы принести мяч; "Молодец, ты прополз (обошел) вокруг стула и нашел мяч!"

2. Положите игрушку за большую подушку — пусть малыш попробует достать ее. Или так; вы лежите между ребенком и его любимой игрушкой — ему придется переползти через вас, чтобы добраться до игрушки; помогите ему, если надо.

3. Поиграйте в прятки. Спрячьтесь за диван или кресло (дома), за дерево или куст (на прогулке), "Ку-куГ Сможет ли ребенок найти вас и, обогнув препятствие, до вас добраться?

4. Соорудите нечто вроде туннеля. В ход пойдут диванные подушки,

большие корзины, легкие ящики, картонные коробки, перевернутые вверх ногами стулья. Сами-то вы сможете проползти в этот туннель? Даже если для вас лаз окажется слишком узким и вам не уцастся в него забраться, ребенок скорее всего поймет, что именно вы хотели сделать, и пустится в путь сам. Если к нему присоединятся другие малыши (его друзья? брат или сестра?), получится настоящий поезд!

5. Когда вы гуляете в саду или в парке, походите с ребенком между клумбами, вокруг кустов или сооружений на игровой площадке. При этом меняйте скорость и направление движения; малышу может быть весело просто ходить по кругу или выписывать восьмерку.

Учимся ходить

Малыш, конечно, поднимется на ноги и сам, и сам будет совершенствовать свое умение ходить. Но стоит ему помочь.

1. Пусть при ходьбе он толкает перед собой стульчик на колесиках или кукольную коляску. Чтобы опора поддерживала ребенка, она должна быть достаточно устойчивой, ни в коем случае не переворачиваться.

2. Слегка поддерживайте ребенка за плечи или за бедра, а потом отпустите его — пусть он сделает несколько шагов. Похвалите его за то, что он пытается ходить сам.

3. Протяните малышу палку, обруч или какой-нибудь другой легкий предмет, за который он мог бы держаться время ходьбы. Если он уже умеет удерживать равновесие и не налегает всей тяжестью на опору, отпустите палку (или что там у вас в руках). По мере того, как ребенок приучается держать равновесие, помощи от вас требуется все меньше.

4. Встаньте в двух шагах (своих) от ребенка, протяните к нему руки, побуждая его идти к вам. Если он сделает несколько шагов, обнимите его и расцелуйте. Отодвиньтесь от него уже подальше и снова потянитесь к нему.

5. Когда ваш малыш начнет делать самостоятельные шаги, ог; будет хвататься за стенку, чтобы удержать равновесие (Будьте готовы к тому; что он оставит на обоях отпечатки пальцев.) Пусть ребенок на практике узнает, что полы бывают разными" этот вот, в кухне, гладкий, покрыт линолеумом, а на этом, в гостиной, лежит ковер. Так он научится держать равновесие на различных поверхностях — и шероховатых, и скользких.

Тяни! Толкай!

Малыш полюбит толкать перед собой игрушки на палочке и тянуть за собой игрушки на веревочке, прохаживаясь взад-вперед

1- Дайте ребенку игрушку на веревочке Покажите ему, как привести ее в движение, если за эту веревочку потянуть. Помогите ему сделать несколько шагов назад, натягивая веревочку.

2. А теперь покажите ему игрушку, которую с помощью палочки можно толкать (возможно, при этом она издает звуки). Пусть он попробует двигаться по-разному. Помогите ему пройти с игрушкой вперед, а потом задом наперед. Конечно, нужно достаточно места, чтобы водитель мог двигаться, не натыкаясь на предметы.

3. Хорошо, если у малыша не одна такая игрушка, а несколько. Они помогут учиться ходить, удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом наперед, даже боком.Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится толкать по полу.

4. Используйте подобные игрушки на улице на разных поверхностях: на лужайке, на тротуаре или на песчаной дорожке.

5. Если у вас дома есть кошка, привяжите к веревочке бумажный бантик- Малыш тянет за веревочку, и кошка вступает в игру! Если нет кошки, возьмите игрушечную лодочку на веревочке и гуляйте вокруг мелкого пруда, водя ее за собой туда-сюда.

ПОЗНАЕМ НОВОЕ

Новые жесты

Покажите малышу какой-нибудь простой жест, который вы у него самого еще не наблюдали: сожмите пальцы в кулак и разожмите их, потрите ладонь о ладонь, погладьте животик малыша, похлопайте его по ножкам, сведите указательные пальцы своих рук... Вы поете малышу песенку? Сопровождайте свое пение жестами так, чтобы получилось что-то вроде игры. Детям обычно нравится, когда им таким образом поют '"Ладушки" или "Жили у бабуси-. ". Начните с одного-двух жестов, побуждая ребенка проделывать их вместе с вами.. Когда он научится этим жестам, добавляйте новые. Направляйте руки ребенка, если он не возражает; вам придется многое показывать ему и многое повторять

2. Ищите случая, чтобы закрепить подражательное поведение ребенка. Например, когда он понарошку пьет из чашки, притворитесь, что и вы пьете из своей, сопровождая это звуками, выражающими крайнее удовольствие. Сделайте паузу, посмотрите, продолжит ли он свою игру-подражание.

3. Усложните жесты, которым вы предлагаете подражать. Меняйте выражение своего лица, перемещайте с места на место игрушки. В этом возрасте дети любят уже не только подражать звукам, которые издают животные, но и пытаются показать, как животные ходят, бегают или едят.

4. Малышу наверняка понравится, если, играя с ним, вы будете как бы объединять действие и звук. Вот вы ставите точки, стуча карандашом по листу бумаги. Оказывается, карандаш может произ­водить очень разные звуки!

5. Может быть, малыш не захочет подражать просто жестам; ему необходимо, чтобы в игре участвовала какая-то вещь Вам пригодится двойной набор игрушек; вы показываете ребенку простое движение с игрушкой, а он его повторяет — со своей Постепенно вводите новые движения. Можете несколько раз ударить по барабану, а затем один за другим превратить в барабан другие предметы (прочные!), побуждая ребенка делать то же самое. Добавляйте в последовательность другие движения, например, сжать игрушку-пищалку или потянуть игрушку на веревочке.

Одинаковое и разное

1. Есть в доме вещи, с которыми ребенок постоянно имеет дело: подушки, чашки, ложки, игрушки, мячи, книжки. Выберите три предмета, два из которых совершенно одинаковы. Дайте ребенку один предмет из этих двух одинаковых Он начнет рассматривать его, ощупывать. Пока он это делает, поговорите с малышом о свойствах предмета: какой он формы, какой у него цвет, какова на ощупь его поверхность, зачем он нужен. Затем протяните ребенку другой точно

такой же предмет и скажите: "Посмотри, они одинаковые". Положив их рядом, отметьте: "Видишь, как они похожи". Или вложите их ему в левую и правую ручку и спросите: "Чувствуешь, какие они одинаковые на ощупь?"

А теперь положите перед ребенком один из этих двух предметов и оставшийся "непарный". Второй из одинаковых протяните малышу и попросите: "Покажи мне такой же, как этот". Если ребенок выберет правильно, дайте ему предмет и скажите: "Правильно, они одинаковы, не так ли?". А если выберет неправильно, дайте ему снова исследовать два одинаковых предмета и повторите все сначала.

2. Все это можно проделывать не специально, а используя любой подходящий повод: и когда малыш ест (под рукой у вас ложки и чашки), и когда вы одеваете его (тут башмачки и носочки), и когда он играет.

Сначала берите, как мы сказали, две совершенно одинаковые вещи и одну, на них совершенно не похожую; например, два ботиночка и носочек. Затем можно будет взять пару предметов, не столь явно отличающихся в глазах малыша от третьего; например, две ложки и вилку.

3. Поиграйте в такую игру: пусть и у вас, и у малыша будет по одинаковому набору небольших предметов, например, цветных кубиков. Возьмите красный кубик и попросите ребенка: "Дай мне свой такой же красный кубик". Затем пусть ребенок сам возьмет какой-то кубик, а вы подберите ему такой же. Поговорите о том, чем они похожа

4.Сделайте карточки-картинки, которые ребенок мог бы подбирать к знакомым реальным предметам. И наоборот: пусть малыш покажет или даст вам предмет, нарисованный на карточке.

5. Соберите разные предметы (пуговицы, монетки, крышки от бутылок, небольшие кубики) и сложите их в коробку. А затем начните сортировать их на глазах у ребенка. Дайте и ему возможность выбрать из кладовой схожие предметы.

Вещи ведут себя по-разному

1. Для начала скажите: "Я на тебя подую" и слегка подуйте на щеку малыш или на его волосы. Затем скажите: "Подуй сам" и посмотрите, будет ли малыш подражать вам.

Поднесите к губам листок бумаги и подуйте на него, а затем попросите малыша сделать то же самое.

2. Проделывайте это с разными предметами. Задуйте свечу, подуйте на перышко, подуйте на воду так, чтобы появилась рябь, сдуйте кусочки мелко нарезанной бумаги, подуйте на кольцо с мыльной пленкой, чтобы получился пузырь. Снова и снова показывайте малы­шу это действие, пусть он чувствует движение воздуха. Обязательно дайте ему возможность проделать то же, что и вы.

3. Познакомьте ребенка с игрушками, которые приводятся в действие, когда в них дуют. Покажите ему и дайте в руки свисток и дудочку. Покажите малышу бытовые предметы, "от которых дует" (фен, пылесос, вентилятор), пусть он почувствует движение воздуха и увидит его действие на разные предметы.

4. И другие действия могут повлечь за собой разные последствия. Скажем, звук от удара палочкой по барабану и по полу будет разный, а лампу можно включить и выключить.

Найти, что исчезло

1. Скажите малышу, что будете прятаться — и действительно спрячьтесь за стулом или за дверью- (Но пусть он видит, куца вы спрятались.) Возможно, когда вы играете впервые, вам сначала придется прятаться так, чтобы часть вашего тела была все же видна. Спросите: "Можешь меня найти?" Когда ребенок найдет вас, изобразите восторг: "Молодец! Ты нашел меня!"

2. Когда будете играть в следующий раз, после того как он найдет вас, спрячьтесь в другом месте. Или закройте дверь, чтобы ему пришлось потрудиться, отыскивая вас.

3. Теперь пусть он прячется, а вы спрашиваете: "Где же Коля?" Когда Коля найдется, воскликните удивленно: "Ах вот ты где!"

4. Выйдите из комнаты с любимой игрушкой малыша и "спрячьте" ее — так, чтобы он мог это увидеть. Вернитесь и спросите; "А где твой мишка?" Если он не понимает, подскажите:"Где мишка? Может быть, он в кухне?" Возможно, вам придется проводить ребенка туда, где вы спрятали игрушку.

5. Пусть ребенок учится доставать знакомые предметы оттуда, где они обычно хранятся; например, пеленки из шкафа, мягкие игрушки из большой коробки, еду из холодильника (под вашим присмотром). Попросите его принести какую-нибудь вещь и дайте ему возможность самостоятельно найти ее.,

 

РАЗВИВИВАЕМ РЕЧЬ

Слова еще и больше нет

1. Когда вы кормите малыша, положите на тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он все съест, и вы спросите, хочет ли он еще, Давая ему добавку обязательно скажите, что вы даете ему eщe - "Вот еще банан". Когда ребенок съест все, скажите, что еды больше нет.

1. После того как малыш выпьет все из чашки, которую вы ему дали, скажите: "Все, больше нет". Побуждайте его произнести эти слова, задавая, скажем, вопрос: ''Где твое молоко?"

3. Поиграйте с малышом в перетягивание одеяла или полотенца. Всякий раз, когда он скажет еще, дайте ему захватить еще немного одеяла.

4. Вам помогут забавные игрушки. Вот, например, чертик, выскакивающий из коробочки. Говоря "Еще", заставляйте чертика выскочить, а когда будете снова упрятывать его в коробочку, разведите руками: "Все. больше пел". Предвкушение и изумление увеличат заинтересованность ребенка в этих занятиях.

5. Учите ребенка наряду со словами больше нет и еще употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь— еще. разведенные в стороны руки — больше нет. Эти жесты помогут ребенку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.

6. Когда ребенок начнет активно использовать эти слова,. побуждайте его добавлять к ним другие, относящиеся к делу, например: ''Еще молока" или ''Печенья больше нет". Хвалите ребенка за то. что он употребляет эти слова и пытайтесь сделать его фразу более распространенной: ''Да, ты хочешьеще молока, пожалуйста".

Употреблять слова по смыслу

1. Говорите с ребенком, используя простые фразы и подчеркивая знакомые слова. Связывайте слова с действиями и с выражением лица ("Привет", "Пока", "Нет-нет"). Повторяйте имена членов Семьи, названия знакомых предметов, с которыми ребенок постоянно имеет дело. Хвали ге малыша за любую попытку что-то сказать, даже если вы не можете понять, что именно он сказал. Повторяйте специально для ребенка нужные слова, делайте свои высказывания все более распрос граненными, рассказывая ему о том, что вот сейчас происходит.

2. Список первых слов ребенка, с которыми он связывает определенный смысл. будет содержать слова, характерные для большинства детей. а тaкжe те. которые будут уникальными и свойст венными только вашему ребенку Первые слова требуют от малыша контроля над языком и губами, умения произносить определенные звуки и связывать со словами определенный смысл.. Произношение ребенка может отличаться ог вашего, но в конце концов ребенок приноровится к речи. которую он слышит вокруг себя. Сохраните список первых слов своего ребенка. Скорее всего, он будет включать слова мама. папа. баба. печенье, одеяло, молоко, мяч, книжка сок, еще, пет, вверх, свет, ночь, пока. Вспомните предметы, которые ребенок любит, и помогите ему включить слова, обозначающие их, в его активный словарь.

3. Выберите легко обыгрываемые слова, обозначающие противоположности, и попробуйте научить им ребенка. Начните со слов вверх и вниз Наблюдая за направлением взгляда и действиями ребенка, удостоверьтесь. что он понимает эти слова. А затем начните игру, поднимая ребенка вверх и опуская вниз. Если ему это понравится, спросите; ''Хочешь вверх?'' Скорее всего он сначала сможет сказагь не вверх, а в. Пытайтесь добиться от него (не вдруг), чтобы появились и звуки рх. Вниз будет более трудным словом, поэтому не ожидайте от малыша сразу четкой артикуляции. Повторяйте слова вверх, и вниз во время купания, когда вы укладываете малыша спать, в другие подходящие моменты.

4. Выберите для ребенка книжку с четкими и доступными для восприятия картинками. У нее должны быть тяжелые картонные страницы, которые легко переворачивать. Когда вы читаете ребенку книжку, спросите: "А где мяч? Покажи мяч". После этого спросите: "Что это?", побуждая ребенка ответить: "Мяч"; если нужно. подсказывая ему. Пусть после этого малыш возьмет свой настоящий мяч — так картинка свяжется с реальным предметом.

5. Ребенок овладевает правилами грамматики, слушая как окру­жающие его люди строят предложения, комбинируя слова. Попробуйте составить отдельные слова вашего ребенка во фразы.

Чьи это вещи?

1. Научите ребенка выбирать нужный предмет из двух. Возьмите такие предметы: ботиночек ребенка, его губку, его одеяло и его чашку. Положите перед ребенком все эти предметы, а также какой-нибудь

предмет из "чужих". Спросите: "Где твой ботиночек?" Если ребенок

на него посмотрит, скажите: "Да, это твой ботиночек". Вложите ботиночек в руки ребенка. Продолжайте такие "уроки", чтобы научить малыша правильно брать предмет без вашей подсказки- Со временем кладите перед ребенком все большее количество предметов.

2. Когда вы раскладываете белье после стирки, покажите ребенку отдельные его стопки — вот полотенца, вот простынки... Превратите- все это в игру Берите в руки по одной вещи, и пусть малыш угадывает, в какую стопку пойдет эта вещь. Ошибитесь нарочно несколько раз, чтобы ребенок получил удовольствие от того, что поправил вас.

3. Несмотря на то, что малыш еще не готов использовать в речи личные местоимения, ему надо почаще слышать, как их употребляете вы- Пусть взрослые сядут в кружок и возьмут несколько своих вещей. Непременно добавьте к ним несколько предметов, принадлежащих ребенку, например, ботиночки, рукавички. Сложите предметы посреди круга. Возьмите одну из своих вещей и скажите; "Моя-туфля" Пусть остальные сделают то же со своими вещами. -Подождите немного и посмотрите, возьмет ли ребенок какую-нибудь свою вещь. Если нет, подскажите ему, что сделать,— теми жестами и словами, которым вы хотите научить его.

4. Пошлите малыша в другую комнату, чтобы он принес свои вещи, а еще и ваши. Скажите: "Пойди принеси свой свитер, чтобы мы могли выйти на улицу. Пожалуйста, найди мамины тапочки". Необходимо держать эти вещи в одном и том же месте. Посылайте ребенка за вещами только туда, откуда он может их достать без риска упасть или что-нибудь уронить.

5. В этом возрасте ребенок уже может выполнить две связанные между собой команды. Скажите: "Пожалуйста, принеси мне твою пижаму и твое одеяло", "Скажи "Спокойной ночи" папе, а потом, скажи "Спокойной ночи" сестре", "Выпей свое молоко, а потом съешь свой апельсин".

Понимание команд

1. Давайте ребенку простые задания, которые он должен выполнять в самых разнообразных ситуациях. Начните с простых просьб: "Подойди сюда. Дай мне игрушку Сядь". Если ребенок не понимает, покажите ему, что следует делать и похвалите за выполнение просьбы.

2. А теперь более сложные требования: "Брось мяч", "Надень на голову шапку","0бними брата". Всегда хвалите ребенка, когда он все сделает правильно.

3. Как только он освоит какое-либо слово, вводите, если возможно, синоним, чтобы расширить его словарь. Используйте опустись помимо сядь. кинь помимо брось.,

4. Обращайтесь к ребенку с просьбами; вы будете удивлены, с какой готовностью он откликнется на просьбу вам помочь. Подумайте, о чем можно попросить его, чтобы он вам помог в той или иной ситуации. Если вы печете пирог, пусть он достанет форму или яблоки из шкафа. Покажите; вам приятна его помощь.

5. Игра поможет избежать конфликтной ситуации: если малыш не хочет выполнить вашу просьбу, пусть попросит его сделать это кукла. А потом пусть она до его подсказке попросит и вас что-нибудь сделать.

РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.