Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности

2020-03-31 295
Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются:

· ценностное отношение;

·   интерес;

·   избирательная направленность;

·   инициативность;

·   свобода выбора;

·   самостоятельность, творчество.

Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.

Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные:

Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание

Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Самым простым методом определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной деятельности является следующий - наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности [15]. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:

· интерес к музыке;

·   избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;

·   инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;

·   самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

·   творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Рассмотрим, в чем специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте. Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности - он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.

Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:

этап - музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами - носителями звуков.

этап - музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе: источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этомэтапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка - игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.

этап - музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

· слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

·   исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

·   сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт - важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает:

· опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;

·   опыт знания музыки;

·   опыт умений взаимодействовать с музыкой;

·   опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.

Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.

Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:

-я группа - умения, которые точно названы Н.А. Ветлугиной [15] как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку:

· адекватно реагировать на характер музыки;

·   осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ;

·   деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу;

·   интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;

2-я группа - умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические - певческие, инструментальные, танцевальные.

Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.

Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.

Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. А в музыкально-игровой деятельности глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Таким образом, накопление и обогащение музыкального опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта музыкальной деятельности. Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой дошкольной возрастной группе являются:

· развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

·   развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании, музыкально-игровой деятельности он мог доступными средствами выражать себя, своп эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:

· детское музыкальное восприятие - слушание, интерпретацию;

·   детскую музыкальную деятельность - исполнительство, импровизацию, творчество, игру.

В свою очередь, задачами в области музыкального исполнительства, импровизации, игрового творчества являются:

· развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игра на шумовых инструментах);

·   развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;

·   формирование вокальных певческих умений в процессе подражания взрослому;

·   стимулирование умений сочинять несложные музыкальные образы в музыкальных играх и танцах.

Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.

Изучив теоретические вопросы музыкального воспитания детей в дошкольном возрасте, приступим к рассмотрению конкретных понятий, которые составляют основу данного исследования. Речь пойдет о роли игровой деятельности в процессе музыкального воспитания.

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.