Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 259 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грунтовщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения производства мастерские расширялись, появлялись наёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкостями самого производства.
В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове - О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работали пятьдесят один человек, из них - пятьдесят наемных; в Новосильцеве - основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работало сорок девять рабочих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей.
Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м годам. Определить время их создания и принадлежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как правило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и кустарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Петербург.
|
В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Был распространен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, напоминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название "под червячок". На старых подносах очень разнообразна "уборка" - украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну - «Металлоподнос» (с 1960 года - Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в дело возрождения живописи на подносах и развитие традиций местного искусства в новых условиях.
Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по своему предварительному рисунку.
Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста девяноста живописцев. Несмотря на название "фабрика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.
Уже давно на специальных прессах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему замыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.
|
Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода - объектом любования.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!