Особенности психологического консультирования больных с гипертонией — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности психологического консультирования больных с гипертонией

2020-04-01 160
Особенности психологического консультирования больных с гипертонией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности психологического консультирования больных с гипертонией

 

Оглавление

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Процесс психологического консультирования больных с гипертонией. 5

1.1. Сущность и назначение психологического консультирования............. 5

1.2. Особенности личности больных с гипертонией...................................... 7

1.3. Психологическое консультирование больных с гипертонией............. 14

Глава 2. Практическое исследование особенностей психологического консультирования больных с гипертонией.................................................. 23

2.1. Организация исследования.................................................................... 23

2.2. Результаты исследования и их обсуждение.......................................... 29

2.3. Выводы................................................................................................... 34

Заключение.................................................................................................... 37

Список литературы....................................................................................... 39

Приложения................................................................................................... 41

 


Введение.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.

Кардиология – это та область медицины, в которой прослеживается тесная связь психогенного и соматогенного. Эти вопросы разрабатываются специалистами уже не одно десятилетие.

Гипертония занимает ведущее место в структуре общей заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями. По статистическим данным, гипертонией страдают около 32% всех мужчин и женщин в возрасте 45-59 лет. Отмечается тенденция к повышению частоты гипертонии среди лиц более молодого возраста.[1]

Многими исследователями установлено, что у 33-80% больных с гипертонией наблюдаются психические изменения.[2] Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства "Я". Больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением гипертонического криза или смерти, они анализируют любые изменения в своем состоянии, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье.

В данной работе рассмотрены вопросы психологического консультирования больных с гипертонией и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.

Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности больных на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.

Научная новизна работы заключается в том, что изменение эмоционального статуса больных с гипертонией приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния больного зависит от личностных особенностей больного и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека, и оказывает влияние на процедуру психологического консультирования данного контингента больных.

Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.

Основной целью настоящего исследования является анализ особенностей психологического консультирования больных с гипертонией.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что для больных с гипертонией в целом характерна повышенная личностная и ситуативная тревожность, что обусловлено характером заболевания, его течением и прогнозом, а также личностными особенностями больных.

Также мы предполагаем, что у здоровых людей (контрольная группа) уровень личностной и ситуативной тревожности в среднем ниже, чем в группе больных.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1) изучить особенности личности больных с гипертонией;

2) изучить процедуру психологического консультирования, его задачи и особенности в связи с гипертонией

3) выявить ведущие типы реакции на болезнь;

4) провести исследование 25 больных с гипертонией и 25 здоровых людей с помощью опросника личностной тревожности Спилбергера и опросника ЛОБИ.

Исследование проводилось на базе отделения кардиологии Республиканской Клинической Больницы № 1 г. Москвы.

Перспективность темы работы и необходимость исследования: результаты исследования и теоретические положения работы могут быть применены в медицинских и психологических исследованиях, в теории и практике психологии, в разработке соответствующих разделов учебно-методических пособий. Практический материал, теоретические положения и выводы могут также оказаться весьма плодотворными с точки зрения общей проблематики кардиологической патологии.

Практическая значимостьработысостоит в возможности применения результатов проведенного исследования при психологической и реабилитационной работе с больными с гипертонией. Результаты исследования могут быть полезны также при подготовке курсовых и дипломных работ.

 


Организация исследования.

 

Исследование проводилось на базе кардиологического отделения Республиканской Клинической Больницы № 1 МЗ РФ. Были опрошены 25 больных, имеющих самостоятельно или в сочетании с другими заболеваниями повышение артериального давления (гипертонию). Опрос проводился с помощью двух опросников:

1) оценка личностной тревожности по шкале Спилбергера

2) опросник ЛОБИ

Было обследовано 25 больных, имеющих гипертонию, из них:

- 7 человек с ишемической болезнью сердца, стенокардией напряжения 1 – 4 функциональных классов;

- 6 человек с злокачественной артериальной гипертензией 1-3 степени (как самостоятельное заболевание);

- 5 человек после перенесенного инфаркта миокарда, из них 2 после двукратного инфаркта миокарда;

- 1 человек с ревматизмом;

- 3 человека с пороками сердца, из них 1 с аортальным стенозом, 1 с дефектом межпредсердной перегородки, 1 с сочетанным пороком – митральный стеноз + митральная недостаточность;

- 3 человека с атеросклерозом.

Таким образом, достигнут достаточно широкий охват больных с гипертониями, что позволяет с большой достоверностью и объективностью судить о личностных и психических особенностях данного контингента больных.

Для контроля была взята группа из 25 здоровых лиц (студентов Института им. Шолохова различных курсов).


Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. [21]

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным (см. Приложение № 1).

Обработка результатов: определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа; вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их статистический сравнительный анализ[22] в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая (см. Приложение № 1).

Ленинградский Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других, связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений [Личко А. Е., Иванов И. Я., 1980][23]:

1. Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Тревожный (Т). Постоянное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск “авторитетов”. В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.

3. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

5. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

6. Неврастенический (Н). Поведение по типу “раздражительной слабости”. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

8. Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

9. Эгоцентрический (Я). “Уход в болезнь”. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся “на себя”. В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только “конкурентов” и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

10. Эйфорический (Ф). Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что “само все обойдется”. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.

11. Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание “обойтись своими средствами”.

12. Эргопатический (Р). “Уход от болезни в работу”. Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

13. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь–результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Больному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика, где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крестиками баллы в пользу каждого из типов (см. Приложение № 2)

Каждый буквенный символ в графе “Баллы для раскодирования” соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г–гармоничного, Т–тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:

2. Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2– 3 типа, где превышение наиболее велико Если же минимальное число не достигнуто ни по одному из типов, то никакой тип не диагностируется.

3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется (см. Приложение № 2).

 

Выводы

Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Для больных с гипертонией характерен повышенный уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.

2. Также для больных с гипертонией в целом характерна концентрация на своем заболевании, появление или проявление некоторых эгоцентрических черт характера, ипохондрические, неврастенические и обсессивно-фобические реакции.

3. В контрольной группе уровень личностной тревожности незначительно ниже, чем в группе больных; уровень ситуативной тревожности значительно ниже, чем в группе больных; в большинстве случаев диагностируется гармоничный тип психического реагирования.

Исходя из сказанного, можно заключить, что гипертония приводит к достаточно выраженным изменениям психического статуса больных, их уровня тревожности, приводя иногда к значительной социальной дезадаптации. Уровень дезадаптации зависит от стажа заболевания, от особенностей личности больного до заболевания, от самой нозологии, а также от эффективности лечения и прогноза. Несомненно, большое влияние на психологическое состояние больных оказывает их качество жизни, изменившееся в связи с заболеванием, и угроза заболевания жизни, трудоспособности или социальным функциям индивида.

Можно рекомендовать больным с гипертонией некоторые виды психотерапии, которые должны оказать на них положительное воздействие и улучшить их жизненную ситуацию и снизить психологический дискомфорт. Психотерапия показана с целью воздействия на личность больного, снятия настроенности организма на извращенную реактивность, нормализации психосоматических взаимоотношений.

Виды рекомендуемой психотерапии:

1. Аналитически ориентированная психотерапия.

2. Семейная психотерапия.

3. Катарсический метод психотерапии.

4. Телесноориентированная психотерапия.

5. Медитация.

6. Аутогенная тренировка.

7. Групповая и игровая психотерапия.[24]

Приведенные методики никоим образом не исчерпывают возможностей различных видов психокоррекционной терапии, выходящей за рамки кабинетов психологов и медицинских учреждений. Большое значение при работе с больными с гипертонией имеют музыко-, эстето-, арт-, библиотерапия, в частности, те произведения, где проходит тема страдания, различных жизненных коллизий и их преодоления любимыми героями, великими людьми, что помогало их самоопределению, самоутверждению, развитию личности, созданию того фундамента, который является надежной базой гармоничного, здорового психического состояния.

Необходимо отметить, что поиск смысла жизни является одной их самых психотравмирующих проблем для здорового человека, а для больного – тем более. Поэтому, в оптимальном для своего внутреннего мира поиске выхода из психологически дискомфортных ситуаций, в решении жизненных проблем некоторым больным в определенной степени может помочь приближение к непреходящим жизненным ценностям, основанным на религиозном мировоззрении, вере в Бога (в Высший Разум), согласно культурным традициям каждого народа.

Еще К. Юнг писал[25], что психотерапия кончается тогда, когда человек приходит к вере, когда он вновь находит почву под своими ногами, на которой можно снова жить, созидать, верить и самому вызывать доверие. Даже сама по себе торжественность религиозных церемоний, звуки религиозной музыки, молитвы, хоровое песнопение, особенности цвета и света, запахи – все это способствует успокоению, снимает повышенную тревожность и возвращает «базальную» уверенность в себе и в окружающих. Воздействие религии на больных способствует также восстановлению адекватной обратной связи между личностью и окружающей средой.

Также можно рекомендовать больным трудотерапию как способ отвлечения от своей патологии, разумеется, подобранную с учетом трудоспособности больного и специфики его патологического состояния.


Заключение.

В последние годы значительно улучшилось лечение, а следовательно, и прогноз у больных с гипертонией. Успехи в лечении позволили увеличить продолжительность жизни больных, а часто добиться и полного выздоровления. Однако угрожающие жизни заболевания, интенсивное лечение, стрессовая ситуация в которую вовлекается как больной, так и вся его семья, вызывают множество психологических проблем и порой формируют психические расстройства у больных. Совершенно очевидно, что к работе с людьми, страдающими гипертонией, необходимо привлекать психологов (психологическое консультирование). И хотя на эту тему проводились исследования почти 20 лет назад (Дурнов Л.А., Рожнов В.Е., Соленов В.Н. 1979, Kirkpatrich K. et al, 1974[26]), до сих пор в стране не создана специализированная психологическая служба, обслуживающая данный контингент больных. За рубежом работ, посвященных данной проблеме, неизмеримо больше, но они имеют узконаправленный психологический характер, чаще с психоаналитической ориентацией.

Знание психологии больного с гипертонией, его личностных особенностей и возможностей, безусловно, может и должно повысить эффективность психологического консультирования и помощи. Успехи в лечении гипертонии несколько изменили задачи психологов, педагогов, социальных работников, ранее привлекавшихся к работе с этими больными.

Для решения этих задач необходимо постоянное наблюдение больных данного профиля квалифицированными специалистами, подготовленными психологами. Такое наблюдение дает очень ценную информацию о психологических особенностях больных и членов их семей, без которой невозможна терапевтическая работа и реабилитация больных и их родственников.[27]

Результаты психологического обследования необходимо учитывать при составлении индивидуальных программ социально-психологической реабилитации больных с гипертонией. При выявлении признаков истощаемости психических процессов и нарушений динамики длительных действий рекомендуются облегченные условия труда, неполный рабочий день, возможность произвольного чередования труда и отдыха, предоставление дополнительных перерывов в работе. При суженном объеме восприятия рекомендуется работа, не требующая быстрой ориентировки в новых условиях, большой психической маневренности, широкого охвата ситуации и быстрого переключения внимания с одного признака на другой. При структурных нарушениях познавательных процессов рекомендуется деятельность, состоящая в многократном выполнении одних и тех же стандартных операций, где требования к интеллектуальной ориентировке минимальны и приспособление к труду возможно при снижении интеллекта. Не может быть рекомендовано обучение новой профессии, требующее смены рабочего стереотипа и приобретения новых знаний, умений, навыков.

Для того чтобы минимизировать возникновение негативных изменений в эмоционально-личностной сфере данных больных, целесообразно проводить психокоррекционную работу, направленную на формирование адекватного отношения к болезни. Учитывая повышенную тревожность этих больных и фиксацию на соматических ощущениях, рекомендуются занятия групповой психотерапией и освоение приемов аутогенной тренировки.[28]

Выявление психологических особенностей больных с гипертонией с помощью современных методик может в перспективе стать неотъемлемой частью их рутинного обследования. Включение заполненного больным опросника в историю болезни, тем более заполнение его через определенный временной интервал даст значительную дополнительную информацию о течении процесса и эффекте лечения. Возможно применение и других, имеющихся в доступной литературе методик.

Список литературы.

 

1. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта (пер. с англ.). СПб.: 2001.-294 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.   М., 1984.

3. Великолуг А.Н. Психотерапевтические тенденции и аспекты реабилитации и паллиативной помощи больным// Дис. докт. мед. наук.-Архангельск.-2000.

4. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. М.-2000.-223 с.

5. Добровольская Т. А. Социально-писхологические особенности инвалидов и здоровых // Социологические исследования. № 1, 1993.

6. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. М.-2001.-252 с.

7. Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного.  Л., 1980.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999 г.

9. Лапин Н.П. Личность и лекарство. СПб.: 2001.-415 с.

10. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.-1998.

11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования (пер. с англ.). СПб.-2000.-456 с.

12. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - Л., 1989.

13. Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова О. А. МО РФ, Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

14. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан). СПб.-2001.-656 с.

15. Психотерапевтическая энциклопедия (ред. Б.Д.Карвасарский). 2-е ищзд. СПб.-2000.-1024 с.

16. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб:2000.-253 с.

17. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: 2001.-352 с.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

19. Хайл-Эверс Р. Базисное руководство по психотерапии (3-е изд.). СПб.-2001.-508 с.

20. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.-2000.-640 с.

 


Приложения

 

Приложение № 1

Опросник Спилбергера.

№пп Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1 Я спокоен

1

2

3

4

2 Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3 Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4 Я внутренне скован

1

2

3

4

5 Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6 Я расстроен

1

2

3

4

7 Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8 Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9 Я встревожен

1

2

3

4

10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11 Я уверен в себе

1

2

3

4

12 Я нервничаю

1

2

3

4

13 Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14 Я взвинчен

1

2

3

4

15 Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16 Я доволен

1

2

3

4

17 Я озабочен

1

2

3

4

18 Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19 Мне радостно

1

2

3

4

20 Мне приятно

1

2

3

4

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда  
21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4  
22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4  
23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4  
24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4  
25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4  
26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4  
27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4  
28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4  
29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4  
30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4  
31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4  
32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4  
33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4  
34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4  
35

У меня бывает хандра

1

2

3

4  
36

Я бываю доволен

1

2

3

4  
- 37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4  
38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4  
39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4  
40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4  
                     

Приложение № 2.

 

Дисперсия

S = 1/n * S (x k – x)2

Группа больных:

1) ЛТ

S = 1/25 * 4796= 4796 / 25 = 191,84

2) СТ

S = 1/25 * 4583= 4796 / 25 = 183,32

Контрольная группа:

1) ЛТ

S = 1/25 * 4736 = 189,44

2) СТ

S = 1/25 * 3054 = 122,16

Коэффициент Стьюдента

а) ситуативная тревожность

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m1= 183,32 / 25 = 7,3328

m2=S2/n2

m2=  122,16 / 25 = 4,8864

t = 49,92 – 30,56 / Ö (7,3328*7,3328 + 4,8864* 4,8864) = 19,36 / Ö (53,76995584 + 23,87690496) = 19,36 / Ö 77,6468608 = 19,36 / 8,811745615938 = 2,197067510095

а) личностная тревожность

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m1= 191,84 / 25 = 7,6736

m2=S2/n2

m2= 189,44 / 25 = 7,5776

t = 51,88 – 50,24 / Ö (7,6736*7,6736 + 7,5776* 7,5776) = 19,36 / Ö (58,88413696 + 57,42002176) = 1,64 / Ö 116,30415872 = 1,64 / 10,78444058447 = 0,1520709384186


Б. Опросник ЛОБИ.

Выборочное среднее. X = 1/n * S x k

Группа больных: 1) Гармоничный Х = 2,64 2) тревожный Х = 2,12 3) ипохондрический Х = 1,64 4) меланхолический Х = 1,16 5) апатический Х = 0,96 6) неврастенический Х = 1,4 7) обсессивно-фобический Х = 1,84 8) сенситивный Х = 1 9) эгоцентрический Х = 1,32 10) эйфорический Х = 1,84 11) анозогнозический Х = 2,12 12) эргопатический Х = 2,2 13) паранойяльный Х = 1,92 Контрольная группа: 1) Гармоничный Х = 5,56 2) тревожный Х = 1,48 3) ипохондрический Х = 1,16 4) меланхолический Х = 1,08 5) апатический Х = 1,16 6) неврастенический Х = 1,2 7) обсессивно-фобический Х = 1,8 8) сенситивный Х = 1,16 9) эгоцентрический Х = 1 10) эйфорический Х = 2,32 11) анозогнозический Х = 2,2 12) эргопатический Х = 2,96 13) паранойяльный Х = 1,12

2. Дисперсия S = 1/n * S (x k – x)2

Группа больных: 1) Гармоничный S = 1/25 * 83,2 = 3,328 2) тревожный S = 1/25 * 81,1 = 3,244 3) ипохондрический S = 1/25 * 76,1 = 3,04 4) меланхолический S = 1/25 * 60,7 = 2,428 5) апатический S = 1/25 * 53,6 = 2,144 6) неврастенический S = 1/25 * 74,4 = 2,976 7) обсессивно-фобический S = 1/25 * 81,3 = 3,252 8) сенситивный S = 1/25 * 55,9 = 2,36 9) эгоцентрический S = 1/25 * 64,2 = 2,568 10) эйфорический S = 1/25 * 76,1 = 3,044 11) анозогнозический S = 1/25 * 80,3 = 3,212 12) эргопатический S = 1/25 * 82,6 = 3,304 13) паранойяльный S = 1/25 * 78,5 = 3,14 Контрольная группа: 1) Гармоничный S = 1/25 * 123,2 = 4,928 2) тревожный S = 1/25 * 81,4 = 3,256 3) ипохондрический S = 1/25 * 73,3 = 2,932 4) меланхолический S = 1/25 * 66,1 = 2,644 5) апатический S = 1/25 * 73,6 = 2,944 6) неврастенический S = 1/25 * 64,9 = 2,596 7) обсессивно-фобический S = 1/25 * 61,5 = 2,46 8) сенситивный S = 1/25 * 59,5 = 2,38 9) эгоцентрический S = 1/25 * 68,7 = 2,748 10) эйфорический S = 1/25 * 67,2 = 2,688 11) анозогнозический S = 1/25 * 77,8 = 3,112 12) эргопатический S = 1/25 * 66,2 = 2,648 13) паранойяльный S = 1/25 * 58,5 = 2,34

Коэффициент Стьюдента

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m2=S2/n2

1) Гармоничный

m1= 3,328 / 25 = 0,13312

m2= 4,928 / 25 = 0,1992

t = 5,56 – 2,64 / Ö (0,1992х0,1992 + 0,13312х0,13312) = 2,92 / Ö (0,44302336 + 0,03968064) = 2,92 / Ö 0,482704 = 2,92 / 0,6947690263678 = 4,202835603177

2) Тревожный

m1= 3,244 / 25 = 0,12976

m2= 3,256 / 25 = 0,13024

t = 2,12 – 1,48 / Ö (0,12976х0,12976 + 0,13024х0,13024) = 2,92 / Ö (0,0168376576 + 0,0169624576) = 0,64 / Ö 0,0506377728 = 0,64 / 0,2250283822099 = 2,844085682514

3) ипохо


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.242 с.