История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы.
В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания.
Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились?
Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. Он понимал свое предназначение пророка.
Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним.
Учащиеся: Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной скоростью и человек с ним уживается.
Учитель: Давайте попробуем соединить все высказывания в единую мысль. Что получится?
Учащиеся: Считая себя пророком, Гоголь верил, что именно он должен указать человечеству на его грехи.
Учитель: Попытаемся ответить, на какие грехи указывал Гоголь.
Итак, 1 задание: Назовите эти ложные ценности.
Учащиеся: Это книга Манилова с закладкой на 14 странице, это знания о мире через голландские рубашки, это вещи, к которым человек как бы прилип. Во дворе у Коробочки индейки, куры, огороды с луком, картофелем. У Ноздрева - конюшня, стойла, кузница. Превзошел всех Плюшкин. Это конечный результат пошлого накопления.
Учитель: А зачем Гоголь дает такие подробности?
Учащиеся: Он дал понять, что же в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Поэтому в произведении нет ни одного красивого человека.
Задание 2: Докажите это по тексту.
Учащиеся: «Ни то, ни се», «не то баба, не то мужик», старухи, держащие голову несколько высоко».
Учитель: Действительно, откуда взяться красивому телу, если поражена душа. Проследим дальше за мыслью Гоголя. О чем рассуждает он?
|
Учащиеся: О человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена.
Задание 3: Доказать на примерах текста, что Гоголь рассуждает о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека.
Учащиеся: «...иной почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только в другом кафтане». «Мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни».
Учитель: Зло прочно ужилось и торжествует сегодня. В этом Гоголь действительно пророк. А не кажется ли вам необычными пространственно-временные отношения?
Задание 4: Докажите, что Чичиков едет по кругу?
Учитель: А как живет каждый персонаж отдельно взятый?
Учащиеся: В своем собственном мире, замкнутом пространстве.
Задание 5: Докажите призрачность существования героев:
а) через цвета («голубенький вроде серенький, дни не то ясные, не то мрачные, лес «темнел каким-то скучно-синеватым цветом»)
б) через изолированность помещиков друг от друга («живут рядом и не знают друг друга»)
в) время года (Манилов живет среди цветущих кустов сирени, его мужики сидят в тулупах. У Плюшкина - лето, а в губернском городе зима. Чичиков в теплом картузе, а Манилов появляется в медвежьей шубе).
Учитель: Выходит, что у каждого - и свое время года. Нет реальности внутри этих «царств». А сам Чичиков, кто он? Какова цель его появления?
Учитель: Как вы понимаете выражение: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирает человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»
Учащиеся: Если человеческая душа будет погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, будет только блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло.
Дети вместе с учителем делают вывод, что человеческий разум заблуждается, живя лишь куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно, что мы наблюдаем это сегодня. Таким образом, все факты жизни, по Гоголю, не есть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов.
|
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку определенного цвета (красная фишка - 5, синяя - 4). В конце урока подсчитываются баллы, выставляются оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работах по данной теме «Автор и повествователь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» нет единства мнения. Многие исследователи, такие как А.М.Докусов, М.Т.Качурин подходят к различению автора и повествователя через описание их роли в тексте.
Лотман Ю.М. рассматривает позицию автора через хронотон текста. По его мнению, автор находится над всеми событиями и только ему, Н.В.Гоголю, известен моральный исход.
В библиографическом аспекте рассматривают позицию автора такие исследователи как С.Машинский, Е.А.Смирнова, Анри Труайя, но эти литературоведы в своих работах упускают духовную сторону жизни писателя.
Большинство литературоведов выделяют автора и приписывают ему роль повествователя.
Особое значение имеют работы Воропаева В., Дунаева М.М., Зеньковского В., в которых эти исследователя говорят о духовной жизни Н.В.Гоголя, творчество которого вне духовных категорий понять невозможно.
Наше исследование направлено на выявление линий повествователя и автора. В работе опираемся на духовную прозу Н.В.Гоголя и исследования В.Зеньковского, В.Воропаева.
При глубоком изучении текста поэмы «Мертвые души» обращено внимание на духовный смысл подтекстов поэмы, в которых повествователь выражает себя в словесной материи текста, автор - через смысл подтекста. таким образом, линии повествователя и автора, через подтекст обличающего людские грехи, сходятся.
В работе доказывается, что в лирических отступлениях слышен голос автора, а не повествователя, приводятся примеры из духовной прозы Гоголя. Так, в поэме есть отступление о своеобразии русского характера и в своей работе «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь пишет о свойстве русского характера, что и доказывает, что перед нами автор.
Так же доказывается и принадлежность Гоголю остальных лирических отступлений. Приходим к выводу, что линии повествователя и автора сходятся в тексте. Автор приближается в своем творчестве к смысловой концепции древнерусского писателя с его взглядом на литературу. Писатель проявляет себя косвенно (через подтекст) и прямо (через лирические отступления). Он выступает духовным проповедником Святой Руси. Присутствие автора подчинено одной цели: прославить Русь, наставить людей на путь праведный.
|
БИБЛИОГРАФИЯ
Художественные тексты
. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Сов. Россия, 1988. - с.432.
. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии. - М.: Худ. литература, 1990. - с.76.
. Гоголь Н.В. Авторская исповедь. - М.: Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. - с.126.
Исследования
. Аксаков С.Т. Воспоминания современников. История моего знакомства с Гоголем. - М.: Правда, 1989. - с.480.
. Анненская А.Н. Н.В.Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. СПб., 2007. - с.90.
. Боголепов П.К. Язык поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». - М.: Учпедгиз, 1952. - с.141.
. Воропаев В.А. Духовная проза (вступительная статья). - М.: Русская книга, 2006 - с.500.
. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 томах, т.8. Исторические наброски. Выписки из творений святых отцов (подг. текст Воропаев В.А.) - М.: Русская книга, 1994. - с.864.
. Головенченко Ф.М. Реализм Гоголя. - М., 1953. - с.259.
. Гус М. Гоголь и Николаевская Россия. - М.: Гослитиздат, 1957. - с.374.
. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти ч. Ч.I-II. - М.: Христианская литература, 2008. - с.736.
. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В.Гоголя: искусство повествования. - М.: Наука, 1987. - с.176.
. Ермилов В.В. Гений Гоголя. - М.: Сов.Россия, 1959. - с.408.
. Ермилов В.В. Н.В.Гоголь. - М.: Сов. писатель, 1952. - с.296.
. Жданов В.В. Н.В.Гоголь. Очерк творчества. - М.: Гослитиздат, 1953. - с.120.
. Зеньковский В. Гоголь. - М.: Школа, 2007. - с.224.
. Золотусский И.П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. - М.: Советский писатель, 1987. - с.238.
. Гоголь: история и современность: (к 175-летию со дня рожд.) Сборник. Составитель Кожинов В.В. - М.: Сов. Россия, 1985. - с.493.
. Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. - Воронеж, 1985.
. Кривонос В.Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя. - Воронеж: Изд-во Воронежского унив-та, 1981. - с.167.
. Лотман Ю.М. О реализме Гоголя. О русской литературе. - СПб., 2008. - с.694-711.
. Левин Б.Н. Венок Н.В.Гоголю: Гоголь и время. - Харьков: Прапор, 1984. - с.151.
|
. Манн Ю.В. Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. - М.: Детская литература, 1979. - с.142.
. Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя - 2-е изд., доп. Худ. литература, 1988. - с.412.
. Манн Ю.В. В поисках живой души. - М.: Книга, 1984. - с.415.
. Манн Ю.В. Гоголь и мировая литература. (АНССР. Ин-т мировой литературы). - М.: Наука, 1988.
. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л.: Ленинг. унив-т, 1982.
. Машинский С.О. Гоголь (к столетию со дня смерти). - М.: Госкультпросветиздат, 1951. - с.272.
. Машинский С.О. Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Госполитиздат, 1952. - с.719.
. Николаев Д.П. Сатира Гоголя. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - с.367.
. Онуфриев Н. Н.В.Гоголь. Критико-биографический очерк. - М.: Гослитиздат, 1952. - с.88.
. Орлов А.И. Гоголь как учитель жизни. - М.: Бук Чембер Инернейшнл, 1991. - с.32.
. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М.: Сов. писатель, 1982. - с.511.
. Покровский В. Н.В.Гоголь. Его жизнь и сочинения, изд. 3-е. - М., 1910. - с.420.
. Полевой Н., Полевой К. Похождения Чичикова или мертвые души. Поэмы Н.В.Гоголя. - Л.: Худож. лит-ра, 1990. -.338-360.
. Рукавицына М. Гоголь Н.В. «Мертвые души». - М.: Моск. рабочий, 1977. - с.472.
. Самойленко Г.В. Гоголь и современность: творческое наследие писателя в движении эпох. - Киев: Изд. при Киевск. унив-те, 1983. - с.150.
. Соколова А.Н. Н.В.Гоголь. Сборник статей. - М.: Изд. Моск.унив-та, 1954. - с.228.
. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души» - Л.: Наука, 1987. - с.197.
. Степанов Г.Л. Великий русский писатель Н.В.Гоголь. - М.: Госкультпросветиздат, 1952. - с.72.
. Хлебников Р. Как жил Н.В.Толстой и что он писал. - М., 2008. - с.36.
. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: литературный путь. Величие писателя. - М.: Современник, 1984. - с.653.
. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. - М.: Сов. писатель, 1959. - с.620.
Статьи из газет и журналов
. Вишневецкая Е.В. Роль детали в поэме «Мертвые души» // Литература. - 2003. - № 13. - с.13.
. Воропаев В. Я совершу свой путь к 175-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. - Библиотекарь. - 2007. - №4. - с.49-52.
. Воропаев В. Загадки Гоголевских библиотек. - В мире книг. - 2006. - №4. - с.65-87.
. Воропаев В. Нет другой двери: Гоголь и Евангелие // Литературная Россия. - 2008. - № 14. - с.15.
. Гоголь Н.В. Материалы и исследования // Литературное наследство. - № 58. - с.445-926.
. Киреев Р. Гоголь. Талызинский особняк. // Литература. - 2003. - № 10. - с.5-11.
. Манн Ю. Над бездной Гоголя // литературное обозрение. - 1993. - №1-2. - с.30-32.
. Осокина И.И. Не собирайте сокровища на земле. // Литература в школе. - 2004. - №4. - с.41-43.
. Полтавец Е.Ю. Мертвые души Н.В.Гоголя: опыт комментированного чтения /\ Литература в школе. - 1998. №1. - с.78.
. Путинцева В. Тайны поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» // Литература. - 1999. - №9. - с.5-6.
|
. Разумихин А. «Мертвые души». Опыт современного прочтения. // Литература. - 2008. - № 13. - с.2-15.
. Синицкая С.В. Об именах Гоголя // Русская литература. - 1998. - №3. - с.272.
. Строганов М. Гоголь¨ от циклической к линейной концепции истории // Литература. - 2008. - №32, с.2-6.
. Труайя Анри. Мои «Мертвые души» // Детская литература. - 1998. - №5-6. - с.150.
. Щеблыкин И.П. Об одной распространенной ошибке в толковании поэмы Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или «Мертвые души» // Литература в школе. - 2009. - №4. - с.5-7.
Учебно-методическая литература
. Аношкина В.Н., Петров С.М. История русской литературы XIX века. Уч. пособие для студ. пед.инст. - М.: Просвещение, 1989. - с.448.
. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чепнев В.Ф. Методика преподавания литературы. - М., 1999. - с.496.
. Гордин А.М. Н.В.Гоголь. В портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей. - Л.: Учпедгиз, 1959. - с.414.
. Степанов А.Н. Н.В.Гоголь. Биография писателя (пособие для учащихся). - М.: Просвещение, 1966. - с.136.
. Смирнова - Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературный комментарий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. - с.279.
. Турбин В.Н. Герои Гоголя: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - с.127.
Словари и энциклопедии
. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык,
. - с.796.
. Тифофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих
терминов. - М.: Просвещение, 1958. - с.187.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!