Немного об аюрведе, а заодно и о философии йоги — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Немного об аюрведе, а заодно и о философии йоги

2020-04-01 164
Немного об аюрведе, а заодно и о философии йоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Татьяна Громаковская

Целительные мудры

Серия «Мир йоги»

 

 

Текст предоставлен правообладателем

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3935725

Целительные мудры.: Питер; Санкт-Петербург; 2011

ISBN 978-5-459-00440-3

 

Аннотация

Целительная система, продлевающая жизнь, существует уже давно. О ней знали еще

в Древнем Китае и Древней Индии. Это мудры – гимнастика для пальцев.

Гармония тела и духа легко достигается выполнением правильных жестов. Без

изнуряющих физических тренировок вы сохраните здоровье и сможете всегда оставаться

бодрыми и уверенными в себе.

Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть

согласованы с лечащим врачом.


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Содержание

Введение 4

Йоготерапия 6

Немного об аюрведе, а заодно и о философии йоги 7

Жизнь – это энергия… 8

Энергия и чакры 11

Аюрведа и астрология 17

Практика мудр 18

Позы для практики 19

Правильное дыхание 22

Визуализация в практике мудр 24

Цветотерапия 25

Мудры для увеличения энергии, снятия усталости, накопления 27

сил

Ушас-мудра (Ushas-Mudra) – мудра рассвета 27

Конец ознакомительного фрагмента. 28

3


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Татьяна Громаковская

Целительные мудры

 

Введение

 

Сегодня сложно найти человека, который никогда не слышал о йоге. Думаю, что о ней

слышали все. Многие уверены, что занятия йогой – это и здоровье, и процветание, и пана-

цея от всех бед. Другие, напротив, скажут, что йога представляет собой смесь какой-то эзо-

терики, философии и религии (причем чужой нам религии). И тут же вспомнят индийских

факиров, хождение по углям и разные акробатические трюки… Кто-то для себя восприни-

мает йогу как гармонию с окружающим миром, кто-то – как приобретение новых знаний,

путь самосовершенствования. Многие при упоминании йоги вспомнят асаны, наиболее про-

двинутые добавят информацию о пранаямах. Еще огромное количество людей представляют

йогу в виде непрерывных медитаций. Конечно, это все относится к йоге, но не только это.

На самом деле йога гораздо шире. Это стиль жизни, постоянное совершенствование, умение

достичь гармонии с собой и окружающим миром. Да, йога возникла задолго до нас (доста-

точно сказать, что первые упоминания о ней встречаются около пяти тысяч лет назад!), и

цивилизации, в которых уже была система йоги, давно исчезли, но подаренные ими знания

по-прежнему живы…

На протяжении многих веков эти знания передавались в устной форме от учителя к

ученикам, а первым систематизированным трактатом по йоге считается Йога-сутры Патан-

джали – трактат, созданный приблизительно за двести лет еще до нашей эры. Конечно,

и до Патанджали йога существовала – основные принципы упоминаются в древнеиндий-

ском эпосе, в Ведах, Упанишадах… Но мы не будем изучать индийскую культуру, мы даже

не полезем в эзотерические дебри. Перед нами стоит другая задача – с помощью древней

системы улучшить себя и свою жизнь, сохранить здоровье.

Возможно, кого-то это удивит, но и сегодня Йога-сутры Патанджали являются актуаль-

ным пособием для людей, решивших встать на путь йоги. Несмотря на множество направ-

лений и течений, выделяемых в йоге, практически все они имеют одни и те же ступени,

которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем некоторые из них стоит практико-

вать одновременно. Я не буду загружать вас названиями на санскрите, а если у кого-то вдруг

возникнет необходимость в такой информации, не сомневайтесь, она (информация) вас все

равно найдет… Мы же поговорим о ступенях йоги простым доступным языком.

♦ Яма – самодисциплина. Можно также сказать, что яма – это моральные заповеди,

которые встречаются в любом обществе, в любой религии. Яма включает в себя ненасилие

(кстати, по отношению к себе тоже), правдивость, нестяжательство.

♦ Нияма – умение правильного поведения в обществе, указания, которым нужно сле-

довать по жизни. Можно еще определить это понятие как внутриличностный контроль.

4


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Сюда относятся чистоплотность, удовлетворенность жизнью, стремление к аскетичности,

самосовершенствованию, приобретению новых знаний.

♦ Асаны – статические положения тела, которые удерживаются в течение некоторого

времени.

♦ Пранаяма – искусство управления своим дыханием, а через дыхание – правильного

управления своей энергией (с понятием энергии в йоге мы еще познакомимся).

♦ Пратьяхара – контроль за органами чувств, стремление к уравновешенному состо-

янию ума, умение отвлечься от внешнего и сосредоточиться на своих ощущениях.

♦ Дхарана – концентрация внимания. Йога-сутры: «Дхарана есть удержание (фикса-

ция) мысли на каком-нибудь определенном предмете».

♦ Дхьяна – медитация, размышление, процесс познания. Йога-сутры: «Дхьяна есть

поток (сознания), сфокусированный на одно».

♦ Самадхи. Йога-сутры: «Когда при дхьяне исчезает какая бы то ни было форма (объ-

екта) и отображается лишь суть, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но

не ума – это самадхи».

5


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Йоготерапия

 

На сегодняшний день очень популярно понятие йоготерапии. Под йоготерапией пони-

мается умение с помощью йоги и аюрведы поддерживать свое здоровье, умение замедлить

процессы старения. Ну а при наличии уже возникших проблем – умение справиться с болез-

нью без привлечения традиционной медицины, глотания горстей таблеток, кучи обследова-

ний и ощущения безнадежности ситуации.

Вообще-то возникновение болезней в йоге и аюрведе связано, в первую очередь, с

нарушением законов природы. И наши хронические стрессы, и усталость, и неумение рас-

слабляться и отдыхать – все это путь к болезням. А вспомните еще вечное беспокойство,

шквал эмоций по любому поводу, неправильное питание… В общем, как вы уже поняли,

возможность заболеть подстерегает нас на каждом шагу.

Я не буду призывать вас немедленно все бросить и бегом устремиться к здоровому

образу жизни (хотя, конечно, такой соблазн есть – на самом деле, быть молодым и здоровым

гораздо приятнее, согласитесь). Резко сломать привычный образ жизни не очень просто, да

к тому же это нарушает один из основных принципов ямы (самодисциплины) – ахимсы.

«Ахимса» в переводе с санскрита означает «ненасилие». На самом деле, насилие над собой,

любимым, тоже недопустимо. Представьте себе, что с завтрашнего утра вы прекратили есть

мясо, перешли на сыроедение, начали выполнять шаткармы (очистительные процедуры в

йоге и аюрведе) и несколько часов стали посвящать практике асан (статических положений

тела, удерживаемых в течение определенного времени) и пранаям (дыхательных упражне-

ний). Конечно, при наличии потрясающей силы воли вы справитесь с трудностями, и, воз-

можно, уже скоро йога не только начнет приносить вам удовольствие, но и станет вашим

образом жизни вообще. Но реальное развитие событий не так радужно: вполне возможно,

что вскоре жизнь вам станет не мила, от вашей агрессии окружающие начнут разбегаться в

разные стороны, а вы не только убедите себя в бесполезности занятий, но и создадите новые

проблемы со здоровьем (раздражение, агрессия, беспокойство – хорошая почва для заболе-

ваний).

Я хочу вас познакомить с разделом йоги, который гораздо менее известен. Кроме асан,

в йоге существует понятие бандх и мудр. Слово «мудра» на санскрите означает «дающий

радость». К мудрам относятся особые статические позы, при которых сохраняется напряже-

ние рук, ног. Считается, что мудры несут особый, мистический смысл, служат правильному

распределению энергии в организме, способствуют духовному росту. Чаще всего мудры

ассоциируются с особым положением рук, хотя в йоге понятие мудр несколько шире –

ряд ключевых, «знаковых» асан в йоге тоже относят к категории мудр: например, випа-

рита-карани-мудра (регулярная практика этой асаны способствует изменению внутреннего

времени, физическому омоложению тела). Существует также махамудра – поза, в которой

выполняются все бандхи и которая так же, как и все остальные мудры, служит для правиль-

ного распределения потоков энергии в нашем организме.

6


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Рис. 1. Три основных канала и семь чакр

9


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

♦ Пингала считается солнечной нади (ее второе название – сурья). Поток энергии в

солнечной нади направлен снизу вверх, от правого яичка (яичника) к правой ноздре. Пингала

имеет мужское начало, и по этому каналу протекает интеллектуально-ментальная энергия.

♦ Сушумна содержит в себе три тонкоматериальных канала: ваджрини-нади, чит-

трини-нади и брахма-нади. Данный канал служит для подъема силы кундалини, которая

«дремлет» в муладхаре (муладхара является одним из основных энергетических центров,

мы рассмотрим эту тему чуть ниже).

Еще 11 каналов считаются главными. Мы не будем углубляться и изучать их, оставим

это дело специалистам по акупунктуре и рефлексотерапии. Скажу только, что из этих 11

каналов 10 тем или иным образом связаны с «вратами»: они начинаются либо заканчиваются

в естественных отверстиях тела, таких как ноздри, глаза, уши, анус.

10


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Энергия и чакры

 

Потоки энергии, протекающие в основных каналах ида и пингала, пересекаются, обра-

зуя энергетические центры – чакры. Слово «чакра» также пришло к нам из санскрита, в

переводе оно означает «солнце», «кольцо», «диск». От правильного функционирования чакр

зависит уровень энергии в теле человека, соответственно, их работа определяет состояние

нашего здоровья, жизненный тонус, активность.

В тонком теле человека выделяют семь основных чакр (см. рис. 1) и множество вспо-

могательных (их также называют грантхами).

1. Муладхара (рис. 2). Расположена в основании позвоночника, отвечает за нашу жиз-

ненную силу. В ее функции входит забота о выживании, защите, пище. Цвет этой чакры –

красный. Если энергия муладхары сбалансирована, то человек обладает хорошим здоровьем,

уверен в себе. При неправильной работе муладхары отмечаются беспричинные страхи, тре-

вога, могут возникать проблемы с нижней частью позвоночника.

Рис. 2. Муладхара

2. Свадхистана (рис. 3). Эта чакра в теле человека отвечает за сексуальность и работу

толстого кишечника. Она считается центром удовольствия, а также корректирует отношения

с другими людьми. Хорошая работа чакры ведет к гармонии с окружающим миром. Свад-

хистана имеет оранжевый цвет. При недостаточном уровне энергии данной чакры у чело-

века снижается самооценка, часто развиваются вредные привычки, болезни репродуктивной

системы.

11


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Рис. 3. Свадхистана

3. Манипура (рис. 4). Отвечает за внутреннюю силу, упорство, харизму. На физиоло-

гическом уровне правильная работа манипура-чакры нормализует работу печени, поджелу-

дочной железы, среднего отдела позвоночника. Расположена эта чакра чуть выше пупка, в

области солнечного сплетения. Цвет, в который она окрашена, – желтый.

4. Анахата (рис. 5) – сердечная чакра. На уровне тонкого тела, нашего сознания отве-

чает за чуткость, способность любить, сострадание, сопереживание. На уровне физического

тела человека контролирует работу сердца, легких, верхних отделов позвоночника. Цвет, в

который окрашена чакра, – зеленый. При дисбалансе энергии в чакре возникают равноду-

шие к окружающим людям и к миру, отсутствие радости жизни, на физическом уровне могут

проявляться различные заболевания сердца.

12


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Рис. 4. Манипура

Рис. 5. Анахата

5. Вишудха (рис. 6) – горловой энергетический центр. Он расположен в области горла,

яремной впадины. На уровне сознания вишудха усиливает способность человека к общению

и творчеству, улучшает процессы мышления и интуиции. Цвет этой чакры – голубой. Если

рассматривать работу вишудха-чакры на уровне нашего тела, то она контролирует работу

почек, щитовидной железы, лимфатической системы. Проблемы с этой чакрой приводят к

13


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

трудностям в общении с другими людьми, к ненадежности, лживости. На уровне тела чело-

век страдает частыми ангинами, может отмечаться повышение аппетита.

Рис. 6. Вишудха

6. Аджна (рис. 7). Существует другое название этого центра – «третий глаз». Место

расположения данной чакры, окрашенной в синий цвет, – точка в межбровье. На уровне

нашего тела аджна-чакра отвечает за работу всей эндокринной системы, центральной нерв-

ной системы, а также органов слуха и зрения. На уровне сознания активная аджна-чакра

способствует развитию силы воли, интеллекта, интуиции. Проблемы с этой чакрой ведут

к ощущению бессмысленного существования, неудачам во всех начинаниях, бессоннице,

могут отмечаться частые головные боли.

Рис. 7. Аджна

7. Сахасрара (рис. 8). Является высшей чакрой. Ее локализация – в области макушки.

Сахасрара окрашена в фиолетовый цвет. В ее функции входит контроль за взаимодействием

14


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

всех энергетических центров и каналов тонкого тела человека. Благодаря этой чакре соеди-

няются воедино физический и духовный уровни человека.

Рис. 8. Сахасрара

Как правило, очень редко встречаются люди, у которых сбалансированы все энергети-

ческие центры. Нарушение работы какой-либо из чакр ведет к различным заболеваниям и

эмоциональным расстройствам.

Существует еще множество энергетических каналов в теле человека, по которым энер-

гия поступает ко всем внутренним органам, к каждой клеточке нашего тела. На самом деле

энергетическая система в человеческом теле так же развита, как нервная система и система

кровообращения с капиллярной сетью. Просто современная наука неспособна зафиксиро-

вать наличие системы нади в организме. Тем не менее наличие циркуляции праны под-

тверждается многовековой практикой аюрведы, несомненной пользой от практики пранаям

(дыхательных упражнений в йоге), различными практиками рефлексотерапии, акупунктуры,

су-джок-терапии, заимствованными из китайской медицины.

Теория и практика работы нади, чакр, на которой основано искусство пранаямы и

аюрведы, тесно переплетаются и подтверждаются учением древней китайской медицины.

В китайской философии и медицине понятию праны соответствует «ци», а нади рассматри-

ваются как меридианы, соединяющие основные внутренние органы, фактически объединяя

человеческое тело в одно целое. Как считает китайская медицина, меридианы не только кон-

тролируют распределение энергии «ци» в крови, доставляя ее ко всем клеткам и органам

нашего организма. Одновременно происходит передача энергии от внутренних органов на

поверхность тела, так как практически все меридианы имеют выход на наружную поверх-

ность нашего тела. Поэтому какие-либо болезненные проявления со стороны внутренних

органов сразу же отражаются на наружном кожном покрове человека.

Мы не будем подробно знакомиться с системой меридианов китайской медицины, так

как их изучению можно посвятить всю жизнь. Но если вы пролистаете любой атлас энерге-

тических меридианов (или нади) человека, то увидите, что все каналы имеют выход либо

15


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

просто активные точки на конечностях – ладонях и стопах. Считается, что в этих точках

энергия перетекает из меридиана в меридиан, от одного органа к другому. Поэтому ладони

человека – весьма эффективное место для лечения многих заболеваний внутренних органов.

Ладони и пальцы рук в китайской медицине рассматриваются как конечные или

начальные зоны пяти энергетических каналов, соответствующих пяти первоэлементам.

Пальцы также усиливают энергию каналов легких, сердца, печени, почек, перераспределяя

ее в нужном на данном этапе направлении.

Не менее важно, что лечение с помощью активных точек на ладонях не требует значи-

тельных физических усилий и затрат времени. На этом основаны методы лечения многих

восточных школ – акупунктура и су-джок-терапия.

16


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Аюрведа и астрология

 

Итак, подытожим все вышесказанное. Как вы уже поняли, в учении аюрведы каждый

палец рук соответствует одному из первоэлементов. Так, считается, что большой палец соот-

ветствует стихии воздуха. Он также соответствует свадхистана-чакре, а в астрологии – пла-

нете Марс. Планета Марс отвечает за волю, логику, любовь в жизни человека. Цвет, соот-

ветствующий большому пальцу, – синий. С помощью энергетических каналов он связан с

желчным пузырем и печенью.

Указательный палец соответствует первоэлементу земли, а также вишудха-чакре и свя-

зан с помощью энергетических каналов с тонким кишечником и сердцем. В астрологии ука-

зательному пальцу соответствует планета Юпитер, которая олицетворяет авторитет, стрем-

ление к власти, повышенное самолюбие. Из положительных качеств, за которые отвечает

планета, можно отметить уверенность в себе, стремление к познанию, мудрость. Цвет, соот-

ветствующий указательному пальцу, – голубой. При массаже указательного пальца стимули-

руется работа головного мозга и системы пищеварения, улучшается функция органов кро-

вообращения.

Средний палец в учении аюрведы соотносится со стихией земли. На энергетическом

уровне он соответствует манипура-чакре, в астрологии связан с планетой Сатурн, которая

отвечает за нашу судьбу, карму. Сатурн также отвечает за способность контролировать чув-

ства, терпение. Цвет, который ассоциируется с этим пальцем, – фиолетовый. Регулярный

массаж среднего пальца приводит к улучшению работы кровеносной системы, стимуляции

мыслительной деятельности, избавляет от аллергии, помогает справиться с беспокойством,

беспричинной тревогой.

Безымянный палец в астрологии соответствует Солнцу, связан с аджна-чакрой и ассо-

циируется с огненно-красным цветом. Связь с Солнцем обеспечивает нашу активность, здо-

ровье, отвечает за хороший иммунитет организма, регулирует работу эндокринной системы.

Мизинец связан с первоэлементом воды, в астрологии соответствует планете Мер-

курий и имеет зеленый цвет. Эта планета обеспечивает творческий потенциал, стремле-

ние к прекрасному, общительность. Массаж мизинца оптимизирует работу сердца, тонкого

кишечника, ликвидирует проблемы психики (освобождает от пугливости, тревожных состо-

яний, страхов).

Все то, что вы прочитали, может показаться достаточно необычным. Ведь многие из

нас привыкли при первых признаках любого заболевания горстями глотать таблетки, пере-

кладывая заботу о своем здоровье на плечи врачей. А ведь такой доступный метод, как управ-

ление энергетическими потоками в собственном теле, известен людям с глубокой древно-

сти. Лечение с помощью мудр и хает (положений рук) описано в самых древних трактатах

Индии, Египта, Китая, Тибета… Особое положение рук можно встретить и в любой религии

мира.

17


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Практика мудр

 

Мудра – один из самых доступных способов помочь самому себе. Коротко о пользе

мудр можно сказать следующее: регулярная практика мудр помогает приобрести внутреннее

спокойствие, силу, избавиться от ненужных эмоций, таких как страх, гнев, раздражитель-

ность. Мудры оказывают общеукрепляющее действие на весь организм, а в случае наличия

каких-либо болезней помогают справиться с недомоганием.

Регулярно практикуя мудры, уже через несколько дней можно почувствовать измене-

ние состояния. В случае острых заболеваний действие мудр проявляется в течение двух-трех

дней, а при хронических болезнях требуется ежедневная регулярная практика на протяже-

нии нескольких недель.

Все мудры можно условно разделить на несколько групп.

♦ Мудры общеукрепляющего характера,  которые действуют на организм в целом,

повышая жизненный тонус, активность, работоспособность.

♦ Исцеляющие мудры, которые помогают в лечении различных заболеваний. Эту

группу мудр обычно делят по эффекту лечения отдельных заболеваний: сердечно-сосуди-

стых, органов дыхания, нервной системы и т. д.

♦ Мудры, воздействующие на наше сознание. Эта группа помогает успокоить ум, изба-

виться от ненужных эмоций, справиться с различными привязанностями и фобиями (стра-

хами).

Перед тем как приступить к освоению мудр и подобрать те положения пальцев, кото-

рые подходят конкретно вам, нужно ознакомиться с основными правилами выполнения

мудр.

Во-первых, если вы решили заняться практикой мудр, то, как и в любом другом направ-

лении йоги, здесь нужна регулярность. Поверьте, если иногда вспоминать о мудр ах, делать

их разок-другой в неделю, это будет бессмысленной потерей времени и никакого результата

не даст. Скорее, вы потеряете веру в сам метод.

Во-вторых, лучше практиковать мудры таким образом, чтобы вам никто не мешал и

не отвлекал от занятий. Конечно, мудры можно практиковать в любой обстановке: когда вы

смотрите телевизор или общаетесь с близкими людьми, в общественном транспорте и т. д.

Эффект будет, но гораздо меньше, чем если вы будете заниматься целенаправленно, скон-

центрировав все свое внимание.

Большое значение имеет поза, в которой вы занимаетесь. В первую очередь вам должно

быть удобно. Единственное условие, которое должно всегда выполняться, – позвоночник

должен быть выпрямлен. Любые нарушения осанки, искривления нарушают течение энер-

гии по главным энергетическим каналам – ида и пингала. Естественно, будут нарушаться

потоки энергии и в тех каналах, которые замыкаются на наших ладонях.

18


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Позы для практики

 

Оптимальными позами для выполнения мудр в классическом варианте считаются

устойчивые сидячие положения, которые применяются в йоге для медитаций и практики

пранаям. К ним относятся сукхасана (удобная поза, либо поза со скрещенными ногами),

вирасана (поза героя) и падмасана (поза лотоса).

Я познакомлю вас с выполнением основных асан, которые вы сможете использовать

для своих занятий.

Сукхасана (удобная поза). Делается из положения сидя, с вытянутыми ногами. Для

правильного выполнения нужно положить правую стопу под левое бедро, левая стопа анало-

гичным образом укладывается под правое бедро, ближе к колену. В этом положении колени

лежат на противоположных стопах, ноги перекрещены в лодыжках (рис. 9). Поза не зря назы-

вается удобной, действительно, в ней можно находиться долгое время. Только внимательно

следите за тем, чтобы позвоночник в этом положении оставался выпрямленным (выше я уже

писала, почему это является необходимым условием).

Рис. 9. Сукхасана

Интересно, что даже без применения мудр эта поза сама по себе оказывает значи-

тельное оздоровительное действие. Во-первых, используя сукхасану, вы можете улучшить

осанку, работу органов грудной клетки и брюшной полости. Во-вторых, поза помогает рас-

крыть тазобедренные суставы, растягивает ригидные мышцы нижних конечностей. В-тре-

тьих, данная поза обладает успокоительным эффектом, приводя человека в спокойное урав-

новешенное состояние. Так что сукхасана является оптимальным вариантом для тех, кто

только начинает заниматься йогой. Кстати, эта же асана рекомендуется для медитативной

практики, для пранаям (дыхательных упражнений).

Вирасана (поза героя) – следующая асана, в которой удобно практиковать мудры. Она

достаточно проста в исполнении: нужно сесть таким образом, чтобы ягодицы находились на

полу, ступни располагались по сторонам от ягодиц, ступни при этом разворачиваются вверх

(рис. 10). Если данная поза кажется сложной из-за недостаточной растяжки ног, ее можно

19


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

упростить. Тогда пятки располагаются под ягодицами, большие пальцы ног либо соприка-

саются, либо перекрещены, ягодицы при этом не касаются пола. Естественно, нужно сохра-

нять позвоночник в выпрямленном состоянии.

Рис. 10. Вирасана

Для более комфортного варианта асаны можно использовать различные приспособле-

ния, например подкладывать под ягодицы подушку или несколько книг. При любом варианте

исполнения эта асана дает тот же положительный эффект, что и предыдущая, – улучшает

осанку, нормализует работу внутренних органов и т. д. Регулярная практика вирасаны явля-

ется профилактикой плоскостопия (укрепляет свод стопы), а также хорошо снимает уста-

лость ног. Рекомендую именно эту асану для практики мудр тем людям, кто проводит боль-

шое количество времени на ногах.

Падмасана (поза лотоса) – вариант для продвинутых. Оговорюсь, что не стоит

пытаться сразу сесть в позу лотоса людям с недостаточной физической подготовкой, –

ничего, кроме неприятных, а может даже и болезненных ощущений, вы не получите. Во

всяком случае, вы не сумеете удержать ее нужное для практики время. Для выполнения этой

позы нужно сесть на пол с вытянутыми ногами. Захватите правую ногу за лодыжку правой

рукой, а левой рукой дополнительно захватите большой палец правой ноги и, согнув ногу

в колене, аккуратно расположите стопу на левом бедре. Стопа при этом развернута вверх.

Аналогичным образом захватите левую стопу (за лодыжку левой рукой, за большой палец

правой рукой) и, согнув колено, уложите ее на правое бедро (рис. 11). В этом положении оба

колена и бедра лежат на полу, стопы развернуты вверх. Позвоночник, естественно, выпрям-

лен.

20


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

Если у вас не получается уложить стопу на противоположное бедро, не огорчайтесь,

просто пока недостаточно раскрыты тазобедренные суставы. Главное – не занимайтесь чле-

новредительством и не доводите дело до болезненных ощущений.

А практику мудр можно делать либо сидя в более простых асанах, либо просто сидя

на стуле с прямым позвоночником. Тем более что при регулярной практике у вас навер-

няка появится желание заниматься не только дома, но и в других местах (например, исполь-

зуя паузы на работе или в общественном транспорте). Согласитесь, в общественных местах

выполнение позы лотоса как-то неуместно.

Рис. 11. Падмасана

21


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

 

Правильное дыхание

 

Не менее важным для эффективной практики мудр является правильное дыхание. С его

помощью значительно улучшается эффект от применения мудр. Рекомендую во время прак-

тики мудр использовать глубокое, медленное дыхание. Польза такого дыхания очевидна: во-

первых, с помощью глубокого вдоха мы увеличиваем поступление в кровь кислорода, во-

вторых, умение замедлять дыхание само по себе ведет к успокоению нашего ума. Недаром

во всех древних трактатах по йоге говорится, что контроль над своим дыханием ведет к кон-

тролю над своим сознанием. А самое главное заключается в том, что мы вдыхаем не только

воздух, с помощью дыхания мы получаем прану. Конечно, по возможности неплохо бы осво-

ить полное дыхание йогов. Это не так сложно, как вы можете подумать. Главное отличие

от нашего повседневного дыхания заключается в том, что в дыхании йогов вентилируются

все отделы легких.

Как мы привыкли дышать в повседневной жизни? Поверхностно, часто неритмично.

Большинство людей дышит только за счет грудной клетки, полностью игнорируя такой важ-

ный этап дыхания, как брюшное (диафрагмальное дыхание). Особенно часто грудной вари-

ант дыхания характерен для женщин. Кто-то может сказать, что дыхание – это мелочь. На

самом деле если мы дышим только за счет грудной клетки, мы недополучаем много кисло-

рода, так как нижние отделы легких недостаточно вентилируются. К тому же мы тратим на

расширение грудной клетки гораздо больше энергии, чем на движение диафрагмы. Кстати,

диафрагма способна смещаться до 10 см, что значительно увеличивает дыхательный объем,

а заодно производит мягкий массаж органов брюшной полости.

Как же научиться дышать с помощью диафрагмы? Очень просто. После полного

выдоха мы делаем вдох, сосредоточившись на том, чтобы заполнить нижние отделы лег-

ких. Мышцы брюшного пресса при этом расслаблены. Диафрагма уплощается и «выдавли-

вает» органы брюшной полости вперед, при этом визуально живот на вдохе выпячивается.

Когда заполнены нижние отделы легких, начинайте заполнять средние отделы, для этого

расширяйте грудную клетку, поднимая ребра вверх и в стороны. И в последнюю очередь

заполняются верхние отделы легких; чтобы помочь этому этапу, нужно слегка приподнять

ключицы и плечи. Выдох при полном йоговском дыхании происходит в таком же порядке:

сначала освобождаются нижние отделы легких (диафрагма возвращается на место), затем

выдох идет из средних отделов за счет сжатия грудной клетки и уже потом из верхних.

Следует иметь в виду, что, несмотря на различные фазы дыхания, и вдох, и выдох про-

изводятся одним движением: брюшное дыхание плавно переходит в грудное и т. д. Выдох

также выполняется плавно, без пауз.

Возможно, стимулом для освоения полного дыхания йогов для вас послужат положи-

тельные моменты: это и высокий уровень кислорода в крови (а кислород – это наша моло-

дость), и массаж брюшной полости, который улучшает работу всех внутренних органов, а

за счет реберного дыхания укрепляется сердечная мышца и нормализуется тонус сосудов (а

заодно решаются проблемы с повышенным артериальным давлением, нормализуется сер-

дечный ритм). Ну как, я вас уже убедила?

Научиться этому процессу совсем не сложно, нужно просто уделять ему несколько

минут в день, контролируя процесс вдоха и выдоха. Очень быстро полный вдох и выдох

станут вашим привычным состоянием, и соответственно самочувствие значительно улуч-

шится. Единственное, на что я еще хочу обратить ваше внимание, – не пытайтесь сделать все

по максимуму. И вдох, и выдох не должны выполняться до предела, дыхание по-прежнему

должно оставаться комфортным.

22


Т. Громаковская. «Целительные мудры»

В случае сочетания полного дыхания с практикой мудр эффект от ежедневного выпол-

нения мудр наступит еще быстрее. Если же вы совсем не хотите обучаться правильному

дыханию (например, вам не терпится приступить к освоению мудр) – тоже не беда. Все

можно осваивать тогда, когда в этом возникнет необходимость. Тем не менее определенный

контроль над дыханием все-таки нужен: оно должно быть ровным, ритмичным, достаточно

глубоким. Если вы делаете мудры для успокоения, нормализации своих эмоций, желательно

замедлить дыхание. Если же, наоборот, вы нуждаетесь в повышении общего тонуса, актив-

ности, работоспособности, тогда дыхание следует ускорить.

Перед началом выполнения мудр нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдо-

хов, чтобы успокоиться и настроить себя на практику мудр. Вы должны почувствовать, что

дыхание замедлилось, стало глубже. При определенном навыке можно почувствовать тепло

либо покалывание в ладонях – это значит, что энергетические каналы, начинающиеся либо

заканчивающиеся в наших руках, уже слегка активизированы и готовы к работе. Для усиле-

ния действия мудр можно концентрироваться на фазах вдоха и выдоха.

♦ Первый вариант – во время вдоха чуть-чуть увеличивать давление на пальцы, сжимая

их. Это усиливает действие тех мудр, которые обладают тонизирующим эффектом. Кроме

того, «побочным» эффектом такого выполнения мудр служит развитие силы воли, упорства.

♦ Второй вариант предполагает усиление давления на пальцы во время выдоха и рас-

слабление во время вдоха. Эффект от такой практики – спокойствие, расслабление. Скорее

всего, сразу вы не почувствуете разницы от давления на пальцы во время вдоха и выдоха.

Тем не менее это работает, ощущения появятся позже.

Эффект от практики мудр можно также усилить, применяя бандхи — так называемые

энергетические замки, которые препятствуют потере энергии из нашего тела. Бандхи на

уровне физиологии представляют собой изолированные напряжения мышц, которые пере-

крывают выходные отверстия в организме человека. Практика бандх довольно сложна, ее

лучше осваивать под руководством опытного инструктора. Как минимум вы должны предва-

рительно научиться контролировать свое дыхание и освоить полное дыхание йогов. Я при-

веду технику выполнения бандх, но попозже, для того чтобы вы сначала освоили дыхание и

занялись практикой мудр. Те же, кто захочет достичь большего, смогут потом сочетать более

сложные практики.

23


Т. Громаковск


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.295 с.