Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников

2020-03-31 206
Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников

1.1 Музыкальное воспитание в детском саду: история вопроса, категориальный анализ

Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности

. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности

2.1 Игровая деятельность в педагогическом процессе: сущность, содержательные характеристики; виды и формы игры

2.2 Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе

2.3 Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.

Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.

Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка - игра.

Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.

Вышесказанное также определило темудипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».

Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.

Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.

3. Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.

4. Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.

Методологическая основа исследования:

1 научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)

2 труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);

3 психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);

4 теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.

В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.

В заключении сведены результаты проведенного исследования.

Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.

 


 

Заключение

Рассмотрение проблемы музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности позволило нам сделать следующие выводы.

Основной целью воспитания является полноценное развитие личности. Сегодня в педагогике существенно меняется взгляд на различные способы стимулирования и развития личности детей, которые можно развивать на занятиях, включающих в себя различные виды деятельности.

Игра - неоценимый в этом помощник. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

На основании проведенного исследования, мы можем утверждать, что музыка способствует всестороннему развитию ребенка. Музыкальное воспитание детей должно начинаться как можно раньше, уже в раннем дошкольном возрасте.

Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности: слушание музыки; творческой деятельности, исполнительстве; игровой деятельности. На формирование и развитие личностных качеств дошкольников влияет весь спектр музыкальных представлений, которые они могут получить в различных видах игровой деятельности.

Грамотно организованное педагогом занятие направлено на постижение содержания музыки с вовлечением в этот процесс эмоционально-чувственной сферы внутренней жизни ребенка. Все это можно воплотить в жизнь и в процессе игровой деятельности, которая несет в себе определенный эмоциональный заряд. В игре, педагог с легкостью сможет стимулировать и корректировать развитие ребенка.

В процессе использования музыкально-игровой деятельности не только осуществляется музыкальное воспитание, но и формируется полноценная, гармонично развитая личность ребенка.

Мы считаем целесообразным применение основных рассмотренных положений в своей практической работе с целью музыкального воспитания дошкольников. Используя выявленные формы игровой деятельности на музыкальных занятиях, мы надеемся добиться положительных результатов.

 


 

Список использованной литературы

1. Азаров, Ю.П. Игра и труд. [Текст] / Ю.П. Азаров - М.: Знание, 1973.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Текст] / Ю.Б. Алиев - М., 2000.

3. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. [Текст] / О.А. Апраксина - М., 1974.

4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. [Текст] / В.И. Андреев - Изд. Кавказского ун-та, 1988.

5. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева - М., 1980.

6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. [Текст] / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1987.

7. Анисимов, О.С., Данько, Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности, уч. пос. [Текст] / О.С. Анисимов, Т.П. Данько - М., 1992.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович - М., 1968.

9. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада // Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / - М.: Просвещение, 1983.

10.Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. [Текст] / Н.Ю. Венгер - М.: Дошкольное воспитание, №11.- 1982. - 32-38с.

11.Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности. [Текст] / Л.А. Венгер - М.: Вопр. псих, №3. - 1978.- 163-165с.

12.Вендрова, Т.Е., Пигарёва, И.В. Воспитание музыкой [Текст] / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарёва - М., 1980.

13.Вербицкий, А.А., Борисова, Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр. [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова - М.- 1990.

14.Виноградова, М.Д., Первин, И.Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. [Текст] / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин - М.- 1977.- 155 с.

15.Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст] / Н.А. Ветлугина - М.: Дошкольное воспитание, №5. - 1965

16.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Вопросы психологии, №6.- 1966.

17.Геллер, Е.М. Наш друг - игра. [Текст] / Е.М.Геллер,- Минск: Народна света, 1979.

18.Гельфан, Е.М., Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию. [Текст] / Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков - М.: Педагогика, 1971.

19.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С.Л. Новоселовой. [Текст] / - М.: Просвещение, 1985.

20.Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. [Текст] / И.А. Ермакова - С-Пб: Издательский Дом «Литера», 2006.

21.Запорожец, А.В., Маркова, Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова - М.- 1978.

22.Игры - обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В., кн.1-7, [Текст] / М.- 1994-95.

23.Каникулы: игра, воспитание./ Под ред. О.С. Газмана [Текст] / М.: Просвещение, 1988.

24.Крылов, Е. Школа творческой личности. [Текст] / Е. Крылов - М.: Дошкольное воспитание, №№7,8. - 1992.- 11-20.

25.Левин, В.А. Воспитание творчества. [Текст] / В.А. Левин - Томск: Пеленг, 1993.- 56.

26.Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Просв., 1978.

27.Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. [Текст] / А.А. Люблинская - М., 1965.

28.Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - [Текст] / Е.М. Минскин - М.: Просвещение, 1987.

29.Никитин, Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. [Текст] / Б.П. Никитин - М.: Педагогика, 1985.

30.Павлова, Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Павлова - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

31.Павлова, Л.Н., Волосова, Е.Б., Пилюгина, Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

32.Радынова, О. Слушаем музыку. Книга для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] / О. Радынова - М.: Педагогика, 1990. С. 3.

33.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии, Т.2., [Текст] / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989.

34.Тарасова, К.В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников. Об уровне развития музыкальности у младших дошкольников (не обучавшихся музыке) [Текст] / К.В. Тарасова - М.: Новые исследования в психологии. 1979. №1 (20). С. 59-64.

35.Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / Р.А. Тельчарова - М., 1991.

36.Терентьева, Н.А. Программа «Музыка». Музыкально-эстетическое воспитание''. [Текст] / Н.А. Терентьева - М: Просвещение, 1994.

37.Терский, В.Н., Кель, О.С. Игра. Творчество. Жизнь. [Текст] / В.Н. Терский, О.С. Кель - М.: Просвещение, 1966.

38.Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] / Е.А. Флерина - М.: Просвещение, 1961.

39.Фролова, А.Н. Игры-занятия с малышами [Текст] / А.Н. Фролова - Киев: Радянська школа, 1987.

40.Халабузарь, П.В., Попов, В.С. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П.В. Халабузарь, В.С. Попов - Санкт-Петербург, 2000.

41.Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. [Текст] / В.Н. Шацкая - М.: Педагогика, 1975. - 200с.

42.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт., [Текст] / С.Т. Шацкий - М.: Педагогика, 1980, Т.2. - 412с.

43.Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1978.

44.Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. [Текст] / М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1974.

 


Приложение 1

Читаем сказку

 

Жил кот Василий.

Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел -

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!» -

И в рассыпную они понеслись.

 

(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)

 

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.


 

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Громко - тихо запоем

Игровой материал. Любая вещь

Ход игры. В игре могут принять участие несколько человек. Выбирается водящий, который выходит из группы. Оставшиеся дети договариваются, куда спрятать вещи. Задача водящего - найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится спрятанное, или ослабевает по мере удаления от него.

Если водящий успешно справился с заданием при повторении игры, он имеет право спрятать свою вещь.

Кто идет?

Используя сказку Е. Королевой «Дружная семья», тренируемся в составлении ритмических рисунков.

. Играем на любом музыкальном инструменте (даже шумовом: погремушке, маракасе, бубне) звуки целыми длительностями, изображая тем «шаги прабабушки». Считаем при этом вслух.

. Одновременно играют на другом музыкальном инструменте, изображая поочередно «шаги бабушки» (половинные длительности), «шаги мамы» (четвертные) или «шаги ребят» (восьмые длительности). Дети должны угадать, кто шагает рядом с «прабабушкой», «бабушкой» и т.д.

. Просим детей назвать длительности, которыми «шагают» герои сказки в исполнении родителей.

Ежик и барабан

Учитель читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

 

С барабаном ходит ежик,

Бум - бум - бум!

Целый день играет ежик,

Бум - бум - бум!

С барабаном за плечами,

Бум - бум - бум!

Ежик в сад попал случайно

Бум - бум - бум!

Очень яблоки любил он

Бум - бум - бум!

Барабан в саду забыл он

Бум - бум - бум!

Ночью яблоки срывались

Бум - бум - бум!

И удары раздавались

Бум - бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум - бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули

Бум - бум - бум!

Учитель говорит:

Дятел сел на толстый сук

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Всем друзьям своим на юг

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Телеграммы дятел шлет,

Что весна уже идет,

Что растаял снег вокруг:

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Дятел зиму зимовал,

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: В жарких странах не бывал!

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: И понятно, почему,

Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

Дети: Тук да тук, тук да тук!

Шумит оркестр

Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

Кыш-кыш (свободное движение рук)

Хлоп-хлоп (в ладоши)

Шлеп-шлеп (по коленям)

Топ-топ (ноги поочередно)

Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

На фланелеграфе выложить ритм:

Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.

Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

Ритмическое эхо

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Сыграй, как я

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.

Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

Одновременный поклон, хлопок в ладоши.

Без команды (классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

Настроение

Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию.

Поем по фразам

Используемые песни чередуясь: группа - группа, педагог - группа, ребенок - ребенок.

Интонация

Рассказать скороговорку голосами разных птиц или зверей.

(Высоко, низко, быстро, медленно).

 


Приложение 2

Кто что услышит?

Цель:Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход:Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Солнце или дождик?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Где позвонили?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 - 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Угадай, на чем играю

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».


Приложение 3

Покажи, кого назову

Ход: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и т.д.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить: «Это Света. Скажи - Света». Игра повторяется.

Кто это?

Ход: Воспитатели просит ребенка назвать свое имя; сказать, как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит малыша повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает сою речь жестами, дотрагиваясь ладонью до того, чье имя нужно назвать.

Сделай как я

Ход: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Сделай как я». Добивается, чтобы малыш повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Лиану, она хорошая девочка. Сделай как я»; «Я дала машинку Алеше. Сделай как я» и т.п.

Давай познакомимся

Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.

Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Айша с нами в группе». Дети по-возможности повторяют.

Кружок

Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка.

Ход: Воспитатель говорит: «Давайте покажем гномику, как мы любим друг друга». Дети вместе с воспитателем становится в круг, берутся за руки. Один ребенок становиться в центр круга. Воспитатель говорит ребенку, стоящему в кругу: «Мы любим тебя, Руслана!», тесно сужая кружок в круг девочки (дети, по возможности, повторяют). Затем в центр круга становится другой ребенок и игра повторяется.

Содержание

 

Введение

Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников

1.1 Музыкальное воспитание в детском саду: история вопроса, категориальный анализ

Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности

. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности

2.1 Игровая деятельность в педагогическом процессе: сущность, содержательные характеристики; виды и формы игры

2.2 Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе

2.3 Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


 

Введение

 

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.

Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.

Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка - игра.

Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.

Вышесказанное также определило темудипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».

Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.

Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.

3. Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.

4. Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.

Методологическая основа исследования:

1 научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)

2 труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);

3 психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);

4 теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.

В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.

В заключении сведены результаты проведенного исследования.

Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.

 


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.