Религиозный верование славяне христианство — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Религиозный верование славяне христианство

2020-04-01 104
Религиозный верование славяне христианство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общественный строй восточных славян в VI - VIII вв. н. э.

Список литературы

 

. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.

. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 1997, М., Русское слово (переиздание).

. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. 1991, М., Наука.

. Рыбаков Б. А. "Язычество древней Руси". М., "Наука" 1988.

. Поболь Л. Д. "Славянские древности Белоруссии". М., 1974.

. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. «Праздники православной церкви.» М., 1962.

. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы старых славян. Велесова книга.» Саратов: "Надежда", 1993.

.Маерова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство.» М.: "Российский язык", 1990.

.Мудрук С, Рубан А. «Персонажи славянской мифологии». - Киев «Корсар», 1993.

.Рапов О.М. «Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства». М.: Высш. шк., 1988 - 416с.

. Л.Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. М. - 1999 - 300 с.

. Дегтярев А.Н. Начало отечества исторические очерки

. В.П. Кобычев. В поисках прародины славян. М.- 1989 - 256 с.

Общественный строй восточных славян в VI - VIII вв. н. э.

религиозный верование славяне христианство

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия до н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. Венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо - Западной Украины.

В эпоху Великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледельческого хозяйства заставляли славян колонизовать обширные территории. Славяне продвигались и селились вдоль больших рек, служивших в ту пору транспортными артериями. Местное население (иранское, балтское, угро-финское) легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём. Особыми были отношения славян с кочевыми народами. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибли как обры" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".

Племена славян и их территории.

Бужане - название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.

Волыняне - одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр - Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. - союзник Киева.

Вятичи - союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне - племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город - Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.

Дреговичи - племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.

Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Ильменские словене - одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по р. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи - финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.

Кривичи - союз восточнославянских племен в VI - X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города - Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI - XII вв. территория кривичей - в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть - в новгородских владениях.

Поляне - восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.

Радимичи - племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.

Северяне - союз племен в VII - IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.

Тиверцы - племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи - одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

Образованию государства Русь и складыванию феодальных отношений в Восточной Европе предшествовал период военной демократии у славян. Это была последняя стадия первобытнообщинного строя, характеризовавшаяся многими важными явлениями. В период военной демократии (примерно V - VIII вв.) постепенно прекращали свое существование крупные производственные родовые коллективы. Повсеместно они заменялись территориальными или соседскими общинами, объединявшими в себе малые индивидуальные семьи, которые состояли из мужа, жены и детей. Семьи осуществляли производство собственными силами и свободно распоряжались полученным продуктом личного труда. Малые семьи проживавшие на определенной территории, совместно пользовались водными источниками, пастбищами, лугами, лесами. Это их объединяло в определенные территориальные коллективы. Главным занятием малых семей было земледелие. Разводили славяне также скот и домашнюю птицу, охотились на диких зверей, занимались рыболовством и бортничеством, собирали в лесах грибы, ягоды, орехи и т. д. На общих сходках (вечах) взрослые члены общин (по-видимому, преимущественно мужчины) решали важнейшие вопросы. В случае нападения врагов все взрослое мужское население вооружалось, объединялось в отряд, выбирало себе предводителя и вступало под его руководством в военные действия.

Эпоха военной демократии у славян совпала по времени со смягчением климата в Европе (пик наибольшего потепления приходится на VI - X века). Лесостепь продвинулась на север, возникли благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства в центральных и северных регионах. Данное обстоятельство не могло не отразиться положительно на развитии земледельческого восточнославянского общества. В наиболее благоприятных условиях находились те восточнославянские общины, которые жили в лесостепной полосе. Там процветало пахотное земледелие, урожаи зерновых были относительно высокими. В гораздо более сложных условиях оказывались славяне, обосновавшиеся в лесной зоне. Рубка леса, корчевка пней и корней, уборка территорий от многочисленных камней, оставленных отступавшими ледниками, требовали больших усилий людей и времени. Все это сказывалось на уровне общественного развития различных славянских племен. Летописец Нестор противопоставлял «культурных» и «стыдливых» полян их лесным сородичам древлянам, жившим якобы «зверинским образом», «нечисто», и другим лесным жителям - радимичам и вятичам, «срамословящим» перед отцами и снохами и похищавшим себе жен без ведома родителей невесты. Возможно, Нестор в кокай - то мере сгущал краски. В его словах проявлялась скорее раздражение христианского монаха - киевлянина - против народностей стремившихся жить по языческим обычаям, а также обоснование закономерности подчинения «некультурных» народов «культурным» полянам, к коим принадлежал и сам летописец. Тем не менее некоторую отсталость лесных народов от своих лесостепных собратьев в культурно-нравственном отношении он несомненно передал правильно.

Славянские племена, жившие по близости от причерноморских степей, в развитии хозяйства обгоняли лесные племена. У них скапливались излишки урожая, которые они могли реализовать на рынках, получая в обмен товары, не производившиеся в славянских землях. Однако жизнь в пограничной со степью полосе была весьма не спокойной и опасной. Там могли обитать только наиболее сильные и многолюдные славянские объединения, которые били в состоянии оказать кочевникам да и византийским войскам, иногда заходившим далеко на север, достойный отпор.

Постоянная борьба с различными противниками требовала выделения из славянской среды воинов - профессионалов. Содержание профессионального войска должно было быть возложено на непосредственных производителей. Жизнь требовала разделения труда в обществе. В обязанность земледельцев и ремесленников входило производство необходимого и прибавочного продуктов, в обязанность воинов-профессионалов - защита общественных интересов, охрана пределов племен и их союзов от посягательств извне.

Уже к середине I тысячелетия н.э. внутри славянских соседских общин появляются наиболее зажиточные семейства - хозяйства. Именно они в первую очередь, будучи хорошо обеспеченными как материальными, так и человеческими ресурсами, могли без особого ущерба для своей хозяйственной деятельности выделять и вооружать людей, основным занятием которых стала война. Эти люди объединялись в особые корпорации друзей - дружины. Выбрав из своей среды предводителей, дружинники под их руководством совершали набеги на соседние племена и народы. Из византийских источников видно, что уже в VI - VII вв. таких дружин из славянской среды вычленилось большое количество. В случае успеха дружинники возвращались домой с богатыми трофеями, приводили пленных, чем еще более усиливали экономический потенциал, материальную обеспеченность и общественную значимость выделивших их семейств. Не заплатившие выкупа пленники задерживались на славянской территории и превращались в колонов: их наделяли землей и другими средствами производства, они получали право жить в собственном доме, обзавестись семьей, но оставались зависимыми от людей, захвативших их в плен или купивших их у воинов - профессионалов, и были вынуждены выплачивать подати своим господам или нести какие-то иные повинности. Дружинники превращаются в рабовладельцев и колоновладельцев, зксплуатирующих чужой труд. В результате развития такого специфического института, как дружины, и их захватнических, грабительских походов в условиях строя военной демократии у славян появляются первые ростки классового общества. Отдельные предводители славянских дружин (князья) постепенно накапливают в своих руках большие богатства. Во время дележа захваченной добычи им достается гораздо больше трофеев, чем рядовым воинам. Они получают возможность формировать свои частные дружины, платя воинам за их «труды» из собственных средств. Это приводит к тому, что князья-предводители становятся могущественными людьми в обществе. Опираясь на свои дружины, они могут уже игнорировать в какой-то мере общественные обычаи и порядки, влиять на решения важнейших вопросов, диктовать свою волю обществу, в котором они живут.

Иногда военные предводители вместе со своими дружинниками отправлялись в чужие земли и нанимались у иностранных государей на службу. Одни из них служили в столицах и составляли часть придворной гвардии, другим поручалась охрана государственных границ. Однако славянские племена и союзы племен сами остро нуждались в особых воинских «нарядах», которые могли бы защитить их земли от неприятелей, организовать население для отпора врагу. По этому земледельческие общины нанимали себе на службу такие дружины во главе с опытными князьями-предводителями, выделяя им на содержание часть полученного ими прибавочного продукта.

Для защиты самих себя и своего имущества в случае вражеского нападения несколько земледельческих общин сообща создавали укрепленные городища-убежища. Они строились обычно на мысах при слиянии двух рек и отделялись от напольной стороны искусственно возведенными валами и рвами, заполненными водой. Иногда их воздвигали на островах, иногда - среди болот и глухих труднодоступных местах, иногда - на высоких горах. Часто такие городища в мирное время были необитаемыми или же в них жили немногочисленные сторожа и языческие жрецы, имевшие на них свои капища. В целях большей безопасности, чтобы внезапно напавшие враги не смогли бы овладеть данными опорными пунктами, их иногда заселяли воинами-профессионалами. Это было желательно и для дружинников и их предводителей, выделявшихся в среде общинников не только своей специфической профессией, но и своим имущественным положением. Их проживание на территориях городищ-убежищ гарантировало сохранность накопленных ими богатств. Кроме того, фактически они становились собственниками укрепленных мест, ранее принадлежавших земледельческим коллективам. Все это еще больше возвышало их в глазах жителей открытых поселений, окружавших городища.

Дружинникам и их предводителям был необходим обслуживающий персонал, ремесленники, которые должны были делать для них оружие и воинские доспехи, предметы конского снаряжения, глиняную посуду, одежду, обувь, украшения и т.д. Им нужны были торговцы, которые могли бы сбыть на рынках часть ненужных продуктов, полученных от жителей земледельческой округи, некоторые трофеи, захваченные в сражениях, привезти на городище из чужих краев те товары, в которых нуждались знатные поселенцы. Поэтому вскоре подле городищ-убежищ стали возникать особые поселения-посады, где проживал обслуживающий дружинников люд.

Города-убежища постепенно превращались в города. Так возникла и будущая столица Руси Киев. Построенная князем Кием в V в. на Старокиевской горе крепость стала княжеским замком и местом жительства княжеского окружения.

Часто военные предводители-князья отправлялись со своими дружинниками и жителями земледельческой округи в походы на соседние племена и союзы племен. Иногда эти предприятия ограничивались только грабежом и захватом пленных, но уже в IX в. четко намечается стремление отдельных князей превратить знатные войсками территории в свою земельную собственность, не ограничиться изъятием разовой дани-контрибуции, а сделать эту дань постоянной рентой, собираемой с определенных семей-хозяйств за использование земли, принадлежащей уже земельным собственникам. Лишение непосредственных производителей права собственности на эксплуатируемые ими участки земли, превращение их в просто держателей чужих земель, возникновение института земельной ренты, в которой реализовывалось право земледельца получать плату в той или иной форме с непосредственного производителя материальных ценностей за использование им земельных богатств, принадлежащих собственнику земли, - все это знаменовало собой переход от строя военной демократии к новому феодальному строю.

К началу IX в. крупнейшие восточнославянские союзы племен (полянский, древлянский, дреговичский, словенский и др.) постепенно трансформируются в особые княжества. На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами. Решения важнейших вопросов (таких, например, как о войне и мире) стали приниматься не на общих племенных собраниях, а самими князьями после совета с дружинниками.

По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.

Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» - ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев - порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь...

Размеры дани с земель бывали разными. Иногда они устанавливались точно, иногда нет. Как правило, дань зависела от числа крестьянских дворов в той или иной местности. Каждый «дым» (двор) обязан был вносить определенную долю в общинную подать. Но подчас, «уставив дань», то есть определив ее размеры, движимые алчностью князья требовали все больше и больше подношений. А если требования не выполнялись, в ход шла военная сила, начинался по селам и городам кровавый «правеж» дружинных отрядов. В дело вступала княжеская дружина, силой отбирая у крестьян-смердов последние запасы. Год от года возраставший феодальный гнет все чаще вызывал протесты, а то и открытые восстания против произвола.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.