Японский опыт прогнозирования качества деятельности предприятия — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Японский опыт прогнозирования качества деятельности предприятия

2020-04-01 196
Японский опыт прогнозирования качества деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система менеджмента качества это система, эффективная работа которой невозможна без объективной и достоверной информации. Именно такая информация позволяет принимать правильные решения по управлению качеством продукции, процессами, системами и различными видами ресурсов организации. Но для того, чтобы принимаемые решения действительно были правильными, они должны основываться на определенном наборе исходных данных, характеризующих продукцию, процесс или систему управления организации. Получить этот набор данных можно в том случае, если организация систематически применяет инструменты качества [24].

Инструменты качества - это различные методы и техники по сбору, обработке и представлению количественных и качественных данных какого-либо объекта (продукта, процесса, системы). Набор методов, который применяется в менеджменте качества достаточно широкий и разнообразный. Он формировался на протяжении всей истории развития менеджмента качеств.

Семь новых инструментов контроля качества были созданы Союзом японских ученых и инженеров в 1979 году. Их можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов [19].

. Диаграмма сродства - это своего рода форма «мозгового штурма». Она используется как средство сбора данных в результате обсуждения (идеи, взгляды, мнения), группирования и упорядочивания большого количества качественных (не числовых) данных. Группирование происходит по принципу родственности информации, которая связана с определенной темой. Каждая группа данных представляет собой группу, выделенную по некоторому признаку, характерному только для этой группы. Это созидательный инструмент (Рис. 3.2.1.)

 


Рис. 3.2.1. Диаграмма сродства

 

. Диаграмма взаимосвязей - это инструмент управления качеством, основанный на определении логических взаимосвязей между различными данными. Применяется этот инструмент для сопоставления причин и следствий по исследуемой проблеме. По своей цели применения диаграмма связей несколько похожа на причинно-следственную диаграмму Исикавы. Различие в том, что в диаграмме Исикавы изначально заданы факторы, относительно которых рассматриваются причины возникновения проблемы. Эти факторы упорядочивают причины в логические последовательности. Когда составляется диаграмма взаимосвязей такие факторы отсутствуют [19].

Как правило, диаграмма взаимосвязей используется совместно с диаграммой сродства, так как позволяет выстроить выявленные с ее помощью причины в логическую цепочку. Другой сферой применения диаграммы взаимосвязей является решение комплексных проблем, в ситуации, когда действует множество взаимосвязанных причин (применяется совместно с древовидной диаграммой), а также выявление связей между различными идеями, которые возникают в результате «мозгового штурма». (Рис. 3.2.2.)

 

Рис. 3.1.2. Диаграмма взаимосвязей

 

. Древовидная диаграмма - инструмент, предназначенный для систематизации причин рассматриваемой проблемы за счет их детализации на различных уровнях. Визуально диаграмма выглядит в виде «дерева» - в основании диаграммы находится исследуемая проблема, от которой «ответвляются» две или более причины, каждая из которых далее «разветвляется» еще на две или более причины и так далее.

Применяется древовидная диаграмма когда необходимо определить и упорядочить все потенциальные причины рассматриваемой проблемы, систематизировать результаты «мозгового штурма» в виде иерархически выстроенного логического списка, провести анализ причин проблемы, оценить применимость результатов различных решений проблемы, выстроить иерархическую взаимосвязь между элементами диаграммы сродства и прочее (Рис. 3.2.3.)


Рис. 3.1.3. Древовидная диаграмма

 

.Матричная диаграмма - это инструмент, позволяющий определить наличие и важность связей между элементами - задачами, функциями или характеристиками объекта рассмотрения. Она представляет собой таблицу, включающую элементы, между которыми необходимо установить связь. Часть ячеек таблицы содержит исследуемые элементы, а в других располагаются символы или числа, указывающие наличие и силу взаимосвязи. (Рис. 3.2.4.).

 

Требования потребителя Конкурент 1 Конкурент 2 Компания Х
Гибкие сроки поставки 7 6 3
Продукция без дефектов 8 5 3
Эффективная система работы с рекламациями 9 6 2

Рис. 3.1.4. Матричная диаграмма

 

На Рис. 3.2.4. оценивается деятельность компании Х сравнительно с двумя конкурентами. Приведенные цифры - результат исследования мнений потребителей. Показатели выведены по 10-ти бальной системе.

Очевидно, компании «Х» есть чему поучиться [19].

5.Сетевой график - это инструмент качества, предназначенный для планирования и управления работами. Изначально, в составе семи новых инструментов управления качеством применялась стрелочная диаграмма, но для практического применения более часто используют сетевой график или диаграмму Ганта.

Все это разные инструменты (хотя часто в литературе и Интернете можно встретить, что это один и тот же инструмент с разными названиями), у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки, однако все они служат одной цели - планированию и управлению работами.

Сетевой график - это динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, увязывающая их свершение во времени с учетом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест. Основные элементы сетевого графика - работа и событие. Работа отражает трудовой процесс, в котором участвуют люди, машины, механизмы, материальные ресурсы (проектирование сооружения, поставки оборудования, кладка стен, решение задач на ЭВМ) либо процесс ожидания (твердение бетона, сушка штукатурки) [50].

Наиболее часто сетевой график применяется для проектов или различных работ, которые составляют набор взаимосвязанных действий. Его применение позволяет определить сроки завершения проекта и выявить возможные варианты сокращения сроков работ. Так как работы в сетевом графике взаимоувязаны по времени, то это дает возможность осуществлять контроль хода работ.

Сетевой график используется на этапе составления оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как:

определены проблемы, требующие решения;

намечены необходимые меры;

определены сроки и размечен ход осуществления запланированных мер.

С помощью этого инструмента можно провести анализ повторяющихся операций для повышения их эффективности.

На рис. 3.2.5. приведен пример линейной диаграммы процесса очистки управляющего клапана. При ее построении используются некоторые условные обозначения.

 

Рис. 3.2.5. Сетевой график

 

. Диаграмма планирования осуществления процесса - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.

В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах её реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой.

Данная схема применяется для описания каждого события и непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть на пути следования от констатации проблемы к ее разрешению (Рис. 3.2.6).


Рис. 3.2.6. Схема планирования осуществления процесса, описывающая как обеспечить выигрыш заказа

 

. Матрица приоритетов - инструмент, для обработки путем многофакторного анализа, большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных.

Анализ взаимосвязей между этими данными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого явления. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.

Данный инструмент требует серьезных статистических знаний, поэтому матрица приоритетов (анализ матричных данных) применяется значительно реже, чем рассмотренные выше новые инструменты управления качеством [19].

Пример оформления результатов анализа «матричных данных», собранных для оценки «эффективности» и «мягкости» действия различных болеутоляющих средств, приведен на рис. 3.2.7.

 

Рис. 3.2.7. Матрица приоритетов

 

Из примера следует, что аспирин «Generic» малоэффективен как болеутоляющее и может дать побочные эффекты, а «Tylenol» значительно эффективнее и легче переносится организмом.

 

Рекомендации с целью улучшения качества деятельности предприятия

 

В современном менеджменте сформировались новые модели управления деятельностью организаций, которые базируются на представлении организации как системы. Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением организации. Внутренняя структура организации отражает цели и ценности работающих в ней людей и обеспечивает непрерывность протекающих в организации процессов. «Внешняя среда» организации не является сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента, но своим воздействием может менять поведение организации.

Современный подход к управлению деятельностью организации строится на рассмотрении как внутренних процессов, происходящих в организации, так и на выявлении и описании ее неразрывных связей с внешним миром. Все проблемы управления организацией при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, то есть через взаимоувязанные между собой управленческие действия, направленные на принятие решений для реализации целей организации.

Организации стремятся добиться поставленных целей. Для этого им постоянно необходимо находиться в движении. Движение в бизнесе - дорога к успеху. Одного движения недостаточно, необходимо правильное направление. Если организация движется в правильном направлении, она совершенствуется. Совершенствовать можно продукты или услуги организации, доставку клиентам этих продуктов или услуг, или же процесс их создания.

Качество деятельности организации показывает изменение между двумя состояниями организации во времени. Таким образом, качество рассматривается как степень соответствия и совершенствования на всех этапах функционирования организации.

Цели и задачи совершенствования работы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности клиента (полученной в ходе обратной связи) и показателей деятельности самой организации.

Совершенствование деятельности организации должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.

Чтобы на практике «запустить» механизм совершенствования деятельности организации необходимо предпринять следующие действия:

определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем;

использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования;

постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов;

поощрение профилактических действий;

обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования (например, такими, какие описаны в данной главе);

создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений.

Улучшение качества или повышение производительности своей работы является естественной потребностью практически любого работника, связанной как с накоплением производственного опыта, так и с повышением уровня знаний в области своей деятельности. Во многих случаях улучшение деятельности вызвано приведением организма в менее напряженное состояние с меньшими энергетическим затратами.

В то же время, системное, а самое главное, непрерывное улучшение качества процесса, в котором задействован не один работник, а весь коллектив, требует организационно - методического воздействия, которое направлено не только на улучшение состояния организма работающих, но и на удовлетворение требований потребителя. Практика TQM показала, что непрерывное многолетнее совершенствование качества может привести к выдающимся результатам.

Выделяют следующие области или направления улучшения, которые будут способствовать удовлетворению запросов потребителя:

процессы проектирования продукции;

процессы производства;

процессы управления качеством;

бизнес-процессы предприятия;

окружающая среда.

Улучшение процессов проектирования продукции достигается постоянными инновациями качества благодаря тщательному изучению и прогнозированию будущих потребностей имеющихся и потенциальных клиентов. Улучшение продукции - это скорее формирование новых потребностей, чем просто улучшение существующих и привычных для потребителя характеристик и свойств.

Улучшение процессов производства достигается посредством:

изменения технологии (технические инновации);

своевременного ремонта или замены оборудования;

изменения методов управления (например, внедрение статистических методов управления процессами);

улучшение приемов работы;

повышения технологической дисциплины;

реинжиниринга;

улучшения производственной инфраструктуры.

Основная цель улучшения процессов - снижение изменчивости (вариабельности) характеристик качества и устранение или уменьшение степени влияния причин, порождающих изменчивость. Снижение уровня дефектности является результатом снижения изменчивости.

Практически на каждом предприятии требуют улучшения следующие проблемы:

снижение дефектности;

повышение квалификации работников;

улучшение методов контроля процессов;

улучшение менеджмента процессов;

внедрение новых стимулов мотивации к качеству труда;

изменение структуры процессов;

повышение производительности процессов;

улучшение метрологического обеспечения качества.

Преимущество работы в команде заключается в том, что решая данные проблемы коллективно, можно найти ещё целый ряд важных вопросов, которые на первый взгляд находятся в «тени».

Проанализировав деятельность ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» и изучив все его слабые стороны можно предложить следующие направления для улучшения повышения качества некоторых показателей:

сокращение личного персонала. В ходе исследования было выявлено что 86 человек на предприятии работает не эффективно, в связи чем производительность труда снижается, а затраты на персонал увеличиваются. Если, например, средняя зарплата одного работника составляет 12000 руб., то получается, что 12000*86=1032000 руб. тратится предприятием на не эффективных работников, которые приносят предприятию только убытки;

уменьшить расход материалов, необходимо избегать перерасхода сырья, в том числе хозяйственного инвентаря. По мнению специалистов, предприятие теряет за счёт перерасхода оборотных средств около 2% от издержек производства.

То есть, например, в 2012 году себестоимость продукции составила 378842 тыс. руб., а могла бы составить 378842 - 1032 - (378842*0,2)=370233 тыс. руб.;

повышение выручки за счёт повышения цен и внедрение в производство новых видов продукции. Если повысить цены в среднем на 7%, то например, в 2012 году выручка от реализации товаров бы составила 453368*1,07=485104 тыс. руб., а валовая прибыль = 485104 - 370233=114879 тыс. руб.

Таким образом, в результате проведения предложенных нами мероприятий, организация может получить дополнительную валовую прибыль в размере ∆=114879 - 74526=40345 тыс. руб.

Данные мероприятия в итоге приводят к улучшению прогнозных данных, которые проводились и по валовой прибыли, и по производительности труда методом экстраполяции.

Также необходимо отметить, что пессимистические результаты прогнозирования должны стать инструментом для принятия управленческих решений в сторону создания необходимых условий для улучшения прогнозных данных основных показателей качества деятельности предприятия.

Также для повышения общей эффективности деятельности предприятия, которое подразумевает и эффективность финансовой деятельности, ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» рекомендуется:

наладить обратную связь с внешними потребителями (покупателями), а также с внутренними потребителями (персоналом), повысить их мотивацию труда и улучшить моральное стимулирование;

ускорить процесс внедрения ИСО 22000 - 2007. Этот стандарт является стандартом более высокого уровня. Он позволяет повысить конкурентоспособность отечественных продуктов после вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО);

систематически проводить внутренний аудит, планомерно проверяя и все подразделения предприятия;

документировать все производственные процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции.

И на конец, поскольку управление качеством пищевых продуктов на предприятии ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» осуществляется на основе системы ХАССП, и система ХАССП - как совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП о беспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации и используется в основном предприятиями - производителями пищевой продукции. Поэтому Для эффективного внедрения системы ХАССП производители в том числе ОАО «Нижнекамский хлебкамбинат» обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.

 


Заключение

Подводя итоги необходимо отметить следующие наиболее существенные аспекты:

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

качество продукции - это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности для использования по назначению. Качество продукции, выпускаемой данным предприятием, должно отвечать стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций;

При определении качества деятельности предприятия ее следует характеризовать следующим составом групп показателей:

- конкурентоспособность продукции;

образ (имидж) компании;

товарно-сбытовые возможности;

организационно - техническое совершенство производства и управления;

финансовое состояние;

доля рынка.

К основным методам прогнозирования некоторых из этих показателей относятся:

статистические методы;

экспертные оценки;

моделирование.

В 2005 году был утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/ТО 10017:2005 «Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2000».

Цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы помочь организациям в выборе статистических методов, используемых при разработке, внедрении, поддержке и улучшении системы менеджмента качества согласно требованиям ИСО 9001:2000.

Таким образом, статистические методы позволяют лучше использовать имеющиеся данные для принятия решения и тем самым способствуют повышению качества продукции и процессов, а также достижению удовлетворенности потребителя. Статистические методы применяют на стадиях исследования рынка, проектирования, разработки, производства,

верификации, монтажа и обслуживания.

Настоящий стандарт предоставляет организациям руководство по выбору статистических методов. Критерии определения потребности в статистических методах и пригодности выбранных методов остаются прерогативой организаций. Статистические методы, описанные в настоящем стандарте, пригодны также для использования с другими стандартами серии ИСО 9000.

Проблема выпуска высококачественной хлебобулочной продукции, хлеба и кондитерских изделий актуальна для ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат». Эта проблема требует системного подхода и касается не только качества продукции, но и качества деятельности организации в целом.

В свою очередь, высокое качество производимой продукции является важнейшим фактором повышения ее конкурентоспособности. Помимо повышения качества продукции большой резерв роста конкурентоспособности заложен в совершенствовании маркетинговой политики предприятия, эффективность которой позволяет формировать высокий спрос на продукцию и повышать удовлетворенность потребителей. На конкурентоспособность продукции влияют и другие факторы, такие как: цена на продукцию, ее упаковка, структура потребления, деловая репутация фирмы, поведение конкурентов.

Исследование деятельности предприятий хлебопекарной отрасли показало, что основными и первоочередными направлениями повышения конкурентоспособности их продукции являются совершенствование состояния факторов, обуславливающих качество продукции и деятельность организации в целом.

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опят и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения работающих следует направить на решение неотложной проблемы - повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособности продукции и предприятия.

В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством продукции, качеством деятельности, которое неразрывно связано в конечном счете с повышением эффективности всего производства. Управление качеством как наука получило теоретическую основу в нашей стране в 1970-1980-е гг. В этот период проводились исследования, эксперименты и публиковались монографии книги и статьи. Исключительно принципиальным выводом всех исследований по этим вопросам представляется то. что управление качеством является неотъемлемой частью, функцией любого производства, независимо от используемых при этом методов управления и форм собственности. В любом случае систематического повышения качества невозможно достигать только воздействиями локального, разрозненного характера, так как невысокое качество продукции и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. В управлении качеством необходимо применять воздействия комплексного характера, выработка и реализация которых возможны только при системном подходе к управлению. В настоящий период только такой подход позволит обеспечить качество, удовлетворяющее потребителей.

Основными видами деятельности общества являются:

выработка и реализация хлебобулочных им кондитерских изделий;

торгово-коммерческая деятельность;

деятельность по производству, реализации и организации потребления продукции общественного питания и т.д.

предприятие является стабильно работающим, конкурентоспособным предприятием в городе. Доля рынка его продукции составляет 10% от объема отрасли по Республике Татарстан;

предприятие постоянно перенимает опыт зарубежных производителей, пускает новые производственные линии, увеличивает количество договоров поставки, заключаемых с магазинами. Это приводит к увеличению ассортимента продукции, улучшению качества товаров и в общем к повышению прибыли;

предприятие активно работает в области качества своей продукции, в 2005 году был получен первый сертификат системы качества ХАССП, а в 2008 году была проведена пересертификация.

Однако анализ технико-экономических показателей ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» показал следующие неблагоприятные моменты:

. наблюдается тенденция к снижению цепных темпов прироста выручки на предприятии. Так, если выручка в 2009 году выросла по сравнению с 2008 на 39%, то в 2010 году данный показатель вырос всего на 18,7% по сравнению с 2009 годом, а в 2012 году выручка по сравнению с 2011 годом вообще снизилась на 2%, что привело в итоге к снижению валовой прибыли за исследуемый период;

. увеличение численности персонала параллельно с замедлительным ростом выручки привело к снижению производительности труда за этот период, как одного из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия;

Управления качеством пищевых продуктов на предприятии ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» осуществляется на основе системы ХАССП.

для повышения общей эффективности деятельности предприятия, которое подразумевает и эффективность финансовой деятельности, ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» рекомендуется:

наладить обратную связь с внешними потребителями (покупателями), а также с внутренними потребителями (персоналом), повысить их мотивацию труда и улучшить моральное стимулирование;

ускорить процесс внедрения ИСО 22000 - 2007. Этот стандарт является стандартом более высокого уровня. Он позволяет повысить конкурентоспособность отечественных продуктов после вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО);

систематически проводить внутренний аудит, планомерно проверяя и все подразделения предприятия;

документировать все производственные процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции.

И на конец, поскольку управление качеством пищевых продуктов на предприятии ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» осуществляется на основе системы ХАССП, и система ХАССП - как совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП. Поэтому для эффективного внедрения системы ХАССП производители в том числе ОАО «Нижнекамский хлебкамбинат» обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.

 

Список использованной литературы

 

1. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования»: утвержден Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №471-ст.

. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»: утвержден Постановление Госстандарта РФ от 15.08.2011 №334-ст.

. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017:2005 «Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2000»: утвержден Приказом Ростехрегулирования от 31.05.2005 №111-ст.

. ГОСТ Р ИСО 22000 - 2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции»: утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 17.04.2007 №66-ст.

5. Андерсен, Б. Бизнес - процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 86 с.

. Аристов, О.В. Управление качеством. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 239 с.

. Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст]: учеб. пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

. Герасимов, Б.И. Экономика и управление качеством: учет, анализ, методы, модели, инструменты и аудит. - Тамбов: Издательство ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 169 с.

. Герасимова, Е.Б. Управление качеством. - М.: ФОРУМ, 2009. - 256 с.

. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2009. - 608 с.

. Дорофеев, В.Д. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. - 440 с.

. Дунченко, Н.И. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2010. - 212 с.

. Ершов, А.К. Управление качеством. - М.: Логос, 2008. - 315 с.

. Ефимов, В.В. Средства и методы управления качеством. - М.: КНОРУС, 2009. - 232 с.

. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 335 с.

. Ильенкова, С.Д. Управление качеством. - М.:ЮНИТИ, 2009. - 456 с.

. Каменщиков, А.К. Конкурентоспособность предприятия // Управление качеством. - 2011. - №10. - С. 44 - 49

. Кане, М.М., Иванов, Б.В., Корешков, В.И. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2009. - 560 с.

. Квитко, А.В. Управление качеством. М.: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, 2008. - 183 с.

. Клячкин, В.Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА - М, 2009. - 304 с.

. Колчков, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Владос, 2010. - 398 с.

. Коноплев, С.П. Управление качеством. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 252 с.

. Логанина, В.И. Системы качества. - М.: КДУ, 2008. - 358 с.

. Магер, В.Е. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.

. Мерзликина, Н.В. Управление качеством. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 210 с.

. Михеева, Е.Н., Сераштан М.В. Управление качеством. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009. - 708 с.

. Мишин, В.М. Управление качеством: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 463 с.

. Прохоров, Ю.К. Управление качеством: учебное пособие. - Спб.: СпбГУТМО, 2007. - 144 с.

. Пшенников, В.В. Показатели для гармоничной компании // Методы менеджмента качества. - 2009. - №6. - С. 13-17.

. Ребрин, Ю.И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 174 с.

. Ревенко, Н.Ф. Экономика предприятия. - М.: Высшая школа, 2008. - 103 с.

. Ревенков, А.Н. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 как фактор повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке // Стандарты и качество. - 2010. - №6. - С. 23 - 26.

. Разумов, В.А. Управление качеством. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 208 с.

. Розова, Н.К. Управление качеством. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 600 с.

. Статистические методы контроля и управления [Текст]: сб. статей: [науч. изд.] / [под ред. Г.Е. Герасимовой]. - М.: Трек, 2010. - 144 с.

. Тебекин, А.В. Управление качеством [Текст]: учебник / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2011. - 371 с.

. Шевчук, Д.А. Управление качеством. - М.: Гросс-Медиа, 2012. - 216 с.

. Шестопал, Ю.Т. Управление качеством. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 331 с.

. Шотмиллер, Д. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. 2010. - №2. - С. 47-51.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.