Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-03-31 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Система законодательства об особо охраняемых природных территориях - многоуровневая категория.
В настоящий момент правовой основой организации, регулирования, охраны и использования ООПТ являются:
а) Конституция Российской Федерации (ч.1 ст.72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;
в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, на территории Тюменской области Законом "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области" № 303 от 28.12.2004 г. устанавливаются общие принципы охраны и использования ООПТ, полномочия органов государственной власти Тюменской области, определяются категории ООПТ, порядок их образования и ликвидации, режим охраны, а также порядок финансирования ООПТ.
Существует несколько категорий ООПТ:
государственные природные заповедники;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки;
ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Наряду с упомянутыми категориями ООПТ Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.
Особо охраняемые объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых объектов международного значения. Особо охраняемый объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законодательством РФ.
|
Для защиты отдельных категорий ООПТ (например, государственных природных заповедников) от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Общими характерными чертами правового режима земель ООПТ является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли:
особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
рекреационного назначения;
природоохранного назначения;
историко-культурного назначения;
иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Земли ООПТ относятся к объектам национального достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях данной категории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить в последующем землями ООПТ, с последующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении хозяйственной деятельности на них.
|
На землях ООПТ федерального значения запрещено:
предоставление садовых и дачных участков;
строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки, занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.
Первые сведения о создании заповедных территорий в нашей стране относятся к периоду XIV-XV вв. - на определенных участках вводились полный или частичный запреты на охоту, лов рыбы, рубку лесов, посещаемость посторонними определенных территорий. Охрана таких территорий осуществлялась на основании царских указов (Указ Петра I по охране "корабельных рощ", Указ Екатерины II по охране заказных рощ). Способствовала их охране и деятельность монастырей, объявлявших заповедными отдельные участки леса с их животным миром (заповедный лес Троице-Сергиевской лавры, о. Валаам и др.).
Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.
1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.
2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.
|
3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.
Во исполнение постановления Правительства России № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
Указанные Правила, в частности, устанавливают, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения:
о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
о географическом положении, границах и площади ООПТ;
об административной и ведомственной подчиненности;
о задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
о режиме и способах особой охраны этих территорий;
об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);
об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;
о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;
о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;
о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);
о финансировании и материально-технической базе ООПТ;
о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);
о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;
|
об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
Согласно вышеупомянутым Правилам, кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
С учетом изменений в федеральном законодательстве на региональном уровне приняты законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" от 28.12.2004 № 302 и "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области" от 28.12.2004 № 303, законы Ямало-Ненецкого автономного округа "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 67-3АО и "Об особо охраняемых природных территориях в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 69-ЗАО.
Областным законом "Об охране окружающей среды в Тюменской области" взаимоувязаны применяемые в областном и федеральном законодательстве основные понятия, определены полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установлен порядок их реализации.
Закон Тюменской области кроме общих принципов выделяет следующее:
о приоритет интересов ООПТ перед интересами их использования;
обязательный учет расположения и особенностей использования ООПТ при разработке планов и программ социально-экономического развития территорий и рекреационной деятельности, схем недро - и водопользования, при подготовке градостроительной документации, при проведении песо-, земле - и охотоустройства.
Он же предусматривает возможность создания ряда категорий ООПТ в дополнение к определенным Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях": особо охраняемые водные объекты, городские парки, экологические полигоны, плантации и питомники. Последние понятия вводятся законом в следующей редакции:
экологический полигон - особо охраняемая природная территория, предназначенная для мониторинга фонового состояния окружающей природной среды, апробации методик ведения экологического мониторинга, проведения научно-исследовательских работ в сфере сохранения биологического разнообразия, использования и восстановления биологических ресурсов
экологические плантации и питомники - особо охраняемые природные территории, предназначенные для проведения работ по разведению, выращиванию и расселению редких видов животных, растений и грибов, по акклиматизации и воспроизводству ценных в ресурсном отношении биологических объектов, по созданию генетических банков.
|
Особенностью закона Ямало-Ненецкого автономного округа является обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов не только по организации и использованию ООПТ (как требует федеральное законодательство), но и по их ликвидации.
Нормативная правовая база региона по обеспечению функционирования ООПТ постоянно совершенствуется. Постановлением Губернатора Тюменской области от 21.10 02. № 383 "О мероприятиях по определению и резервированию земель ООПТ регионального значения" утверждена "Схема развития и размещения системы ООПТ регионального значения Тюменской области на 2002-2005 годы". В 2004 году в неё внесены изменения и дополнения (от 20.02.2004 № 50, от 25.10.2004 № 129-пк и от 27.12.2004 №233-пк), касающиеся как определения новых участков, подлежащих резервированию, так и режима их использования. В целом на юге области для создания ООПТ регионального значения зарезервированы 63 земельных участка общей площадью свыше 1128.3 тыс. га.
До момента принятия решения о создании ООПТ на этих участках запрещено осуществление многих видов деятельности, способных причинить вред природно-ландшафтным комплексам или предусмотрено их согласование с департаментом недропользования и экологии Тюменской области. Одновременно с этим разрешены традиционные для данных территорий виды антропогенного вмешательства, осуществляемые до принятия решения о резервировании, в том числе распашка, сенокошение, рубка леса, запланированная материалами лесоустройства, а также охота, рыболовство, рыбоводство и иные.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!