Генеральная прокуратура РФ: структура, компетенция. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Генеральная прокуратура РФ: структура, компетенция.

2020-04-01 447
Генеральная прокуратура РФ: структура, компетенция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном прокурорской системы. Ее возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на пять лет.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. На первого заместителя может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случаях отсутствия последнего или невозможности исполнения им своих обязанностей. А в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Генерального прокурора РФ осуществляет один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с распределением обязанностей между заместителями.

Заместители Генерального прокурора РФ согласно установленному распределению обязанностей направляют и контролируют работу управлений и отделов аппарата, комиссий и советов, принимают организационные и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам. Распределение обязанностей и взаимозаменяемость заместителей Генерального прокурора РФ устанавливаются приказами Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Начальники управлений и отделов аппарата организуют работу возглавляемых ими подразделений, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение, а в необходимых случаях лично исполняют поручения Генерального прокурора РФ и его заместителей, ходатайствуют о поощрении работников или привлечении их к дисциплинарной ответственности.

Организация деятельности управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, права и обязанности их сотрудников закрепляются положением о соответствующем структурном подразделении Генеральной прокуратуры РФ. В положении, как правило, находят конкретизированное выражение задачи, основные направления деятельности, структура управления (отдела), полномочия их руководителей и сотрудников.

Структура Генеральной прокуратуры РФ очень пластична. Она изменяется Генеральным прокурором РФ в пределах штатной численности и фонда оплаты труда в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Коллегия является совещательным органом. Она правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Решения коллегии реализуются в приказах Генерального прокурора РФ.

На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности заседания коллегии могут проводиться в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств. Могут также проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного рапорта начальника управления информации и общественных связей решает вопрос о приглашении на заседание представителей СМИ и объеме предоставляемой им информации.

Ответственность за своевременность и качество подготовки материалов, вносимых на рассмотрение коллегии, несут руководители подразделений и заместители Генерального прокурора РФ.

Вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ, его заместителях, а также в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.

В состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

В Законе о прокуратуре предусмотрено, что в Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

В соответствии с утвержденным положением научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре РФ, целью деятельности которого является научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении задач, возложенных на них Законом о прокуратуре.

Научно-консультативный совет возглавляется председателем Совета – Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором.

Председатель научно-консультативного совета руководит деятельностью Совета. Заместители председателя Совета организуют работу Совета в соответствии с поручениями председателя, осуществляют контроль за выполнением планов и рекомендаций Совета, созывают заседания и председательствуют на них, дают поручения ответственному секретарю и членам Совета, докладывают Генеральному прокурору РФ, коллегии рекомендации и заключения Совета, информируют Совет о решениях, принятых Генеральным прокурором, коллегией по этим рекомендациям.

Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета.

Заседания научно-консультативного совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения на них принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета. Данные решения носят рекомендательный характер. Они направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры РФ, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.

Осуществляя свою деятельность, научно-консультативный совет обсуждает и вырабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики, рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, государственного обвинения в суде, обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов и выносит по ним в случае необходимости экспертные заключения, вырабатывает с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка, оказывает методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, координирует работу этих советов.

Совет устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами других правоохранительных органов, учеными советами юридических научно- исследовательских институтов и учебных заведений.

Работа научно-консультативного совета освещается в журнале "Законность" и в других СМИ.

22. Компетенция прокуратуры: содержание, пределы. Полномочия передаваемые и непередаваемые.

Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями. Компетенция – это совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами. Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти. При определении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ «О прокуратуре»). Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции. Компетенция прокуратуры представляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр. лиц). Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют собой служебный долг прокурора.

Виды компетенции:

1) общая компетенция – это совокупность полномочий, предоставляемых прокуратуре как системе органов (в этом смысле понятие компетенции употреблено в ст.1 ФЗ «О прокуратуре»);

2) специальная компетенция;

В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:

ü военная

ü транспортная                                                    каждая из них обладает      

ü природоохранная                                          своей специальной компетенцией

ü войсковых частей

ü по исполнению наказания 

 

3) индивидуальная компетенция. Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган. 

 Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы 1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами) 2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные полномочия: 1) предметные Они определяют: А)круг поднадзорных прокуратуре субъектов; Б)какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора; 2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них; 3) отраслевые. В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них. 

По степени власти полномочия подразделятся на: 1) властные полномочия. Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора) 2) ограниченно властные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).

Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию: надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением наказания. Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения. 3) полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия). Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.