Концептуальные основы взаимодействия Городской думы и СМИ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Концептуальные основы взаимодействия Городской думы и СМИ

2020-04-01 113
Концептуальные основы взаимодействия Городской думы и СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Роль средств массовой информации в последнее время меняется. Это обусловлено активной информатизацией общества. Данная ситуация характерна как для российской действительности, так и для зарубежья. Отмечается также возрастание роли СМИ в деятельности органов власти. Особенно важна работа средств массовой информации в период изменений и нововведений: они позволяют снять напряжение в обществе и объяснить населению проводимые мероприятия. Можно выявить определенную двойственность в отношениях между властью, СМИ и обществом. Двойственность проявляется в том, что средства массовой информации являются частью государственного аппарата и в то же время они призваны поставлять информацию согласно запросам и потребностям населения.

Особенности средств массовой информации определяются регионом расположения, а также особенностями национальности, где расположено данное средство массовой информации.

Качественное взаимодействие со СМИ позволяет органам власти сохранять стабильность в обществе, в политике. Уровень и качество взаимодействия власти и средств массовой информации являются индикатором уровня развития демократии.

В связи с этим становится достаточно актуальной проблема взаимодействия общества, органов власти и СМИ. При этом средства массовой информации обеспечивают формирование информационного пространства в данном взаимодействии.

Одним из направлений работы со СМИ является работа с прессой. Через прессу осуществляется сообщение обществу важных политических и экономических новостей. На основе информации, получаемой через прессу, население имеет возможность принимать решения и участвовать в политической жизни страны.

Работа прессы с органами власти имеет также двойственный характер. С одной стороны, властные структуры заинтересованы в освещении только выгодных им событий. С другой стороны, пресса заинтересована в подаче интересной читателю информации. Поэтому материалы, предоставляемые в прессу для обработки органами власти, должны представлять собой новости высокой социальной важности.МИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам. В современном мире уже на самых первых этапах приобщения человека к миру политического важнейшим агентом передачи политических установок и ориентаций являются средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой информации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио, в последнее время - глобальная компьютерная сеть Интернет.

Радио и телевидение ныне оказывают воздействие на огромные массы населения. Они становятся не только средствами приобщения к определенным социальным нормам и установкам, но и объектом острой политической борьбы. Вместе с тем СМИ могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. Характерной особенностью социально-политических и информационно-коммуникативных процессов в современном российском обществе является массовое распространение и использование психологических манипуляций.

Как наиболее универсальную манипулятивную технологию, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируется и распространяется заранее "сконструированные" образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей программ, товаров. Такие образы, как правило, неадекватно отражают реальные характеристики лиц и, таким образом, дезориентируют людей, попавших под соответствующее информационно-психологическое воздействие (например, наклеивание ярлыков политическим оппонентам - "красно-коричневые", "коммуняки" и т.д.).

Изучение современного опыта позволяет выделить ряд дополнительных приемов манипулятивных технологий. К ним можно отнести следующие: "осмеяние"; "повторение лозунгов", или "повторение шаблонных фраз"; "эмоциональная подстройка"; "мнимый выбор" и др. Эта техника достаточно широко используется и в СМИ, и в межличностном взаимодействии. Ее суть заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по данному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией (часто используется в "аналитических" телевизионных программах в современной России).

С точки зрения ретроспективного анализа, СМИ в ходе своего развития постепенно вытесняют основной в прошлом инструмент посредничества между государством и обществом - политические партии. Речь идет о том, что активизация деятельности СМИ способствовала размыванию организационной структуры политических партий, их социальной базы, ослабляя партийную приверженность все большего числа избирателей. Если в США, к примеру, партийная самоидентификация рядового гражданина во многом определялась фактором преемственности, т.е. передачи политических установок и предпочтений внутри семьи, определенного социального окружения, то в последние десятилетия благодаря воздействию СМИ на общественное сознание на выбор электората влияют совсем другие факторы. Можно утверждать, что СМИ заменяют политические партии, выступая в качестве основного механизма регулирования и реализации политического процесса.

Механизм, объясняющий возрастание роли СМИ как субъекта политического процесса, достаточно прост. Если политические партии, конкурирующие между собой, акцентируют внимание электората на содержательных аспектах программы, положительно, с их точки зрения, отличающихся от программы противника, то СМИ, особенно электронные, ориентируются в подаче материала в основном на имиджевые, не содержательные эффекты. Там, где важность информации оценивается ее рекламными качествами, возникает огромный разрыв между реальностью и предлагаемым средствами массовой информации миром.

Особенно это касается ТВ, которое, несмотря на постоянно растущее количество пользователей сети Интернет, все же остается пока доминирующим средством коммуникативного пространства. Телевидение обладает большими возможностями преподнести скорее личность, нежели определенную точку зрения или программу. Политика, таким образом, становится сильно персонифицированной. Возрастает значение "символической политики", основанной на подаче личностных характеристик политических деятелей. Политические теледебаты, телефонные интервью со зрителями в прямом эфире - все это свидетельствует о том, что в политике, которой посвящена та или иная передача, оцениваются, прежде всего, психология и характер, личность политического лидера, нежели положения его предвыборной программы.

СМИ предлагают модель восприятия не только в сфере политики, но также воздействуют на создание определенного образа всего окружающего мира в сознании человека. Как демонстрируют результаты многочисленных социологических исследований и опросов, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у получателей информации чувство страха и беспокойства, неуверенности в стабильности существующего порядка, привычного хода жизни. Отсюда возникают опасения за будущее свое и своих близких, за свое место в обществе и т.д. К сожалению, СМИ больше внимания уделяют подчас отрицательным явлениям (неудачи лидеров, скандалы и т. д.), что формирует негативное отношение к политике и политикам, вызывает нездоровый скептицизм, нигилизм. Трудно рассчитывать на реальные успехи в формировании чувства гражданского долга и патриотизма, о которых столько сегодня говорится в самих СМИ, без повышения требований к уровню политической культуры.

Можно предположить, что у наиболее активных потребителей информации легче вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира. Дети, к примеру, как наиболее восприимчивые к значительным по объему и подчас плохо структурированным потокам информации, с поразительной скоростью впитывают представления о насильственном характере современного мироустройства. Часто просматривая передачи, наполненные насильственным пафосом, они склонны примириться с этими негативными явлениями, рассматривать их не как отклонение от моральной нормы, а скорее как неотъемлемую часть жизни общества.

Влияние СМИ на общество достаточно велико. Об этом свидетельствует большое количество примеров. Например, в период перед Гражданской войной в Америке афро-американская пресса освещала проблемы чернокожего населения и призывала к отмене рабства. Роль газет в данном случае заключалась в просвещении масс, объединению негров. Также пресса оказала влияние на распрстранение нетерпимости к таким нечеловеческим отношениям в обществе.

Ряд исследователей полагали, что негритянские газеты выступают основными образовательными и информационными источниками для негров. Негритянская пресса того времени дала возможность узнать о жизни негров, их проблемах, надеждах, ожиданиях, достижениях. В афро-американских газетах присутствовала полемика и обсуждение данных проблем. В то время возможность получить образование неграм в Америке отсутствовала. В качестве образовательного института выступала пресса. Также она выполняла роль политического просветителя, давая возможность негритянскому населению осознать свои политические возможности и использовать их. На страницах газет присутствовали призывы к действию, программы действия.

Существуют и другие примеры влияния средств массовой информации на мнение общественности. Так, например, после образования США было подготовлено и издано ряд статей Александра Гамильтона, Джона Джея, Джеймса Мэдисона, содержащих идеи конституционной формы государственного правления. Эти статьи были переизданы не один раз и оказали влияние на мнение общественности.

Показательным вариантом влияния на общественное мнение через средства массовой информации было издание в Америке произведения "Хижина дяди Тома". Оно стало одним из наиболее влиятельных обстоятельств в вопросе воздействия на массы населения и отмены рабства в стране.

Одним из наиболее значительных проявлений работы средств массовой информации является желтая пресса. Причем ее влияние на массы также велико. Так, например, в конце 19 века в данной категории СМИ работали периодические издания Джозефа Пу-литцера и Уильяма Рэндольфа Херста. В определенный исторический момент данные издания активно публиковали информацию о бесчинствах испанцев на Кубе. Это сыграло важную роль в формировании отрицательного отношения общества к данной ситуации и действиям испанцев.

Таким образом, мы определили существеное значеие прессы в деятельности государственных органов. В связи с этим органы государственной власти обращают серьезное внимание на формирование взаимоотношений со СМИ.

В ходе взаимодействия со СМИ формируются коммуникации. Коммуникация - это обмен интеллектуальной информацией в знаковой форме, необходимой людям для совместной деятельности. как правило, коммуникацией является такой процесс, при кортором происходит передача информации от одного источника другому. В качестве источников выступают люди. Существуют различные классификации коммуникаций. Согласно одной из них можно выделить следующие виды: вербальная коммуникация, невербальная, письменная, элетронная.

Работа средств массовой информации тесно связана с коммцуникационным процессом. Это также своего рода коммуникация. В нашем случае это коммуникаци от органов власти к средствам массовой информации, от средств массовой информации к общественности.

Отношения властей со средствами масовой информации достаточно ответственное мероприятие. Несмотря на активное развитие новых видов информатизации общества (интернет), роль СМИ не ослабевает. Более того средства массовой инфрормации начинают также активно использовать инновации в своей деятельности: создают собственные сайты, где размещают информацию, новости и т.д. Органы власти в настоящее время также имеют собственные сайты. Там размещаются статьи, прдоставляемые пресс-службой органа власти, интервью и т.д.

В каждом органе власти есть подраделение (или несколько подразделений) или сотрудник, отвечающие за связь со СМИ. В их обязанности входит:

подготовка информации для собственного издания, которая в дальнейшем используется журналистами в качестве новостей для политических газет и журналов;

подготовка ответов на вопросы СМИ;

создание возможности присутствия представителей СМИ на заседаниях и других мероприятиях;

изучение информации, размещаемой в газетах и жруналах, касающейся деятельности данного органа власти, оценка данной информации.

Определим специалистов, выполняющих основные функции пресс-центра органа власти.

 

Рисунок 1 - Сотрудники, выполняющие функции пресс-центра органа власти

 

Содержать пресс-службу могут только крупные предприятия, организации и органы власти. Иное название пресс-службы - пресс-центр. В составе пресс-центра в зависимости от размера и возможностей организации могут работать как один, так и несколько человек (порядка 20 сотрнудников).

Пресс-служба может быть как самостоятельным подразделением, так и в составе подразделения PR. Функции пресс-службы представлены на рисунке 2.

 


 

Рисунок 2 - Функции пресс-службы

 

Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях. Собственные пресс-службы или пресс-центры имеют президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк, мэр и правительство Москвы, министерства РФ, Конституционный суд, Правительства областей РФ и Администрации городов.

Пресс-служба - постоянно действующие органы информации при органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др. Пресс-служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции PR и рассматривающимся в качестве одного из механизмов по управлению деятельностью органа власти.

Информация - это идеальное содержание коммуникативной деятельности, которая имеет самостоятельную форму существования в виде сигналов и знаков.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Представители СМИ часто проводят различные социологические исследования. Большинство исследований аудитории предполагает прямое обращение к ней с целью установить, какие и как часто источники массовой информации она использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные и неудовлетворенные этими источниками интересы, как люди используют полученную информацию, обмениваются ее и.т.д. Понятно, что для таких целей надо использовать методы социологического опроса - с соблюдением требований репрезентативности и надежности информации: ведь необходимо получить вывод, касающийся массового сознания и поведения.

Метод семантического манипулирования предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации - создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Согласно статье 38 "Закона о средствах массовой информации": "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах". С помощью сети Интернет у представителей СМИ появилась возможность экономить свое время. Например, подготовка материала и поиск информации теперь занимают гораздо меньше времени. По крайней мере, уже не приходится копаться в архивах и библиотеках в поисках информации по нужной теме, так как Сеть полностью автоматизировала этот процесс. Большинство современных журналистов используют Интернет каждый день, и в основном для поиска информации, сопроводительных материалов (фотографий, комментариев, пресс-релизов). Корреспонденты также используют Интернет, в частности электронную почту, для налаживания контактов с источниками информации. Отношения со СМИ посредством Интернета можно построить на следующих направлениях:

создание веб-сайтов, ориентированных на работу со СМИ;

осуществление персонализированной информационной рассылки;

использование электронной почты;

организация онлайновых интервью.

Государственные органы - это весь спектр государственных институтов (исполнительных, законодательных, судебных), решения которых непосредственно влияют на деятельность организации или на сферу, в которой она работает. Говоря о взаимодействии государства и средств массовой коммуникации, определим реальные на сегодняшний день ограничения, которые оно устанавливает для средств массовой коммуникации в рамках демократической организации социума. Эти ограничения устанавливает для прессы законодательная, исполнительная и судебная власть. Взаимодействие с целевыми аудиториями может быть прямым или опосредованным, например, через СМИ. Таким образом, по принципу взаимодействия можно выделить следующие типы целевых аудиторий:

первичные, то есть аудитории, которые являются конечным объектом PR-активности (потребители товаров и услуг, инвесторы и др.);

вторичные - это СМИ, которые оказывают влияние на все остальные аудитории, формируют мнения, влияют на оценки и др.;

третичные, то есть лидеры мнений, оказывающие влияние как на первичные целевые аудитории (через СМИ), так и непосредственно на СМИ.

Таким образом, вполне логично особое внимание к построению отношений со СМИ, потому что именно они играют ключевую роль в формировании фона отношений с другими целевыми аудиториями.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.