Развитие ребёнка с рождения до 1 года — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Развитие ребёнка с рождения до 1 года

2020-03-31 105
Развитие ребёнка с рождения до 1 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Однако первые движения малыша всегда непроизвольные, они отрывисты и конвульсивны. Руки ребенка второго месяца еще сжаты в кулачки и нет такого понятия, как сознательный захват предмета - только рефлекторный. На третьем месяце пальцы уже осознанно хватают предмет, однако большой палец не участвует в захвате. Поэтому от рождения ребёнка и до 3 месяцев необходимо способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из разных положений - над головой, сбоку - причём обеими руками. Родителям необходимо создавать ситуации, которые будут обогащать тактильную чувствительность ребёнка и способствовать тому, чтобы ребёнок самостоятельно исследовал окружающий мир и развивались его слуховые и зрительные реакции. Для этого необходимо давать трогать, мять и гладить предметы из совершенно разных материалов. На данном этапе важно широкое использование шариков, палочек, игрушек - это могут быть разнообразные подвески над манежем на расстоянии 10-15 см от согнутых рук ребенка. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенку нужно было повернуться, чтобы дотянуться до них.

С четырех месяцев движения ребенка становятся гораздо свободнее и осознаннее, пальцы разжимаются и малыш уже умеет держать погремушку. Захват в это время ещё примитивный, большой палец до сих пор не участвует в захвате. На пятом месяце ребенок - если дать ему два кольца - сразу же крепко их схватит и постарается подтянуться, пытаясь сесть - такой захват называют ладонным. Предметные действия, которые выполняет малыш на этом сроке, ещё не разнообразны - всеми предметами ребёнок орудует одинаково: бросает, мнёт, трогает, пытается положить себе в рот. Поэтому в этот период также рекомендуется делать упор на развитии умений хватать и трогать игрушки, висящие над ребёнком, и производить с ними элементарные манипуляционные действия.

На шестом-седьмом месяце жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания, движения руки становятся все более точными, а также появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Поэтому с пяти месяцев необходимо учить ребёнка брать игрушку из рук взрослого, причём из разных положений - когда ребёнок лежит на спинке, на животе либо находится на руках у взрослого, а также учить перекладывать игрушку из одной руки в другую, начиная с шести месяцев. К семи месяцам нужно стимулировать дальнейшее развитие рук, действия с предметами и самостоятельное ползанье.

Начиная с 8-9 месяцев у ребенка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. В этом возрасте ребенок совершает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. По сути, девятый месяц является существенным скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата на этом этапе преобразуется в нижний, "пинцетный", то есть мелкие предметы дети теперь берут двумя пальцами. Что необходимо на этом этапе?

)   Предлагать ребёнку возможность расстегивать кнопки, учить снимать кольца со стержня, открывать коробки.

)   Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизывать на леску большие пуговицы.

)   Организовывать игры: "Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик" и прочие, начиная с 9 месяцев.

)   Развивать движения пальцев ребёнка, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т.д., катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д. Предлагать действия с предметами разного размера.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, вложить один предмет в другой, наложить один поверх другого, поставить или нанизать один на другой и пр. К концу года дети обращают внимание не только на прямые, но и на косвенные результаты своих действий - приходит осознание, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку - включить или выключить свет и т.п. Кроме того, с предметами малыш начинает работать функционально, активно подражая действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Ребенок постоянно и активно изучает все доступные вещи; пытается рисовать, писать - чиркает карандашом по бумаге. Нужно всячески способствовать данным направлениям развития, а именно: ребенок год педагогический умение

5) побуждать ребенка обследовать предметы-игрушки, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать);

)   способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого ("покажи глазки", "где часы");

7) проводить игры, которые предполагают определенную схему прямого и обратного действия, например с использованием сжимающихся и разжимающихся мягких объектов или по системе «проталкивать внутрь - доставать», «насыпать - высыпать» и т.п.;

)   занятия по крепкому удержанию пишущего объекта - попытки рисования цветными карандашами, ручкой, кисточкой, фломастером и т.д.;

)   развитие навыков обращения с пуговицами, молниями на одежде.

Итак, содержание и условие педагогической работы на первом году жизни ребёнка включают такие действия, как вкладывание игрушек в руку ребенка, касание ими его ладоней, пальчиков; игры с пальчиками ребёнками для развития тактильных ощущений и с необходимостью выполнения движений в конкретной последовательности. С двух месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игрушки, чтобы сформировать у него соответствующие действия: ориентировочные, экспериментирования и целенаправленные. Кроме того, важно подготовить развивающую предметную среду: использовать детскую игровую мебель, игровые модули, разнообразные безопасные материалы; обращать внимание детей на то, что предметы имеют свое назначение: показывать, как пользоваться ими. В специально обучающих играх-занятиях ребенок осваивает систему орудийных действий: например, достает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Полезны и игры с маленькими объектами, которые ребёнку сложно просто схватить рукой - однако в этом случае требуется постоянное присутствие рядом взрослого человека. Содержание педагогического процесса составляют физические упражнения, игры для формирования движений и развития двигательных способностей.

Положения и движения рук, которым нужно обучать ребёнка в первый год жизни - вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину, сгибание и разгибание; скрещивание перед грудью, разведение в стороны; отведение назад за спину; размахивание вперед-назад; хлопанье в ладоши перед собой, над головой; сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов. Для этого в занятиях с детьми возможен и очень полезен специальный массаж, чтобы развивать мелкую моторику пальцев рук. В этих целях можно использовать упражнения с пособиями и без них. -;

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т.д. Кроме того, совершенно необязательно покупать дорогие игры - достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами. Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используются для игр и прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.