Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 583 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Критерии | Уровни | ||
Высокий | средний | Низкий | |
Когнитивный - должны знать понятия: мораль, добро, справедливость; правила поведения; знать устное народное творчество; отличать добро и зло, доброжелательность и подлость; чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине. | Знают понятия: мораль, добро, справедливость; знают правила поведения, устное народное творчество; отличают добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине. | Имеют представление: морали, добра, справедливости, чистосердечия, совести, милосердия и трудолюбия. | Имеет представление о морали, добре и трудолюбии. |
Эмоционально-мотивационный - имеют потребность, желание узнать о нормах нравственности, присутствие интерес к данному вопросу. | Дольно высокая степень сформированности нравственных потребностей и мотивов; доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов, постоянное устремленность совершенстве своего поведения в деятельности. | Наличие отдельных нравственных мотивов и потребностей; нерегулярное, ситуативное проявление интереса к нравственным категориям. | Отсутствие нравственных потребностей и мотивов, или наличие минимального набора нравственных мотивов; безразличное отношение к нравственным категориям, даже если они представлены в игровой форме. |
Деятельностный - изучение дополнительной литературы; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников. | Изучают дополнительную литературу; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников. | Соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию. | Соблюдение правил поведения и уважают старших. |
|
На констатирующем эксперименте проводилось тестирование. Тест "Размышление о жизненном опыте" состоял из двадцати вопросов. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа (см. Приложение 1).
Во время тестирования задавались такие вопросы как, например,
"Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?"
а) они мои раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто потерял;
в) может быть, заберу себе.
% учащихся написали вариант "а", 75% учащихся дали ответ "б", 5% учащихся дали ответ "в".
"Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную работу для своего класса. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?"
а) поднимаю руку и сообщаю о свое м желании сделать работу;
б) сижу и жду, пока кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.
% учащихся дали ответ "а", 25% учащихся дали ответ "б", 10% учащихся ответили "в".
Также на констатирующем эксперименте с учащимися контрольного и экспериментального классов проводилось анкетирование. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ (см. Приложение 2).
Хотелось бы привести несколько вопросов, например,
"Какие народные праздники отмечают у вас в семье?"
% учащихся ответили "Масленица; Новый год", 25% учащихся дали ответ "День рожденья" и 10% учащихся ответили "по-разному".
|
"Какие нравственные качества ты хотел (а) бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, умение приспосабливаться к жизни, практичность, патриотизм?"
% учащихся ответили "Уважение к старшим", 10% учащихся дали ответы "Все перечисленные качества" и 20% учащихся ответили "по-разному".
На констатирующем эксперименте проводилась беседа, она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение (см. Приложение 3).
Хотелось бы привести несколько примеров:
"Что для вас значит добро?"
Данный вопрос бурно обсуждался учащимися. Были даны такие ответы: Настя К., Саша С., Никита Т.
Настя К. ответила "Это все хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама".
Также в беседе задавался такой вопрос.
"Что для вас есть зло?"
Наиболее интересные ответы дали: Миша К., Руслан К., Настя В. и др.
Миша К. ответил "Это нечто противоположное добру: бурное, плохое, беда, несчастье".
"Вспомните, когда вы встречали в жизни добро?"
На данном вопросе у ребят возникли затруднения. Наиболее интересные ответы дали: Даша К., Леша С., Маша К.
Даша К. дала такой ответ: "Помощь пожилым людям, уступить место в транспорте, покормить бездомных животных и т.д.".
На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
|
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального и контрольного классов средний уровень нравственной воспитанности.
Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: формирование нравственной воспитанности младших школьников.
Здесь были разработаны и проведены внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности младших школьников (см. Приложение 4).
В разработанном мероприятии большое внимание уделялось нравственным отношениям. В разработанном мероприятии использовались средства народной педагогики, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Так же на уроках русского языка и природоведения использовались средства народной педагогики.
Третьим этапом нашего исследования итоговый эксперимент. Эксперимент проводился в форме наблюдения. В результате наблюдения мы получили следующие результаты.
По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
|
По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;
% - средним уровнем нравственной воспитанности;
% - низким уровнем нравственной воспитанности.
Все данные мы занесли в таблицу 2.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился, а у учащихся контрольного класса уровень нравственной воспитанности не изменился.
Таблица 2
Динамика нравственной воспитанности младших школьников (в %)
Критерии | Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс | ||
До эксперим. | После эксперим. | До эксперим. | После эксперим. | ||
Когнитивный | высокий | 20 | 25 | 15 | 15 |
средний | 65 | 70 | 60 | 60 | |
низкий | 15 | 5 | 25 | 25 | |
Эмоционально- Мотивационный | высокий | 25 | 20 | 30 | 20 |
средний | 65 | 60 | 65 | 60 | |
низкий | 10 | 20 | 5 | 20 | |
Деятельностный | высокий | 35 | 30 | 35 | 30 |
средний | 55 | 50 | 60 | 50 | |
низкий | 10 | 20 | 5 | 20 |
Рис. 1. Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по первому критерию
Рис. 2 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по второму критерию
Рис. 3 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по третьему критерию
Рис. 4 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по первому критерию
Рис. 5 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по второму критерию
Рис. 6 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по третьему критерию
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился.
На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:
· Увеличить количество часов на дисциплины нравственного цикла;
· Проводить внеклассные мероприятия, посвященные нравственной деятельности;
· Традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включать и интегрировать в содержание и форму учебно-воспитательного процесса школы;
· Воспитатель должен выступать примером носителя и проводника нравственной культуры.
Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.
Выводы по второй главе
Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.
|
Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.
А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.
Заключение
Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.
Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.
Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
Организация воспитания у народа преимущественно проходит в традиционных формах трудовой деятельности, различных формах взаимоотношений старших и младших, в процессе народных игр и праздников.
Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.
Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.
Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.
Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся стали, пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.
Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.
А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.
Библиографический список
1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. - Башкортостан: Башк. гос. пед. ун-т А.Н. Рееп, 2000. - 327с.
2. Атангулов, У.Ш. Педагогические условия использование идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / У.Ш. Атангулов. - Уфа: ин-т истории, языка и литературы, 1993. - 21с.
3. Байчекуева, Н.Х. Педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе [Текст] / Н.Х. Байчекуева. - М.: Просвещение, 1995. - 125с.
4. Багданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников [Текст] / О.С. Багданова, В.И. Петрова. - М.: Прсвещение, 1972. - 243с.
5. Багданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1975. - 105с.
6. Багданова, О.С. Воспитание культуры поведения учащихся с 1-3 классов [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1978. - 159с.
7. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: Наука, 1986. - 120с.
8. Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Бондырев. - Просвещение, 1989. - 224с.
Приложения
Приложение 1
Тест "Размышление о жизненном опыте".
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.
Ход проведения
· Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставить в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).
· Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.
· Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.
· Учащимся предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его.
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
а) обойду не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (ый) одиноко стоит в стороне. Что ты сделаешь?
а) ничего, какое мое дело?
б) не знаю заранее, как сложиться обстоятельство;
в) подойду и непременно заговорю.
. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то броситься на помощь, я тоже пойду;
в) звоня по телефону "03", останавливаю прохожих.
. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступаешь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) никак: жизнь вообще не справедлива;
в) вступлюсь за обиженного.
. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто потерял;
в) может быть, возьму себе.
. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось пропустит;
в) на свои знания.
. Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) уйду немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
. Некий волшебник предлагает тебе устроить обеспеченную жизнь без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
в) отказываюсь решительно.
. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуется отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.
. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет для меня значения;
в) разрываю все свои отношения с этим человеком.
. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) я буду ждать новых сообщений.
. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку, на улице взрослы мальчики, требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю - здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарок не отдаю, сражаюсь с ними.
. Когда ты уезжаешь на долго из дома, как ты себя чувствуешь в дали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую лучше, чем дома;
в) не замечал (а).
. Тебя просят послать книга в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) не нужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что принесу.
. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаше всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!