Субъекты Российской Федерации. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Субъекты Российской Федерации.

2020-04-01 155
Субъекты Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъект федерации – это ограничено право способное национально-государственное или территориально-государственное образование, имеющее черты государственности, обладающее собственным статусом, полномочиями и входящее в единое федеративное государство.

Характеристика субъектов:

1) Не обладают суверенитетом (ст.4 конституции)

2) Отсутствие права отделения или сецессия

3) Формальное равноправие субъектов (ст.5), но невозможности равенства, которое проявляется:

•   В равноправии их статуса в отношениях с федеральной властью, в равноправии народов РФ

•   В равноправии граждан независимо от территории проживания (ст.19)

•   Статус определяется федеральными и региональными учредительными актами (конституцией и конституциями/уставами субъектов) (чч.1,2. Ст.66)

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции РФ, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

В Российскую Федерацию как субъекты федерации входят: республики, края, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Субъектов (регионов) Российской Федерации – 85: Республик - 22 Краев - 9 Областей - 46 Городов федерального значения – 3 Автономных областей – 1 Автономных округов – 4.

58.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.

Порядок изменения субъектного состава в РФ.

Законодательством предусмотрено 2 режима:

1) Принятие в состав нового субъекта РФ

2) Образование нового субъекта в результате объединения 2 и более граничащих друг с другом субъектов.

Обе процедуры на добровольной основе

Принятие в состав рф нового субъекта РФ:

•   Инициатором выступает иностранное государство о принятии его или его части в состав РФ в качестве субъекта РФ

•   Президент уведомляет о поступившей хм предложении совет федерации, государственную думу и правительство РФ

•   Президент закл международный договор с государством, в котором урегулированы вопросы

- наименование и статус нового субъекта

-порядок приобретения гражданства гражданами этого государства

-действие законодательства рф на его территории

-функционирование органов государственной власти и мсу

•   Президент обращается в конституционный суд рф с запросом о проверке соответствия не вступившего в силу международного договора конституции РФ

•   В случае признания договора конституционным, он вносится в государственную думу на ратификацию

•   Одновременно в государственную думу вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта РФ и принимается его наименование, статус, границы, заключительными переходные положения, сроки интеграции в финансовую, экономическую, кредитную и правовую системы РФ

•   Принятие ФКЗ и ФЗ

•   Изменение ч1.ст.65 конституции

Образование нового субъекта РФ:

•   Инициатива направляется в виде предложения от законодательных и высших должностных лиц заинтересованных субъектов РФ об образовании нового субъекта президенту РФ. Предложение должно содержать наименование, статус, границы нового субъекта такого образования.

•   Президент уведомляет о поступившей инициативе палаты федерального собрания и правительство рф. При необходимости проводится необходимые консультации

•   Проведение референдумов на территории заинтересованных субъектов. Инициатива проведения референдумов принадлежит высшим должностным лицам субъектов РФ. Требуется согласие народа субъекта.

•   В случае одобрения на референдуме, президент вносит проект ФКЗ об образовании нового субъекта в государственную думу.

•   Принятие ФКЗ в соответствии со ст.108 конституции

•   Внесение изменений в ст.65 конституции на основании ФКЗ

Административно-территориальное устройство субъектов рф

•   Является территориальной организацией субъекта рф

•   Представляет собой систему исторически слож административно-территориальных единиц и населённых пунктов в границах субъекта РФ

•   Находится в тесной взаимосвязи с организации мсу

•   Устанавливается субъектов самостоятельно

Принципы административно-территориального устройства:

•   Обеспечения целостности территории субъекта

•   Соответствия исторически сложившейся системе расселения, тенденциям её развития

•   Разграничение и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов мсу на территориях соответствующих административно-территориальных единиц

59.Конституционный статус республики в составе Российской Феде­рации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации - совокупность гарантируемых конституцией прав и обязанностей субъекта России, устанавливающая систему полномочий, которыми наделяется субъект Федерации, а также характер их сочетания и взаимодействия с полномочиями федеральной власти.

Республика как субъект Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66) статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию.

Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 67) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему. Она включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской федерацией, с другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою Конституцию. Конституции республик принимаются ими самостоятельно. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также и другие республиканские нормативные правовые акты.

Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве её составной части.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации.

Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики.

В Москве при Президенте Российской Федерации имеются постоянные представительства республик в составе Российской Федерации, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента Российской Федерации.

Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир; другие природные богатства, находящиеся на, их территории, а также памятники истории и культуры и другие ценности национального достояния. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов этих республик.

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком Российской Федерации.

Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие.

Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеративному договору. Её международная деятельность координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

Каждая республика самостоятельно утверждает свой Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем, статус республики не может быть изменен и без ее согласия. Согласно статье 66 Конституции Российской Федерации статус республики может быть изменен по взаимному согласию Российской федерации и республики в составе Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании.

К исключительному ведению республик относится принятие Конституции республики, внесение в нее изменений и дополнении, контроль за ее соблюдением; законодательство республики; территория и административно-территориальное устройство республики; защита государственно-правового статуса республики; гражданство в республике; установление системы республиканских органов государственной власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная служба республики; государственные награды и почетные звания республики.

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития республики.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.