Предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II

2020-04-01 199
Предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

Реформы местного самоуправления Александра II

 


Введение

реформа самоуправление правовой земство

В настоящее время в России происходят многочисленные кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности государства. В результате данных преобразований не только появляются новые государственные и общественные институты, неизвестные до настоящего времени нашей стране, но и реформируются на современных основах ранее существовавшие государственные и общественные явления.

В контексте современных демократических преобразований государственного устройства Российской Федерации все больше получает признание правовой институт местного самоуправления как эффективное средство поддержания стабильности всей системы организации государственной власти в стране. По мысли ученого В.И. Фадеева, «именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России»

Конституция России признает и гарантирует местное самоуправление как неотъемлемый институт любого цивилизованного и демократического государства. Для того чтобы подчеркнуть независимость органов местного самоуправления от воли центральной власти при решении вопросов местного значения, статья 12 Основного закона нашего государства исключила их из системы государственной власти. Все жители России, независимо от территории их проживания, имеют право на осуществление своей власти не только через государственные органы власти, но и посредством местного самоуправления.

Вышеуказанное положение Конституции Российской Федерации в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью правовой системы России. Так, оно соответствует статье 2 Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года, ратифицированной для России Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №55 - ФЗ. Согласно положениям данной статьи, «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства».

Примечательно, что в некотором смысле схожая ситуация с осуществлением местного самоуправления наблюдалась в России в период первоначального становления и развития института во второй половине XIX - начале XX веков. Становление выборного местного самоуправления, к участию в формировании которого были привлечены практически все слои населения, в том числе крестьяне, в централизованном Российском государстве началось еще в середине XIX века, когда в Российской империи законодательно были введены земские и городские учреждения. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года, а также Городовое положение 1870 года заложили фундамент для формирования в России местного самоуправления как юридического института, официально признанного государством. За более полувековую историю существования городского и земского самоуправления в нашем государстве был накоплен ценнейший опыт по формированию и практической деятельности данных органов.

В современной России еще только складывается местное самоуправление, идут активные поиски наиболее рациональной, демократичной и в то же время в полной мере отвечающей интересам, как отдельной личности, так и всего общества и государства, модели организации и деятельности местных органов власти. В данной связи, несомненно, актуальным является изучение и анализ огромного законодательного опыта, накопленного нашей страной в данной области в течение многих десятилетий, в частности законодательной базы по формированию органов местного самоуправления в дореволюционной России. Ведь, как известно, у страны, которая не помнит своего прошлого, нет и не может быть нормального будущего.

Таким образом, актуальность объясняется тем, что в современной России активно ведется поиск наиболее оптимальной модели организации местного самоуправления, гармонично сочетающей в себе элементы самостоятельности его органов в решении насущных вопросов муниципальной жизнедеятельности, с одной стороны, и, ответственности данных органов за незаконные действия, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, а также интересы общества и государства, с другой стороны. По этой причине, безусловно, анализ опыта, накопленного нашей страной за время становления и развития законодательства о формировании органов местного самоуправления, особенно земских учреждений и городских дум России в 1864-1917 годах, представляет значительную ценность для нашего государства.

Цель работы состоит в изучении накопленного научного и правового опыта в области становления и развития законодательства об организации местного самоуправления, во времена правления Александра II.

Задачи:

Изучить предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II.

Рассмотреть нормативные правовые акты реформ

Проследить за развитием и сущность Земской и Городской реформ

Выявить значение реформ местного самоуправления Александра II в современном мире.

 


Земская реформа

 

Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления. Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г. император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании.

Первоначально земская реформа затрагивала только 33 губернии. Под действия «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» не попадали прибалтийские, польско-литовские губернии, Архангельская, Астраханская, Юрьевская, Могилевская, а также области Бессарабская и Войска Донского. К 1911 году земства существовали в 43 губерниях. Земские учреждения разделялись, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

Городская реформа

 

Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую. Она была непосредственным продолжением земской реформы.

июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

 

 

Схема городской реформы 1870 года

Заключение

 

Таким образом, историко-правовой анализ эволюционных процессов становления и развития российского законодательства о формировании органов местного самоуправления во второй половине XIX - начале XX веков показывает, что в дореволюционной России преимущественно господствовала общественная теория самоуправления, провозглашающая широкую автономию самоуправления от центральной власти. Особенно большое влияние данная теория приобрела в период Временного правительства, которое считало местное самоуправление главным источником власти в государстве

При Александре II предпринимались попытки комплексной модернизации российского общества, были созданы постоянно действующие комитеты, к работе привлекались местные губернские представители. Начало процессу реформ было положено Манифестом 1861 года, в котором торжественно объявлялось об отмене крепостного права. К этому документу примыкало еще 19 законодательных актов. Было разработано «Положение о губернских и уездных земельных земских учреждениях», в соответствие с которым проводилась реформа органов местного самоуправления, или земская реформа.

Самодержавие сохранилось, но это была все-таки другая Россия. «Великие реформы» второй половины XIX века открыли дорогу российскому капитализму и делали неизбежным кардинальную реконструкцию всей системы государственного и муниципального управления, которая давно назрела.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1864 году Положения «О губернских и уездных земских учреждениях». Учреждалась новая модель земского самоуправления, имевшая реальные элементы подлинного самоуправления. Она опиралась на такие базовые основы, как всесословный характер земского представительства; учреждения земского самоуправления не включались в систему государственных органов; сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственно-экономическими вопросами; земские учреждения функционировали на основе самофинансирования, их потребности должны были удовлетворяться за счет собственных средств.

На уездном уровне формировались собрания и управы. Председателем уездного земского собрания по должности был уездный предводитель дворянства. В его состав входили выборные гласные и члены также по должности (городской голова, представители государственных ведомств и т.п.).

Уездные земства при участии сельских сообществ весьма успешно содержали земские школы, в которых давалось начальное образование. В 1880 году в России было 9108 земских школ, а через четверть века их количество утроилось.

Позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов оказало Городское положение 1870 года, в котором декларировалось, что «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно». В целом Городское положение 1870 года имело существенное позитивное влияние на развитие самоуправления российских городов. Особое значение имело то, что Положение декларировало: «городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно»Городская реформа, также как и земская реформа, явилась уступкой централизованно-государственной системы нарождающемуся гражданскому обществу и была направлена на демократизацию городского управления и повышение гражданской активности населения.

Главная цель реформы заключалась в создании новой - несословной базы представительства в городском самоуправлении. Была пересмотрена система выборов: в них участвовали все жители города не моложе 25 лет, являющиеся российскими подданными и не имеющие долгов по уплате налогов.

Земское самоуправление вводилось постепенно, в течение десяти лет. После начала реформы оно было учреждено в 34 губерниях - менее чем на половине территории страны. К 1917 году земства действовали лишь в 43 губерниях.

Следует отметить, что в дореволюционный период развития местного самоуправления в России бытовало мнение о сочетании местного самоуправления и государственного управления. В Х1Х веке в теории местного самоуправления на первое место среди задач, решаемых общиной, выдвигались задачи частноправового характера, подчеркивалась невозможность на практике четко разграничить дела собственно общинные и государственные.

Основные положения государственной теории местного самоуправления нашли отражение в Положении о губернских и уездных учреждениях от 12 июня 1890 года и Городовом положении от 11 июня 1892 года.

 


Список литературы

 

1. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года // Собрание Узаконений Российской империи. 1906. Отделение I. №98. Ст. 603.

2. Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Том XXII. СПб., 1830. Ст. 16188.

.   Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание П. Том XXXIX. Отделение I. СПб., 1867. Ст. 40457.

.   Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание П. Том XLV. Отделение I. СПб., 1874. Ст. 48498.

.   О введении в действие нового Положения о губернских и уездных земксихучреждениях. Именной Высочайший указ, данный Сенату от 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том X. Отделение I. СПб., 1893. Ст. 6922.

.   Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том X. Отделение I. СПб., 1893. Ст. 6927.

.   О введении в действие нового Городового положения. Именной Высочайший указ, данный Сенату от 11 июня 1892 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Том XII. Отделение I. СПб., 1895 Ст. 8707.

.   Авинов Н.Н. Граф М.А. Корф и земская реформа 1864 года (из историистановления Положения о земских учреждениях 1864 года) // Русская мысль. 1994.

.   Алексеев Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - М.: НОРМА, 2009

.   Антонова Л.И. Политические аспекты местного самоуправления: Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук/ Северо-Западная академия государственной службы, - СПб., 2001

.   Арсеньев К. Прошлое городского самоуправления // Городское дело. 2009. №1

.   Ю. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Издательство МГУ, 2006.

.   Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление // Русский вестник. 2004. Апрель.

.   Белораменский В.В. Городское самоуправление в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук/ Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб., 2005.

.   Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции исовременная практика. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 2000.

.   З. Васильев В.И. Местное самоуправление: сегодня и завтра // Журнал российского права. 2007. №8.

.   Велихов А. Городская избирательная система // Городское дело. 1914. №2. - С. 70-79.

.   Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, егоуправлении, финансах и методах хозяйства. - М. - Л.: Госиздат - Печатный двор в Ленинграде, 1998. - 467 с.

.   Вермищев X. А. К предстоящей земской реформе. - Баку: Электропечатнягазеты «Баку», 1909. - 48 с.

.   Вернер И.А. Городское самоуправление в России. - М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1906. - 32 с.

.   Веселовский Б, Б. Проекты земской реформы // Земское дело. 1917. №3. - С. 130-132.

.   Веселовский Б.Б. Самоуправление на рубеже новой жизни // Земское дело. 1917. №5 - 6. - С. 203-205.

.   Веселовский Б.Б. Проекты Кавказского земства // Земское дело. 1917. №5 - 6.

.   Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. - Пг.: Товарищество О.Н. Попова, 1918.

.   Герасименко Г. Земства России // Народный депутат. 2001. №3.

.   Данилов Ф.А. Государственная власть и местное (городское и земское самоуправление). - М.: Типография Ф.Я. Бурге, 2006

.   Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. - М. - Тула: ТИГИМУС, 2007. -

.   Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003

.   Институты самоуправления: историко-правовое исследование / В.Г. Графский; Н.И. Ефремова; В.И. Карпец и др. - М.: Наука, 2005.

.   Конституция Российской Федерации: Научно - практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997.

.   Костюков А.Н., Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика // Государство и право. 2007

.   Куликов В.В. К оценке Земского Положения 1890 года // Государство иправо. 2000. №1.

.   Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 2005.

Реферат

Реформы местного самоуправления Александра II

 


Введение

реформа самоуправление правовой земство

В настоящее время в России происходят многочисленные кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности государства. В результате данных преобразований не только появляются новые государственные и общественные институты, неизвестные до настоящего времени нашей стране, но и реформируются на современных основах ранее существовавшие государственные и общественные явления.

В контексте современных демократических преобразований государственного устройства Российской Федерации все больше получает признание правовой институт местного самоуправления как эффективное средство поддержания стабильности всей системы организации государственной власти в стране. По мысли ученого В.И. Фадеева, «именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России»

Конституция России признает и гарантирует местное самоуправление как неотъемлемый институт любого цивилизованного и демократического государства. Для того чтобы подчеркнуть независимость органов местного самоуправления от воли центральной власти при решении вопросов местного значения, статья 12 Основного закона нашего государства исключила их из системы государственной власти. Все жители России, независимо от территории их проживания, имеют право на осуществление своей власти не только через государственные органы власти, но и посредством местного самоуправления.

Вышеуказанное положение Конституции Российской Федерации в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью правовой системы России. Так, оно соответствует статье 2 Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года, ратифицированной для России Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №55 - ФЗ. Согласно положениям данной статьи, «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства».

Примечательно, что в некотором смысле схожая ситуация с осуществлением местного самоуправления наблюдалась в России в период первоначального становления и развития института во второй половине XIX - начале XX веков. Становление выборного местного самоуправления, к участию в формировании которого были привлечены практически все слои населения, в том числе крестьяне, в централизованном Российском государстве началось еще в середине XIX века, когда в Российской империи законодательно были введены земские и городские учреждения. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года, а также Городовое положение 1870 года заложили фундамент для формирования в России местного самоуправления как юридического института, официально признанного государством. За более полувековую историю существования городского и земского самоуправления в нашем государстве был накоплен ценнейший опыт по формированию и практической деятельности данных органов.

В современной России еще только складывается местное самоуправление, идут активные поиски наиболее рациональной, демократичной и в то же время в полной мере отвечающей интересам, как отдельной личности, так и всего общества и государства, модели организации и деятельности местных органов власти. В данной связи, несомненно, актуальным является изучение и анализ огромного законодательного опыта, накопленного нашей страной в данной области в течение многих десятилетий, в частности законодательной базы по формированию органов местного самоуправления в дореволюционной России. Ведь, как известно, у страны, которая не помнит своего прошлого, нет и не может быть нормального будущего.

Таким образом, актуальность объясняется тем, что в современной России активно ведется поиск наиболее оптимальной модели организации местного самоуправления, гармонично сочетающей в себе элементы самостоятельности его органов в решении насущных вопросов муниципальной жизнедеятельности, с одной стороны, и, ответственности данных органов за незаконные действия, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, а также интересы общества и государства, с другой стороны. По этой причине, безусловно, анализ опыта, накопленного нашей страной за время становления и развития законодательства о формировании органов местного самоуправления, особенно земских учреждений и городских дум России в 1864-1917 годах, представляет значительную ценность для нашего государства.

Цель работы состоит в изучении накопленного научного и правового опыта в области становления и развития законодательства об организации местного самоуправления, во времена правления Александра II.

Задачи:

Изучить предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II.

Рассмотреть нормативные правовые акты реформ

Проследить за развитием и сущность Земской и Городской реформ

Выявить значение реформ местного самоуправления Александра II в современном мире.

 


Предпосылки к реформам местного самоуправления Александра II

 

В середине XIX в. резко обострилась потребность, сложились предпосылки реформ государственного управления. Трагическое для народа России поражение в Крымской войне обнажило со всей очевидностью характер и остроту перманентного кризиса, неприемлемость для России методов полицейско-прусского управления, применявшихся Николаем I три десятилетия.

Росла и усиливалась антисамодержавная, антикрепостническая оппозиция разных социальных цветов и оттенков, освободительные идеи которой оказывали сильное влияние на формирование общественного сознания различных социальных слоев.

Формировались новые идеологии и шкала ценностей политического и экономического либерализма, радикализма.

В общественном сознании утвердилась идея безотлагательности радикальных преобразований основных сфер общества и управления. Александр II вынужден был признать не только необходимость утверждения, но и целесообразность «совершенствования внутреннего благоустройства страны». Крестьянская, судебная, военная, университетская и другие реформы 60-70-х гг. стали уступкой ради сохранения как короны, так и инициативы преобразований сверху, предотвращения их снизу, имели характер вынужденного компромисса охранительного консерватизма и консервативного либерализма, укрепили предпосылки для реформирования самодержавной системы государственного управления.

Радикальные идеи, предложения демократизации всех звеньев управления сверху донизу на принципах конституционализма, выборности, широкого всесословного представительства, самоуправления публиковались на страницах «Колокола», «Полярной звезды» А.И. Герцена, «Современника» статьи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, других революционных демократов, сторонников российского крестьянского социализма.

Либеральные идеи присущи предложениям высокопоставленных должностных лиц бюрократической элиты: П.А. Валуева, А.В. Головнина, братьев Д.А. и Н.А. Милютиных, М.Х. Рейтерна, Я.И. Ростовцева, Ю.Ф. Самарина и др.

В духе уступок новому времени П.А. Валуев предлагал весной 1862 г. преобразовать Госсовет по типу австрийского рейхсрата в совещательный орган из двух палат: а) верхнюю палату, назначаемую императором, постоянно действующую; б) нижнюю палату - съезд 180 государственных гласных из представителей земств, городов, окраинных областей, частично (1/5) назначаемых «высочайшей властью» и выбираемых. Для организационной связи с верхней палатой 16 депутатов нижней должны были участвовать в ее заседаниях и общем собрании Госсовета. Предложены и «особые совещания» министров по самым важном вопросам исполнительного характера. Великий князь Константин Николаевич предлагал в 1866 г. проект создания при Госсовете дворянского и земского съездов для обсуждения сложных государственных дел. П.А. Шувалов и П.А. Валуев предлагали в начале 70-х гг. проект комиссии для сбора материалов о положении в сельском хозяйстве, которая бы при влекла заинтересованных представителей дворянства и земства к разработке и обсуждению вопросов сугубо хозяйственного характера.

Тверское губернское дворянское собрание приветствовало царя в годовщину 19 февраля 1861 г., который начал освобождением крестьян «искоренять всякую неправду на земле русской», и во всеподданейшем адресе просило учредить земское собрание «выборных всей земли русской» как единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных Положением 19 февраля 1861 г. Совещание мировых посредников Тверской губернии высказалось категорично в поддержку этого пункта.

В январе 1865 г. уже московское дворянство в адресе императору призвало его довершить «государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству».

Предложение всесословного представительства поддержано Б.Н. Чичериным, К.Д. Кавелиным, А.И. Кошелевым и другими общественными деятелями, которые видели в будущем конституционном учреждении не ограничение, не противовес монарху, а дополнение и помощь верховной власти, что могло гарантировать политическую стабильность, укрепить единство общества, спасти Россию от экономического и нравственного кризиса.

Модернизацию системы власти и управления, приспособление ее к новой исторической ситуации они предлагали без радикальных перестроек и при сохранении монархических принципов политической системы, что сближало их идеи с проектами либеральных бюрократов

Авторами консервативных проектов были группировавшиеся вокруг короны П.П. Гагарин, В.А. Долгоруков, М.Н. Муравьев А.Ф. Орлов, В.Н. Панин, Д.А. Толстой и другие представители охранительной концепции. Они отвергали категорически не только радикальные, но и либерально-консервативные проекты, сплоченно отстаивали принципы абсолютистского управления, считая самодержавное управление имманентно присущим историческим традициям России, менталитету русского народа, допуская лишь отдельные административные изменения с целью придания прочности и устойчивости монархической природе управления. С их помощью императорская власть обеспечила самодержавный характер административных и других реформ во второй половине XIX в., сохранила без заметных изменений природу, пределы функций, методы высших, центральных, местных органов государственного управления.

Александр II отверг, проигнорировал все разумные и перспективные предложения, раздраженно реагировал на малейший намек о каком-либо ограничении его прерогатив. Он считал всесословное государственное управление несовместимым с образом правления, которое унаследовал. Он был привержен, как и его отец, и другие предки немецкого происхождения, прусскому образу управления, сочетал полицейско-бюрократические методы с местным общественным управлением, проводил последовательно охранительную линию самодержавного управления, которая приобрела законченный полицейский характер при его сыне Александре III.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.