Право избирать и быть избранным в городскую думу — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Право избирать и быть избранным в городскую думу

2020-04-01 146
Право избирать и быть избранным в городскую думу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе - более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье - все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления

Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Значение реформ местного самоуправления Александра II в современном мире

 

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

Д. Медведев: «Реформы Александра II продолжаются и сейчас»

Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью - а пыль в глаза мы пускать всегда умели - он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».

 


Заключение

 

Таким образом, историко-правовой анализ эволюционных процессов становления и развития российского законодательства о формировании органов местного самоуправления во второй половине XIX - начале XX веков показывает, что в дореволюционной России преимущественно господствовала общественная теория самоуправления, провозглашающая широкую автономию самоуправления от центральной власти. Особенно большое влияние данная теория приобрела в период Временного правительства, которое считало местное самоуправление главным источником власти в государстве

При Александре II предпринимались попытки комплексной модернизации российского общества, были созданы постоянно действующие комитеты, к работе привлекались местные губернские представители. Начало процессу реформ было положено Манифестом 1861 года, в котором торжественно объявлялось об отмене крепостного права. К этому документу примыкало еще 19 законодательных актов. Было разработано «Положение о губернских и уездных земельных земских учреждениях», в соответствие с которым проводилась реформа органов местного самоуправления, или земская реформа.

Самодержавие сохранилось, но это была все-таки другая Россия. «Великие реформы» второй половины XIX века открыли дорогу российскому капитализму и делали неизбежным кардинальную реконструкцию всей системы государственного и муниципального управления, которая давно назрела.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1864 году Положения «О губернских и уездных земских учреждениях». Учреждалась новая модель земского самоуправления, имевшая реальные элементы подлинного самоуправления. Она опиралась на такие базовые основы, как всесословный характер земского представительства; учреждения земского самоуправления не включались в систему государственных органов; сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственно-экономическими вопросами; земские учреждения функционировали на основе самофинансирования, их потребности должны были удовлетворяться за счет собственных средств.

На уездном уровне формировались собрания и управы. Председателем уездного земского собрания по должности был уездный предводитель дворянства. В его состав входили выборные гласные и члены также по должности (городской голова, представители государственных ведомств и т.п.).

Уездные земства при участии сельских сообществ весьма успешно содержали земские школы, в которых давалось начальное образование. В 1880 году в России было 9108 земских школ, а через четверть века их количество утроилось.

Позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов оказало Городское положение 1870 года, в котором декларировалось, что «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно». В целом Городское положение 1870 года имело существенное позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов. Особое значение имело то, что Положение декларировало: «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно»Городская реформа, также как и земская реформа, явилась уступкой централизованно-государственной системы нарождающемуся гражданскому обществу и была направлена на демократизацию городского управления и повышение гражданской активности населения.

Главная цель реформы заключалась в создании новой - несословной базы представительства в городском самоуправлении. Была пересмотрена система выборов: в них участвовали все жители города не моложе 25 лет, являющиеся российскими подданными и не имеющие долгов по уплате налогов.

Земское самоуправление вводилось постепенно, в течение десяти лет. После начала реформы оно было учреждено в 34 губерниях - менее чем на половине территории страны. К 1917 году земства действовали лишь в 43 губерниях.

Следует отметить, что в дореволюционный период развития местного самоуправления в России бытовало мнение о сочетании местного самоуправления и государственного управления. В Х1Х веке в теории местного самоуправления на первое место среди задач, решаемых общиной, выдвигались задачи частноправового характера, подчеркивалась невозможность на практике четко разграничить дела собственно общинные и государственные.

Основные положения государственной теории местного самоуправления нашли отражение в Положении о губернских и уездных учреждениях от 12 июня 1890 года и Городовом положении от 11 июня 1892 года.

 


Список литературы

 

1. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года // Собрание Узаконений Российской империи. 1906. Отделение I. №98. Ст. 603.

2. Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Том XXII. СПб., 1830. Ст. 16188.

.   Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание П. Том XXXIX. Отделение I. СПб., 1867. Ст. 40457.

.   Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание П. Том XLV. Отделение I. СПб., 1874. Ст. 48498.

.   О введении в действие нового Положения о губернских и уездных земксихучреждениях. Именной Высочайший указ, данный Сенату от 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том X. Отделение I. СПб., 1893. Ст. 6922.

.   Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том X. Отделение I. СПб., 1893. Ст. 6927.

.   О введении в действие нового Городового положения. Именной Высочайший указ, данный Сенату от 11 июня 1892 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том XII. Отделение I. СПб., 1895 Ст. 8707.

.   Авинов Н.Н. Граф М.А. Корф и земская реформа 1864 года (из историистановления Положения о земских учреждениях 1864 года) // Русская мысль. 1994.

.   Алексеев Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - М.: НОРМА, 2009

.   Антонова Л.И. Политические аспекты местного самоуправления: Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук/ Северо-Западная академия государственной службы, - СПб., 2001

.   Арсеньев К. Прошлое городского самоуправления // Городское дело. 2009. №1

.   Ю. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Издательство МГУ, 2006.

.   Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление // Русский вестник. 2004. Апрель.

.   Белораменский В.В. Городское самоуправление в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук/ Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб., 2005.

.   Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции исовременная практика. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 2000.

.   З. Васильев В.И. Местное самоуправление: сегодня и завтра // Журнал российского права. 2007. №8.

.   Велихов А. Городская избирательная система // Городское дело. 1914. №2. - С. 70-79.

.   Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, егоуправлении, финансах и методах хозяйства. - М. - Л.: Госиздат - Печатный двор в Ленинграде, 1998. - 467 с.

.   Вермищев X. А. К предстоящей земской реформе. - Баку: Электропечатнягазеты «Баку», 1909. - 48 с.

.   Вернер И.А. Городское самоуправление в России. - М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1906. - 32 с.

.   Веселовский Б, Б. Проекты земской реформы // Земское дело. 1917. №3. - С. 130-132.

.   Веселовский Б.Б. Самоуправление на рубеже новой жизни // Земское дело. 1917. №5 - 6. - С. 203-205.

.   Веселовский Б.Б. Проекты Кавказского земства // Земское дело. 1917. №5 - 6.

.   Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. - Пг.: Товарищество О.Н. Попова, 1918.

.   Герасименко Г. Земства России // Народный депутат. 2001. №3.

.   Данилов Ф.А. Государственная власть и местное (городское и земское самоуправление). - М.: Типография Ф.Я. Бурге, 2006

.   Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. - М. - Тула: ТИГИМУС, 2007. -

.   Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003

.   Институты самоуправления: историко-правовое исследование / В.Г. Графский; Н.И. Ефремова; В.И. Карпец и др. - М.: Наука, 2005.

.   Конституция Российской Федерации: Научно - практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997.

.   Костюков А.Н., Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика // Государство и право. 2007

.   Куликов В.В. К оценке Земского Положения 1890 года // Государство иправо. 2000. №1.

.   Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 2005.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.