Показатели измерения качества и уровня жизни населения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Показатели измерения качества и уровня жизни населения

2020-04-01 598
Показатели измерения качества и уровня жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для измерения уровня и качества жизни населения применяется целая система различных индикаторов и показателей, которые позволяют всесторонне его охарактеризовать, а также помогают определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации. К таким индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (среди них доходы, покупательная способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т. д.). Всемирный банк, например, использует более 90 индикаторов для характеристики социального развития 210 стран мира.

Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах дли рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей). Существуют классификации показателей по отдельным признакам.

К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным - уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.

Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные - качественную сторону благосостояния населения. Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используются для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.

Основные сравнительные социально-экономические показатели уровня жизни, разработанные в рамках ЕС выглядят следующим-образом:

) население: плотность проживания на 1 км2, рождаемость, смертность; половозрастная структура, период удвоения численности населения:

) занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям;

) уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.;

) душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве;

) индекс потребительских цен;

) здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни;

) образование; доля школьников и студентов от общей численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием [2, c. 125].

В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчета самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость: Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.

В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям:

распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации);

уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности);

исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот) [5].

Некоторые ученые предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».

Таким образом, обобщающий индикатор уровня жизни населения способствует выявлению границ кратко-, средне- и долгосрочных изменений социальной ситуации, в рамках которых сохраняется возможность предотвращения угроз экономической безопасности, а также контроля за развитием социальной обстановки.

При оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития человека.

На первом месте при оценке качества жизни - уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Поэтому следует установить степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования [2, c. 103].

Качество жизни всегда воспринимается с учетом исторических, национальных и религиозных традиций. При характеристике качества жизни, как совокупности условий, вполне допустима компенсация одного параметра жизни другим. Как говорится, можно жить беднее, но дружнее и веселее. Танки здесь, конечно, ни при чем.

Важнейшим показателем, характеризующим качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в двух аспектах - как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность, удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Следует обратить внимание на тот факт, что одинаковый уровень жизни может быть достигнут, при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории.

Обобщающие индикаторы уровня жизни представляют собой определенного вида сверстку оценок более частных свойств и критериев этого понятия, которые, в свою очередь, могут быть различными комбинациями либо отчетных статистических показателей, либо соответствующих экспертных оценок. Интегральные индикаторы уровня жизни населения позволяют проводить сравнительный анализ во времени и пространстве основных компонентов этой категории, а также выявить другие «узкие» места в социально-экономическом развитии страны или региона с точки зрения обеспечения условий, необходимых для гармоничного развития общества и отдельного индивида.

В международной практике уже в 60-х годах проводились обширные исследования в области определения обобщающих социальных индикаторов, предпринимались попытки построения единых систем. Однако ввиду отсутствия однозначной трактовки понятия «уровень жизни» данные системы не могли быть оптимальными и служить эффективным инструментарием прогнозирования и управления.

В конце 60-х - начале 70-х годов разработка единой системы социальных индикаторов была предпринята Международной организацией труда (МОТ). Концептуальным подходом к ее созданию явилась выработка определенных стандартов основных потребностей по двум направлениям:

-  минимальные потребности семей в отношении личного потребления (достаточное питание, жилище, одежда, предметы домашнего обихода и мебель);

-  основные услуги, предоставляемые обществом (питьевая вода, водопровод, канализация, общественный транспорт, медицинское обслуживание, образование).

Ориентация только на основные потребности без учета субъективных характеристик качества жизни со стороны населения, а также попытка разделить экономические и социальные показатели были признаны главными недостатками указанного подхода.

В 70-е годы система социальных показателей разрабатывалась как по линии Организации Объединенных Наций (ООН), так и по линии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В обоих случаях ставилась цель: опираясь на принятые в мировой практике социальные приоритеты, создать такую систему универсальных индикаторов, которая должна учитывать объективные условия жизни и одновременно отражать субъективное восприятие их членами общества. Приоритеты социальной политики были разбиты на девять направлений (блоков) развития, каждый из которых регулируется специальным механизмом и отслеживается посредством соответствующих показателей.

В общем виде система социальных приоритетов, разработанная ОЭСР, имеет вид:

) здоровье;

) развитие личности путем обучения;

) занятость и качество трудовой жизни;

) свободное время и досуг;

) экономическое положение личности;

) благоприятная окружающая среда;

) социальное окружение;

) обеспечение безопасности и правосудия;

) участие в общественной жизни [1].

Кроме того, в качестве приоритетных направлений социального контроля применительно к потребностям международной системы социальных показателей используются дополнительные блоки: «Социальные последствия вооружения» и «Социальные последствия экономической отсталости».

Методологические подходы построения социальных систем ООН и ОЭСР были положены в основу создания официальной американской системы «Социальные показатели», которая долгое время считалась образцом для развитых стран мирового сообщества.

Методическим новшеством данной системы было введение понятия «конечный результат» (output discriptive indicator). В качестве информации предлагалось использовать не все ряды «свободных» статистических данных, а лишь те, которые отражают связи с важнейшими прошлыми или наиболее вероятными будущими событиями. Именно на пересечении ориентиров возникает возможность оценить явление, выработать по отношению к нему обоснованное суждение.

Система «Социальные показатели» состоит из 167 показателей, подразделенных на 7 блоков: «Здоровье»; «Общественная безопасность»; «Образование»; «Труд»; «Доход»; «Жилище»; «Досуг-рекреация».

Все они условно могут быть охарактеризованы как:

-  описательные показатели конечного результата;

-  показатели социальных условий изменения человеческого бытия;

-  аналитические показатели выбора ценностей.

В процессе сбора информации, фиксируемой в системе социальных показателей, важную роль играют социологические процедуры. Так, в блоке «Образование» уровень информированности школьников определяется по итогам общенациональных школьных тестов. Широко практикуются выборочные опросы для сбора информации по показателям удовлетворенности в блоках «Труд» и «Жилище». Сочетание статистических и социологических подходов способствует практическому ориентированию информации и взаимному сопоставлению блоков.

Впоследствии данная система была дополнена новыми разделами: «Семья», «Социальная безопасность и благосостояние», «Социальная мобильность и благосостояние». Кроме того, «Показатели-1976» и «Показатели- 1982» уже содержали международные сравнения по основным блокам системы. Отобранные данные рассматриваются как главные показатели стабильности социальных параметров общества, как основа прогнозирования динамики относительно установленных критериев. Главные показатели социальной конъюнктуры в каждом фрагменте информации отражают качество целостного объекта (отношение к минимально допустимому уровню). Движение к нормативным пределам рассматривается как сигнал неблагополучия.

Характеризуя специфику системы «Социальные показатели», необходимо отметить, что она выдержана в духе структурно-функциональной методологии. Она не вскрывает социально-экономических причин, определяющих дифференциацию и качественное неравенство в распределении благ. Отсутствие в системе блока культуры подрывает ее информативную ценность и снижает прогностический потенциал.

На основе созданных ООН, ОЭСР, а также американских систем социальных показателей для международных сопоставлений в 70-80-х годах началась дальнейшая разработка подобных систем на национальных уровнях.

Например, в Японии социальные индикаторы разрабатываются Институтом экономических исследований и публикуются, как правило, в «Белых книгах по вопросам жизни народа». Впервые система социальных индикаторов появилась в «Белой книге» за 1969 г. Она состояла из 15 индикаторов, сгруппированных в два показателя уровня жизни и состояния жизненной среды. Показатель уровня жизни рассчитывался как итог семи отдельных индикаторов (питание, здоровье, образование, использование свободного времени, жилищные условия, безопасность, социальное обеспечение), каждый из которых объединял, в свою очередь, несколько компонентов.

Министерство труда Японии разработало «комплексный показатель благосостояния рабочих» с целью получения количественных оценок в тех сферах социальной жизни, где невозможно применение денежных показателей. Он включил четыре группы социальных индикаторов:

) положение в сфере найма рабочей силы (развитие способностей, возможности найма, стабилизация занятости);

) условия труда (безопасность, санитария, отношения между трудом и капиталом, обеспечение медицинской помощи);

) доходы - имущество;

) личная жизнь (жилищные условия, проезд на место работы, здоровье, безопасность, досуг). Их особенностью было выделение в каждой сфере количественных и качественных параметров.

Для оценки уровня жизни населения в России в 1996 г. разработаны Методологические положения по статистике Российской Федерации. Система оценки уровня жизни в России, а также в Беларуси, согласно Методологическим положениям, включает:

) показатели распределения и дифференциации по уровню доходов населения (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, коэффициент концентрации Лоренца, или индекс Джини, коэффициент Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации);

) показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности);

) баланс денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами или доходов над расходами).

Однако вышеприведенная система оценки уровня жизни, по мнению некоторых российских ученых, является неполной, так как в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие общий экономический рост и подходы к межрегиональным сравнениям. Поэтому следует дополнить принятую статистическую систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».

В 1997 г. Статистический комитет СНГ на основе рекомендаций Статистической комиссии ООН для целей анализа социального положения населения стран Содружества, а также для межотраслевых сопоставлений разработал модельный набор социальных индикаторов уровня жизни стран Содружества, который предполагается внедрить в статистическую практику национальных статистических служб и Статкомитета СНГ.

Исходя из задачи сравнительного экономико-статистического анализа уровня жизни населения стран, показатели модельного набора сопровождаются согласованной методологией их исчисления.

Модельный набор представляет собой систему из пяти разделов, включающих 27 показателей, среди которых [1]:

) интегральные индикаторы уровня жизни (макроэкономические демографические показатели, показатели экономической активности, пенсионного обеспечения населения);

) показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения);

) личное потребление (уровень и структура);

) жилищные условия населения;

) показатели социальной напряженности.

В отличие от минимального набора социальных данных Статкомиссии ООН в систему не включен показатель валового внутреннего продукта на душу населения, поскольку в его структуре содержатся элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д.).

Предлагаемый модельный набор далеко не исчерпывает всех показателей уровня жизни населения. Главным критерием при отборе характеристик уровня жизни было наличие показателей в национальной статистической практике стран Содружества.

Вступление человечества в XXI век, век новых высоких технологий, идеалов и общечеловеческих ценностей, потребовало переориентации в развитии стран мирового сообщества с темпов экономического роста на устойчивое развитие человека.

Основой происходящих в мире эволюционных изменений служит принцип, согласно которому экономика существует для развития людей, а не люди для развития экономики. Общественный прогресс невозможен, если не реализованы три ключевые цели жизни человека: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести, расширить и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни. Главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического развития и других характеристик качества жизни населения, на поддержание которых ежегодно в мире расходуется 15-20 трлн долл.

В период 90-х годов международными организациями были выработаны основные концептуальные подходы, увязывающие устойчивое развитие с концепцией развития человеческого потенциала. Суть их в том, что устойчивое развитие не осуществимо без человеческого фактора, расширения возможностей человека, его участия в жизни общества, гендерного равенства, снижения остроты проблемы бедности.

Традиционные макроэкономические показатели (ВВП, накопленное национальное богатство, среднедушевой доход и др.) не позволяют ответить на вопрос о степени воздействия увеличения доли «интеллектуального капитала» в общественном богатстве на социально-экономические процессы. Роль же последнего в формировании общественного богатства очевидна. По оценкам экспертов Всемирного банка, на долю человеческого капитала в структуре национального богатства приходится около 2/3 от его итоговой оценки.

Впервые в научный оборот категория «человеческое развитие» была введена Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРО-ОН) в Докладе о развитии человека за 1990 г. (Human Development Peport, UNDP). Под «человеческим развитием» понимается приумножение не только дохода людей, но и их здоровья, образования, сохранение окружающей среды, обеспечение свободы действий и слова, участие в политической деятельности и государственном управлении, беспрепятственный выбор места жительства, равенство граждан перед законом, защита от дискриминации по признакам национальной принадлежности, пола, возраста и пр. [2].

В докладе был предложен интегральный измеритель - индекс человеческого развития (ИЧР), включающий оценки продолжительности жизни, образовательного уровня взрослого населения и его доходов. В последующих ежегодных докладах ПРООН было введено новое название индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и уточнен механизм его исчисления.

Следует признать, что концепция развития человеческого потенциала значительно шире, чем указанный индекс. Однако в отсутствие какого-либо всеобъемлющего показателя/блока показателей (он пока не выработан, поскольку многие жизненно важные аспекты развития человеческого потенциала не поддаются количественному определению). ИРЧП тем не менее является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом.

Особенности ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоят в следующем:

-  во-первых, он упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов, не искажая и не фальсифицируя их;

-  во-вторых, ИРЧП не дает количественного представления по целому ряду параметров и не затрагивает такие свойства, которые характеризуют качественные стороны жизнедеятельности общества. В их числе - политическая свобода, отношения между поколениями и степень их равенства, экологические условия развития, морально-этические характеристики общественных отношений и т.п.;

-  в-третьих, ИРЧП нельзя абсолютизировать. Он не предназначен для измерения благосостояния и не является измерителем счастья. Он лишь показывает, в каком направлении осуществляется развитие и насколько далеко ушла страна с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала.

ИРЧП и другие показатели «человеческого развития» приводятся в ежегодных докладах о развитии человека, издаваемых ПРООН, но их временная оценка, как правило, дается с отставанием на два-три года от текущего периода.

В итоге ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трех измерениях: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный ВВП на душу населения.

Для обоснования целесообразности включения в ИРЧП трех перечисленных составляющих остановимся на их краткой характеристике.

Ожидаемая продолжительность жизни. Данный показатель представляет собой обобщенную характеристику уровня смертности во всех возрастах и дает ответ на вопрос, сколько лет в среднем прожил бы человек, родившийся в данном году, если бы на протяжении его жизни уровень смертности в каждом году оставался таким, как сейчас. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности населения и соответственно - расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр.

Уровень образования. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества - и обусловливает рост общественной производительности труда. Существует прямая зависимость между уровнем образования и уровнем ВВП: увеличение общественных и личных затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса.

Реальный ВВП на душу населения. Благосостояние, или доходы населения, измеряется показателем ВВП на душу населения, а не показателем национального богатства. Хотя последний характеризует накопленные результаты экономической деятельности на определенный отрезок времени, он исчисляется не во всех странах, и механизм его расчета пока не отработан. Поэтому в настоящее время в качестве компонента ИРЧП используется показатель ВВП, характеризующий лишь текущую экономическую деятельность.

ИРЧП колеблется в пределах от 0 до 1 и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех его компонентов:

-  индекса ожидаемой продолжительности жизни, которым обозначается продолжительность предстоящей жизни при рождении; устанавливается в минимальных и максимальных значениях в интервалах от 25 до 85 лет;

-  индекса уровня образования, который рассчитывается на 2/3 производно от уровня грамотности взрослого населения (от 0 до 100%) и на 1/3 - от совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учреждений в соответствующей возрастной группе (тоже в пределах от 0 до 100%);

-  индекса реального ВВП на душу населения (по паритету покупательной силы (ППС) в долларах США), который зависит от реального душевого ВВП и колеблется в пределах от 100 до 40000 долл. ППС. ППС - соотношение между двумя или несколькими валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг. Для двух первых компонентов ИРЧП отдельные индексы могут быть рассчитаны по следующей формуле 1.1:

 

               (1.1)

 

Для построения индекса дохода в составе ИРЧП с 1999 г. применяется новая формула 1.2

 

                                                               (1.2)

 

По сравнению с ранее применявшейся в новой формуле расчета дохода нет резкого дисконтирования дохода - дисконтируется любой, а не только тот, который превышает определенный уровень.

Значение ИРЧП является критерием классификации 175 стран мирового сообщества [2]:

-  0,800 и выше - страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала;

-  0,500-0,799 - страны со средним уровнем развития;

-  менее 0,500 - страны с низким уровнем развития.

Для международных сопоставлений с 1997 г. используются также индексы нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) и для стран ОЭСР (ИНН-2).

Эти индексы предназначены для оценки нищеты не только по доходам, но и по тем же многочисленным аспектам, на основе которых рассчитывается ИРЧП: долгая и здоровая жизнь (измеряется вероятностью того, что новорожденный не доживет до 40 лет); знания (уровень неграмотности взрослого населения); достойный уровень жизни (измеряется долей населения, не имеющей доступа к источникам доброкачественной воды, и долей детей в возрасте до пяти лет с отставанием в весе).

В рейтинге ИНН-1 участвует 88 развивающихся стран. Лидируют Уругвай, Коста-Рика и Чили, а на последнем месте находится Нигер (данные 2010 г.).

ИНН-2 позволяет измерить уровень обездоленности по тем же аспектам, что и ИНН-1, но при этом учитывается также социальная изоляция, измеряемая уровнем застойной безработицы (безработица в течение 12 или более месяцев).

В рейтинге ИНН-2 участвуют 17 стран ОЭСР. В 2012 г. первые места занимали Швеция, Норвегия и Нидерланды, последнее - США.

Изучение зарубежного и отечественного опыта позволяет сделать вывод о том, что при разработке обобщающих индикаторов уровня жизни следует использовать индикаторы, выражаемые в следующих показателях:

- продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая);

-  рост реальных доходов населения;

-  состояние здоровья;

-  образовательный уровень;

-  уровень занятости трудовых ресурсов;

-  обеспеченность населения жильем;

-  доля населения, проживающего на территориях, где имеются отклонения окружающей среды от нормативов.

Следует отметить, что качество получаемой информации, ее практическую направленность повышает применение статистического подхода в сочетании с социологическими методами.

Опыт разработки ИРЧП был положен российскими учеными в основу расчета интегрального индекса качества жизни. Они ограничились небольшим числом компонентов, которые имеют решающее и обобщающее значение для каждой сферы жизни. Так, по всем сферам здоровье имеет решающее значение для качества жизни людей. В трудовой сфере такими решающими показателями можно считать производительность труда и занятость экономически активного населения, в сфере материального быта - уровень материальной обеспеченности; интеллектуальной и духовной жизни уровень образования, семейной жизни - благополучие семей.

Из названных показателей три входят в ИРЧП: здоровье (измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни), образование (охватом населения обучением) и производительность труда (ВВП на душу населения). Далее, в отличие от известных методов сравнения этих показателей по странам и регионам, ученые предлагают сопоставлять фактические данные с нормативными потребностями людей, придавая каждому показателю определенный вес в комплексе.

Таким образом, интегральный индекс качества жизни предлагается исчислять по следующей формуле 1.3:

 

                                                                          (1.3)


 

где Jn - показатель компонента качества жизни «п»;

Nn - норматив потребностей по компоненту «п»;

Wn - взвешивающий коэффициент по компоненту «п».

При определении взвешивающих коэффициентов авторы предлагают воспользоваться опытом определения ИРЧП, приняв равным вес каждого из компонентов.

Данная методика является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для определения обобщающего индикатора уровня жизни населения Беларуси, поскольку при этом используются основные компоненты уровня жизни населения, которые сопоставимы со статистической базой нашей страны.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.