Прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела.

2020-04-01 333
Прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

На стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1. в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются;

2. уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3. нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов дослед-ственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.

Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие – осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.

Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.

Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

49. Прокурорский надзор за законностью окончания предварительного расследования: предмет, задачи, цели, полномочия, нормативно-правовое регулирование.

Нормативная база: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания".

В рамках досудебного производства прокурор уполномочен: утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

В этом направлении деятельности прокурора можно выделить три части:

– надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел;

– надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования;

– действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.

Надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и преследования прокурор осуществляет как по жалобам лиц, заинтересованных в продолжении уголовного преследования лиц, так и при их отсутствии. Дознаватель не вправе без согласия прокурора прекратить уголовное преследование по так называемым не реабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ, т.е. в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием обвиняемого, возмещением им в полном объеме ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов, а также обратиться в суд с ходатайством о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с возможностью его исправления без применения уголовного наказания (ст. 427 УПК РФ).

Прокурор обязан ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел и (или) уголовного преследования. Признав постановление дознавателя, а также следователя и руководителя следственного органа – о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии со ст. 214 УПК РФ отменяет его своим мотивированным постановлением, которое вместе с материалами уголовного дела направляет руководителю следственного органа, дознавателю для продолжения расследования.

При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

Обнаружив признаки состава преступления в действиях должностных лиц органа расследования, прокурор обязан вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании этого должностного лица.

Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, прокурор должен строго контролировать поступление в прокуратуру их копий, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208 и ч. 1 ст. 213 УПК РФ, и в течение месяца после их получения проверить законность и обоснованность принятого следователем решения. В случае признания решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным прокурор вправе требовать от руководителя следственного органа устранения нарушений закона путем вынесения и направления тому мотивированного постановления и соответствующих материалов, на основании которых это нарушение закона усматривается. Если решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования принято с согласия руководителя следственного органа (ст. 25, 28, 28.1 УПК РФ), требование об устранении нарушений закона путем отмены этого постановления следует направлять руководителю вышестоящего следственного органа.

Принимая решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования или направляя соответствующее требование руководителю следственного органа, прокурор обязан руководствоваться исключительно законом, оставляя в стороне ведомственные интересы и желание повысить показатели статистической отчетности.

Надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования особенно актуален в случае завершения уголовного дела решением о его направлении в суд. Окончание предварительного расследования направлением дела в суд – важный, самостоятельный и ответственный этап досудебного производства, в ходе которого следователь совершает комплекс процессуальных действий, сущность которых заключается именно в обеспечении права обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика на их ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Необходимость наличия этого этапа обусловлена тем, что поскольку расследование закончено, следователь уже не может сохранять его результаты в тайне от обвиняемого и защитника, а они, впервые ознакомившись со всеми материалами уголовного дела, получают возможность оценить полноту проведенного предварительного расследования с точки зрения защиты. Фактически на этом этапе обвинительная власть в первый раз представляет результаты предварительного расследования своему процессуальному оппоненту, который вправе подвергнуть их пристрастному критическому анализу. Этот момент важен не только для обвиняемого, перед которым обвинитель раскрывает карты, показывая доказательства, с помощью которых он намерен изобличать его в суде, но и для самого обвинителя, поскольку он получает критическую оценку своих доказательств и имеет возможность восполнить пробелы расследования.

Начало данного этапа оформляется составлением протокола объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 217 УПК РФ, а завершается – составлением протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ст. 218 УПК РФ). Между этими моментами следователь обязан объявить об окончании следствия потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, разъяснить им право на ознакомление с материалами уголовного дела и при наличии соответствующего ходатайства обеспечить им и их представителям возможность реализации этого права. Потерпевший при ознакомлении с делом имеет те же права, что и обвиняемый, объем прав гражданского истца и гражданского ответчика ограничен обстоятельствами, связанными с гражданским иском.

По результатам ознакомления с материалами уголовного дела названные участники уголовного процесса вправе завить ходатайства о дополнении предварительного следствия: о представлении или истребовании доказательств, проведении следственных действий, принятии процессуальных решений, направленных на изменение объема и квалификации обвинения, прекращении уголовного преследования, привлечении к ответственности лиц, которым обвинения не предъявлено. Необходимость дополнения следствия может возникнуть и в связи с заявлением ходатайств об исключении недопустимых доказательств. Следователь должен внимательно рассмотреть все заявленные ходатайства, поскольку их удовлетворение позволит сделать позицию обвинения более сильной и обоснованной, лишит сторону защиты возможности критиковать результаты расследования в суде. Кроме того, восполнение неполноты расследования в суде может оказаться невозможным. В связи с этим прокурор, изучая позднее поступившие материалы уголовного дела, должен тщательно проверить, обеспечены ли права участников уголовного процесса на ознакомление с материалами уголовного дела и дополнение предварительного следствия, разрешены ли заявленные ими ходатайства, обоснованно ли они отклонены. В данном случае важно обратить внимание на достаточность времени, предоставленного для ознакомления с материалами дела, с учетом его объема и сложности, а также для подготовки обоснованного ходатайства, на обеспечение права обвиняемого на квалифицированную юридическую помощь и защиту, на помощь переводчика, если лицо не владеет в достаточной степени языком, на котором ведется предварительное расследование, и пр. Кроме того, прокурору следует внимательно рассмотреть жалобы обвиняемого или потерпевшего об отказе в предоставлении возможности делать выписки или снимать копии со всех документов, включая те, что составляют государственную тайну (последние в соответствии с ч. 2 ст. 217 УПК РФ хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому во время судебного разбирательства).

Одна из задач рассматриваемого этапа – определение формы предстоящего судебного разбирательства, а также необходимости проведения предварительного слушания. Поэтому на следователя возлагается обязанность разъяснить обвиняемому в совершении одного из преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (за исключением предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), право быть судимым судом с участием присяжных заседателей, а обвиняемому в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Обвиняемому в преступлении, наказание за которое не превышает десяти лет лишения свободы, разъясняется право на применение особого порядка постановления приговора без проведения судебного разбирательства в соответствии со ст. 314 УПК РФ. Поскольку эти особенные судебные процедуры применяются только по ходатайству обвиняемого, ему должна быть предоставлена полная информация об особенностях их проведения и последствиях их применения для обвиняемого. Прокурор должен обратить пристальное внимание на выполнение следователем этой обязанности, чтобы избежать возникновения негативных ситуаций в дальнейшем.

При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый вправе заявить ходатайства о проведении предварительного слушания для рассмотрения ходатайства об исключении доказательств, о прекращении уголовного дела, подать жалобы на нарушения закона при проведении предварительного расследования, которые исключают возможность постановления судом законного приговора или вынесения иного законного решения (ст. 237 УПК РФ). При наличии таких ходатайств прокурор, получивший уголовное дело от следователя, должен проверить их обоснованность и принять меры по восстановлению законности и устранению препятствий для рассмотрения дела судом.

Выполнив все указанные действия, следователь составляет обвинительное заключение. Особенностью окончания дознания является предоставление обвиняемому, потерпевшему материалов уголовного дела уже после составления обвинительного акта, однако объем их прав не может быть меньшим, чем по делам, расследование по которым проводилось в форме предварительного следствия. Прежде чем материалы уголовного дела с обвинительным актом будут переданы прокурору, дознаватель обеспечивает права участников уголовного процесса так же, как это делает следователь: составляет протоколы их ознакомления с материалами уголовного дела, разрешает ходатайства, разъясняет право на предварительное слушание и вынесение приговора в особом порядке. Подробнее об этом будет сказано в следующем подпункте.

Наиболее частые причины ограничения прав участников уголовного процесса на этапе окончания предварительного расследования – это недостаток времени для ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств, что чаще всего является результатом неэффективной организации труда, когда возможности своевременного продления срока следствия или дознания упущены или исчерпаны.

Учитывая, что право на рассмотрение дела в особом порядке, как и на заявление ходатайств об исключении доказательств, прекращении уголовного дела в предварительном слушании имеет обвиняемый по делу, расследованному и в форме дознания, следует остановиться на вопросе о порядке разъяснения обвиняемому этого права. В данном случае обвиняемый знакомится с материалами уголовного дела после составления дознавателем обвинительного акта и об этом, согласно ч. 2 ст. 225 УПК РФ, делается отметка в протоколе, однако нигде в УПК РФ четко не сказано, что после ознакомления с материалами дела обвиняемому следует разъяснить принадлежащие ему права и обеспечить возможность ими воспользоваться. Несмотря на это упущение законодателя, не вызывает сомнения то, что дознаватель должен выполнить эту обязанность и отразить в протоколе как свои действия по разъяснению обвиняемому прав, так и ходатайства обвиняемого, а прокурор при изучении уголовного дела обязан выяснить, обеспечены ли права обвиняемого должным образом.

50. Участие прокурора в рассмотрении дел судами (общая характеристика).

Нормативная база: ГПК, Приказ Генпрокуратуры России от 10.07.2017 N 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве".

Прокурор включен в круг лиц, участвующих в деле, он имеет процессуальную заинтересованность в исходе дела, в силу наделенных обязанностей по защите нарушенных прав граждан, общества и государства. Прокурор освобожден от уплаты судебных расходов, не имеет право заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Формы участия прокурора:

1. инициирование производства путем обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

2. вступление в процесс и дача заключения по делу

3. подача апелляционных, кассационных и надзорных представлений

4. Полномочия прокурора:

5. право знакомится с материалами дела, делать выписки и копии, заявлять отводы

6. представлять доказательства

7. участвовать в исследовании доказательств

8. задавать вопросы другим лицам, заявлять ходатайства

9. давать пояснения суду

10. приводить свои доводы

11. обжаловать судебные постановления

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Обязательно участие прокурора при рассмотрении:

1) дел о признании гражданина безвестно отсутствующим;

2) дел об объявлении гражданина умершим;

3) дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.