Цель, задачи, методика исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Цель, задачи, методика исследования

2020-03-31 275
Цель, задачи, методика исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 111». В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Прежде чем приступить к эксперименту мы познакомились с детьми, установили с ними контакт. Дети вели себя доброжелательно. На предложение поработать вместе живо откликнулись, очень заинтересовались.

Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа:

. Подбор методик исследования и изготовление необходимого для них оборудования.

. Проведение эксперимента.

. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Цель исследования: изучение психологических особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью эксперимента были обозначены следующие задачи:

. Определить уровень развития творческого воображения у старших дошкольников.

. Выявить индивидуально-типологические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Методика «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

Ребенку предлагалось 10 карточек, на которых были изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Ответ записывали и давали следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимал инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисовали на листе бумаги круг и показывали, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просили ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не использовались.

 При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывали ребенку. Если двое детей превращали круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывался ни одному из этих детей.

Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:

 I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

III уровень (низкий) - 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

Методика «Преврати кружок в предмет» направлена на изучение оригинальности рисунка и определение уровня развития воображения.

В качестве материала был представлен стандартный лист бумаги с нарисованной на ней фигурой (круг) и цветные карандаши.

После объяснения и показа задания экспериментатором, ребенку предлагалось нарисовать какое-либо изображение, предмет, чтобы в итоге получился законченный рисунок. После дорисовывания фигуры его спрашивали о том, что он нарисовал.

Обработка данных производилась в баллах, по следующим критериям:

· принятие задачи

2 балла - если ребенок принимал задачу на построение образа воображения

балл - если частично принимал задачу

баллов - если не принимал задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура

- оригинальность

2 балла - ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, с фантазией, хотя изображение не является совершенно новым

балл - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии

баллов - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия

детализация

2 балла - образ и детали рисунка тщательно проработаны

балл - образ и детали рисунка проработаны средне

баллов - не очень хорошо проработаны детали

Суммируя балы по трем показателям, были выделены следующие уровни и характерные для них особенности.

I уровень (высокий) - 5-6 баллов: дети принимают задачу на построение образа, рисуют нечто оригинальное, необычное. Образ и детали рисунка тщательно проработаны.

II уровень (средний) - 3-4 балла: дети также принимают задачу на построение. Образы не являются новыми, но несут в себе элементы творческой фантазии. Детали рисунка проработаны средне.

III уровень (низкий) - 0-2 балла: Дети частично принимают задачу на построение образа воображения, рисуют нечто очень простое, неоригинальное. Образ и детали проработаны средне.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.