Основные направления повышения качества и уровня жизни населения Республики Беларусь — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные направления повышения качества и уровня жизни населения Республики Беларусь

2020-04-01 215
Основные направления повышения качества и уровня жизни населения Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В мировой практике для оценки уровня жизни (благосостояния) населения применяются различные индикаторы. В Республике Беларусь прежде всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения (домашних хозяйств). Эти данные представляются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь в рамках баланса денежных доходов и расходов населения, а также выборочного обследования расходов и доходов домашних хозяйств.

Начиная с 1998 г. в Беларуси по решению Правительства осуществляется мониторинг социально-трудовой сферы, одним из основных аспектов которого является уровень жизни населения. В целях создания нормативно-правовой базы анализа и прогнозирования уровня жизни и реализации социальных программ разработаны концепция «Прожиточный минимум в Республике Беларусь» и план мероприятий по ее реализации. Постоянно расширяется система показателей оценки уровня жизни населения.

Социальная защищенность граждан республики гарантируется такими законодательными актами, как Закон РБ «Об основах государственного социального страхования», Закон РБ «О пенсионном обеспечении», Закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС». Между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей ежегодно заключаются генеральные Соглашения, отражающие вопросы обеспечения социальных гарантий, уровня жизни, занятости, условий и охраны труда, оплаты, экологии, социального партнерства. Между трудовыми коллективами и администрацией заключаются также коллективные договоры.

Важным показателем уровня жизни в Республике Беларусь является прожиточный минимум, который регулируется Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».

Данный Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначается для:

анализа и прогнозирования уровня жизни населения;

оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);

обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:

продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

лекарства, предметы санитарии и гигиены;

жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;

услуги детских дошкольных учреждений.

Динамика значения прожиточного минимума в Республике Беларусь представлена в таблице 3.1 [17].

 

Таблица 3.1 - Динамика значения прожиточного минимума в Республике Беларусь за 2005-2013 гг. [17]

Показатель

Значение по годам

 

2005

2012

2013

2013 (с 1 ноября 2013 г. по 31 января 2014 г.)

  Тыс. руб. $ США Тыс. руб. $ США Тыс. руб. $ США Тыс. руб. $ США
БПМ в среднем на душу населения 107910 65,4 574790 100,8 843870 103,5 1047530 113,5
БПМ для трудоспособного населения 113685 68,9 621830 109,1 923320 112,7 1158520 125,5

 

Данные об уровне малообеспеченности за период 2008 - 2013 годы представлены на рисунке 3.1 [17].

 

Рисунок 2.1 - Данные об уровне малообеспеченности за период 2008 - 2013 годы


 

Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 7,7% в 2008 году до 6,3% в 2013 году.

С целью защиты социально уязвимых слоем населения Правительством Республики Беларусь разработана система государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:

удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам [1].

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов осуществляются исходя из следующих принципов:

соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных социальных стандартов;

всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;

общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;

широкой информированности граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

социального партнерства.

Основные государственные социальные гарантии Республики Беларусь представлены в приложении А.

Система государственных социальных стандартов определяет минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах, в том числе и в здравоохранении. Другими словами, это - та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».

Минимальные социальные стандарты в области здравоохранения определены Законом Республики Беларусь. К ним относятся:

норматив обеспеченности врачами первичного звена;

норматив обеспеченности койками стационаров с круглосуточным пребыванием;

норматив обеспеченности аптеками;

норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (рисунок 2.2) [17].

 

Рисунок 2.2 - Минимальные социальные стандарты в здравоохранении в 2013 г.


 

По инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2008г. №811 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003г. №724» расширен перечень социальных стандартов в области здравоохранения:

введены:

норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения;

норматив наличия транспортного средства (для врачебных амбулаторий, больниц сестринского ухода, для участковых больниц);

дополнительный норматив для агрогородков (наличие аптечной организации).

В республике многое делается по предотвращению снижения уровня жизни населения. Однако говорить, что этот вопрос решен, пока преждевременно. О неблагоприятных тенденциях в уровне жизни населения свидетельствуют отдельные социальные индикаторы (Приложение Б), характеризующие доходы населения, социальную структуру населения, состояние медицины и охраны здоровья, загрязнение окружающей среды.

В Беларуси ранее был принят нормативный метод определения бедности. К бедным (малоимущим) относились лица с уровнем располагаемых ресурсов (денежные расходы, кроме материальной помощи родственникам и алиментов, плюс доходы от личного подсобного хозяйства и других источников) ниже 60% минимального потребительского бюджета.

Местным органам исполнительной власти рекомендовалось использовать данный норматив для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Однако указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Кроме того, он в полной мере не учитывал изменяющуюся структуру потребления в различных типах семей.

В настоящее время принят Закон "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", который устанавливает качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).

В соответствии с этим с бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными, а все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь [4, с. 92].

Отслеживанием уровня и масштабов бедности в республике занимаются органы государственной статистики. Программа обследования домашних хозяйств по доходам и расходам, разработанная в рамках совместного проекта Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Всемирного банка, позволяет получить данные, характеризующие ситуацию бедности.

Обследования показывают, что - одним из основных факторов бедности в Беларуси является высокая иждивенческая нагрузка. Именно она предопределяет относительно низкий уровень доходов в многодетных и неполных семьях. Наименьший уровень бедности наблюдается в семьях, состоящих из двух человек, наибольший - в больших семьях с детьми, 5 и более человек.

Наряду с этим отличительной особенностью современного этапа развития является увеличение числа бедных и изменение профиля бедности. Если на начальном этапе экономических преобразований ядро бедных традиционно составляли так называемые социально уязвимые слои населения (одинокие, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), то сегодня центр тяжести все больше перемещается в сторону ''работающих" бедных, - то есть тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин и прежде всего характера своей занятости (или незанятости) получают низкие доходы и не могут прокормить себя и свою семью.

В настоящее время ядро бедных, как правило, составляют безработные, частично занятые, работающие на условиях неполного рабочего времени и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы, занятые на финансово неблагополучных предприятиях, немалая часть работников государственных и муниципальных предприятий бюджетной сферы, значительная часть семей с детьми, вынужденные переселенцы и беженцы.

Глобальный финансовый кризис, глубоко затронувший экономику многих стран в 2008 году, оказывает негативное влияние на благосостояние белорусских граждан.

Произошло резкое падение уровня жизни, прежде всего социально уязвимых групп населения, снижение уровня государственных социальных нормативов и гарантий, возросла неуверенность части граждан в завтрашнем дне. Финансовый кризис стал общим катализатором ускорения инфляции и девальвации белорусского рубля. За 2009 год цены в республике выросли более, чем в 2 раза. Все эти негативные процессы, обусловленные как финансовым кризисом в мире, так и собственными просчетами в денежно-кредитной и валютной политике, не смогли не сказаться на уровне жизни всех слоев населения. Снижение официального курса белорусского рубля оказало существенное влияние на потребительский спрос населения.

По существу социальные последствия инфляции оказались пагубными для всего населения республики. Ущерб от нее терпят как наемные работники, так и наниматели, пенсионеры, молодежь, доходы которых явно уменьшились. Масштабы и глубина снижения уровня жизни населения особенно сильно затронула семьи, имевшие ранее средний достаток, а в результате кризиса они столкнулись с реальной угрозой бедности.

В этих условиях руководство страны предприняло ряд важных шагов по социальной защите населения. Была разработана «Программа выхода из кризиса Республики Беларусь 2009 - 2010гг.». Антикризисная программа совмещала в себе выполнение трех основных задач: обеспечения макроэкономической стабилизации, создания прочных фундаментов долгосрочного экономического роста и адресной социальной защиты людей, которые наиболее уязвимы к трансформационным шокам в период ликвидации искажений структуры капитала и рынка труда.

Для укрепления доверия населения к проводимым реформам, направления ограниченных ресурсов государства наиболее уязвимым социальным группам предлагаются принять следующие меры:

осуществление перехода на денежные формы адресной социальной поддержки. Выработка критериев нуждаемости, а также четкой, быстрой процедуры выделения адресной социальной помощи;

отнесение к несеквестируемым, т. е. не подлежащим сокращению или отмене, денежных бюджетных трансфертах таких социальных групп, как участники Великой отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, «чернобыльцы», граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;

определение предельной ежемесячной суммы денежной помощи инвалиду I группы в размере 200 евро (в рублевом эквиваленте), инвалиду II группы - 160 евро, детям-сиротам - 160 евро, дети до трех лет - до 120 евро, многодетные семьи до 120 евро на одного ребенка, «чернобыльцы» - до 200 евро, дети школьного возраста - до 60 евро, студенты вузов - до 40 евро;

введение единовременного денежного трансферта при рождении ребенка в эквиваленте 700 евро;

установление стандарта в определении размера средней пенсии: 40 - 45% от среднегодового уровня зарплаты по стране;

введение режима свободного определения уровня оплаты труда в частных коммерческих организациях. Тарифная сетка оплаты труда распространяется исключительно на бюджетные организации. Не допускается повышение размера оплаты труда в бюджетной сфере без учета состояния бюджетных финансов и роста производительности труда в экономике;

определение размера пособия по безработице в размере не более 60% от размера зарплаты на последнем рабочем месте в течение первых шести месяцев после увольнения;

открытие бюджетной линии по финансированию программ переобучения рабочих и безработных. Реализация программы бюджетных образовательных грантов безработным для переквалификации и получения новых навыков и знаний, необходимых для поиска работы.

предоставление права коммерческим организациям самостоятельно определять режим работы наемных рабочих, порядок найма и увольнения;

отмена всех ограничений по найму, связанных с местом жительства. Создание четких механизмов наказания руководителей государственных предприятий и учреждений за нарушение данной нормы;

принятие бюджетной программы по строительству низкобюджетных общежитий для облегчения внутристрановой миграции в областных городах и г. Минске;

снятие ограничений на занятость пенсионеров, выработка системы стимулов для более позднего выхода на пенсию;

включение в производственные затраты всех расходов предприятий, связанных с обучением персонала, повышением квалификации наемных рабочих;

сохранение бюджетных расходов на развитие физкультуры и спорта, в первую очередь детского;

демонополизация рынка лекарств и медицинского оборудования, отмена таможенных пошлин на импортные лекарства с целью сохранения их доступности в период жестких бюджетных ограничений;

сохранение дотаций по жилищно-коммунальным платежам, включая электричество, воду и газ, тем домашним хозяйствам, чьи совокупные расходы на эти цели превышают 25% денежных доходов.

Принимаемые меры позволили смягчить последствия финансового кризиса для социально уязвимых групп населения страны. Однако с учетом сложившейся ситуации весьма актуальной является разработка адресной системы социальной защиты малообеспеченных граждан и их семей, позволяющей компенсировать им потери, связанные с повышением цен.

Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения - 4% - в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году, а в 2013 году составил 0,5% (см. таблицу 3.2) [17].

 

Таблица 3.2 - Показатели безработицы в Республике Беларусь [17]

Показатель

Значение по годам

  1995 1996 2011 2012 2013
Численность безработных, тыс. чел. 131,0 199,8 33,1 28,2 24,9
Уровень безработицы к численности экономически активного населения 2,9 4,0 0,7 0,6 0,5

 

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси.

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность - важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

По значению ИЧР Республика Беларусь, как и ранее, относится к странам с высоким уровнем человеческого развития: в 2012 году ИЧР составил 0,793 (Доклад о человеческом развитии 2013), в 2011 году - 0,756 (Доклад о человеческом развитии 2011), в 2010 году - 0,732 (Доклад о человеческом развитии 2010).

Увеличение значения индекса человеческого развития и, как следствие, улучшение позиции Беларуси в международном рейтинге стран, было вызвано ростом значений трех из четырех компонентов ИЧР: ожидаемой продолжительности жизни при рождении (с 70,3 лет до 70,6 лет), средней продолжительности обучения (с 9,3 лет до 11,5 лет), ожидаемой продолжительности обучения (с 14,6 лет до 14,7 лет). Что касается четвертого компонента ИЧР, то в рейтинге стран по ВНД на душу населения Беларусь занимает 61 место.

На протяжении ряда лет Республика Беларусь занимает лидирующую позицию среди стран СНГ по уровню человеческого развития. Ряд стран СНГ, наряду с Беларусью, относятся к группе стран с высоким уровнем ИЧР. Согласно Докладу о человеческом развитии 2013, Россия занимает 55 место, Казахстан - 69, Украина - 78, Азербайджан - 82, Армения - 87. Остальные страны СНГ (Туркменистан, Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) включены в группу стран со средним уровнем человеческого развития.

Государственная политика социальной поддержки малообеспеченных граждан сегодня должна основываться на индивидуальном подходе и упорядочении системы социальных выплат, пособий и льгот. Мировой опыт показывает, что государство может оказывать эффективную поддержку 10-15 % населения, в то время как в Республике Беларусь в разные годы право на получение различных пособий имели до 42 % граждан (получавшие доход менее установленного бюджета прожиточного минимума). В работе аргументируется необходимость отказа от необоснованных льгот, а также значительного совершенствования системы адресной социальной помощи в Республике Беларусь.

Программа адресной социальной поддержки малоимущих в Республике Беларусь сегодня должна разрабатываться соответственно мировым тенденциям с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения. Дифференцированный подход к различным слоям и группам жителей Беларуси должен проводиться в зависимости от их социального положения, возраста, уровня занятости. В частности, для трудоспособного населения социальная помощь должна быть минимизирована, но одновременно нужно создать условия для получения трудового дохода и защиты основных прав в сфере труда (в рамках государственной политики доходов и политики занятости).

Сложность разработки такой программы сегодня заключается в том, что до настоящего времени в Республике отсутствует закон, определяющий единые требования к порядку назначения и выплаты адресной социальной помощи.

Вместе с тем неоспоримым является тот факт, что размеры государственных социальных выплат на душу населения являются достаточно низкими.

Упор на адресную социальную поддержку в Республике Беларусь сегодня обязателен. Однако при ее осуществлении необходимо отказываться от предоставления необоснованных льгот.

Что же касается основных подходов к реформированию системы страхового пенсионного обеспечения, то накопительная (персонифицированная) пенсионная система должна быть основана на пенсионной формуле, в которой ежегодные пенсионные выплаты зависят от: (а) индивидуального вклада каждого в течение периода работы; (b) стажа работы; (с) ожидаемого периода получения пенсии; (d) экономического развития; (е) желаемого момента выхода на пенсию.

Накопительная система имеет следующие преимущества:

) дает возможность создавать индивидуально формируемые пенсионные фонды;

) обеспечивает постепенность преобразования существующей системы текущих отчислений в сторону более динамичной модели, связывающей индивидуальные вклады и пенсионные выплаты;

) снимает проблему чрезмерных расходов на пенсионное обеспечение;

) предоставляет выбор момента выхода на пенсию и желаемой комбинации продолжительности пенсионного периода и уровня пенсии.

Потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в связи с внедрением накопительной системы:

) уменьшается гибкость пенсионной системы, так как неявно фиксируются будущие различия в пенсиях;

) появляются риски нестабильности: в силу демографических изменений или макроэкономических шоков, инвестиционный риск (в силу различного отношения к пенсионным средствам на рынке капитала), риск непредвиденной инфляции в период выплаты пенсии;

) пенсионная формула зависит от ожидаемой продолжительности жизни.

Если реальная продолжительность жизни превышает прогнозные рамки, то нет уверенности, что пенсионеры будут адекватно реагировать на предлагаемый механизм сокращения размера пенсии, то есть будут ли откладывать выход на пенсию для сохранения размера выплат или будут это делать лишь в случае, если процентное увеличение пенсии за год отсрочки выхода на пенсию больше индивидуальной предельной нормы временного предпочтения.

Перечисленные потенциальные проблемы могут создавать общественные трения и вызвать социальную нестабильность. Для повышения эффективности использования средств и реализации принципа адресной социальной помощи предлагаются следующие действия:

) государственные гарантии группам населения, оказавшимся ниже установленного порога бедности, в виде социальной помощи (пособие по нуждаемости), размеры которой должны быть тесно увязаны с прожиточным минимумом;

) сужение перечня групп населения, которым социальная помощь оказывается вне зависимости от доходов до узкого перечня лиц: инвалиды, участники ВОВ, жертвы политрепрессий, чернобыльцы;

) постепенная отмена профессиональных льгот и выплат из бюджета, замена их повышением заработной платы соответствующим категориям;

) осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи малообеспеченным по результатам процедур выборочных тестов;

) повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на цели социальной защиты, в частности, путем развития индустрии социального обслуживания инвалидов, детей-сирот, престарелых.

Внедрение новой системы адресной социальной помощи должно осуществляться эволюционно с учетом социального резонанса отмены тех или иных льгот и финансовых возможностей государства по введению новых гарантий.

Кроме повышения адресной защищенности действительно нуждающихся важен комплексный подход к проблеме бедности, включающий создание возможностей (инвестиции, рабочие места, повышение профессиональной квалификации, кредиты) и содействие использованию возможностей (эффективная инфраструктура) для получения доходов. Необходима комплексная программа борьбы с бедностью, нацеленная на преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для повышения уровня и качества жизни необходима программа адресной социальной поддержки малоимущих в Республике Беларусь, которая должна разрабатываться соответственно мировым тенденциям с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения. Дифференцированный подход к различным слоям и группам жителей Беларуси должен проводиться в зависимости от их социального положения, возраста, уровня занятости.


 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна.

На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд.

На втором месте - рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем - образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры.

Обобщающий индикатор уровня жизни населения способствует выявлению границ кратко-, средне- и долгосрочных изменений социальной ситуации, в рамках которых сохраняется возможность предотвращения угроз экономической безопасности, а также контроля за развитием социальной обстановки.

Стержневым направлением социальной политики государства должно стать повышение уровня и качества жизни граждан на принципиально иной основе. Стремление к богатству, характерное для общества массового потребления, должно смениться стремлением к высокому уровню и качеству жизни, которые определяются разнообразием благ и достойными условиями жизни.

показатель качество человеческий экономический


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.