Анализ качества торгового обслуживания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Анализ качества торгового обслуживания

2020-04-01 231
Анализ качества торгового обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ основных экономических показателей

 

Мебельный магазин «Уют», являющийся объектом исследования дипломной работы, расположен в центре г. Ижевска, на Сенном рынке и максимально приближен к основным потокам общественного и индивидуального транспорта.

Магазин «Уют» обладает правом юридического лица, действующего на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнение взятых на себя обязательств.

Магазин «Уют» организует торговлю и сервисное обслуживание покупателей, самостоятельно и от своего имени заключает договора, приобретает в собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности.

Магазин «Уют» осуществляет розничную торговлю с населением, либо розничную торговлю с населением и оптовую торговлю с юридическими лицами и частными предпринимателями без образования отдельного юридического лица.

Торгово-производственная деятельность магазина осуществляется согласно ассортиментному перечню, утвержденному центром Санэпиднадзора.

Для осуществления своей деятельности магазин «Уют» открыл в установленном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать.

Прибыль, полученная магазином в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина.

Основными целями деятельности данного магазина являются:

- комплексное удовлетворение спроса покупателей;

- получение прибыли.

По форме товарной специализации данный магазин следует отнести к группе специализированных магазинов, ассортимент которых построен на базе номенклатуры одной товарной группы - мебели.

По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.

Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату.

Основу коммерческой деятельности магазина «Уют» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа товарооборота магазина «Уют» следует рассмотреть его развитие в динамике (табл. 1).


Таблица 1 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.руб.

 

Периоды

Фактический розничный товарооборот, тыс.р.

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2434,8 3159,8 3891,6 2434,8 1637,2 2882,7 100.0 129.8 123.2 100.0 67.2 176.1 100.0 129.8 159.8 100.0 67.2 118.4

 

В соответствии с табл.1, данные об объеме розничного товарооборота магазина «Уют» в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 1456,8 тыс.р. (3891,6 – 2434,8), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 448,0 тыс.р. (2434,8 х 18,4: 100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4% (59,8 - 18,4).

Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 1008,9 тыс.р. (3891,6-2882,7).

Среднегодовой темп роста товарооборота магазина «Уют» в действующих ценах за три года составил 126,4%

ТРОСТ = Ö3891,6: 2434,8 = 1,264 или 126,4%

а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8%

Ö2882,7: 2434,8 = 1,088 или 108,8%

Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине «Уют».

Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина «Уют» представлена в табл.2.

Таблица 2 - Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих
ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.

 

Месяц и кварталы

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

План Фактически % выполнения плана От плана От прошлого года
1 2 3 4 5 6 7 8
Январь Февраль Март Итого за 1 кв. Апрель Май Июнь Итого за 2 кв. Итого за 1 пол. Июль Август Сентябрь Итого за 3 кв. Итого за 9 мес. Октябрь Ноябрь Декабрь 274,3 268,7 264,3 807,3 263,8 260,7 256,4 780,9 1588,2 255,3 254,8 259,7 769,8 2358,0 262,3 267,2 272,3 343,3 329,8 322,7 995,8 314,8 302,2 298,7 915,7 1911,5 282,3 274,7 285,8 842,8 2754,3 320,3 330,9 342,7 351,1 341,7 330,2 1023,0 327,8 314,6 305,4 947,8 1970,8 280,5 298,7 312,8 892,0 2862,8 338,5 341,2 349,1 102,3 103,6 102,3 102,7 104,1 104,1 102,2 103,5 103,1 99,4 108,7 109,4 105,8 103,9 105,7 103,1 101,9 +7,8 +11,9 +7,5 +27,2 +13,0 +12,4 +6,7 +32,1 +59,3 -1,8 +24,0 +27,0 +49,2 +108,5 +18,2 +10,3 +6,4 +76,8 +73,0 +65,9 +215,7 +64,0 +53,9 +49,0 +166,9 +382,6 +25,2 +43,9 +53,1 +122,2 +504,8 +76,2 +74,0 +76,8 128,0 127,2 124,9 126,7 124,3 120,7 119,1 121,4 124,1 109,9 117,2 120,4 115,9 121,4 129,1 127,7 128,2

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4 5 6 7 8
Итого за 4 кв. Итого за 2 пол. Всего за год 801,8 1571,6 3159,8 993,9 1836,7 3748,2 1028,8 1920,8 3891,6 103,5 104,6 103,8 +34,9 +34,1 +143,4 +227,0 +349,2 +731,8 128,3 122,2 123,2

 

Магазин «Уют» успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 1,8 тыс.р., или 0,05% к плановому годовому товарообороту (18: 3748,2 х 100%). Основной причиной недовыполнения плана является снижение спроса на мебель в разгар отпусков. По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей.

Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3.

Товарооборот магазина «Уют» распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается.

Таблица 3 - Информация о доле каждого квартала в годовом товарообороте
магазина, %

Кварталы

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

План Факт От плана От факта
1 2 3 4 Всего за год 25,55 24,71 24,36 25,38 100,0 26,57 24,43 22,49 26,51 100,0 26,29 24,36 22,92 26,43 100,0 +0,47 -0,35 -1,44 +1,05 - -0,28 -0,07 +0,43 -0,08 -

 

А в 4 квартале наблюдается рост покупательского спроса, это связано с тем, что к концу года потребители чаще покупают товары отложенного спроса в магазинах. Для определения равномерности развития розничного товарооборота магазина целесообразно составить график выполнения плана по месяцам, что отражено на рис.4.

Рисунок 4 - Равномерность выполнения плана товарооборота
по месяцам 2003 г.

 

В магазине «Уют» коэффициент ритмичности за отчетный год составил 0,92 (11: 12), или ритмичность розничной реализации товаров по месяцам изучаемого периода составила 92%, что свидетельствует о высокой ритмичности выполнения плана товарооборота.

Коэффициент равномерности составил 97,37%. Таким образом, неравномерность выполнения плана товарооборота по месяцам в магазине в 2004 г. составила 2,63%, что является положительным показателем и подтверждает равномерную реализацию товаров в 2004 г., а также равномерное удовлетворение спроса на товары магазина «Уют».

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине «Уют» должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.

Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемость в целом по магазину «Уют» представлен в табл.4. Анализируя данные табл.4, можно сделать следующие выводы: товарооборот фактический увеличился на 143,4 тыс.р. по сравнению с планом, что свидетельствует о положительной торговой деятельности магазина, об удовлетворительном спросе покупателей.

Ускорение товарооборачиваемости составило 0,02 дня (3,27-3,29). Ускорение товарооборачиваемости по сравнению с планом на 0,02 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы в сумме 0,708 тыс.р. (35,388 х (-0,02)), что говорит о положительной тенденции в развитии торгового предприятия.

Товарные запасы в отчетном году обновлялись 109,97 раз, в то время как по плану они должны были сделать 109,47 оборота, что также свидетельствует о покупательском спросе на товары магазина «Уют».

Таблица 4 - Информация о средней товарооборачиваемости и товарных запасах
по магазину «Уют» за отчетный год, тыс.р.

 

Показатели План Фактически за 2004 г. Отклонение от плана % выполнения плана
1 2 3 4 5
Розничный товарооборот, тыс.р. Среднегодовые товарные запасы, тыс.р. Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) 3748,2   34,238   3,29   3891,6   35,388   3,27 +143,4   +1,15   -0,02   103,8   103,4   -

Продолжение таблицы 4

 

1 2 3 4 5
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) Однодневный товарооборот, тыс.р. 109,47     10,412 109,97     10,810 +0,5     +0,398 100,5     103,8

 

Средние товарные запасы в отчетном году увеличились на 1,15 тыс.р. по сравнению с планом, за счет увеличения объема товарооборота на 1,327 тыс.р. и ускорения товарооборачиваемости на 1,77 дня.

Увеличение средних товарных запасов по этим товарам обеспечивалось за счет увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости, что свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса.

Товарооборот обеспечен за счет превышения фактического объема поступления товара над плановым показателем на 4,0%, при темпе роста розничного товарооборота 103,8%. В связи с тем, что темпы роста товарооборота (103,8%) и поступления товара (104,0%) практически пропорциональны друг другу, магазин «Уют» рационально формирует ассортиментную политику, учитывая спрос потребителей на товары, требования к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса на товары, реализуемые в магазине «Уют». Бесперебойная продажа товаров обеспечивается наличием нормального запаса товаров (% выполнения плана составляет 103,4%), который образуется за счет незначительного повышения темпов роста поступления (104,0%) над темпами роста товарооборота (103,8). Предприятие формирует необходимый объем товарных запасов, стремится заблаговременно учесть конъюнктуру рынка. Это позволяет ему более полно ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его.

Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин «Уют» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.

Анализ данных показывает, что розничный товарооборот имеет тенденцию роста как по сравнению с планом на 143,4 тыс.р., так и в динамике на 751,8 тыс.р.

Общая сумма валового дохода возросла на 20,257 тыс.р. по сравнению с планом и уровень валового дохода также увеличился на 0,03%. Это произошло за счет того, что темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота.

Если рассматривать данные в динамике, то наблюдается увеличение суммы валового дохода на 35,612 тыс.р., а уровень валового дохода – снижение на 1,95%. Это объясняется тем, что темпы роста товарооборота выше темпов роста валового дохода.

Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия также имеет тенденцию роста, он возрос по сравнению с планом на 16,59 тыс.р. или на 3,9%, и в динамике – на 29,406 тыс.р., что составляет 7,1%. На его размер положительно повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации товаров (соответственно на 20,237 тыс.р. и 35,612 тыс.р.) и отрицательно рост налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (против плана – на 3,647 тыс.р. и прошлого года – на 7,206 тыс.р.).

Повысился средний уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, (в % к обороту) по сравнению с планом на 00,1% к обороту, что с положительной стороны характеризует финансовые результаты деятельности магазина «Уют».

Изучив состояние рынка мебели в городе и общее экономическое положение основных групп населения, можно сделать вывод, что рост деятельности магазина «Уют» связан с реализацией конкурентоспособной продукции по доступным ценам, высокого качества, широкого ассортимента мебели, предоставления комплекса услуг для покупателей, что в конечном итоге привлекает покупателей, так как спрос покупателей на товары магазина «Уют» полностью удовлетворяется.

Для измерения влияния на общую сумму реализованных торговых надбавок и остающихся в распоряжении предприятия их уровня (в % к обороту) и объема товарооборота методом цепных подстановок составляем табл.5.

Таблица 5 - Алгоритм расчета влияния факторов на сумму валового дохода
магазина «Уют», тыс.р. в динамике за 2003-2004 гг.

 

Факторы Расчет Сумма

На общую сумму валового дохода

Изменение объема товарооборота в действующих ценах В том числе за счет изменения розничных цен на товары Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту Всего +731,8 х 15,23: 100   (3891,6 – 2882,7) х 15,23: 100   3891,6 х (-1,95): 100   516,938 – 481,326 +111,453   +103,66   -75,841   +35,612

На сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина

Изменение объема товарооборота в действующих ценах В том числе за счет изменения розничных цен на товары Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту Всего 731,8 х 13,18: 100   (3891,6 – 2882,7) х 13,18: 100   3891,6 х (-1,72): 100   4459,48-4165,42   +96,451   +82,977   -67,045   +29,406

 

В связи с изменением объема товарооборота общая сумма валового дохода возросла на 111,453 тыс.р., что составило 22,4%

111,453: 496,7 х 100%

Если бы не было повышения розничных цен на товары, то валовой доход за счет этого фактора возрос бы против плана только на 7,793 тыс.р. (111,453-103,66). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму реализованных торговых надбавок по сравнению с прошлым годом соответственно на 75,841 тыс.р. Аналогичная закономерность наблюдается и по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении магазина.

Снижение уровня торговых надбавок не случайно наблюдается в работе магазина «Уют». Это объясняется тем, что вблизи магазина «Уют» находится рынок, на котором имеются другие конкуренты магазина. В связи с этим нецелесообразно устанавливать высокие торговые надбавки, так как приходя в магазин покупателя интересует не только качество товаров и сервис предоставляемых услуг, но и цена товаров.

Если бы магазин не снижал уровень торговых надбавок, то потерял бы большое количество потребителей, это бы повлекло за собой снижение объемов продаж, а также уменьшение товарооборота и валового дохода соответственно, что отрицательно сказалось бы на финансовой деятельности предприятия.

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль – это конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания. Данные о прибыли магазина «Уют» приведены в табл. 6.

Данные табл.6 наглядно показывают, что в отчетном году прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с прошлым годом на 6,29 тыс.р., что составляет 14,7% и против плана на 8,29 тыс.р., или на 20,6%. Балансовая прибыль также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 9,81 тыс.р., или на 22,4% и против плана на 9,689 тыс.р., или на 22,1%.

Рост розничного товарооборота по сравнению с прошлым на 731,8 тыс.р. увеличил прибыль на 9,806 тыс.р. (731,8 х 1,34: 100), что составило 0,25 к обороту. Такая тенденция наблюдается и по сравнению с планом. Это свидетельствует об удовлетворенном потребительском спросе. Данные табл.6 наглядно показывают, что наблюдается рост розничного товарооборота в отчетном периоде. Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на 66,936 тыс.р. (3891,6 х 1,72: 100), а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 1,62% было получено 63,044 тыс.р. прибыли.

Таблица 6 - Информация о прибыли магазина, тыс.р.

 

Показатели

Фактически за прошлый год, тыс.р.

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

План Факт % выполнения плана От плана От прошлого года
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарооборот, тыс.р. Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, сумма тыс.р. Уровень в % к обороту Издержки обращения, всего: сумма, тыс.р. Уровень в % к обороту Прибыль от реализации, всего: сумма, тыс.р. 3159,8 416,542   13,18   374,3   11,84   42,242     3748,2 429,358   11,45   389,2   10,38   40,158     3891,6 445,948   11,46   397,5   10,22   48,448     103,8 103,9   100,1   102,1   98,5   120,6     +143,4 +16,59   +0,01   +8,3   -0,16   +8,29     +731,8 +29,406   -1,72   +23,2   -1,62   +6,29     123,2 107,1   86,9   106,2   86,3   114,7    

Продолжение таблицы 6

 

1 2 3 4 5 6 7 8
Уровень в % к обороту Внереализационные доходы, тыс.р. Внереализационные расходы, тыс.р. Балансовая прибыль, сумма, тыс.р. Уровень в % к обороту 1,34   6,431   4,91   43,761   1,38 1,07   9,245   5,521   43,882   1,17 1,24   10,857   5,734   53,571   1,38 115,9   117,4   103,9   122,1   118,0 +0,17   +1,612   +2,13   +9,689   +0,21 -0,1   +4,426   +8,22   +9,81   - 92,5   168,8   116,7   122,4   100,0

 

Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по сравнению с планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли магазина на 0,389 тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 0,16%, было получено 6,227 тыс.р. прибыли.

Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению суммы прибыли по сравнению с прошлым годом на 4,426 тыс.р. и против плана на 1,612 тыс.р.

Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в отчетном году по сравнению с прошлым на 0,822 тыс.р. и против плана на 0,213 тыс.р.

По магазину «Уют» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту, что свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина «Уют».

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.