Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы

2020-04-01 131
Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы

2. Эвтаназия с юридической точки зрения

3. Социально-психологическая сторона проблемы эвтаназии

4. Философские взгляды на право на жизнь и право на смерть

5. Медицинский аспект дискуссий об эвтаназии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах ученых-юристов и не закрепленности в государственно-правовых актах страны.

Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом. Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Хотя закона о легализации эвтаназии нигде кроме этой страны пока нет, практика умерщвления безнадежно больных пациентов применяется врачами во многих странах мира: Бельгии, Швейцарии, Швеции, Финляндии.

Статистика общественного мнения в России примерно такая: "Полностью за" - 17,85 %. "За, если нет другого выхода" - 58,71 %. "Категорически против" - 21,08 %.

Цель: изучение роли и места эвтаназии в системе социально-правовых отношений и правового сознания

Задачи:

1. Подбор и изучение литературы по проблеме эвтаназии, анализ теорий отечественных и зарубежных исследователей.

2. Анализ по доступной литературе основных подходов и теорий различных научных отраслей.

.   Выявление основных особенностей и закономерностей изменения правосознания по отношению к эвтаназии.

.   Рассмотрение вопроса о месте эвтаназии в системе права и психологии.

5. Формулирование основных выводов.

Основной метод: анализ теоретической литературы.

Объект: эвтаназия, как право на смерть.

Предмет: место эвтаназии в системе правоотношений и правосознания.

Теоретическая основа: концепции А.В. Воробьев, Б. Братусь, Е.В. Шеленев, Ю.А. Дмитриев и другие исследователи.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, пяти пунктов, заключения и списка литературы (7 источников).

эвтаназия жизнь смерть право


Заключение

 

Подводя итог контрольной работы хотелось бы отметить, что проблемы, связанные с эвтаназией, волнуют законодателей и общественность многих современных государств, становятся предметом обсуждения и исследования специалистов разных областей. Следует понять, что никакое право не может предусмотреть все частные случаи. Решения, принимаемые медициной, не могут быть заменены правовыми. Особенно это касается человеческой жизни. Но такая проблема как эвтаназия есть и она требует решения, в том числе и правового. На наш взгляд активная эвтаназия, по крайней мере в наше время, не имеет права на жизнь, так как скрывает в себе массу возможностей для неправильного применения акта эвтаназии. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и лечение которых недостает денежных средств.

Единственным способом проявления эвтаназии в нашем обществе может являться добровольная и пассивная эвтаназия. Нужно четко и недвусмысленно сформулировать законодательную норму, согласно которой больной имеет полное право знать диагноз своей болезни, ее возможные последствия, степень риска неблагоприятного исхода при отказе от лечения, степень надежды на выздоровление. Если больной находится в вегетативном состоянии должно определить необратимость такового состояния.

Проанализировав в нашей работе основные аргументы, высказываемые различными специалистами в пользу эвтаназии, можно свести к следующим трем:

. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции - над отрицательными. В ситуации эвтаназии этот баланс необратимо нарушается. Высказанный аргумент является наиболее веским из всех трех, тем более, когда мучения человека невыносимы и нежелание человека находиться в мучительном для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей. Противники эвтаназии приводят два возражения.

·   Первое. При анализе допустимости эвтаназии было бы некорректно сравнивать страдание с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. Жизнь есть благо и она остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу сплошным страданием.

·   Второе. Аргументируя допустимость эвтаназии тем, что такова сознательная воля самого больного, мы тем самым признаём, что если бы больной был в состоянии распорядиться своей жизнью, когда та по принятым меркам оказывается невыносимой, то он бы сам прекратил ее, то есть мы фактически признаем право на самоубийство. Однако не все, кто признает право на эвтаназию, признает право на самоубийство.

2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Деградировав до сугубо витального, дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о ее прекращении - не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву. Этот аргумент поражает, прежде всего, своей эмоциональной пустотой, ибо помимо внешней стороны человеческой жизни существует ее внутренняя сторона. И до какого бы зоологического, растительного уровня она не деградировала в фактическом плане, это вовсе не значит, что человек готов относиться к себе или к своим родным в таком состоянии так же, как он относится к высохшему дереву или чертополоху.

. Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению. Этот аргумент является сугубо практическим и имеет, разумеется, свое значение в пределах практических решений, связанных с распределением финансов, организацией системы здравоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании эвтаназии.

Против эвтаназии приводят следующие доводы: решение об эвтаназии субъективное отношение со стороны лечащих врачей. Специалисты в области медицины твердо верят, что если применение эвтаназии легализовать, то она соответственно будет безопасна и гарантирована, и поэтому, если пациент лично просит смерти, то она будет осуществлена в хороших санитарных условиях и будет лишена насилия. Но здесь есть одно но.

Итак, эвтаназия - (эйтаназия эутаназия) (от греч. eu - хорошо и thanatos - смерть), намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

На наш взгляд настоящим ответом сторонникам эвтаназии является поддержка умирающего больного и помощь ему, сопровождение его в эти последние моменты жизни. В медицинском плане утолить боль возможно всегда. Развитие анальгетической фармакологии, лучшее понимание эффектов анальгезии и оптимальных условий ее использования способствуют тому, что сегодняшний врач более оснащен в этом плане. Часто боль, "стойкая к обезболиванию", возникает вследствие изначально неправильного болеутоления и недостаточной дозировки. Это может привести к возобновлению боли еще до ее утоления. Сегодня нам известно, что регулярное употребление препаратов опия оральным путем и приспосабливание их к интенсивности и характеру боли может избавить от появления болевой депрессии, которая увеличивает чувствительность и страдания больного. Часто является возможным получить болеутоляющий эффект с сохранением ясного сознания больного, не вызывая у него наркотической зависимости (чего так опасались врачи в прошлом).

Утолить боль фармакологическим методом возможно, но одного этого недостаточно. Драма раковых больных, как и большинства пациентов, находящихся в терминальном состоянии, носит, в основном, психологический характер: они чувствуют себя покинутыми не только врачом, а, часто, даже и родственниками. И как раз в такой момент приходит мысль об эвтаназии, просьба о которой, по своей сути, есть крик о помощи. Значит, очень важно по-человечески поддержать больного, создать вокруг него атмосферу доверия и внимания, в которой он может "спокойно умереть".

Но даже если и допустить мысль о легализации эвтаназии, то она должна отвечать трем основным условиям:

. эвтаназия должна быть добровольной,

. только врач может оказывать помощь или осуществлять эвтаназию,

. состояние пациента должно быть с медицинской точки зрения неудовлетворительно.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 М.: Тандем. - 2000.

2. Акопов В.И., А.А. Бова - Сборник докладов первой международной конференции "Общество, медицина, закон". - Кисловодск. - 1999. - С.5-6

.   Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации - М.: Статут - 2000. - с.574

.   Г.В. Рутеки. Влияние субъективного отношения лечащих врачей на меры по ускорению смерти. - СПб: Питер - 637с.

.   Дмитриев Ю.А. Шленева Е.В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии. // Государство и право. - 2000. - № 11. - С.24-32

.   Заявление "О современных тенденциях легализации эвтаназии в России". Московский Патриархат. Церковно-общественный комитет по биомедицинской этике. // Москвичка. - 2006. - №9 - С.2-4

.   Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право - 1992 - № 7. - с.44-56.

Содержание

Введение

1. Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы

2. Эвтаназия с юридической точки зрения

3. Социально-психологическая сторона проблемы эвтаназии

4. Философские взгляды на право на жизнь и право на смерть

5. Медицинский аспект дискуссий об эвтаназии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах ученых-юристов и не закрепленности в государственно-правовых актах страны.

Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом. Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Хотя закона о легализации эвтаназии нигде кроме этой страны пока нет, практика умерщвления безнадежно больных пациентов применяется врачами во многих странах мира: Бельгии, Швейцарии, Швеции, Финляндии.

Статистика общественного мнения в России примерно такая: "Полностью за" - 17,85 %. "За, если нет другого выхода" - 58,71 %. "Категорически против" - 21,08 %.

Цель: изучение роли и места эвтаназии в системе социально-правовых отношений и правового сознания

Задачи:

1. Подбор и изучение литературы по проблеме эвтаназии, анализ теорий отечественных и зарубежных исследователей.

2. Анализ по доступной литературе основных подходов и теорий различных научных отраслей.

.   Выявление основных особенностей и закономерностей изменения правосознания по отношению к эвтаназии.

.   Рассмотрение вопроса о месте эвтаназии в системе права и психологии.

5. Формулирование основных выводов.

Основной метод: анализ теоретической литературы.

Объект: эвтаназия, как право на смерть.

Предмет: место эвтаназии в системе правоотношений и правосознания.

Теоретическая основа: концепции А.В. Воробьев, Б. Братусь, Е.В. Шеленев, Ю.А. Дмитриев и другие исследователи.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, пяти пунктов, заключения и списка литературы (7 источников).

эвтаназия жизнь смерть право


Понятие эвтаназии. Исторический анализ проблемы

 

Предварительный анализ проблемы эвтаназии предполагает необходимость определить само понятие. Эвтаназия (греч. еu - хорошо и thanatos - смерть) буквально означает "хорошая, легкая смерть". В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: "безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие"; "умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий"; "сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий".

Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие "информированный больной", употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.

Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий - позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий - позиция пациента). Пассивная эвтаназия означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание (нередко мучительное) больного. Также пассивную эвтаназию можно рассматривать как право больного на отказ от лечения, операции, принятия лекарственных препаратов. Принуждение его к активному лечению означает нарушение конституционного права на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. В случае активной эвтаназии врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть.

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространенной практикой в США, других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного. Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений: об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть; об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

·   эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);

·   эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного;

·   эвтаназии нет в случае прекращения реанимации;

·   эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти;

·   эвтаназии нет, если дают умереть больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок.

Эвтаназия известна давно, с глубокой древности. Так, в Спарте убивали младенцев, родившихся слабыми, больными. Некоторые первобытные племена имели обычай убивать или оставлять без присмотра стариков, ставших обузой для семейства. И вот в двадцатом веке оживает этот обычай. В истории уже был прецедент толкования данного понятия буквально. "В гитлеровской Германии декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа "Эвтаназия", имевшая ужасные последствия в виде 275 тыс. умерщвленных умственно отсталых, психически больных, эпилептиков, пациентов, страдающих от старческой немощи и различных органических неврологических расстройств (паралич, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, опухоль мозга), которых сочли бесполезными для общества и предали относительно легкой смерти в газовых камерах". На короткое время закон разрешал эвтаназию в Австралии. Во многих странах законопроекты о праве на смерть рассматриваются довольно часто, например, парламент Великобритании отвергал его более двадцати раз.

Во многих странах мира люди пытаются решить вопрос о допустимости добровольной смерти по гуманным соображениям - особенно в случае неизлечимой, несущей страдания, болезни. В последние годы проблема значительно усложнилась, поскольку передовые медицинские технологии позволяют врачам даже в самых сложных случаях поддерживать жизнь пациентов в течение длительного времени. Конечно, больные имеют право в любой момент отказаться от медицинской помощи. Однако просьба сделать смертельную инъекцию - это совсем другое дело. При этом сегодня люди страдают от онкологических заболеваний много больше и много страшнее, чем в прошлом. Как ни парадоксально, но связано это с тем, что за последние десятилетия в борьбе с раком достигнут несомненный прогресс. Прогресс, который привел к тому, что теперь человек не погибает, как это было раньше, на ранних стадиях заболевания, и даже в тех случаях, когда лечение не приводит к выздоровлению или ремиссии, дотягивает до того момента в развитии болезни, который в прошлом был принципиально недостижим.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.