Экспериментальное изучение уровня воображения у старших дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экспериментальное изучение уровня воображения у старших дошкольников

2020-03-31 376
Экспериментальное изучение уровня воображения у старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ниже приведены данные по проведенной методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).

 

Рисунок 1 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур»

 

Данные рисунка 1 говорят о том, что наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения - 80%. Испытуемых в группе с высоким уровнем оказалось 15%. К низкому уровню творческого воображения были отнесены 5% воспитанников.

Испытуемые, показавшие высокий уровень творческого воображения, выполняли оригинальные рисунки, в которых чаще других встречались уникальные образы и явления (космос, только что вылупившийся цыпленок, лимузин - свадебная машина). Дети быстро справлялись с заданием, параллельно рассказывая историю к рисунку.

Дети, показавшие средний уровень воображения, выслушав задание, уверено приступали к работе, работали увлеченно, с желанием и интересом. Дети быстро дорисовывали все фигурки, воплощая идеи, следовали за созданным образом. Рисунки детей носили явные элементы творческой фантазии. В изображениях встречалось небольшое число фигур, которые превращались в один и тот же элемент. В детских работах часто встречались неповторяющиеся изображения отдельных объектов с разнообразными деталями, такие как: флакон для духов, легковая машина, такси, домик с девочкой и др. Характеризуя такой показатель, как оригинальность, можно отметить, что дети использовали в изображениях следующие категории - явления природы, игрушки, предметы обихода, транспорт, растения, животных, фрукты и овощи.

 Анализ работ показал, что дети быстро справлялись с заданием, используя такие фигуры как,   ,   ,. Затруднения детей вызывали задания с дорисовыванием контуров в виде,.

Низкий уровень вобрал в себя 5% воспитанников (1 испытуемый) экспериментальной группы. Для ребенка с низким уровнем творческого воображения были характерны следующие особенности: испытуемый быстро справлялся с заданием, используя такие фигуры как квадрат, треугольник, круг. Затруднения вызывали задания с дорисовыванием контуров при одновременном проявлении к нему интереса. Испытуемый, показавший низкий уровень при выполнении задания, не проявлял эмоционального отношения к изображению, избегали трудностей.

Детям была свойственна схематизация, типизация образов, которая проявлялась в изображении контурных, лишенных деталей объектов, в повторности, неоригинальности. Так, фигура для дорисовывания часто превращалась в один и тот же элемент: используя  ,  дети изображали дом;  - превращали в цветок; фигуры неопределенной формы - в капельку, облако, кита. В детских работах часто прослеживалась фантазия: встречались неповторяющиеся изображения, такие как письмо, бабочка, кафе, робот, пушка, лошадка.

Наблюдения за процессом работы показали, что некоторые дети испытывали затруднения в передаче образа изображения. Например, затрудняясь в изображении предметов у Б. Данилы имелось много идей, но остановиться на одной и осуществить ее получалось с трудом.

В целом по результатам методики «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети фактически принимают задачу, легко идут на контакт, рисуют несхематичные, детализированные рисунки.

Данные по методике «Преврати кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская).

 

Рисунок 2 - Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Преврати кружок в предмет»

 

В группе количество детей со средним уровнем составило 50%. К числу детей с низким уровнем относится 30% испытуемых. К высокому уровню были отнесены 20% воспитанников. Рисунки детей, показавшие высокий уровень, отличались оригинальностью и необычностью, проработанностью деталей образов (медведь с пчелой).

Дети со средним уровнем, принимали задачу на построение образа воображения; работали уверено, с интересом и желанием. Рисунки также носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

Дети, показавшие низкий уровень развития творческого воображения, не испытывали огромных затруднений при выполнении задания, но их рисунки носили простой характер. Некоторые выполняли задание очень поверхностно; рисовали то, что проще. Дети частично принимали задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. Их рисунки получались шаблонными, неоригинальными, где в основном изображались предметы и объекты, в которых просматривалась слабая фантазия, нечеткая схематизация образов и детализация.

 

Рисунок 3- Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам двух методик

 

Таким образом, данные полученные по двум методикам свидетельствуют о том, что в среднем к высокому уровню творческого воображения можно отнести 17,5% воспитанников. Испытуемых в экспериментальной группе со средним уровнем творческого воображения оказалось 65%. К низкому уровню творческого воображения отнесены 17,5%.

Итак, итоги проведенного констатирующего эксперимента с участием детей старшего дошкольного возраста позволили сформулировать ряд выводов:

По итоговому уровню дети распределились в три группы. Охарактеризуем некоторые особенности, проявляемые испытуемыми в ходе эксперимента, на разных уровнях сформированности воображения.

На I-ом уровне было зафиксировано 17,5% испытуемых. Данная группа выполняла задание уверенно, с желанием и интересом. Дети дорисовывали фигуры быстро, их рисунки отличались необычностью и оригинальностью. Если бы мы предложили лист для задания больше, воспитанники заполнили бы с удовольствием весь масштаб данного листа. Большинство рисунков испытуемых содержали рассказ к нему, сюжет.

На II-ом уровне оказалось 65% воспитанников группы. Дети данной группы также работали увлеченно, в их рисунках содержались разнообразные детали отдельных изображений. Рисунки носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

КIII-ему уровеню, как и к I-ому было отнесено 17,5%. Данная группа детей частично принимала задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. В работах встречались повторяющиеся изображения чаще, чем в предыдущих уровнях.


Заключение

 

Итак, воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но и приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников:

а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни. Раскрыта сущность понятия «воображение», описаны его функции, виды и психологические механизмы;

б) экспериментальное изучение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.


Список использованной литературы

 

1. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: Академия, 2001.

2. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский // Научное творчество. - М., 1969. - № 2.

3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.

4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1950.

5. Галин, А.Л. Личность и творчество / А.Л. Галин - Новосибирск, 1989.

6. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий - Смоленск, 1974.

7. Дудецкий, А.Я., Юлустина, Е. А. Психология воображения / А.Я. Дудецкий, Е. А. Юлустина - М., 1997.

8. Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.

9. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.52-59.

10.Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко - М., 1986.

11.Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев - М., 1956.

12.Ильенков, Э. В. О воображении / Э. В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3.

13.Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.

14.Коршунова, Л. С., Пружинин, Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б. И. Пружинин - М., 1989.

15.Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова - М., 1979.

16.Костина, Л. М., Фролова, Л. В. Проблема творческого мышления и творческого воображения в психологии / Л. М. Костина, Л. В. Фролова // Вестник ЧГПУ. - 2002. - №1.

17.Кудрявцев, В. Т. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - №3.

18.Кудрявцев, В. Т. «Тропинки» воображения / В. Т. Кудрявцев // Обруч. - 2006. - №4.

19.Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

20.Меерович, М. Управляемое воображение / М. Меерович // Народное образование. - 2001. - №1.

21.Морозов, А.В. Основы психологии / А.В. Морозов - М.: Деловая книга, 2003. - С. 44

22.Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р.Г. Натадзе - Тбилиси, 1972.

23.Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2001.

24.Нудельман, М. М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман - М., 1978.

25.Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 1964

26.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн - М., 1989.

27.Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

28.Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина - Ярославль: «Академия развития», 1997.

29.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Приложение А

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.