Общая характеристика народной педагогики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общая характеристика народной педагогики

2020-04-01 175
Общая характеристика народной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ шел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли - воспоминание реальной жизнью. Этот принцип можно считать одним из ценных положений народной педагогики. Воспоминание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как "естественное", "природосообразное" воспитание.

Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики аргументированными положениями, закономерностями процесса воспитания и обучения, а педагогическую практику - эффективными способами, приемами и средствами воспитания.

Принцип воспитания реальной жизнью заложен в основу новой парадигмы образования. Из принципа природосообразности воспитания впоследствии развивалось положение о связи обучения и воспитания с жизнью, которое несет в себе главную идею воспитания в реальной жизни. Еще в 1916 г. П.П. Блонский писал: "Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни" [12, c.101]. По его мнению, в народной школе ребенок должен научиться жить. "Жить" означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. Новую школу Блонский мыслил как самостоятельную детскую общину с коллективной деятельностью учащихся, которая по своему строю должна быть организацией не только учения, но и всей жизни ребенка. С.Т. Шацкий придерживался аналогичному взгляду. Он считал школу своеобразным социальным ферментом, где ученик жить и работать только на жизненном материале, где составной частью педагогического процесса является


Выводы по первой главе

 

Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.


Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

 

Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

 

Нравственное воспитание, "как мощное тайное оружие человеческого духа", проникая по всей сфере деятельности и поведения личности и обеспечивая единство их проявления в соответствии с требованиями общественной морали, становится результатом в процессе духовного воспитания личностью всей социальной реальности. Нравственное сознание отражает нравственные явления, прежде всего в форме представлений, знаний, оценок, отношений и мотивов. Оно обуславливает развитие нравственного самосознания ребенка, начиная от непосредственного переживания своих отношений с окружающими людьми и действительностью до осознания, познания себя. Нравственное сознание младших школьников формируется разными способами - через эмоциональную и рациональную сферу, выработку навыков нравственного поведения и деятельности через воспитание и развитие представлений о норме, идеале, заповедях, принципах. Все они становятся нравственными убеждениями и мотивами нравственного поведения.

Одна из главных форм проявления нравственных отношений в обществе - нравственные ценности, отражающие ценности представления, относящихся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья. В ценностях сконцентрирован жизненный опыт человечества, который в свою очередь посредствам этих ценностей передается из поколения в поколение, межпоколенческую связь.

Вторым этапом нашего исследования был миниформирующий эксперимент. Здесь было разработано и проведено внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности с использованием народной педагогики "Урок нравственности". Так же на уроках русского языка и природоведении использовались средства народной педагогики (см. Приложение 4).

Мероприятие "Урок нравственности" было проведено следующим образом: класс празднично украшен, на доске прикреплены плакаты с пословицами, поговорками. На доске размещена плакаты, на которых написано "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро". Учащимся было дано опережающее задание подготовить сказки, пословицы, поговорки на тему нравственности.

Цель мероприятия: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитания стремления совершать добрые дела. Развитие самооценки.

Мероприятие начиналось со стихотворения, которое обращает внимание ребят на готовность к уроку. После стихотворения учителя идет беседа "О добре и зле". По окончанию беседы учащиеся предлагают пофантазировать на тему "Планета добра". Для закрепления всего представленного ребятам предлагается взять с "Планеты добра" самые добрые и искренние поступки (ребята предлагают различные варианты). После чего дети с учителем делают вывод и подводят итог.

Следующий этап беседа "О волшебных сказках".

Ребятам предлагается вспомнить, часто ли они употребляют добрые слова (волшебные слова). После обсуждения предлагается игра "Волшебные слова" (читается стихотворение и там где учитель останавливается, дети говорят доброе слово), например:

Будьте здоровы!

Если кто - то, допустим, чихнет,

Вы готовы

Тут же откликнуться: … (Будьте здоровы!)

Надо либо кивать, либо

Благодарно сказать человеку… (Спасибо!)

Потом задается вопрос, "Какие мы еще добрые "волшебные" слова не назвали?", дети называют слова.

После того, как дети назвали слова, разыгрываются сценки:

"Продавец покупатель" (2 учащихся); "У врача" (несколько учащихся).

После окончания сценок идет обсуждение. Ребята высказывают свое мнение о поступках. В закреплении делается вывод. Дети читают пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела". После прочтения идет обсуждение их смысла.

Задается вопрос "Легко ли быть добрым человеком?" дети высказывают свое мнение. Учитель читает стихотворение "Вовка добрая душа".

Проводится игра "Сказки". Учитель называет сказочного герое, а дети хлопают в ладоши, если герой добрый. Если герой злой закрывают глаза ладонями.

После игры ребятам задается вопрос, "А на какого героя вы хотели бы быть похожими и почему?". Дети называют героя и доказывают свою точку зрения.

В заключении учащимся раздаются круги. И предлагается нарисовать на них добро и подарить тому человеку, которому они хотят сделать добро.

Учитель говорит добрые пожелания детям.

На уроках русского языка и природоведения также использовались средства народной педагогики. Например, на уроках русского языка при изучении нового словарного слова использовались пословицы "Сам погибай, а товарища выручай" (см. Приложение 5).

На уроках природоведения использовались загадки, например: "Брат с братом через дорогу жив, а один другого не видит".

Также на уроке природоведения использовался кроссворд на тему "Как мы воспринимаем окружающий мир", его вопросы составлены в форме загадок (см. Приложение 6).

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.