Представления об успешности трудовой деятельности в современной психологии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Представления об успешности трудовой деятельности в современной психологии

2020-04-01 145
Представления об успешности трудовой деятельности в современной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из важнейших характеристик любой деятельности является её успешность. Исследование успеха как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривались отдельные прикладные аспекты проблемы успеха.

Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Нормальное психическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: включённость в социум и обособление от него, т.е. стремление слиться с общностью, быть единым с нею, но в то же время выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями задаёт главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. (Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нём, соответствовать социальным параметрам преуспевания) [36].

Направленность на успех - это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов) и оцениваемое исходя из них. Существенную роль в возникновении мотивации успеха играет оценка достигнутого.

В общем виде можно дать следующее определение успеха. Успех - положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.

Существуют два направления, в рамках которых анализируются механизмы успешной деятельности. К первому направлению можно отнести биологически ориентированные теории одарённости, авторы которых сводят причины успеха личности к особенностям органической конституции человека, его индивидуальным биологическим особенностям.

Второе направление, анализирующее механизмы успешной деятельности, наиболее разработано как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Исследователи, изучая человеческие факторы эффективности деятельности, детерминанты социального и профессионального успеха личности, пришли к заключению, что её продуктивность зависит не только от способностей человека, его подготовленности, но и от уровня мотивации, от характера цели и желания работать.

Мотивация достижения в психологии определяется по-разному: согласно Ф. Мак-Клелланду, как стремление проявить возможно более высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха, по утверждению Дж. Аткинсона, как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе [8]. Различные определения мотивации достижения предлагает Х. Хекхаузен: это и когнитивная диспозиция, и индивидуально-специфические способы функционирования процессов мотивации, понимаемых как информационный процесс, и «система оценки» [42].

В отечественной психологии понятие успешной карьеры связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением, т.к. успешное построение карьеры позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Однако четкое, общепризнанное и полное представление о критериях оценки деятельности как успешной в психологической литературе отсутствует. По мнению О.Н. Родиной, «…формулировка адекватного представления об успешности является важным моментом как для дальнейшего развития психологической теории деятельности, так и для решения задач психологии труда» [30; 60]. На основании представлений руководства об успешности трудовой деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для организации, в которой он работает. Мнение об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его искать новое место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний.

Успешность профессиональной деятельности человека обычно оценивают по его вкладу в общественное производство. Широко распространенная в нашем обществе тенденция оценивать общественное благо выше личного часто приводит к недооценке последнего. Вместе с тем удовлетворенность человека своим трудом, место, занимаемое профессиональной деятельностью в иерархии его ценностей, имеют прямое отношение не только к конкретным результатам труда, но и к социальной позиции личности и, следовательно, оказывают непосредственное воздействие на общество.

Таким образом, общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми), так и внутренний (оценку личностью успешности собственной деятельности). Внешняя и внутренняя оценки успешности деятельности существенно зависят от личностных особенностей субъекта труда. Личность человека открывается другим людям в поведенческих проявлениях его характера. Личность оценивают, основываясь на поступках человека, характерных особенностях его поведения и представлении об их причинах, мотивах, движущих силах.

Важные особенности характера с точки зрения результативности выполняемой деятельности - аккуратность и ответственность. В них проявляется контроль за качеством выполнения когнитивных и моторных операций. Этот контроль определяется мотивационно-оценочными структурами личности: мотивами трудовой деятельности и их местом в иерархии мотивов личности, представлением человека о важности данного труда для общества, допустимости совершения ошибок и т.д.

К внешним критериям оценки успешности трудовой деятельности относится результативность, которая может быть выражена количеством высококачественных производственных единиц продукции (деталей, публикаций, уроков, услуг и др.).

Наряду с результативностью важным критерием трудовой деятельности, на основании которого формируется внешняя оценка успешности, является эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку человек неотделим от общества, труд его всегда сопряжен с межличностными контактами. Следовательно, говоря об успешности профессиональной деятельности, требуется учитывать и продуктивность общения, включённого в неё. В оценке успешности труда большое значение имеют субъективные особенности оценивающих лиц и особенности их деловых и неформальных взаимоотношений с оцениваемыми профессионалами. Другим важным фактором, определяющим эффективность общения, является место, занимаемое им в структуре ценностей личности, её самооценка и оценка окружающих, а также внешняя оценка, даваемая окружающими профессиональной деятельности субъекта и его личности.

Фактором, формирующим внешнюю оценку, является и инициативность в трудовой деятельности. Для каждого вида труда существуют ожидания, требования к той или иной мере инициативности работника.

Для оценки трудовой деятельности важна не инициативность сама по себе, а мера ее совпадения с ожиданиями окружающих. Положительная или отрицательная внешняя оценка инициативности работника (особенно со стороны руководства) оказывает большое регулирующее воздействие на эту характеристику.

Итак, внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчинёнными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми. Внешняя оценка опирается главным образом на три группы характеристик профессиональной деятельности: 1) результативность, 2) инициативность в трудовой деятельности и 3) эффективность взаимодействия с коллегами по работе [30]. Поскольку во многих видах труда нелегко выделить оценочные единицы по этим характеристикам, постольку внешняя оценка успешности деятельности профессионала, даваемая руководством, в той или иной мере интуитивна. Трудно доказать её справедливость или ошибочность, тем не менее она является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей.

При оценке успешности труда зачастую пренебрегают внутренними критериями успешности, которые являются не менее, а в иных случаях даже более важными, чем внешние. Внутренняя оценка успешности трудовой деятельности возникает в результате соотнесения вознаграждения за труд с представлениями личности о результативности своего труда, об особенностях взаимодействия с коллегами по работе и инициативности, а также с мотивационно-оценочными структурами личности и затратами на достижение результатов труда. Если внешняя оценка успешности труда опирается главным образом на результативность деятельности профессионала, то для его внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат.

Вознаграждение за труд включает в себя внешнее вознаграждение (материальное, продвижение по службе, статус в обществе, статус в неформальной группе и т.д.) и внутреннее вознаграждение, которым является сам процесс труда.

Все виды внутреннего и внешнего вознаграждения могут порождать удовлетворенность трудом, если они соответствуют направленности личности, служат удовлетворению ее потребностей и реализации мотивов, значимых целей, соответствуют уровню притязаний, самооценке и другим мотивационно-оценочным структурам личности.

Профессионал соотносит получаемое им вознаграждение за труд с представлениями о результативности своего труда, о своей инициативности в работе, об эффективности взаимодействия с коллегами, а также с количеством затрат (психофизиологических, материальных, временных и др.), требуемых для осуществления этого труда. Однако не всегда субъект труда может осознать связь между развитием неблагоприятных функциональных и патологических состояний и своей профессиональной деятельностью. Кроме того, при очень высокой мотивации к деятельности человек может оценивать ее положительно, игнорируя развивающееся отрицательное функциональное состояние и отсутствие адекватного внешнего вознаграждения.

Удовлетворенность трудом - осознанная субъективная оценка успешности труда, в которой последняя выражается непосредственно. Опосредованно удовлетворенность может проявляться в обычном для человека настроении, в особенностях оценок, даваемых руководству, коллегам, организации, и в других реакциях, отражающих его неосознанную субъективную оценку успешности собственного труда. Осознаваемая и неосознаваемая составляющие внутренней оценки успешности могут совпадать полностью или частично, а могут и противоречить друг другу, выражая внутриличностный конфликт мотивов деятельности [30].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что при оценке успешности профессиональной деятельности необходимо учитывать внешние оценки успешности - субъективные представления оценивающих о трех группах факторов: результативности деятельности, эффективности взаимодействия работающего с коллегами по работе и его инициативности. Не менее важный показатель - внутренняя оценка успешности профессионала, которая складывается на основании сопоставления имеющихся у субъекта труда представлений о результативности своей деятельности, эффективности взаимодействия с коллегами, инициативности с затратами на реализацию деятельности, получаемым вознаграждением и мотивационно-оценочными структурами личности.

Таким образом, на основе проведённого анализа литературы мы выделяем два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение работника внутри организации (продвижение по служебной лестнице) и движение внутри профессии, т.е. переход от одной ступени профессионализма к другой. Критерием субъективной, личностной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился, а также удовлетворённость жизненной и профессиональной ситуацией, т.е. то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней. В то же время субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами - тем, что для окружающих является символами успеха (заработная плата, престиж, признание и пр.).

Теоретический анализ содержания понятия «карьера» и социально-психологических аспектов изучения профессиональной карьеры, а также исследование теоретических представлений об успешности трудовой деятельности в современной психологии позволяют сделать следующие выводы:

. Сегодня в отечественной психологии значителен интерес к вопросам профессионального развития личности, которое изучается как включённое в её жизненное развитие. Человек, «делающий карьеру», рассматривается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала, а карьера трактуется как один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни.

Большинство исследователей понимают карьеру как постепенное продвижение по служебной лестнице, сопровождающееся изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника. В современном понимании карьера - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Таким образом, различают широкое и узкое понимание карьеры. В первом случае карьера рассматривается как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим, процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

Во втором случае под карьерой имеется в виду должностное продвижение, где на первый план выступает достижение определённого статуса.

. Одной из важнейших характеристик любой деятельности является её успешность. В общем виде успех - положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания.

В отечественной психологии понятие успешной карьеры связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением, т.к. успешное построение карьеры позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми), так и внутренний (оценку личностью успешности собственной деятельности). Следовательно, при определении успешности профессиональной карьеры немаловажную роль приобретает самосознание как осознание и оценка человеком своей деятельности и её результатов, как целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.