Теоретические основы использования АВС в спорте — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теоретические основы использования АВС в спорте

2020-04-03 128
Теоретические основы использования АВС в спорте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Коррекция психофизиологического состояния является одним из действенных способов приведения в согласие выраженности и направленности эмоций как проявления аффективно-когнитивного процесса, реализуемого различными мозговыми структурами (лобной корой, гиппокампом, гипоталамусом и миндалиной), оптимизации уровня активации мозговых структур, межсенсорного взаимодействия, а также функционального состояния нервно-мышечной системы и систем вегетативного обеспечения с целью минимизации реальных энергетических затрат, на фоне которых происходит интеллектуально осознанная, социально обусловленная предметно-исполнительская деятельность человека, в том числе и спортивная деятельность или, наоборот, с целью вскрытия в периоды экстремального реагирования общего резерва адаптации организма, находящегося под защитой вегетативной нервной системы, например, в процессе соревнований. Известно множество примеров из жизни обычных людей, которые внезапно превращались в героев в стрессовой ситуации (в результате перехода от гипопробужденного состояния в состояние пиковой деятельности), и наоборот имеется не меньше примеров, когда спортсмены, показывающие высокие результаты в предсоревновательный период, не могли подтвердить их в официальных соревнованиях.

Состояние недостаточного возбуждения, часто квалифицируемое как “предстартовая апатия”, возникает из-за снижения уровня мотивации и проявляется снижением воли к победе с потерей способности к физической самоотдаче. Столь же нежелательным является и избыточное возбуждение, которое на психологическом уровне формируется гипертрофированным желанием победить, которое, в свою очередь, порождает страх совершения ошибок. Обычно такое состояние квалифицируют как “предстартовая лихорадка”.

Одной из причин развития этих состояний является то, что спортсмены тренируются в условиях, когда оптимальное состояние пиковой результативности достигается в процессе тренировочных занятий, не отягощенных достаточным образом обстановочными ситуациями. Между тем в день соревнования (или большого события) отвлекающие моменты, такие как присутствие соперников, операторских групп, транспортных средств, знаменитостей, больших толп людей, шум, предвкушение завоевания “больших денег”, “очередной, такой необходимой победы” и т. п., очень часто не позволяют спортсмену сосредоточиться в должной мере на выполнении предстоящей задачи. В таких случаях при достаточной мотивации и наличии психофизических резервов спортсмены стремятся компенсировать изъяны психического статуса избыточной активацией коры головного мозга, прежде всего для повышения соотношения сигнал/шум. Однако такой перевод организма в гиперпробужденное состояние не позволяет спортсмену развить пиковую работоспособность, так как уводит его из состояния, при котором оптимальным способом осуществляется поведенческая деятельность. Для компенсации состояния перевозбуждения спортсмен может стремиться к слишком поспешному завершению маневра или дистанции, утрачивая при этом координацию и чувство времени. В таком состоянии спортсмен слишком физически и мысленно “скован”, чтобы функционировать в состоянии пиковой результативности. Это гиперпробужденное состояние активации негативно влияет на поведение спортсмена, становящееся подобным поведению людей с нарушением дефицита внимания, для которых характерны отвлеченность, импульсивность, гиперфункция. Высокая активация может также преждевременно утомлять спортсменов. У них могут возникать подергивания мышц прежде, чем они начинают “игру” ими. Было слишком много случаев, когда психическое напряжение, сопровождающее официальные соревнования или Олимпийские игры, приводило первоклассных спортсменов к поражению.

И, тем не менее, следует констатировать, что по мере увеличения возбуждения у каждого спортсмена, независимо от его подготовки, постепенно суживается зона восприятия сигналов и снижается способность к концентрации внимания на предметно-исполнительской деятельности. Динамика этих процессов наглядно демонстрируется рис. 10.

Рис. 10. Характеристика взаимообусловленности зоны оптимального функционирования организма спортсмена от уровня внимания и возбуждения (цит. по книге: «Тренировка воли: Полная концентрация», 1997)

Если возбуждение продолжает нарастать, сужение поля внимания происходит настолько значительно, что спортсмены начинают игнорировать не только побочные, но и информационно-значимые сигналы. В таком состоянии спортсмены перестают контролировать субъективные ощущения, связанные с развитием усталости, обезвоживания, гипоксии и т. п., а также своевременно не реагируют на изменения ситуационной обстановки, что проявляется несвоевременной передачей мяча, потерей контроля действий партнеров по команде и соперника и т. п. Только высококлассные спортсмены способны входить в зону, оптимальную для конкретного момента соревновательного периода и длительно поддерживать необходимый уровень активации, обеспечивающий возможность функционирования их организма в этой оптимальной зоне. Если перед началом выполнения упражнения внимание спортсменов сосредоточено на максимально полном выявлении факторов, способных затруднить достижение максимального спортивного результата, то непосредственно в момент выполнения конкретного спортивного упражнения они способны мгновенно концентрировать свое внимание только на технике его выполнения, например сфокусировать внимание на кольце, мишени и др.

Все изложенное доказывает, что невероятно большие уровни работоспособности высококлассных спортсменов основываются на их способности отвлечься от окружающего и сосредоточиться на настоящем моменте, независимо от того, что происходит вокруг. При этом они становятся способными отсекать незначимые побочные сигналы и концентрировать внимание на приоритетных сигналах. Спортсмены с хорошо развитыми навыками концентрации внимания, как правило, отмечали, что во время соревновательных выступлений все вокруг протекает как бы в замедленном темпе или кажется увеличившимся в масштабе, способствуя тем самым более эффективному разграничению сигналов на приоритетные и побочные. При правильной концентрации внимания обработка потока поступающей информации (выделение значимых и незначимых раздражителей) производится без активного участия сознания, что и позволяет спортсменам максимально полно сосредоточиваться на выполнении спортивных упражнений. Успешно выступающие спортсмены способны поддерживать уровень своего возбуждения в границах определенной оптимальной зоны и направлять энергию, генерируемую предстартовым волнением, в конструктивное русло. Все это дает невероятное изменение, качественно новый скачок в уровне работоспособности, который известен как «пик спортивной формы» (ПСФ). На фонетакого психофизиологического состояния возможны экстраординарные выступления даже тех спортсменов, от которых этого не ожидали. Очень хорошо и полно, в том числе на анализе примеров из собственной практики спортивных выступлений, описывает эти состояния известный спортсмен и тренер Н.Г. Озолин (2002).

Таким образом, из этого краткого экскурса в проблему подготовки высококлассных спортсменов вполне правомерно можно констатировать, что регуляция функционального состояния организма является непременной составляющей активного воздействия на психическую и поведенческую двигательную деятельность, которые вместе образуют единое целое. Как слишком высокая активация мозговых структур, обусловленная стрессом, тревожностью, агрессией, так и слишком слабая, – вследствие развития утомления, отсутствия мотивации к усвоению новых навыков и максимальной мобилизации резервов адаптации, является отражением неоптимального функционального состояния организма, способствующего снижению эффективности процесса обучения и реализации приобретенных навыков.

Для оптимизации функционального состояния организма спортсмена построение тренировочного процесса необходимо осуществлять через активацию ориентировочного рефлекса. Это позволяет обеспечивать высокий уровень ацетилхолиновой сенситизацией кортикальных нейронов информационных систем мозга, определяющих устойчивость внимания, процессы переработки информации, научения, стиль поведения, а также характеристику ряда вегетативных коррелятов – движения глаз, падение сопротивления сосудов кожи, частоты сердечных сокращений и др. (Данилова Н.Н., 1998). В этом состоянии увеличивается количество активированных нейронов, вовлеченных в процесс обучения, и облегчается формирование синаптических контактов, в которых формируется новая кодовая программа действий. Однако для реализации программы конкретного поведения необходимо подключение модулирующей системы мозга, обеспечивающей за счет дополнительной активации дофаминового механизма регуляции нервных процессов, биохимическую основу двигательной активности. Для этого могут использоваться различные сенсорные раздражители, в том числе звуковые, зрительные, тактильные, тепловые и др. Абсолютная и относительная новизна раздражителя активирует гипофизарно-адреналовую систему и тем самым стабилизирует нейрогуморальный фон. Именно этим можно объяснить преодоление депрессии путем реализации исследовательского подхода к обучению новым навыкам.

Характер и выраженность эмоций существенным образом влияют и на уровень функциональной активности систем вегетативного обеспечения психофизических нагрузок, и, прежде всего, на сердечно-сосудистую систему. Если удается обеспечить психофизиологическую адекватность реагирования на весь комплекс факторов, обусловленных спецификой спортивной деятельности, то становится возможным не только повысить эффективность профессиональной деятельности, но и устранить избыточную перегрузку систем вегетативного обеспечения.

ТММ МИРАЖ является эффективным средством научения спортсменов контролировать уровень активации в течение спортивной деятельности. Эффективность АВС в этом случае повышается при совместном использовании с визуализацией. Один из путей проведения визуализации является использование предварительно записанных реальных событий (упражнений) соревновательной или тренировочной деятельности, которые могут вызывать определенные проблемы у спортсмена, например подача мяча. Параллельное проведение АВС в режиме релаксации способствует установлению ассоциации выполнения упражнения с состоянием релаксации, что приводит к устранению состояния тревожности и закрепощенности в отношении этого упражнения. Деятельность начинает совершаться легко без избыточной активации. При этом частота стимуляции в период выработки условного рефлекса на поддержание состояния релаксации остается постоянной, в дальнейшем используются небольшие флуктуации частоты стимуляции для стимуляции ориентировочного рефлекса и предупреждения формирования чересчур жесткого условного рефлекса на конкретную частоту стимуляции, который может обладать отрицательным эффектом в условиях многообразия спортивной деятельности. Длительность процедуры АВС соответствует длительности видео или аудиозаписи.

Дополнительно может применяться использование прослушивания биений сердца для объективного подкрепления выраженности формирования условного рефлекса на поддержание состояния оптимальной активации, а также для формирования темпа дыхания, что способствует оптимизации вегетативного обеспечения физической деятельности.

Пример составления программы для повышения спортивной работоспособности. Программа начинается с 10 минутной стимуляции в альфа диапазоне (в начале программы используется частота 9-10 Гц, далее в течение 4-6 минут она снижается до частоты 7,83 Гц и остается на этой частоте ее 4-6 минут). В этот период времени спортсмен представляет, что все его действия (спортивная деятельность) происходят легко и гладко. В дальнейшем частота поднимается до 18-19 Гц (эта частота ассоциируется с состоянием настороженности) за 1-2 минуты и остается в этом диапазоне на 5-6 минут с небольшими флуктуациями. Далее понижается за 1-2 минуты до частоты 10-11 Гц и стимуляция с этой частотой продолжается ее 2-3 минуты.

Т.к. спортсмен уже визуализировал навык успешной деятельности, то этот опыт переносится на состояние настороженности и возбуждения (в период стимуляции с частотой 18-19 Гц). Именно в этот период спортсмен продолжает воображать элементы своей деятельности с чувством уверенности и сформированного навыка.

Дополнительное использование аудио и видеозаписей реальных спортивных событий или конкретных соревновательных упражнений (щелчок клюшки по шайбе, удар по мячу, выстрел винтовки, звук толпы и пр.) повышает эффективность тренинга.

Для оптимизации вегетативного обеспечения дополнительно используется прослушивание ритма сердечных сокращений и периодическое изменение яркости светодиодов и/или высоты звукового тона в ритме спокойного дыхания, т.е. 4-6 дыхательных движений в минуту.

Данный вид тренинга создает условия, которые помогают спортсмену научиться выдавать реакцию расслабления вместо беспокойства всякий раз, когда он слышит эти звуки или совершает соревновательное упражнение не только в воображении, но и при реальных событиях.

Таким образом, манипулируя психофизиологическим состоянием спортсмена с учетом его индивидуальных психофизиологических качеств, можно вести тренировочный процесс в коридоре продуктивной активации мозга, достигая максимального положительного результата как в процессе тренировки, так и в соревновательный период. На поведенческом уровне такое состояние проявляется изменением структуры реакций – усилением роли активно-оборонительного поведения и подавлением пассивной формы защиты, снятием страха и тревожности. Человек при этом переживает подъем умственной и физической активности, его работоспособность повышается, он мыслит ясно и четко. Однажды испытав положительное влияние на работоспособность состояния продуктивной активации, в дальнейшем спортсмен может устанавливать ассоциативные связи с обстановочными стимулами, например, с атмосферой и ритуалом подготовки к зачетным выступлениям, и тем самым активно способствовать и достигать формирования этого состояния. Вместе с тем это состояние можно формировать и принудительно через искусственную стимуляцию сенсорных входов, что квалифицируется зарубежными спортивными психологами (Siever D., 2000) как аудиовизуальная стимуляция (АВС). Если создать это состояние непосредственно перед началом тренировочных занятий, воздействуя на модулирующую систему мозга через активацию сенсорных входов, то человек непроизвольно стремится поддержать это состояние и в дальнейшем, в процессе тренировки, что субъективно воспринимается как ощущение “мышечной радости”. По существу, этот прием, с нашей точки зрения, можно квалифицировать как эффект “разогрева” сенсорно-моторных зон коры головного мозга. Аналогичным образом поступают и при подготовке организма к выполнению интенсивных мышечных нагрузок в период основной фазы тренировочного процесса путем “разминки” (предварительной интенсификации деятельности) вегетативных систем организма.

 


Примеры использования АВС в спорте

 

Первые данные об использовании АВС в спортивной практике появились в 1988 г. в журнале «Megabrain report» (цит. по: Siever D., 2000). До этого времени предпринимались попытки использовать технологии на основе биологической обратной связи, персонифицированные звуковые/видео-программы, дыхательные методы, различные формы медитации и другие технологии, чтобы помочь спортсменам достичь оптимального психофизического состояния, которому соответствуют определенные нейрогуморальный фон, психологические установки, уровень напряжения систем вегетативного обеспечения и поведенческая двигательная активность. Появление портативных устройств и высокоэффективных, по мнению авторов, технологий их применения, позволяющих достигать заметных результатов при проведении ежедневных относительно непродолжительных (до 20 мин) процедур АВС, резко изменили отношение к ним не только спортивных психологов и тренеров, но и самих спортсменов. Стало возможным, используя всего лишь очки со светодиодами и наушники, эффективно моделировать различные состояния, в том числе состояние глубокой медитации. Остальные методы обучения медитации являются либо чересчур длительными, либо малоэффективными (Glicksohn J., 1987; Budzynski T. et al., 1999).

Устройства АВС могут быть очень эффективны для повышения концентрации внимания, сосредоточенности, воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также для улучшения пиковой работоспособности за счет вскрытия резервов, находящихся под защитой вегетативной нервной системы. Один из возможных вариантов применения АВС предполагает дополнительное использование развивающих программ, демонстрирующих на экране дисплея примеры пиковой спортивной деятельности. Развивающие программы обычно демонстрируются после предварительной десятиминутной a -стимуляции на фоне продолжающейся в течение следующих 10 минут АВС с ускоряющейся частотой от a - до b -ритма для достижения состояния возбуждения, причем в это время спортсмен должен воображать себя победившим на соревновании. Это позволяет спортсмену испытывать ощущение спокойствия, оставляя ум острым, ясным, и при этом находиться в высокой готовности к действиям (Walton K.G., Pugh N., 1992; Thomas N., Siever D., 1999; Siever D., 2000; Abrahams J., 2001).

Такой режим частотной стимуляции сенсорных входов позволяет как бы “перенести” развившееся расслабление от a-стимуляции в первой части процедуры в следующую часть процедуры - b -стимуляции. Именно в период b -стимуляции спортсмен воображает ход игры, в которой он выступает уверенно и с умением выполняет все спортивно-технические действия. Полезно в этот период использовать и другие обстановочные воздействия, например слуховые раздражители, формирующиеся в процессе соревнований, которые предъявляются путем проигрывания звуковой пленки. Такой прием помогает спортсмену учиться формировать реакцию расслабления вместо беспокойства всякий раз, когда он или она слышит эти звуки в течение реальных соревнований. АВС помогает спортсменам постепенно погружать их сознание все глубже в тренировочный и соревновательный процесс при сохранении состояния ясности ума. Результаты исследований, проведенных Институтом Shealy (США), показали, что 20 минут АВС с помощью белых светодиодов увеличивает уровень серотонина приблизительно на 23 %, увеличивая оптимизм, чувство собственного достоинства и волю к победе (Walton K.G., Pugh N., 1992).

В 1988 г. спортивный психолог команды «Dallas Cowboys» Bob Wizard (цит. по: Siever D., 2000) использовал АВС для того, чтобы помочь футболистам наглядно представить себе и отработать пассы, удары и другие навыки. Он делал в очках для стимуляции отверстия для того, чтобы игроки могли проводить АВС во время бега. И он обратил внимание, что игроки бегали быстрее и дольше, когда использовали АВС, так как с помощью этой процедуры снимались психологические барьеры, связанные с деятельностью игроков (или, согласно применяемой нами терминологии, этот эффект мог быть обусловлен выключением программы темповой регуляции физиологических процессов). Он также полагал, что реальным фактором угнетения работоспособности (замедления бега) является формирование в сознании футболистов в некоторый момент времени представления о том, что они уже бежали достаточно долго и много и потому дальше они уже не способны бежать с прежней скоростью. Этот пример показывает, как наши убеждения фактически влияют на нашу физическую работоспособность. Это же подтверждает и следующее наблюдение. Многие спортсмены ранее считали невозможным пробежать милю меньше чем за четыре минуты, пока в 1954 г. Bannister не доказал, что такой результат возможен. Готовясь к этому историческому соревнованию, Bannister применял не только интенсивные физические тренировки, но и психологический тренинг! С тех пор как Bannister преодолел четырехминутную милю, многие спортсмены последовали за ним. Теперь спортсмен олимпийского уровня должен пробегать милю менее чем за четыре минуты, чтобы победить!

Олимпийская конькобежка Christine Boudrais использовала АВС для того, чтобы справиться с эмоциональным потрясением, возникшим во время несчастного случая в ходе соревнований, когда другая конькобежка столкнулась с нею и травмировала ее. Опасения, связанные с возможностью повторения этого эпизода, часто посещали ее и мешали тренировкам и выступлениям. Сегодня она уверена, что только использование АВС помогло ей вернуться на лед с новыми силами и победить снова. В Лиллихаммере в 1992 г. она выиграла серебряную медаль!

Золотой медалист Олимпиады в Сиднее Richard Faulds уверен, что своим успехом он обязан АВС, разработанной с помощью компьютерной программы. Richard надевал специальные очки и наушники. Затем прибор начинал вырабатывать серии звуковых и световых импульсов в ритме биоэлектрической активности мозга. Следя за импульсами, человек может постепенно научиться различать шесть различных типов ритмов, включая a - и g - ритмы. После прохождения обучения Richard Faulds научился контролировать a -ритм, что, как он считает, усилило его способность к концентрации и, в конечном счёте, принесло ему золотую медаль. Henry Hopking, ученый из швейцарского Alpha Learning Institute, участвовавший в обучении спортсмена, заявил, что оно позволило его ученику за три дня достичь такого уровня концентрации, которого буддийские монахи добиваются за двадцать лет упорных тренировок.

Таким образом, исходя из анализа представленных данных, можно утверждать, что целью применения АВС является формирование навязанной биоэлектрической активности коры головного мозга через стимуляцию сенсорных входов адекватными раздражителями, на фоне которой формируются более совершенные функциональные системы, обеспечивающие достижение более высокой спортивной работоспособности.

Регулярное использование устройств АВС успокаивает сознание и релаксирует тело, иначе говоря, вызывает единение тела и сознания (bodymind), увеличивает отношение уровней сигнал/шум, способствующее формированию более совершенных регулирующих программ и помогает более полно сосредоточиться на существующем моменте. Состояние пассивной осознанности, инициируемое АВС, делает намного более легкой синхронизацию деятельности тела и сознания, заставляя их работать согласованно вместе, а не направляя их деятельность на обеспечение друг друга, когда “тело кормит ум, а ум сообщает телу, где найти еду”. Релаксация тела при настороженном сознании, как оказалось, была ключом к достижению этой «тело/сознание» (bodymind)-связи. АВС имеет способность держать сознание настороженным (активным), в то время как тело в это время глубоко расслабляется.

Когда спортсмены сообщают, что они достигли пика спортивной формы (ПСФ), у них возникает особое психофизиологическое состояние взаимодействия тела/сознания, которое позволяет непринужденно и легко достигать экстраординарных уровней работоспособности. Некоторые спортсмены описывают это состояние как “нахождение в коконе”, когда их мысли полностью заполнены только тем, что происходит здесь и сейчас, никаких мыслей относительно того, что случалось раньше или что должно случиться позже. Полная фокусировка на том, что происходит сейчас без каких-либо беспокойств или мыслей о правильности происходящего. Говоря о времени, они отмечают, что оно как будто останавливается, а их действия происходят в замедленном движении. Спортсмены, достигшие ПСФ, настолько целеустремленны, что уже не заботятся ни о чем даже в то время, когда они достигают невероятно высоких уровней работоспособности и выполняют очень опасные спортивно-технические приемы.

Многое из описаний спортсменами своего состояния кажется очень необычным. Например, теннисисты сообщают, что на ПСФ теннисный мяч становится большим и кажется, что он летит замедленно, несмотря на то, что его действительная скорость составляла 80-90 миль в час. Игрок в гольф говорит об увеличении лунки. Гимнасты чувствуют себя подобным образом, выполняя очень опасные упражнения, – они представляют свои действия как бы в замедленном исполнении, что позволяет избегать ошибок при их выполнении. Некоторые футболисты сообщали, что они являются лучшими в мире и способны совершить проход к чужим воротам, невзирая на защитников, мчащихся на них на чрезвычайно высоких скоростях. Некоторые игроки в гольф утверждают, что четыре часа игры в гольф проходили для них как двадцать - тридцать минут. Такие искажения и последующие расширенные уровни понимания могут встречаться, только когда сознание и тело находятся в состоянии полной отрешенности от окружающего мира. Нет никакого эмоционального беспокойства и физического перевозбуждения, которые захватывают сознание, а напротив, наблюдается полное ощущение того, что все идет как надо. Это то непринужденное чувство, о котором сообщают все спортсмены, достигшие ПСФ.

Итак, на основании анализа приведенных материалов можно выделить основные характеристики состояния спортсменов, достигших ПСФ:

– спокойное сознание и относительно расслабленное тело, описываемое как спокойная настороженность. Это особое состояние, когда тело и сознание функционируют как одно целое в одно время, независимо от любых внешних вмешательств или внутренних ощущений. Нет никаких физических или умственных реакций на внешние воздействия, а внутренние органы работают спокойно в ожидании действия. Возникает чувство легкости работы, Вы не заботитесь ни о чем, отрешены от внешнего влияния и внутренних желаний;

– высокое значение соотношения уровней сигнал/шум. Другими словами, сигнал, который значим для спортсмена и поэтому является объектом концентрации внимания, должен распознаваться лучше, чем все остальные сигналы. Концентрация внимания на значимом объекте выдвигает на первый план более тонкие его аспекты, заставляя казаться их большими и замедленными. Лучший пример этого – игрок бейсбола, который заявлял, что он может видеть швы на движущемся мяче со скоростью 100 миль в час;

- полная фокусировка на существующем моменте, в основе которой лежит способность абстрагироваться от любых мыслей о прошлом или о будущем и фокусировать сознание полностью на существующем моменте, на выполнении конкретной задачи.

Несмотря на то, что можно выделить еще несколько характеристик, эти три, на наш взгляд, являются первичными в процессе достижения психофизического состояния, соответствующего ПСФ, и, по-видимому, очень полезно учитывать их при проектировании процесса обучения. При этом практически все спортсмены соглашаются с тем, что сама попытка войти в психофизическое состояние, соответствующее ПСФ, фактически препятствует им попаданию туда, поскольку достижение такого психофизического состояния - это не психотехника, а, скорее всего, невидимый, неконтролируемый процесс, который нарастает и идет собственным чередом при наличии побудительного мотива и определенных внешних воздействий, т. е. техника обучения спортсмена этой технологии основывается главным образом на личной ответственности спортсмена. Отличительной особенностью этой технологии является способность вызывать длительные эффекты и такие изменения психофизиологического состояния, которые могли бы влиять на поведение и в других областях жизни, вне спортивной арены. Катализатором для этой технологии обучения является АВС. При этом следует учитывать, что словесные и гипнотические методы воздействия на сознание и подсознание, в отличие от АВС, являются временными и не способствуют изменению состояния сознания, которое берет полную ответственность за процесс достижения ПСФ на подсознательном уровне.

Существуют и другие показания для использования АВС в спорте. Так, например, очень часто перед спортсменом встает проблема хорошо выспаться перед большим соревнованием, свести к минимуму последствия развития десинхроноза, обусловленного сменой временн′ых поясов, климатических условий и т. п. Если в этом случае начать использовать АВС за несколько недель до соревнований, то спортсмен после АВС сможет также легко погрузиться в глубокий сон, как и в любую другую ночь. Опять-таки в этом случае неплохо использовать наряду со световыми, и слуховые стимулы, предъявляемые при проигрывании аудиокассет.

В заключение хотелось бы привести высказывание D. Siever (2000), спортивного психолога: «Я высоко ценю АВС не только за те глубокие влияния, которые она оказывает при переходе к состоянию ПСФ, но также и потому, что это устройство требует активного участия пользователя его. Каждый человек всегда имеет выбор: сопротивляться воздействию или воспринимать его. Я соглашаюсь с тем, что АВС работает за человека и эффекты от нее развиваются помимо Вашего участия, однако она действительно оставляет место для Вашего участия. Как только Вы научитесь вызывать требуемые эффекты сами, Вы сможете все более и более уменьшать потребность в циклах обучения с использованием АВС. Хотя в занятой, шумной, напряженной среде потребность во внешней помощи все же необходима. Я обнаружил, что работа над собой – это то, что позволяет выдержать чрезвычайные нагрузки при соревнованиях мирового уровня. Более частое пребывание на ПСФ приведет Вас к экстраординарным достижениям, у Вас откроется внутренняя сила духа, и это позволит Вам получать выгоды, которые они обеспечивают».

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.