Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

2020-03-31 180
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В литературе выделяют следующие факторы, провоцирующие конфликты:

. Тип внутрисемейных отношений.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);

подростковый кризис 15-17 лет.

. Личностный фактор.

Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

оптимальный тип отношений родителей и детей;

потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Типологию поведения ребёнка в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применят родители. Есть свои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания в семье, и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.

Рассмотрим подробнее стили воспитания, встречающиеся в психологической литературе.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.