Пять задач подросткового развития — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пять задач подросткового развития

2020-04-03 126
Пять задач подросткового развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно мнению психологов, все подростки должны выполнить пять основных задач развития наряду с физическим созреванием, которые можно выразить в пяти ключевых словах: интеллект, независимость, идентичность, целостность и близость.

 

Интеллект  

 

Тинэйджеры растут интеллектуально. Дети и младшие подростки мыслят очень конкретно, фокусируются на реальных объектах, текущих событиях и немедленной выгоде. Например, мой сын Грегори, когда ему было шесть, вряд ли в понедельник мог сказать, чем бы хотел заняться в выходные. А когда я спросила, в какой летний лагерь он хочет поехать, он вообще не сумел этого представить. Новые исследования мозга показывают, что префронтальные области коры продолжают развиваться вплоть до позднего подросткового возраста и даже после двадцати лет.

Обладатели наглядного мышления с большим трудом могут спроецировать себя в будущее. Попробуйте хотя бы на минутку вспомнить себя ребенком и ощущение бесконечно долгого времени между началом школы в сентябре и зимними каникулами. Сегодня эти четыре месяца до Нового года, скорее всего, пролетают почти незаметно. В подростковый период молодые люди развивают способность мыслить абстрактно, планировать будущее и понимать влияние текущих действий на их будущую жизнь и других людей.

Способность мыслить абстрактно является необходимой составляющей формирования сексуально здорового подростка и взрослого. Молодые люди, как и их родители, должны размышлять о последствиях своих действий. Одним из самых важных аспектов поведения сексуально здорового человека является способность понимать разницу между сексуальными чувствами и реальным воплощением этих чувств в жизнь, различать сексуальное поведение, которое поддерживает жизнь, и действия, которые могут быть деструктивными для самого человека и окружающих.

Молодые люди, которые в подростковом возрасте и позже продолжают опираться на конкретное мышление, будут с большим трудом понимать потенциальные последствия своих сексуальных решений. Они смогут осознать, что испытывают сексуальные чувства, но вряд ли смогут планировать какие-либо сексуальные отношения. Они с трудом будут предугадывать последствия, вряд ли смогут четко высказаться о своих ценностях, обсудить сексуальные границы с партнером, покупку средств контрацепции и презервативов заранее до совершения полового акта. На самом деле, исследования подтверждают, что младшие подростки не способны планировать секс. Чем младше подростки в момент вступления в половую жизнь, тем меньше вероятности, что они будут использовать методы контрацепции.

Еще важнее то, что обладатели конкретного мышления не имеют интеллектуальной способности видеть ситуацию глазами другого человека. Эта способность к социальному познанию лежит в основе всех отношений, в которых оба партнера заботятся о чувствах друг друга. Недостаток этого видения объясняет, почему младшие подростки с такой легкостью разрывают отношения, не беспокоясь о чувствах другого. Эмпатия формируется весь подростковый период.

Как я буду объяснять в последующих главах, именно эта неспособность увидеть будущие последствия делает помощь родителей такой необходимой. Вы как родители должны помочь вашему ученику средней школы и даже в начале старших классов избегать ситуаций, о последствиях которых они еще не задумывались – когда сексуальные чувства слишком быстро переходят в поведение, к которому они еще не готовы. Ролевые игры с вашим конкретно мыслящим подростком помогут подготовить его к трудным ситуациям. Вы можете сказать: «Если кто-то предложит тебе выпить пива, что ты ответишь?» «Представь, что ты в торговом центре и видишь, как твои друзья крадут что-то из магазина, что ты будешь делать?» «Если твоя девушка начнет давить на тебя и просить чего-то большего, чем поцелуи, что ты скажешь?» Заранее обсуждая подобные ситуации, ваш ребенок будет лучше подготовлен справиться с ними, если они произойдут на самом деле.

 

Независимость  

 

К концу подросткового периода ваш ребенок должен стать независимым. Представьте свою жизнь лет через десять: ваш ребенок все еще продолжает жить с вами, на вашем полном финансовом обеспечении, вы его кормите, обстирываете? Вряд ли вас устроит такая перспектива. Мы хотим, чтобы наши дети стали независимыми взрослыми и вели отдельную от нас жизнь. Тем не менее все больше молодых людей чуть старше двадцати продолжают жить в родительском доме или остаются финансово зависимыми от родителей. Недавнее исследование показало, что более десяти из двух десятков молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет живут вместе с родителями. Десять из ста людей от двадцати пяти до тридцати четырех лет до сих пор проживают вместе со своими матерями и отцами.

Конечная цель юности – это наступление взрослости, то есть эмоциональной, психологической и финансовой независимости от родителей. Это означает, что ваш подросток – даже уже в двенадцать-тринадцать лет – должен начать от вас отделяться. Движение в сторону независимости является одной из причин того, почему так много родителей и детей сражаются друг с другом в подростковый период. Когда мы с Алисой начинали спорить, я всякий раз напоминала себе: «Все в порядке. Раз уж я хочу, чтобы она стала независимым взрослым человеком, я должна понимать, что она должна поступать именно так, как поступает!»

В подростковый период детско-родительские отношения начинают трансформироваться. Родители перестают быть всемогущими, всезнающими существами в жизни подростков, если, конечно, они были таковыми когда-то. Однако несмотря на это, лишь в одной из шести семей в отношениях между родителями и подростками наступает настоящий разрыв. Хотя подростки должны начать отделяться от родителей, но большинство из них продолжают брать пример со своих родителей, нуждаются в поддержке и поощрении со стороны своей семьи.

Движение к независимости может приводить в замешательство как родителей, так и самих подростков. Сегодня ваш подросток хочет обняться с вами перед сном, а завтра он захлопывает дверь перед вашим носом с криком: «Ты все равно не поймешь!» Сегодня они хотят вашей помощи и руководства, а завтра постесняются пойти в кино вместе с вами, потому что «вдруг кто-нибудь увидит». Ваша задача – быть рядом, когда они нуждаются в этом, и постараться поддержать их движение к независимости. Как написал мой друг и коллега Боб Сильверстоун: «То, что дети уходят от родителей, – вполне нормально, ведь вы готовили их к независимой жизни. Главное, чтобы ваши дети знали: вы не уйдете от них».

 

Идентичность  

 

Подростки должны развивать свою идентичность. Они начинают готовить себя к исполнению взрослых ролей в обществе. В 1968 году психолог Эрик Эриксон обозначил это термином «кризис идентичности». Он сказал, что сочетание физического роста, эмоционального взросления и социальной ответственности в период юности заставляет молодых людей искать ответ на вопрос «Кто я?». Поиск идентичности включает в себя «функциональную идентичность», «концептуальную идентичность» и «сексуальную Я-концепцию».

Подростки должны искать свою «функциональную идентичность». Они должны задумываться о том, как будут содержать себя, содержать свою семью и участвовать в жизни общества, когда станут взрослыми. Они примеряют на себя разные профессии и задумываются о карьере. Когда Алисе было четырнадцать, она сказала, что хотела бы работать фотографом в журнале National Geographic, археологом или юристом. Сейчас все кажется возможным, и ее интересы очень широки. К концу старшего подросткового периода она, скорее всего, будет лучше представлять, какая профессия ей ближе – во всяком случае, мы надеемся на это!

Поиск идентичности представляет собой сложный процесс формирования «концептуальной идентичности». Подростки начинают понимать, как они относятся к религии, культуре, этике, морали и политическим убеждениям, принятым в их среде, и лучше осознавать, что они означают.

Развитие концептуальной идентичности включает в себя формирование сексуальной Я-концепции, под которой понимается то, как юноша или девушка оценивают свои сексуальные чувства и привлекательность. Сюда также входят половая идентичность и сексуальная ориентация.

Чувство половой идентичности интенсивно развивается у молодых людей именно в подростковом возрасте. Половая идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу, а также осознание ролей, ценностей, обязанностей мужчины или женщины. Устойчивое ощущение своей мужественности или женственности у большинства молодых людей формируется еще до подросткового возраста. Но четкая идентификация с мужскими и женскими ролями происходит именно в подростковый период. (Некоторые молодые люди начинают ощущать себя «трансгендерами» в период юности, эту тему более подробно я буду обсуждать в главе 6.)

Убеждена, что жесткие гендерные роли и стереотипы вредят как юношам, так и девушкам. Они ограничивают их приоритеты в изучении школьных предметов, сужают горизонт жизненных целей и влияют на их самоощущение как сексуальных личностей. Я также считаю, что гендерные стереотипы подвергают молодых людей опасности нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Девушки слишком часто узнают, что «лучше быть милой и популярной, чем умной», что «у девушек мало сексуальных переживаний» и что «девушки, которые готовят себя к сексу, – плохие». Мальчики могут усвоить, что «настоящие мужчины всегда хотят секса» и что «парень никогда не должен вести себя, как девчонка». Одно исследование обнаружило, что мальчики-подростки, которые усвоили послания традиционной культуры относительно маскулинности, менее склонны (если вообще склонны) использовать презервативы по сравнению с ровесниками. Скорее всего, если их партнерша забеременела, они почувствуют себя «настоящими мужчинами». Они менее склонны осознавать, что мужчина также несет ответственность за предохранение от беременности.

В период отрочества и юности молодые люди обретают лучшее понимание своей сексуальной ориентации. Хотя многие взрослые геи и лесбиянки утверждают, что даже в детстве они ощущали, что отличаются от других детей, именно в подростковый период молодые люди близко сталкиваются со своими сексуальными предпочтениями и любовными интересами, впервые испытывают почти взрослые эротические переживания. Одно из исследований показало, что 88 процентов подростков в средних и старших классах описывают себя преимущественно гетеросексуалами, 1 процент – как бисексуалы или преимущественно гомосексуалисты, 11 процентов чувствуют неуверенность в своей сексуальной ориентации. Однако чем взрослее становятся подростки, тем ниже их неуверенность относительно сексуальной ориентации. Так, если среди двенадцатилетних подростков не уверены в своей сексуальной ориентации каждые десять из сорока, то среди восемнадцатилетних – лишь двое из сорока проявляют подобную неуверенность. В исследовании геев и бисексуальных мужчин в возрасте двадцати одного года и младше выяснилось, что средний возраст осознания своей сексуальной ориентации – четырнадцать лет девять месяцев, а средний возраст открытого заявления о своей ориентации – шестнадцать с половиной лет. (Подробнее тему сексуальной ориентации я буду обсуждать в главе 5.)

 

Целостность  

 

В подростковый период должно сформироваться ощущение своей целостности. Подростки постоянно проверяют формирующиеся у них ценности и каждый раз решают, что правильно, а что нет с их личной точки зрения. Им предстоит научиться принимать собственные решения, несмотря на интенсивное давление со стороны сверстников и массмедиа, что очень непростая задача, если учесть, что собственное решение не всегда добавляет популярности, а иногда и вовсе идет в разрез с мнением друзей.

Однако подростки проверяют свои ценности не только в кругу сверстников – важно, чтобы их собственные ценностные установки вырабатывались в сравнении с теми, что существуют в семье родителей. Многие подростки проходят через период кажущегося отвержения родительских ценностей, однако почти все они в конечном итоге к моменту достижения взрослости интегрируют ценности, очень близкие к родительским. Постарайтесь не слишком тревожиться, когда ваша дочь вдруг вам заявит, что стала буддисткой или вегетарианкой либо начнет поддерживать смертную казнь или что угодно еще, что идет вразрез с ценностями семьи. Шансы, что это пройдет, очень велики!

 

Близость  

 

В подростковом возрасте формируется потребность в близких отношениях и способность к такого рода отношениям. Большинство подростков в этот период переживают чувство первой любви. Именно в это время многие из нас влюбляются впервые, или вдруг перестают любить, или чувствуют, что сердце разбито. Подростковые годы – это также время, когда мы учимся настоящей дружбе. Несмотря на мнение некоторых взрослых, подростковые влюбленности не являются «детской» любовью, и к любовным переживаниям своих детей родители должны относиться серьезно. Ваш двенадцати-тринадцатилетний подросток может много часов подряд провести в мечтаниях или проговорить по телефону с парнем или девушкой. Ваш четырнадцати-пятнадцатилетний подросток может часы напролет проводить вместе со своим парнем или подругой и, вероятно, экспериментирует, выражая любовь в какой-либо форме сексуального поведения. Лет в шестнадцать-семнадцать ваш подросток может планировать будущее совместно с этим человеком. Любовные отношения разнятся в каждый период взросления, и я буду обсуждать это в последующих главах.

Сейчас я хочу, чтобы вы на минутку отвлеклись и вспомнили свою первую любовь. Как его или ее звали? Сколько вам было тогда лет? Что вы чувствовали по отношению к нему или к ней? Что вы чувствовали, когда он или она звонили вам? Или улыбались вам? Или держали вас за руку? Влюблялись ли вы в кого-то, кто не отвечал вам взаимностью? Что вы чувствовали, когда расстались с любимым человеком? Как ваши родители относились к вам в пору вашей влюбленности?

Большинство из нас могут вызвать эти чувства и почувствовать достаточно сильные переживания. Первая любовь остается самой пьянящей из всех. Это чувство, которое мы никогда не забудем.

 

Три стадии юности

 

Подростковый возраст, в течение которого взрослеющие дети решают важные жизненные задачи, психологи и медики делят на три стадии: ранний (младший), средний и старший. В этой части я кратко опишу каждую стадию, более подробно расскажу о каждой из них в последующих главах. Когда вы читаете эту книгу, всегда помните, что нет такого понятия, как «средний подросток» – помните, что ваш подросток может решать различные задачи развития на разных стадиях.

 

Ранний подростковый возраст

 

Ранний подростковый период в среднем начинается в девять – тринадцать лет у девочек и в одиннадцать – пятнадцать лет у мальчиков. Это значит, что большинство девочек будет переживать этот период в 4 – 8-х классах, а мальчики отстают от них в развитии на несколько лет и проходят этот период в 6 – 10-х классах. Некоторые дети биологически достигают раннего подросткового периода только в конце школы. Пубертатный период, когда тело демонстрирует первые признаки взросления, а затем достигает своей взрослой формы, у кого-то длится один-два года, а у кого-то – четыре-пять лет. И то и другое нормально. В среднем у мальчиков начало и завершение пубертатного периода отстает на один-два года от девочек.

 

Пубертат  

 

Пубертатный период – биологический переход из детства во взрослость – является главной чертой раннего подросткового периода. Младший подросток испытывает такие глобальные изменения в теле, какие люди не испытывают за всю свою жизнь, кроме младенчества. В это время мальчики и девочки очень быстро растут. Происходит всем известный скачок роста, который может продлиться от двух до трех лет. Дети резко вырастают, становясь выше на четверть от их конечного взрослого роста. Обычно у девочек скачок роста происходит на два года раньше, чем у их ровесников-мальчиков. Именно поэтому на групповых фотографиях 6 – 7-х классов девочки часто бывают выше мальчиков – иногда на голову или даже больше. Интенсивнее всего девочки растут в двенадцать, а мальчики – в четырнадцать лет. Большинство девочек сильно вырастает за год до начала первой менструации, дальнейший рост уже менее интенсивный. Увеличение массы тела идет следом за увеличением роста. Набор массы тела в подростковый период составляет примерно половину идеальной массы тела взрослого человека.

В пубертатном возрасте у мальчиков и девочек формируются так называемые «вторичные половые признаки». У них вырастают волосы на лобке и подмышками, ломаются голоса, развиваются потовые железы в паховой и подмышечной зонах, которые распространяют запах тела. Возможно, вам придется напоминать своему подростку, что нужно принимать душ каждый день и пользоваться дезодорантом.

Сексуальное развитие девочек начинается раньше, чем мальчиков. Набухание грудных желез – первый признак пубертата, груди начинают напоминать маленькие холмики. Не стоит переживать и удивляться, если у вашей дочери набухание грудных желез начнется раньше или позже, чем у сверстниц: например в 7 – 8-м классе или во 2 – 3-м. В пубертатный период молочные железы развиваются практически до взрослого размера, а матка и яичники увеличиваются в размерах примерно в семь раз, по сравнению с детскими показателями. Влагалище, клитор и половые губы также растут.

У современных девочек менструации начинаются в более раннем возрасте, чем в 1960-х. Первая менструация обычно приходит через два года после того, как появляются холмики на груди и волосы под мышками, но не во всех случаях. Убедитесь, что вы поговорили с дочерью о том, что делать при первом появлении менструации, как только вы заметили холмики на груди. Средний возраст первой менструации (врачи называют ее менархе) – двенадцать с половиной лет, но у некоторых девочек это происходит только в шестнадцать с половиной. Другими словами, примерно у половины девочек менструации начнутся до конца 7-го класса, при этом у многих из них – еще в начальной школе. У половины первая менструация придет в 8-м классе, причем у некоторых из них даже позже – в начале старших классов. Все это в пределах нормы.

Сексуальное развитие мальчиков начинается активно примерно в одиннадцать с половиной лет, при этом в норме диапазон варьируется от девяти до четырнадцати лет. У большинства мальчиков увеличение мошонки является первым признаком пубертата, и большинству родителей это вряд ли заметно. В пубертатный период семенники, их придатки и простата увеличиваются в размере в семь раз по сравнению с детскими показателями, размер пениса обычно увеличивается вдвое. Первая эякуляция, известная сексологам как семенархе, по аналогии с менархе, обычно происходит в середине полового созревания. Мальчики часто переживают первое семяизвержение, или поллюции, ночью. Готовить мальчика к появлению ночных поллюций так же важно, как готовить девочку к появлению менструаций! Обычно мальчикам требуется три года от появления первых признаков полового созревания до достижения физических параметров взрослого, но у некоторых это происходит за два года, а у других – за пять лет. И то и другое нормально.

Подготовка сына или дочери к подростковому возрасту – очень важная задача. Помните, что однократный Большой Разговор вряд ли поможет. Постарайтесь давать информацию маленькими порциями в конце начальной школы и в средних классах. Поделитесь с ними вашими собственными воспоминаниями о своих переживаниях в этот период быстрых изменений. Поговорите с дочерью о том, что делать, если ее первая менструация начнется не дома. Хорошая идея – предложить девочке, которая начала быстро расти вверх, каждый день носить с собой в сумке гигиеническую прокладку. Обязательно поговорите с мальчиком о том, как будет меняться размер его полового члена и яичек, и о вероятности появления ночных поллюций по мере роста. Скажите ему, что все поймете, если увидите пятна на его простыне и попросите отнести ее в стирку. А еще лучше научите его самого вовремя менять постельное белье – полезный навык для будущего!

В средней школе мальчики часто беспокоятся о размере своего пениса. Недавно я вела занятия у учеников 8-х классов, и вопросы о половом члене появлялись в анонимной коробке почти каждую неделю, несмотря на то, что мы подробно прошли эту тему несколько недель назад. Мальчикам в этом возрасте важно знать, что в среднем размер полового члена взрослого мужчины составляет 5 – 10 сантиметров в спокойном состоянии и 12–18 сантиметров в эрегированном состоянии. Мальчики также должны знать, что небольшие в спокойном состоянии пенисы значительно увеличиваются в момент возбуждения, и наоборот, достаточно длинные в спокойном состоянии во время эрекции увеличиваются несильно. Также они должны знать, что размер полового члена в большинстве случаев не влияет на сексуальное удовлетворение.

Мальчики в средней школе должны знать об эрекции. Я надеюсь, что вы читали мою предыдущую книгу «От пеленок до первых свиданий»[10] и рассказывали сыну об эрекции еще с детского садика. Если так, то вам достаточно будет напомнить ему: «В подростковом возрасте эрекция будет происходить чаще». Но если вы ничего не говорили об этом сыну, вам нужно более подробно раскрыть эту тему.

Мальчики-подростки обычно проявляют интерес к сексу и чаще испытывают сексуальное влечение. Их половой член часто приходит в эрегированное состояние, это происходит неожиданно и часто в неподходящий момент. Однажды в консервативном журнале я прочитала рекомендацию, что мальчикам следует избегать всех видов деятельности, в которых они могли бы испытать эрекцию… ого, значит, и на обед ходить нельзя! Ведь мальчику нужно совсем немного, чтобы возбудиться: сексуальная реклама, музыка или видео с подтекстом, девочка, которая наклоняется, чтобы поднять вилку, улыбка симпатичной одноклассницы во время ответа у доски. Мальчики должны знать, что эрекция в таких случаях – это абсолютно нормальная реакция, которая пройдет сама собой. Несмотря на широко распространенное убеждение, не существует такого медицинского состояния, как «гудящие яички», эрекция на самом деле может пройти самостоятельно без последствий. Тем не менее разговор с отцом или другим мужчиной о том, как поступать, чтобы никто не заметил эрекцию, поможет подростку «спасти лицо»: можно передвинуть свой поднос в столовой или прикрыть стратегическое место учебником или тетрадью.

Девочки в этом возрасте часто беспокоятся о размере своей груди. Те, у которых грудь больше, чем у ровесниц, начинают сутулиться из-за желания спрятать ее. Девочки с маленькой грудью переживают, что она никогда не вырастет. Другие девочки переживают, что их груди разного размера, что является абсолютно нормальным. Девочки в средней школе должны знать, что размер груди очень индивидуален и зависит от генетических особенностей. Обычно размер груди девочки примерно такой же, как у мамы или других близких родственниц женского пола (тетя, бабушка). Не существует каких-либо реальных способов существенно увеличить размер груди. Упражнения, которые я делала в двенадцатилетнем возрасте, никак не помогают. Очень худеньким девочкам можно посоветовать набрать немного веса. Как сказал подростковый врач дочери моей подруги: «В твоем теле вообще нет жира. А грудь в основном состоит из жировой ткани. Набери 4,5 килограмма веса, и я уверена, твоя грудь немного увеличится».

С другой стороны, некоторые мальчики сильно озабочены проблемой роста железистой ткани в районе их груди, это состояние называют гинекомастией. Мальчики могут переживать, что у них растут молочные железы или даже что они превращаются в девочек. Тем временем примерно у каждого пятого мальчика наблюдается рост железистой ткани. У большинства подростков это является вариантом нормального процесса полового созревания по мужскому типу, проходя обычно само по себе через года-полтора. Если ваш сын переживает слишком сильно или если это состояние не прошло за два года, обратитесь к вашему врачу.

У некоторых подростков половое созревание начинается только в старших классах. Из-за медленного развития они могут подвергаться нападкам и чувствовать себя «отставшими». Они могут переживать, все ли с ними в порядке. Если у мальчика к пятнадцати годам, а у девочки к четырнадцати годам не появились лобковые волосы, это повод обратиться за консультацией подросткового врача. Врач должен исключить дисфункцию гипоталамуса, гипофиза и половых желез, а также не диагностированные ранее хронические заболевания. Однако в 60 процентах задержек полового созревания причина кроется в генах, а не в заболевании. Постарайтесь вспомнить, когда началось ваше собственное созревание, также спросите своих собственных родителей об их темпах созревания. Однако даже обнаружив нечто подобное у родственников вашего подростка, в случае, если он учится в старших классах и еще не вошел в процесс полового созревания, организуйте консультацию со специалистом.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.