Техника жостовской росписи и технология изготовления жостовских подносов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Техника жостовской росписи и технология изготовления жостовских подносов

2020-04-01 1520
Техника жостовской росписи и технология изготовления жостовских подносов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Численность населения

2002[9] 2010[1] 335 ↗340

Бывшая церковно-приходская школа

История деревни Жостово восходит к началу XIX века, когда в ней и других подмосковных сёлах и деревнях бывшей Троицкой волости Московского уезда Московской губернии Российской империи, возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше[11].

В 1825 году предприимчивый крепостной графа Шереметева Филипп Никитич Вишняков, работавший в селе Федоскино возчиком на местной мануфактурной фабрике, выведал там технологические особенности производства лакированных изделий и открыл в своей деревне Жостово «лакерную» мастерскую, в прейскуранте которой значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов». Это событие положило начало традиционному для этих мест народному художественному промыслу[12].

Почтовая марка СССР: «Жостовская роспись», 1979 год.

К 1830 году производство подносов в деревне Жостово и окрестных селениях, таких как Осташково, Хлебниково, Троицкое, увеличилось. Началось производство первых кованых металлических подносов, украшенных декоративной цветочной росписью. Благодаря выгодному расположению деревни вблизи города Москвы жостовские мастера имели постоянный рынок сбыта своих изделий и возможность их продажи без посредников. Там же они закупали материалы, необходимые для производства[11].

После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году многие деревенские жители начали открывать в своих домах «подносные» мастерские по примеру братьев Вишняковых. Вскоре работали уже двенадцать крупных семейных мастерских. Была создана школа росписи металлических подносов, а за самим народным промыслом закрепилось название «жостовский»[12].

Достопримечательности

 

Жостовская фабрика

 

Музей Жостовской фабрики

· Жостовская ордена «Знак Почёта» фабрика декоративной росписи — официально фабрика образована в 1960 году в СССР[16], а фактически она существует с 1825 года (первоначальное название — «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов»)[2][3]. 6 ноября 1993 года фабрика включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

· Музей «Жостово» (при Жостовской фабрике декоративной росписи)[16][17].

Памятники истории и культуры местного значения

Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 17 марта 1992 года № 138-90 «Об установлении зон охраны Жостовского народного промысла в Мытищинском районе Московской области» приняты на государственный учёт как памятники истории и культуры местного значения следующие объекты, расположенные в зоне охраны Жостовского народного промысла[18]:

· здание бывшей подносной фабрики Беляева Е. Ф. и Беляева Д. Е. XIX века — находится в центре деревни Жостово (правая сторона улицы), площадь участка с застройкой определена 0,75 га;

· здание бывшей подносной мастерской Пыжова И. М. — находится в центральной части деревни Жостово (правая сторона улицы), дом № 85, площадь участка и площадь застройки определена 0,45 га;

· здание церковно-приходской школы — расположено на участке бывшей подносной мастерской Пыжова И. М., в центральной части деревни Жостово (правая сторона улицы), дом № 83, площадь застройки определена 0,30 га.

Кроме того, данным постановлением предписывается сохранение и благоустройство следующих объектов истории и культуры в деревне Жостово:

· жилой дом крестьянина Леонтьева А. И. начала XIX века,в деревне Жостово (правая сторона улицы), дом № 115;

· дом мастера Вишнякова Г. Л. — Артель «Спецкустарь» начала 1902 года;

· дом художника Митрофанова М. Р. XIX-XX веков;

· дом художника Кледова Н. С.;

· дом владельца мастерской Валялина Д. Г.;

· дом коваля Гогина И. И.;

· крестьянский дом жилой Жихарева М. М. 1928 года;

· крестьянский дом жилой, № 68.

День деревни Жостово

Ежегодно, 2 августа, в Ильин день, деревня Жостово отмечает свой день рождения. В этот день в деревне подводятся итоги прошедшего года, награждаются лучшие жители, проводятся праздничные мероприятия, концерты, турниры по мини-футболу между близлежащими деревнями[19].

Интересные факты

Дорожные указатели, ведущие к деревне Жостово, являющейся старейшим центром российского народного художественного промысла — декоративной живописи маслом на металлических подносах, выполнены в виде больших расписных подносов, и даже номера жилых домов на центральной деревенской улице изображены на таких подносах, прибитых к заборам[2][12].

См. также Жостово — посёлок в городском округе Мытищи Московской области

· Жостовская роспись

 

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

Особенности жостовской росписи

 

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

  Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Изготовление подносов

Техника жостовской цветочной живописи

 

Литература

Попова О. С., Каплан Н. И. «Русские художественные промыслы». — Москва: «Знание», 1984.

· Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». — Москва: «Высшая школа», 1977.

· Орловский Э. И. «Изделия народных художественных промыслов». — Ленинград: «Лениздат», 1974.

· Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. — Москва: «Советская энциклопедия», 1970—1978.

Ссылки

Официальный сайт ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи». // zhostovo.ru

· Художественная мастерская династии Беляевы — Гончаровы с 1830 года. // zhostovo.com

· Художественная мастерская династии Беляевы — Гончаровы с 1830 года. Жостовские подносы. // zhostovo.com

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

                         

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

 

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

                            

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

 

 

Техника

Вам понравилась жостовская роспись и вы хотели бы приобрести уникальную сувенирную продукцию, но не имеете ни малейшего понятия о том, где можно заказать подобные изделия? С этим вам готова помочь мастерская династии Беляевы-Гончаровы, которая предлагает вам самые выгодные условия для сотрудничества. Специально для вас мы подготовили уникальные учебные курсы, с помощью которых вы сможете освоить традиционное русское изобразительное искусство и стать настоящим ремесленником.

 

Сегодня в Интернете очень часто можно встретить объявления вроде «жостово роспись заказать». Это объясняется тем, что данное изобразительное искусство уникально в своём роде. Роспись маслом появилась ещё в 15 веке, и с тех самых пор мастера упорно оттачивают своё ремесло. Благодаря этому жостовская роспись получается такой красивой и удивительно выразительной, каждый сюжет славится невероятной глубиной, плавными переходами и мелкими деталями. Всё это позволяет передать красоту и изящество природных мотивов.

 

Технология изготовления потрясающих жостовских подносов вовсе не является секретом. Сегодня любой желающий может обратиться в мастерскую и обучиться этому ремеслу. Важно отметить, что нет совершенно никакой разницы, какими профессиональными навыками обладает новичок.

Опытные мастера обучат любого. В курс обучения входит освоение следующих приёмов:

• замалёвок

• тенежка

• прокладка

• бликовка

• чертежка

• привязка

Если вы устали искать в Сети такие объявления, как «жостово роспись мастер-класс» и хотите научиться этой технике, то мы готовы предложить вашему вниманию лучшие условия для этого. Мастерская династии Беляевы-Гончаровы сделала всё возможное для того, чтобы жостовская роспись стала доступной для всех без исключения. Мы принимаем на свои мастер-классы всех желающих. Дополнительную информацию вы можете получить на нашем официальном веб-сайте и у наших консультантов и мастеров. Также у нас вы можете заказать сувенирную продукцию. Мастерская династии Беляевы-Гончаровы сделает из вас самого настоящего ремесленника.

Замалевок

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

 

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

 

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

 

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

 

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

 

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

 

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

 

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

 

Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.

 

Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

 

Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

          История Жостово

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.

                    

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

                                

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства. Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо

                    

Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Но как же развился этот народный промысел, из каких истоков?

                                

                               Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом - датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.

               

Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся "пе­ределкой подносов". В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских: Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева - в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина - в деревне Соро­кине; Ивана Сергеевича Коломенского - в деревне Хлебникове.

Клёдов за работой

В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются "изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести... подносы, лоточки... все под лаком с рисунками... Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.

                       

Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.

Выравнивание формы подноса

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.

Выстукивание формы подноса

Вытягивание края подноса

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.

Искусство Жостово

Расписные жостовские подносы известны и популярны в России уже полтора века. Хорошо узнаваемые букеты и цветочные гирлянды на черном лаковом фоне с полным правом могут считаться одним из наиболее ярких символов современного народного искусства. Жостовские цветы очаровывают своей удивительной и загадочной красотой. Композицию на подносе нельзя назвать натюрмортом — это не букет, который художник писал с натуры. Нельзя назвать ее и орнаментом — слишком эмоциональны цветы, они словно „живут" в своем сказочном сверкающем черном пространстве. Жостовские художники вводят нас в волшебный сад, где порхают птицы и бабочки, одновременно расцветают все цветы, наливаются колоски, зреют ягоды и плоды...

Первая большая выставка, посвященная искусству жостовской росписи, состоялась в Русском музее в 1976 году. В те годы отмечалось 150 лет существования жостовского промысла. Спустя 30 лет мы вновь показываем историю и современное состояние этого удивительного центра народного искусства. Многое изменилось за эти годы — и в жизни некогда небольшой и тихой подмосковной деревни Жостово, которую теперь со всех сторон окружили коттеджи москвичей, и в сознании современного зрителя, более привыкшего сегодня к компьютерной графике, нежели к живому искусству. Но к счастью, жостовский букет остается по-прежнему неувядаемым и радостным. А сопоставляя его с иными художественными традициями (например, искусством Востока, где на протяжении многих веков складывались свои самобытные приемы изображения цветов), еще раз понимаешь, что жостовская роспись обладает огромной культурной ценностью, является нашим национальным достоянием.

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово тесно связана с историей не менее известного художественного промысла — лаковой миниатюрой Федоскина.

Это сейчас Жостово и Федоскино разделены каналом имени Москвы. В старину же дорога из одной деревни в другую занимала чуть более часа. Территориальная близость двух центров обусловила и единство их художественных систем. Общим был первоначально и материал, из которого производились изделия,— папье-маше.

Предприимчивая семья крестьян Вишняковых — братья Тарас, Егор и Филипп — организовала в начале 1810-х годов в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для Вишняковых послужила табакерочная фабрика П. Коробова — П. Лукутина в сельце Данилково (ныне — село Федоскино). Из ранних произведений мастерской Вишняковых дошли до наших дней лишь две шкатулки из папье-маше, подписанные литерами „Ф. Ф. В." (.Фабрика Филиппа Вишнякова") (1). Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся. Значительное место в нем стали занимать и разнообразные подносы.

Лакированные подносы с росписью были широко известны в России уже в XVIII веке Особенно славились уральские из Нижнего Тагила. При этом функции подноса не исчерпывались подачей блюд при сервировке стола. Поднос мог вставляться в специальное углубление в столе и служить непосредственно столешницей. В Меньшиковым дворце представлен столик русской работы с вложенным в углубление подносом из папье-маше, расписанным золотом в китайском вкусе. На первых художественно-промышленных выставках девятнадцатого века в Петербурге экспонировались подносы-картины разных российских фабрик. Это были дорогие изделия с ландшафтной и жанровой живописью. Одним из известных производств была и фабрика П. Лукутина. В собрании Русского музея имеются два подноса 1830-х годов. На одном из них по сусальному золоту изображены всадники-киргизы, на другом — романтическая шотландская сцена. Изделия очень массивные, выполнены из толстого папье-маше. Зато тонкими и легкими были маленькие подносики самого разного назначения: для стаканов, для подношения писем и визиток, даже лоточки под щипцы для снятия нагара со свечей.

Наряду с произведениями из папье-маше в Петербурге и Москве развивалось производство металлических расписных подносов. Сохранились произведения петербургской фабрики Якова Лабутина — подносы готической формы с золотыми рокайльными завитками и порхающими птицами среди пышных цветов. Уникальные образцы этого искусства середины XIX века находятся в фондах Эрмитажа и Музея-заповедника „Петергоф" (Кат. 48). Такой поднос был и в семье Александра Блока в подмосковном имении Шахматово. Сейчас он украшает интерьер музея-квартиры поэта в Петербурге.

Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов мы находим в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Вишняковым, наряду с изделиями из папье-маше перечислены и „выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки... и т. п. — все под лаком с рисунками" (2). К таким замечательным „картинам" можно отнести железный поднос с изоб


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.