Критерии и уровни нравственной воспитанности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Критерии и уровни нравственной воспитанности

2020-04-01 583
Критерии и уровни нравственной воспитанности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерии

Уровни

  Высокий средний Низкий
Когнитивный - должны знать понятия: мораль, добро, справедливость; правила поведения; знать устное народное творчество; отличать добро и зло, доброжелательность и подлость; чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине. Знают понятия: мораль, добро, справедливость; знают правила поведения, устное народное творчество; отличают добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине. Имеют представление: морали, добра, справедливости, чистосердечия, совести, милосердия и трудолюбия. Имеет представление о морали, добре и трудолюбии.
Эмоционально-мотивационный - имеют потребность, желание узнать о нормах нравственности, присутствие интерес к данному вопросу. Дольно высокая степень сформированности нравственных потребностей и мотивов; доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов, постоянное устремленность совершенстве своего поведения в деятельности. Наличие отдельных нравственных мотивов и потребностей; нерегулярное, ситуативное проявление интереса к нравственным категориям. Отсутствие нравственных потребностей и мотивов, или наличие минимального набора нравственных мотивов; безразличное отношение к нравственным категориям, даже если они представлены в игровой форме.
Деятельностный - изучение дополнительной литературы; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников. Изучают дополнительную литературу; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников. Соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию. Соблюдение правил поведения и уважают старших.

 

На констатирующем эксперименте проводилось тестирование. Тест "Размышление о жизненном опыте" состоял из двадцати вопросов. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа (см. Приложение 1).

Во время тестирования задавались такие вопросы как, например,

"Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?"

а) они мои раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может быть, заберу себе.

% учащихся написали вариант "а", 75% учащихся дали ответ "б", 5% учащихся дали ответ "в".

"Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную работу для своего класса. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?"

а) поднимаю руку и сообщаю о свое м желании сделать работу;

б) сижу и жду, пока кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.

% учащихся дали ответ "а", 25% учащихся дали ответ "б", 10% учащихся ответили "в".

Также на констатирующем эксперименте с учащимися контрольного и экспериментального классов проводилось анкетирование. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ (см. Приложение 2).

Хотелось бы привести несколько вопросов, например,

"Какие народные праздники отмечают у вас в семье?"

% учащихся ответили "Масленица; Новый год", 25% учащихся дали ответ "День рожденья" и 10% учащихся ответили "по-разному".

"Какие нравственные качества ты хотел (а) бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, умение приспосабливаться к жизни, практичность, патриотизм?"

% учащихся ответили "Уважение к старшим", 10% учащихся дали ответы "Все перечисленные качества" и 20% учащихся ответили "по-разному".

На констатирующем эксперименте проводилась беседа, она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение (см. Приложение 3).

Хотелось бы привести несколько примеров:

"Что для вас значит добро?"

Данный вопрос бурно обсуждался учащимися. Были даны такие ответы: Настя К., Саша С., Никита Т.

Настя К. ответила "Это все хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама".

Также в беседе задавался такой вопрос.

"Что для вас есть зло?"

Наиболее интересные ответы дали: Миша К., Руслан К., Настя В. и др.

Миша К. ответил "Это нечто противоположное добру: бурное, плохое, беда, несчастье".

"Вспомните, когда вы встречали в жизни добро?"

На данном вопросе у ребят возникли затруднения. Наиболее интересные ответы дали: Даша К., Леша С., Маша К.

Даша К. дала такой ответ: "Помощь пожилым людям, уступить место в транспорте, покормить бездомных животных и т.д.".

На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:

По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального и контрольного классов средний уровень нравственной воспитанности.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: формирование нравственной воспитанности младших школьников.

Здесь были разработаны и проведены внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности младших школьников (см. Приложение 4).

В разработанном мероприятии большое внимание уделялось нравственным отношениям. В разработанном мероприятии использовались средства народной педагогики, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки.

Так же на уроках русского языка и природоведения использовались средства народной педагогики.

Третьим этапом нашего исследования итоговый эксперимент. Эксперимент проводился в форме наблюдения. В результате наблюдения мы получили следующие результаты.

По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

Все данные мы занесли в таблицу 2.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился, а у учащихся контрольного класса уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таблица 2

Динамика нравственной воспитанности младших школьников (в %)

Критерии Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

    До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.
 Когнитивный высокий 20 25 15 15
  средний 65 70 60 60
  низкий 15 5 25 25
Эмоционально- Мотивационный высокий 25 20 30 20
  средний 65 60 65 60
  низкий 10 20 5 20
Деятельностный высокий 35 30 35 30
  средний 55 50 60 50
  низкий 10 20 5 20

Рис. 1. Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по первому критерию

Рис. 2 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по второму критерию

Рис. 3 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по третьему критерию

Рис. 4 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по первому критерию

Рис. 5 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по второму критерию

Рис. 6 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по третьему критерию

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился.

На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:

·   Увеличить количество часов на дисциплины нравственного цикла;

·   Проводить внеклассные мероприятия, посвященные нравственной деятельности;

·   Традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включать и интегрировать в содержание и форму учебно-воспитательного процесса школы;

·   Воспитатель должен выступать примером носителя и проводника нравственной культуры.

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.

Выводы по второй главе

 

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.


Заключение

 

Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Организация воспитания у народа преимущественно проходит в традиционных формах трудовой деятельности, различных формах взаимоотношений старших и младших, в процессе народных игр и праздников.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся стали, пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.


Библиографический список

 

1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. - Башкортостан: Башк. гос. пед. ун-т А.Н. Рееп, 2000. - 327с.

2. Атангулов, У.Ш. Педагогические условия использование идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / У.Ш. Атангулов. - Уфа: ин-т истории, языка и литературы, 1993. - 21с.

3. Байчекуева, Н.Х. Педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе [Текст] / Н.Х. Байчекуева. - М.: Просвещение, 1995. - 125с.

4. Багданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников [Текст] / О.С. Багданова, В.И. Петрова. - М.: Прсвещение, 1972. - 243с.

5. Багданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1975. - 105с.

6. Багданова, О.С. Воспитание культуры поведения учащихся с 1-3 классов [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1978. - 159с.

7. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: Наука, 1986. - 120с.

8. Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Бондырев. - Просвещение, 1989. - 224с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Тест "Размышление о жизненном опыте".

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения

·   Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставить в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).

·   Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.

·   Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.

·   Учащимся предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а) обойду не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (ый) одиноко стоит в стороне. Что ты сделаешь?

а) ничего, какое мое дело?

б) не знаю заранее, как сложиться обстоятельство;

в) подойду и непременно заговорю.

. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то броситься на помощь, я тоже пойду;

в) звоня по телефону "03", останавливаю прохожих.

. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступаешь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) никак: жизнь вообще не справедлива;

в) вступлюсь за обиженного.

. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может быть, возьму себе.

. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось пропустит;

в) на свои знания.

. Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) уйду немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

. Некий волшебник предлагает тебе устроить обеспеченную жизнь без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуется отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.

. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет для меня значения;

в) разрываю все свои отношения с этим человеком.

. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) я буду ждать новых сообщений.

. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку, на улице взрослы мальчики, требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю - здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарок не отдаю, сражаюсь с ними.

. Когда ты уезжаешь на долго из дома, как ты себя чувствуешь в дали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую лучше, чем дома;

в) не замечал (а).

. Тебя просят послать книга в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) не нужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что принесу.

. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаше всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.