Глава I. Потребность и мотивация — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава I. Потребность и мотивация

2020-04-03 147
Глава I. Потребность и мотивация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение 3
Глава I. Потребность и мотивация 4
1.1 Потребность. Определение 4
1.2 Виды потребности 4
1.3 Мотивация. Определение 5
1.4 Классификация мотивов 6
1.5 Мотивы в спортивной деятельности 7
Глава II. Деятельность 8
2.1 Понятие деятельности и ее структура 8
2.2 Основные характеристики деятельности 10
2.3 Основные виды деятельности 12
2.4 Влияние мотивации на деятельность 13
Заключение 15
Используемая литература 18

Введение

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в нашу жизнь, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей и добиваться от них нужного результата или конкретного действия. Самым первым из применяемых методов мотивации был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях, античных мифах и русских народных сказках можно найти множество историй, в которых короли предлагают полцарства в награду или обещают отрубить голову герою. Постепенно жизнь менялась, и сегодня только кнутом и пряником мы уже не можем в достаточной мере мотивировать человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае -- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае -- как совокупность мотивов, в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека.

Так м образом, для того чтобы быть развитым всесторонне, морально устойчивым, нравственно воспитанным, да и просто конкурентоспособным человеком, надо уметь правильно ставить себе цели и добиваться их.

Глава I. Потребность и мотивация

Потребность. Определение

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

Виды потребности

По происхождению:

Естественные потребности - связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Культурные потребности - обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету:

Материальные потребности - выявляют зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности - выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Мотивация. Определение

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в психологии мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация- это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивы- это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив - способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

 

Классификация мотивов

Мотивы делятся на осознаваемые и не осознаваемые.

Осознанные мотивы:

Убеждения - это мотивы, базирующиеся, на информированности и опыте человека. Базовая основа убеждений может быть узкой, общей или ситуативной. Большую роль здесь играют определенные взгляды: научные, житейские, общественно-политические, религиозные. Таким образом, если человек обладает упорядоченной и организованной системой взглядов на мир, то речь идет о мировоззрении, которое является одним из самых стойких мотивов личности.

Стремления - это мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых нет на данный момент, но могут быть достигнуты в следствии соответствующей деятельности.

Намерения - в этом случае, человеку известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.

Мечты - стремление к предмету, созданному воображением. При этом субъекту не известны способы достижения цели.

Идеалы - предметы воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, направленности является сам субъект.

Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими мотивами. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакцию в случае успеха.

Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

Не осознаваемые мотивы:

Влечения- мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность. Имеет свойство, как угасать так и культивироваться в стремление.

Эмоции - конкретное, непосредственное переживание отношения к предмету, сопровождающее действия человека. Возникнув в какой-либо ситуации, оно сохраняется в памяти и существенно влияет на отношение к деятельности, действиям, операциям.

Установки - неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность которой не ясны субъекту. Т.о. мы с удовольствием выполняем просьбу одного человека, а такую же просьбу другого человека встретим отказом.

Глава II. Деятельность

Основные виды деятельности

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека-сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), организации и особенностям мотивации.

Игра - форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.

Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Вместе с тем труд, направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, является основным путем формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.


 

Заключение

Итак, в результате проведенных нами теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умолять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание в своей работе мы уделили и индивидуальным различиям.

Мы уделили особое внимание этому вопросу, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.

Важно также отметить значимость знаний о мотивации в управленческой деятельности руководства организации, заинтересованной в повышении производительности труда своих сотрудников, их полной отдаче на предприятии. Понимание и применение на практике системы мотивации своих работников приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, общий настрой работников. И как следствие, опять же, увеличение производительности самой организации. Грамотный руководитель должен четко знать, что не все сотрудники мотивированны одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих сотрудников и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого.

Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях профессиональной деятельности.

Мы считаем, что изучения в области мотивации будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.


 

Список используемой литературы

1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Л.П. Баданина; Моск. психолого-соц. ин-т (М.). – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.

2. Бреслав, Г. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г. Бреслав – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: ACADEMIA, 2006. – 544 c.

3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций: учеб. Пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. – 336 с.

5. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие / В.В. Давыдов. – 2-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 176 с.

6. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник / М. И. Еникеев: Моссковская гос. Юрид. Акад. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект: ТК Велби, 2007. - 440 с.

7. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст]: учебник / Н. С. Ефимова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

8. Кравченко, А. И. Общая психология: учеб. Пособие / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. - 432 с.

9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Смысл, 2007. - 511 с.

10. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.

11. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2006. - 592 с.

Содержание

Введение 3
Глава I. Потребность и мотивация 4
1.1 Потребность. Определение 4
1.2 Виды потребности 4
1.3 Мотивация. Определение 5
1.4 Классификация мотивов 6
1.5 Мотивы в спортивной деятельности 7
Глава II. Деятельность 8
2.1 Понятие деятельности и ее структура 8
2.2 Основные характеристики деятельности 10
2.3 Основные виды деятельности 12
2.4 Влияние мотивации на деятельность 13
Заключение 15
Используемая литература 18

Введение

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в нашу жизнь, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей и добиваться от них нужного результата или конкретного действия. Самым первым из применяемых методов мотивации был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях, античных мифах и русских народных сказках можно найти множество историй, в которых короли предлагают полцарства в награду или обещают отрубить голову герою. Постепенно жизнь менялась, и сегодня только кнутом и пряником мы уже не можем в достаточной мере мотивировать человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае -- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае -- как совокупность мотивов, в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека.

Так м образом, для того чтобы быть развитым всесторонне, морально устойчивым, нравственно воспитанным, да и просто конкурентоспособным человеком, надо уметь правильно ставить себе цели и добиваться их.

Глава I. Потребность и мотивация

Потребность. Определение

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

Виды потребности

По происхождению:

Естественные потребности - связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Культурные потребности - обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету:

Материальные потребности - выявляют зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности - выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Мотивация. Определение

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в психологии мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация- это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивы- это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив - способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

 

Классификация мотивов

Мотивы делятся на осознаваемые и не осознаваемые.

Осознанные мотивы:

Убеждения - это мотивы, базирующиеся, на информированности и опыте человека. Базовая основа убеждений может быть узкой, общей или ситуативной. Большую роль здесь играют определенные взгляды: научные, житейские, общественно-политические, религиозные. Таким образом, если человек обладает упорядоченной и организованной системой взглядов на мир, то речь идет о мировоззрении, которое является одним из самых стойких мотивов личности.

Стремления - это мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых нет на данный момент, но могут быть достигнуты в следствии соответствующей деятельности.

Намерения - в этом случае, человеку известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.

Мечты - стремление к предмету, созданному воображением. При этом субъекту не известны способы достижения цели.

Идеалы - предметы воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, направленности является сам субъект.

Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими мотивами. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакцию в случае успеха.

Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

Не осознаваемые мотивы:

Влечения- мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность. Имеет свойство, как угасать так и культивироваться в стремление.

Эмоции - конкретное, непосредственное переживание отношения к предмету, сопровождающее действия человека. Возникнув в какой-либо ситуации, оно сохраняется в памяти и существенно влияет на отношение к деятельности, действиям, операциям.

Установки - неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность которой не ясны субъекту. Т.о. мы с удовольствием выполняем просьбу одного человека, а такую же просьбу другого человека встретим отказом.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.