Глава III . Практика предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава III . Практика предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма

2020-04-01 211
Глава III . Практика предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из важных проблем, предопределяющей успех борьбы с терроризмом, является более полное и ясное определение его преступного характера. Отсюда вытекают уголовно-правовые меры борьбы с заведомо ложным сообщением об акте терроризма.

В статье 205 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за террористический акт и определяется, что им является «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти и международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Кроме этого, в статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации определена ответственность и за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Таким образом, как на международном уровне, так и по уголовному законодательству Российской Федерации терроризм и его производные определены как преступное деяние.

Тем не менее, эти политические и правовые определения терроризма не раскрывают механизм его подготовки и способы совершения, что отрицательно влияет на возможность эффективной борьбы с ним. В частности, недостаточный уровень знания криминальной сущности терроризма препятствует оптимальной организации деятельности соответствующих международных и внутригосударственных организаций, призванных реально осуществлять предупреждение, раскрытие и расследование каждого случая терроризма с выявлением и изобличением не только исполнителей, но и тех, кто являлся их заказчиком, организатором, подстрекателями и пособниками.

Убедительным подтверждением этому является современная практика борьбы с терроризмом. Так, после террористических актов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне основной акцент государственных органов США был сделан на выработку финансово-экономических и военно-силовых мер противодействия терроризму. Фактически США объявили полномасштабную войну терроризму, но войсковыми мерами победить криминальное явление невозможно. Эти меры можно признать актом возмездия, ответом тем, кто создал благоприятные условия для подготовки террористов, наказанием причастных к терроризму, но ими нельзя выявить и изобличить действительных организаторов и исполнителей террористических деяний.

Для того чтобы борьба с терроризмом была более целенаправленной, чтобы в ней не страдали невиновные люди, и достигался лучший конечный результат по его искоренению, необходимы иные решения и действия.

Поскольку терроризм в настоящее время стал одной из главных угроз современной жизни человечества, представляется, что требуется глубокая, последовательная, крупномасштабная и комплексная работа мирового сообщества по следующим основным направлениям путем:

· разработки и принятия более конкретных и подробных международных договорных документов, определяющих политические меры борьбы с терроризмом;

·   более лучшего упорядочения создания и движения крупных финансовых потоков, исключающих возможность их использования для террористических целей;

·   строгого международного запрещения пропаганды актов насилия, жестокости, экстремизма в средствах массовой информации, что должно приравниваться к содействию терроризму;

·   разработки, принятия и реализации международных правовых актов, определяющих ответственность за подготовку и совершение террористических актов и сокрытие их организаторов, исполнителей, пособников и подстрекателей;

·   создания специальных международных разведывательно-поисковых, следственных и судебных структур в системе Организации Объединенных Наций, призванных выявлять, изобличать и привлекать к уголовной ответственности лиц, подготавливающих, совершивших и совершающих террористические акты;

·   активизации научного обеспечения борьбы с терроризмом.

Разумеется, эффективность борьбы с терроризмом и с заведомо ложным сообщением об акте терроризма заметно повысилась бы, если бы удалось в полной мере разобраться с факторами, способствующими этим антисоциальным явлениям.

Осознание факторов, способствующих совершению преступлений, - это одна из центральных проблем криминологии. Многие ученые, занимавшиеся этой проблемой, стремились дать ответы на ряд взаимосвязанных вопросов, главный из которых: «Почему совершаются преступления?». Его можно несколько конкретизировать: зависит ли это от личности преступника или от окружающей среды? Если от личности, то почему преступления совершают люди самого разного возраста, образования, темперамента и образа жизни? Если же совершение преступления зависит не от личности, а от среды, то почему люди, выросшие в одной семье, подчас ведут себя по-разному?

Все эти вопросы можно продолжить и углубить, например: «Является ли склонность к совершению преступлений наследственной?». Если да, то виноват ли сам человек в том, что поступил неправомерно? Если же эта склонность не носит наследственную обусловленность, то какие факторы внешней среды способствуют совершению преступления? И, наконец, является ли преступность вечной?

Эта цепочка вопросов всегда находилась и продолжает находиться в поле зрения криминологов. Прояснение позиций по каждому из указанных вопросов упирается в проблему факторов преступности.

Факторы преступности представляют собой совокупность явлений, оказывающих воздействие на преступность и способных как порождать её, определять, обуславливать, так и противодействовать ее возникновению и существованию. Таким образом, все факторы можно подразделить на криминогенные и антикриминогенные. В криминологии было сделано множество попыток классификации криминогенных факторов. Выделялись объективные и субъективные факторы, общеформационные, конкретно-исторические и индивидуально-психологические, а также такие группы факторов, как социально-демографические, экономические, политические, социальные, социально-психологические, организационно-правовые, технические и др. В общей сложности криминологи выделяют свыше 250 криминогенных факторов, действующих на различных уровнях и оказывающих воздействие на преступность в целом.

В преломлении к заведомо ложному сообщению об акте терроризма непосредственной психологической причиной их совершения является наличие у лица антиобщественной или асоциальной ориентации, которая проявляется в эгоистических взглядах, интересах, мотивах, привычках и формируется под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды, прежде всего, социальной несправедливости в широком смысле этого слова. Причем не следует забывать, что реальное представление о социальной справедливости у разных лиц может быть совершенно разным.

Существенная специфика факторов, способствующих совершению заведомо ложного сообщения об акте терроризма, если сравнивать их с факторами, способствующими совершению того или иного корыстного преступления, заключается в том, что совершение рассматриваемого нами преступления не связано с удовлетворением лицом материальной потребности, которая в значительной степени определяет линию его поведения при совершении корыстного преступления. Категория интереса как движущей силы конкретного поступка тесно связана с категориями мотива и цели, преследуемой при совершении преступления. В цепи «потребность-интерес (как уже осознанная потребность)» мотив играет побудительную роль и способствует формированию у лица желаний, стремлений, установок, направленных на достижение конкретной цели. Если мотив носит стимулирующий характер, то цель - это заранее мыслимый конечный результат сознательной деятельности индивида. Именно в мотивах, в желании нарушить общественную безопасность и установленный порядок - деятельности соответствующего учреждения, организации и выражается социальная позиция лица к обществу при заведомо ложном сообщении об акте терроризма. При этом по-прежнему основными мотивами заведомо ложного сообщения об акте терроризма являются хулиганские побуждения и стремление во что бы то ни стало избежать занятий, сдачи зачетов, экзаменов.

Существенную роль при этом играет бытовая и трудовая неустроенность, материальные затруднения, отрицательное воздействие носителей антиобщественных взглядов, привычек, некоторых преступных элементов, зачастую открыто ведущих праздную и разгульную жизнь. На формировании психологии отдельных «лжетеррористов» сказывается также влияние отдельных кинофильмов, телепередач, книг, где преступные похождения их персонажей показываются без четкого нравственного и общественного осуждения.

Кроме того, следует подчеркнуть, что одним из значимых социально-психологических факторов, способствующих совершению преступлений, в том числе и заведомо ложного сообщения об акте терроризма, является утрата большей частью взрослого населения доверия и готовности оказывать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием преступлений.

Сравнительные исследования последнего десятилетия показали, что к 2000 г. число лиц полностью доверяющих правоохранительным органам сократилось в два раза. Если в 1993 г. соотношение доверяющих и не доверяющих было примерно 1:2, то в настоящее время это соотношение равно пропорции 1:4, то есть на одного респондента, относящегося с доверием к правоохранительным органам, приходится четыре не доверяющих респондента.

Утрата органами внутренних дел авторитета в глазах населения (вполне объективная) привела к тому, что граждане, ставшие жертвами или свидетелями преступлений (например, терроризма или заведомо ложного сообщения о нем), не сообщают о них в милицию, не доверяя квалификации ее работников и не надеясь встретить доброжелательное отношение. При этом всё большее число потерпевших граждан контактирует с лицами, входящими в преступные группировки, стремясь найти у них покровительство и защиту, в результате чего формируется практика внеправового реагирования на преступные посягательства.

Характер отношения к деятельности правоохранительных органов оказывает прямое влияние на гражданскую позицию и криминогенную ситуацию в стране. В частности, установлена криминогенная роль повсеместного распространения нелицеприятных суждений о беспомощности и служебной халатности правоохранительных органов, негативных оценок их деятельности по расследованию и раскрытию преступлений. Это формирует у населения убеждение о возможности безнаказанного совершения преступлений, что снижает общепредупредительное воздействие уголовного закона и создаёт дополнительные стимулы противоправного поведения.

Одним из важнейших антикриминогенных факторов в рассматриваемом плане является создание социально-культурных условий для нормального развития у граждан уровня культурного потребления, решение проблемы досуга, отдыха молодежи, являющейся основным контингентом лиц, совершающих заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Проведенный нами опрос 50 курсантов 1-х курсов Махачкалинской специальной средней школы милиции МВД РФ (средний возраст 17-18 лет) показал, что 70 % респондентов не считают заведомо ложное сообщение об акте терроризма преступлением, относя его к административному правонарушению (наряду с мелким хулиганство), которое следует наказывать штрафом. При этом они мотивируют свое мнение тем, что данное деяние не влечет за собой каких-либо серьезных последствий (не убил кого-нибудь, не причинил вреда имуществу, а только на какой-то час нарушил спокойную жизнь граждан, сорвал занятия, которые можно провести и в другой день).

Опрос 100 школьников 9- 10 классов общеобразовательной школы № 26 и № 27 г. Махачкалы (средний возраст 14-16 лет), показал еще более низкий уровень осознания общественной опасности данного деяния -до 87%.

Однако следует отметить, что значительная часть опрошенных осознают, что данное деяние причиняет существенный ущерб общественному порядку: нарушает покой граждан, вызывает у них чувство постоянной тревоги за свою жизнь и жизнь своих близких, нарушает нормальную деятельность организаций, предприятий, учреждений, что влечет за собой значительные материальные потери; причиняет существенный вред порядку управления, так как отвлекает значительные силы правоохранительных, органов, медицинской службы, пожарных и др. Из этого следует, что подростки в возрасте от 14 до 16 лет осознают качественную сторону общественной опасности заведомо ложного сообщения об акте терроризма, но еще не всегда осознают ее количественную характеристику.

Таким образом, одним из важных элементов уголовно-правовых мер предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма является пропаганда законодательства. Как было уже неоднократно отмечено, данный вид преступлений характерен в основном для несовершеннолетних, поэтому особое внимание следует уделить пропаганде правовых знаний среди именно этой категории лиц. В связи с этим считаем целесообразным активизировать правовое воспитание школьников в процессе их учебной деятельности, поскольку основная часть ложных сообщений об акте терроризма, как уже неоднократно отмечалось в настоящей работе, приходится на лиц в возрасте от 14 до 17 лет. В процессе учебной деятельности ставится и достигается общая цель правового воспитания школьников: формирование правовой культуры путем постепенного, отвечающего возрастным характеристикам учащихся накопления правовых знаний, формирования правовых убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения, соответствующего принципам и нормам жизни, существующим в обществе.

Наряду с этой общей целью в процессе учебной деятельности целесообразно выделить и более конкретные непосредственные задачи правового воспитания. К ним относятся:

1. Формирование в доступных формах системы знаний по вопросам государства и права: активное развитие интересов учащихся в этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью.

2. Формирование уважения к обществу и государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности как выражению высокой нравственной справедливости.

.   Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего.

.   Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям.

.   Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои собственные; так и интересы и права иных лиц, общества и государства.

Представляется также нужной и известная конкретизация принципов правового воспитания несовершеннолетних, применительно к их учебной деятельности:

· Правовое воспитание учащихся базируется на началах нравственного поведения, представление о котором они получают, начиная с дошкольного и младшего возраста, в непрерывно расширяющемся объеме и углубляющемся содержании.

·   Применительно к школьному правовому воспитанию следует подчеркнуть особую актуальность ясного, четкого и доходчивого изложения нормативного материала на уроках и расстановки воспитательных акцентов при его изучении.

·   Собственно задачей правового обучения является передача учащимся и усвоения ими определенного объема правоведческих знаний в сочетании с известными психологическими установками по поводу отношения к этим знаниям.

·   В процессе правового воспитания не только не следует избегать дословного приведения текста закона, а, наоборот, нужно постоянно стремиться к этому.

Правовое воспитание должно происходить не только в школе, но и вне нее на внеурочных мероприятиях. Поэтому целесообразно расширять сеть кружков и других форм внеклассной работы. Кружки являются одними из основных форм внеклассной работы по правовому воспитанию, через которые осуществляется индивидуальная деятельность учащихся и многие виды групповой и массовой работы. Занятия в кружке способствуют не только формированию правосознания, но и развитию познавательных интересов, профессиональной ориентации.

В учебно-воспитательном процессе школы особое место занимает использование таких средств пропаганды, какими являются кино, телевидение и радио. В особенности это относится к кино и телевидению, которые широко вошли в повседневную жизнь людей, обладают аудиовизуальными техническими свойствами воздействия на зрителя, соединяют в себе возможности документальной информации и художественного, образного влияния на сознание человека.

Возможно и применение иных мер. Осенью 2001 года в Дагестанском государственном техническом университете имели место хронические ложные сообщения о том, что в одном из корпусов ДГТУ заложена бомба. Замечено, что данные сообщения производились по средам (как исключение - один раз в четверг). Дело закончилось тем, что приказом ректора ДГТУ было установлено, что за каждый день срыва занятий по причине заведомо ложного сообщения об акте терроризма семестр будет продлён за счёт зимних каникул на один рабочий день (всего набралось 6 дней, т.е. полная учебная неделя).

Остановить рост заведомо ложных сообщений об акте терроризма возможно только совместными усилиями всех педагогических коллективов, инспекторов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, разъяснительной работой среди молодежи инженерно-спасательной группы, спасателей, службы безопасности, и самое главное - родителей. Психологи давно знают, что к совершению жестоких кровавых преступлений непременно ведет цепочка мелких, но оставшихся безнаказанными. Ложный телефонный звонок ребенка, подростка в милицию, в «скорую помощь» в пожарную часть - это первая ступенька лестницы вниз. Это бомба замедленного действия, которую он подкладывает под свою судьбу. Как показывает практика, проведение бесед в учебных заведениях о недопустимости заведомо ложного сообщения об акте терроризма не производят должного эффекта, а в ряде случаев число звонков увеличивается. Тот же эффект производят и публикации общего рассуждения. С криминологической точки зрения, такие публикации могут спровоцировать рост аналогичных деяний. Роль террориста в глазах многих, особенно подростков, намного привлекательней, чем роль заурядного хулигана. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и то, что такие выступления прессы нагнетают среди населения чувство страха и неуверенности, которые и без того доминируют сегодня в социально-психологической атмосфере общества.

Предотвращение данного преступления имеет в качестве одной из своих предпосылок установление причин и условий, существующих в нашем обществе и способствующих совершению такого преступления, как заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Криминологическими условиями данного вида преступности особенно среди несовершеннолетних, которые, по нашим данным, в большинстве своем совершают рассматриваемое преступление, являются в первую очередь бесконтрольность подростков, семейное неблагополучие, недостатки в организации ранней профилактики. Разрушение прежней системы комиссий по делам несовершеннолетних, которые в контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводили определенную реальную работу по раннему предупреждению преступлений несовершеннолетних, также является серьезным криминологическим условием безнаказанности подростковой преступности.

Определение причин и условий, благодаря которым становится возможным совершение данного преступления, позволяет наметить применительно к нему конкретные пути предотвращения этого общественно опасного деяния. Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности - большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. Общие меры, то есть социально - экономические и культурно-воспитательные мероприятия должны целенаправленно проводиться, особенно среди подростков. К общесоциальным профилактическим мерам относятся:

1. Исполнение и совершенствование законодательных актов о молодежи, которые нацелены на разрешение либо смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних.

2. Материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга.

.   Нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками, с решительным устранением криминальной психологии.

.   Усиление индивидуальной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

.   Прекращение пропаганды культа насилия и вседозволенности средствами массовой информации.

В учебных заведениях должны вестись разъяснительные беседы, пропаганда должна проводится и в средствах массовой информации.

Для предотвращения данного преступления предназначаются и специальные меры: эффективное применение уголовного наказания, а также принудительных мер воспитательного и медицинского характера. Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, отделами (отделениями) по профилактике преступности несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и частично сохранившимися общественными пунктами охраны порядка.

В результате принимаемых мер затрачиваются значительные материальные и людские ресурсу, а взрывные устройства, как правило, не обнаруживаются. При этом лицо, совершившее преступление, зачастую остается безнаказанным. Правда, есть примеры и противоположного рода. Так, например, федеральным судом Советского района г. Махачкалы был осужден гражданин А.И. Меликов, который 19 февраля 2003 года в 20 часов 30 минут, будучи в нетрезвом состоянии, из города Каспийска по телефону сообщил о том, что в 21 час 30 минут будет взорван магазин «ЦУМ». Своевременно принятыми мерами работникам ППС удалось задержать подозреваемого в заведомо ложном сообщении об акте терроризма, которым оказался гр. Меликов А.И. Вскоре он признал свою вину и дал подробные показания о совершенном им деянии. Суд, приняв во внимание признательные показания подсудимого, его раскаяние в содеянном и то, что А.И. Меликов является инвалидом 2 группы, определил ему меру наказания в виде лишения свободы сроком на 2 года условно с испытательным сроком на 1 год.

Как правило, большинство ложных сообщений об акте терроризма производится по телефону. Поэтому средством предупреждения рассматриваемых преступлений являются поиск и создание различных определителей номера телефона, фиксаторов и иной аппаратуры, позволяющей безошибочно и быстро определить номер абонента. В дежурных частях правоохранительных органов установлены аппараты автоматического определения номера. При поступлении сообщения данные аппараты должны определять номер телефона, по которому оно производится. Однако не все номера телефонов удается установить, так как:

а) определение номера абонента возможно лишь при наличии должного качества линии связи, которое отсутствует у большинства АТС (особенно в старых районах города);

б) один номер принадлежит нескольким телефонам - автоматам, что существенно затрудняет поиск лица, совершившего заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

В связи с этим необходимо принять меры по улучшению качества линий связи АТС отдельных районов города для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов могли точно и без промедления определять номера телефонов, по которым делаются сообщения.

Кроме того, в процессе раскрытия преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ правоохранительными органами, возможно проведение такого мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров. Данное мероприятие должно проводится при строгом соблюдении положений Конституции РФ, провозглашающих право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Оперативно - розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Запрещается проведение оперативно - розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Таким образом, прослушивание телефонных переговоров должно вестись выборочно, то есть только в той части, которая непосредственно касается совершенного преступления, в иных случаях прослушивание должно прекращаться. Лицо, проводящее данное мероприятие, не имеет право разглашать сведения, полученные в результате прослушивания телефонных переговоров, как касающиеся раскрытия преступления, так и относящиеся к информации о личной жизни лиц, в отношении которых проводится это мероприятие. В противном случае лицо, нарушившее данные требования, должно быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 137 и ч. 2 ст. 138 УК РФ.

Борьба с заведомо ложными сообщениями об акте терроризма осуществляется в целях:

1. Защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, проявляющихся в заведомо ложных сообщениях о готовящихся взрывах, поджогах и иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо поступления иных общественно опасных последствий.

2. Предупреждения, выявления, пресечения заведомо ложного сообщения об акте терроризма, минимизации его последствий.

.   Выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ.

Международный и отечественный опыт показывает, что раскрытие данного вида преступления зависит от технической оснащенности дежурной части, уровня подготовки дежурного, наличия в его распоряжении квалифицированных и мобильных сил.

При наличии современной надежной техники, для раскрытия заведомо ложного сообщения об акте терроризма, совершенного с использованием телефона, особых помех нет, так как имеется аппаратура, которая фиксирует все звонки. Антитеррористические группы обычно очень быстро прибывают на место, откуда раздался звонок, задерживают всех подозреваемых и там же проводят проверку по записанному на пленку голосу. Но, к сожалению, правоохранительные органы не обладают в достаточной мере необходимой техникой, что существенно снижает результативность работы по раскрытию заведомо ложного сообщения. Так, 24 ноября 2001 года подросток по телефону сообщил в дежурную часть УВД г. Махачкалы о том, что в СШ № 8, расположенная по ул. Мира заминирована. Однако личность звонившего, сообщившего, как впоследствии оказалось заведомо ложную информацию об акте терроризма, установить не удалось, так как телефон, с которого он звонил, не «высветился» на аппаратуре автоматического определения номера телефона.

Количество звонков, когда аппаратура «не срабатывает», достигает до 80%. Для организации раскрытия и профилактики данного вида преступления во многих подразделениях правоохранительных органов установлена аппаратура автоматического определения номера телефона, а на случай несрабатывания подобного устройства продумана система использования технических возможностей ГТС и ФСБ.

Анализ показал, что для ложного сообщения в основном использовались телефон - автоматы (90 % случаев), что затрудняет работу по выявлению местонахождения анонима, и чаще всего они оказываются безнаказанными. Поэтому в целях фиксации ложных сообщений разработаны на базе персональных ЭВМ программы, которые позволяют за короткий промежуток времени определять не только номер телефона, но и место его установки, принадлежность, а в случае получения информации с телефона-автомата и его местонахождение. В настоящее время в г. Махачкале практически все телефоны-автоматы имеют номера, которые позволяют в кратчайшие сроки определить их местонахождение. Кроме того, информация стала фиксироваться более качественно, что дало возможность использовать ее для фоноскопического исследования и учета.

Кроме того, в правоохранительных органах разработаны планы неотложных действий при получении сообщения об угрозе взрыва или о совершенном взрыве. Целью таких планов является обеспечение эффективности действий органов внутренних дел, управлений Федеральной службы безопасности РФ, МЧС и других ведомств и формирований при раскрытии преступлений и предотвращении тяжких последствий.

Необходимо повысить эффективность координирующей функции прокуратуры. В соответствии с законом Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Реализуя данное положение закона, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует стратегическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные-полномочия в соответствии с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г.

Работа координационного совещания осуществляется по плану, в который включаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Решения, принятые координационным совещанием, определяют направления деятельности, сроки и исполнителей, а также механизм осуществления контроля.

Другой причиной слабой эффективности применения ст. 207 УК РФ является сложность доказывания вины задержанных. Предъявление для опознания фонограмм не дает положительных результатов ввиду краткости сообщения (как правило, сообщение длится от 3 до 15 сек). Так как профилактика преступлений любого вида напрямую зависит от уровня раскрываемости таких преступлений, позволим себе в рамках диссертации частично затронуть и криминалистический аспект данной проблемы.

Исход предварительного расследования во многом зависит от первоначального этапа, так как именно на данном этапе собирается основной массив информации, необходимой для полного и объективного расследования. Но как раз первоначальный этап и вызывает наибольшее количество проблем.

На первоначальном этапе следователь должен решить следующие основные задачи.

· проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинутые на основании данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела;

·   уяснить факты, подлежащие исследованию;

·   безотлагательно собрать и закрепить доказательства, могущие быть утраченными, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, заподозренного в совершении преступления;

·   принять срочные меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением;

·   начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления.

На последующем этапе расследования продолжается работа по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью полного установления всех обстоятельств дела.

В связи с тем, что основным способом передачи угроз является телефонная сеть, представляется необходимым более подробно остановиться на организации и тактике действий правоохранительных органов в этих ситуациях. Сотрудник при получении сообщения должен составить характеристику собеседника: примерно определить пол, возраст, по особенностям речи - национальность, образование, эмоциональное состояние.

Важно постараться оценить обстановку возле собеседника: шум улицы, голоса других лиц, музыку, звуки помещения офиса (стук пишущей машинки, звук работающего принтера, телефонные звонки и т.д.), производственный шум предприятия, бытовые звуки (работа телевизора, звуки, издаваемые животными и т.д.). Целесообразно удерживать собеседника на линии как можно дольше, по возможности попросить о повторном сообщении. При наличии дополнительных каналов связи сообщение должно приниматься не одним, а несколькими сотрудниками.

Необходимо помнить, что смыслом переговоров с преступниками, как этого требует закон, является склонение к добровольному отказу от совершения преступления при физической возможности довести его до конца и предотвращение вредных последствий. Переговоры должны вестись в рамках правовых предписаний. И первое, что должен помнить сотрудник дежурной части, это то, что он обязан серьезно относиться ко всем сигналам подобного рода (этого требует закон) и уметь вести переговоры с «телефонными террористами». К сожалению, практика показывает, что сотрудники дежурной части могут игнорировать такие звонки, резко обрывать разговор, не придавать ему серьезного значения. Поступая таким образом, они, в лучшем случае, переадресовывают «телефонного террориста» на другой номер, и он звонит в другой райотдел или прямо в школу, на вокзал и т. п. В этом случае все равно задействуются большие силы, средства, эвакуируются люди. То есть нежелание или неумение сотрудника дежурной части общаться с «телефонным террористом» не снимает проблему, а перекладывает ее решение на других людей. В худшем случае, если звонок оказался настоящим предупреждением, такой вариант поведения сотрудника дежурной части (безразличие, грубость, неумение правильно построить разговор, игнорирование угрозы) может привести к трагическим последствиям.

Главное, от чего зависит тактика общения с «телефонным террористом», это определение мотивации звонка, ответа на вопросы: «Почему он звонит?», «Какие цели преследует?». От определения мотивации «телефонного террориста» зависят правильность определения его типа личности и, соответственно, тактика общения.

Основная задача подобных методических рекомендаций заключается в том, чтобы дать сотрудникам дежурных частей представление о том, кто может быть «телефонными террористами<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.